Какое топливо лучше для автомобиля

Что лучше: бензин или газ

Недоливы топлива

Газовые баллоны вмещают меньше топлива, чем заявляется. По технике безопасности ввиду температурного расширения там должно оставаться примерно 20% незанятого объема. Следит за недоливом специальный датчик, который часто срабатывает неправильно. В 60-литровый баллон может заливаться 40, 45 и даже 25 литров. Отследить этот процесс трудно, так как не все газовые колонки следят за точностью измерений. Контроль за недоливом на них менее строгий, чем на бензиновых АЗС. Поэтому экономия при езде на газе может заметно снижаться ввиду неточного наполнения баллонов.


ДВС или электричество. Какие двигатели будут работать в машинах будущего? Подробнее

Бензин или газ? На чём выгоднее ездить зимой

Газомоторное топливо, по признаниям владельцев автомобилей с газобаллонным оборудованием, даёт двукратную экономию. Но есть ли смысл заправлять машину газом и что будет с двигателем на газу после суровой русской зимы?

Коллаж LIFE. Фото Shutterstock

С бензином всё проще, но газ может быть дешевле

Средние региональные цены на топливо продолжают расстраивать владельцев бензиновых авто и умеренно радовать тех, кто заправляет машины газом. Актуальные цены на ноябрь 2020 года на АИ-92 — 41 рубль за литр, а стоимость бензина АИ-95 приближается к 48 рублям за литр. Газ пропан при этом пока не дорожает, и цена за литр голубого топлива составляет 23–25 рублей.

Но такой подход будет выгоден не всем. Выбрать автомобиль на ГБО стоит лишь в том случае, когда соблюдаются два условия.

Ещё не водитель, уже не пешеход. Минтранс и МВД ужесточат требования к электросамокатам

Условие первое. Среднесуточный пробег превышает 150–200 километров. Именно поэтому машины на ГБО популярны у водителей такси. Высокие цены на бензин, особенно в 2020 году, нередко бьют по доходам таксистов, поэтому в целях экономии водители жёлтых автомобилей с шашечками массово ставят газобаллонное оборудование. Реальная экономия в два раза достижима только на больших пробегах. Если ежедневный маршрут не выходит за пределы «работа — дом», то никакого смысла в установке ГБО нет.

Условие второе. Обслуживание машины нередко проводится с задержкой или не проводится в предписанные заводом интервалы. Газомоторное топливо в этом случае заметно полезнее для двигателя: смесь сгорает в цилиндрах равномерно, не оставляя нагара. Даже самый плохой газ для двигателя может оказаться полезнее бензина, поэтому если мысль о замене масла раз в 10 тыс. километров заканчивается сердечным приступом, то газ — идеальное топливо. К тому же ряд производителей, в том числе и российских, делают легковые автомобили для заправки газом и успешно их продают.

Недостатки использования ГБО

Багажник

ГБО баллон четвертого и пятого поколения устанавливают в багажнике. Новый топливный бак занимает до 50% полезной площади. Это становится минусом, если планируются частые поездки за город с семьей.

Запах в салоне

На самом деле, неприятный запах в салоне можно считать очередным мифом об использовании газобаллонного оборудования. При своевременном сливе конденсата с редуктора никакого запаха в автомобиле не будет.

Причина появления неприятного запаха в салоне, независимо от того, какой вид топлива используется, только одна — нарушение герметичности в системе подачи топлива. При этом метан, в отличие от бензина, по своим физическим свойствам не может скапливаться в салоне или подкапотном пространстве.

Сложность в эксплуатации зимой

Это весомый минус, но только в том случае, если автомобиль редко выезжает зимой и стоит под открытым небом. Но при таких условиях бывает сложно завести и бензиновый двигатель — требуется прогревать мотор в течение 5-10 минут.

Расход на установку

Монтаж ГБО — мероприятие не из дешевых — установка оборудования пятого и шестого поколения обойдется в пределах 500 евро, при этом в автосервисах, специализирующихся на переоборудовании инжектора на газ, кредит не предусмотрен. Если выбирать по эффективности и цене, то самые дешевые установки 4 поколения. Наибольшую производительность дают ГБО 5 и 6 поколения.

Потеря мощности

Абсолютным фактом является и то, что автомобиль, работающий на газу, теряет до 10% мощности двигателя. Мотор, перерабатывая газовую смесь, дает меньше крутящего момента, но при городской эксплуатации водитель этого практически не замечает.

Если на СТО провести качественную регулировку подачи топлива через ЭБУ, то потери мощности снижаются до 3-5%. Такая же потеря наблюдается на маломощных авто и при включении, например, кондиционера.

Недостаточное количество газовых заправок

Этот недостаток может оттолкнуть автомобилистов от переоборудования своей машины, если в регионе трудно найти метановые заправки. Согласно требованиям законодательства о безопасности, газовые заправки должны быть расположены вне населенных пунктов на значительном расстоянии.

Но поскольку цена газового топлива в разы меньше, чем у бензина, перед принятием решения стоит подсчитать, как быстро окупится установка ГБО и начнется реальная экономия.

Перегорание клапанов

Высокое октановое число газа – 105 (у товарного бензина — 75-90) предотвращает возникновение детонации, но возникает вероятность быстрого перегорания выпускных клапанов за счет того, что газово-воздушная смесь горит медленнее бензиновой. Это становится актуальной проблемой для владельцев автомобилей Хонда при использовании автомобиля для дальних поездок (более 1000 км).

При частых запусках двигателя клапаны не перегорают, поскольку первый старт авто начинается с бензинового впрыска. При этом остатки микрокапель бензина остаются на тарелке клапана и седле, что отводит лишнее тепло с детали. При стабильной работе на газу теплопередача отсутствует, металл клапана подвергается постоянной эрозии, происходит потеря герметичности и исчезновение клапанных зазоров.

На сегодняшний день эта проблема актуальна лишь для моторов Хонда, некоторых марок Субару и Тойота, которые штатно предназначены только для использования бензина и позже переоборудованы на использование газа. Для внутреннего рынка Хонда выпускает отдельный ряд двигателей для работы на газу. В этих моторах предусмотрена иная геометрия впускного клапана.

Предотвратить ситуацию помогает установка «лубрикатора», который производит в коллектор систематический впрыск специального легкого масла. Дополнительная установка «лубрикатора» и покупка масла снижает экономию от использования газа на 15-20%.

Как установить газовую систему на бензиновый двигатель

При монтаже нового четвертого поколения газобалонного оборудования, подсоединение редуктора выполняется в разрыв систем охлаждения, а во впускном коллекторе проводится врезка газовых форсунок. Стоит отметить, что в старых ГБО с целью блокировки подачи топлива монтировался дополнительный электромагнитный клапан.

Больше никаких конструкционных изменений с транспортным средством не происходит. Поэтому автомобиль может успешно пользоваться как газовым топливом, так и бензиновым. При желании надстройку можно безболезненно демонтировать и вернуть применение монотопливного режима.

Газ или бензин, что лучше?

Система заправочных станций в мире в основном ориентирована на заправку машин продуктами нефтепереработки: бензином, дизельным топливом. Значит ли это, что перевод автомобильной системы питания на работу от газового оборудования несет в себе недостатки? Для начала ознакомимся с достоинствами установки ГБО:

  1. Экономическая выгода. Как бы не поднималась цена на бензин, стоимость газа минимум в 2 раза ниже.
  2. В камере сгорания двигателя не образуется нагар. Это значит, что моторное масло остается чистым на всем протяжении его использования. Можно реже производить замену. Кроме того, нагар не закоксовывает компрессионные кольца, а значит, мотор гораздо медленнее теряет компрессию, что положительно сказывается на его ресурсе.
  3. Отсутствует детонационное горение. Детонация — это удар. В первую очередь, по цилиндро-поршневой группе, затем по кривошипно-шатунному механизму. И далее по цепочке. Это сильно снижает ресурс двигателя, приводя его к преждевременным поломкам. В отличие от бензина, газ горит плавно и спокойно.
  4. Более качественная топливная смесь.
  5. Суммарный пробег от совместной заправки увеличивается от 1,5 до 2,5 раз.

Кроме перечисленных достоинств сюда можно отнести экологическую безопасность. Она заключается в отсутствии вредных выбросов угарного газа.

Заблуждение №2: уменьшится размер багажника

Тут тоже можно поспорить. Конечно, если вы установите в багажнике традиционную «сардельку» — места станет маловато, особенно если у вас небольшая машинка. Но есть же и другие варианты! Первый, который стоит и в моей машине в том числе – так называемый тароид. Это круглый бак, который идеально укладывается в ящик для запасного колеса. Да, от колеса придется отказаться, но так ли часто оно вам нужно в городе? А когда я путешествую на машине, я кидаю запаску на верхний багажник. Не очень красиво, зато спокойно.

И второй вариант, подсмотренный у ребят из СТО: использование в качестве бака для газа кислородного баллона. Они бывают разной емкости, они узкие и длинные и могут укладываться в ящик для инструментов или в любое другое подходящее место в багажнике, очень экономично расходуя при этом пространство.

Особенности использования бензина в качестве топлива

Особенности применения бензинов в качестве моторного топлива:

  1. При разработке автомобиля учитываются тип двигателя и особенности системы подачи топлива. Монтаж дополнительного баллона уменьшает полезную вместимость багажного отсека, а дополнительные магистрали могут разрушаться при столкновениях.
  2. Поскольку бензин находится в жидком состоянии при нормальном атмосферном давлении, то удельный расход ниже, чем при использовании газообразного топлива.
  3. Смесь бензина с воздухом обладает повышенной теплотворностью, обеспечивая улучшенные параметры двигателя. Газовые моторы уступают по характеристикам бензиновым аналогам (недостаток частично устранен на агрегатах с впрыском пропана или метана в полость впускного коллектора).
  4. Машины с бензиновым мотором не требуют оформления дополнительных документов. Следует учесть распространенность заправочных станций с жидким топливом и упрощенный процесс заливки горючего в бак.

Плюсы установки ГБО

  • Ощутимая экономия средств в сравнении с другими видами топлива.
  • Экологичность топлива не на последнем месте. Её коэффициент выше, чем у бензина в 3-5 раз.
  • Увеличение ресурса двигателя на 20-30%. Отсутствуют отложения и нагар на внутренних деталях двигателя. Это связано с чистотой газа, отсутствием смол, свинца, серы, парафина. По этой же причине продлевается жизнь каталитического нейтрализатора системы выпуска отработанных газов.
  • Высокое октановое число (около 105) и устойчивость к детонации, что снижает нагрузку на элементы поршневой группы.
  • Снижение риска отказа системы питания. Газобаллонное оборудование дублирует бензиновую систему питания машины. Запас хода увеличивается.
  • Легко предотвратить несанкционированный пуск двигателя, работающего на газовом топливе, отсоединив коммутатор. В этом случае пуск будет невозможен ни газом, ни бензином.
  • В системе ГБО нет дорогостоящих деталей, которые требуют ремонта. К примеру, если закончился газ, то машина сможет проехать какое-то время на испарениях из баллона и это и повлечёт никаких последствий. При полном расходе бензина есть риск выхода из строя топливного насоса, который, в большинстве случаев, потребуется заменить.
  • Газ нельзя слить и продать. Корректнее выражаясь, этого нельзя сделать в кустарных условиях. Использовать для этой цели дополнительное оборудование нецелесообразно.
  • Замену масла при работе на газе можно проводить реже, так как оно меньше загрязняется.

Бензиновый двигатель автомобиля

В основе принципа действия любого бензинового ДВС лежит воспламенение высокоэнергетического топлива в замкнутом пространстве.

Рассмотрим основные составляющие инжекторного силового агрегата:

  1. Блок цилиндров.
  2. Поршни.
  3. Коленвал.
  4. Головка блока цилиндров.
  5. Распредвалы.
  6. Навесное оборудование.

Блок цилиндров является самой массивной частью. На большинстве двигателей он выполнен из чугуна. По сути он является основой всего устройства бензинового силового агрегата. Сверху на блок цилиндров устанавливается ГБЦ, а снизу он закрывается т. н. блоком коренных крышек.

Четыре отверстия в блоке — это и есть цилиндры. Их здесь четыре. Существуют бензиновые двигатели, которые содержат восемь, шесть или три цилиндра. В цилиндрах расположены поршни, которые с большой скоростью перемещаются по цилиндрам вниз и вверх, поэтому при изготовлении элементов необходимо точное соблюдение размеров и их тщательная подгонка.

В цилиндре поршень перемещается благодаря энергии, которая получается при сгорании воздушно-топливной смеси. Сам поршень прикреплен к шатуну, который крепится на коленчатом валу. Данные соединения являются скользящими, то есть не жесткими, и позволяют элементам вращаться по отношению друг к другу.

Чтобы при трении частей не происходило перегрева, применяется система смазки. На валу посажен маховик. Именно он применяется для первичного запуска. К маховику прикреплена корзина сцепления, через которую передается крутящий момент от двигателя на КПП.

топливная система бензинового двигателя

Рассмотрим топливную систему инжекторного бензинового силового агрегата:

  • Форсунки.
  • Топливная рампа.
  • Подающий и сливной бензопроводы.
  • Шланг для отвода паров бензина и абсорбер.
  • Топливный фильтр.
  • Бензонасос.
  • Бензобак.

Топливный бак предназначен для хранения топлива. Как правило, его объем обеспечивает ТС примерно 500 км пробега без дозаправок. При включении зажигания топливо с помощью электробензонасоса посредством фильтра грубой очистки, который являет собой капроновую сетку, поступает в подающий топливопровод. Далее горючее проходит через фильтр, где очищается от механических примесей, и поступает в рампу, а затем посредством форсунок в цилиндры.

Что выбрать для автомобиля: газ или бензин?

Статья о том, что лучше выбрать для машины — газ или бензин: достоинства и недостатки газобаллонного оборудования. В конце статьи — видео про ГБО в автомобиле. Статья о том, что лучше выбрать для машины — газ или бензин: достоинства и недостатки газобаллонного оборудования. В конце статьи — видео про ГБО в автомобиле.

Как правило, если водитель попробовал управлять автомобилем на газу, он непременно желает перевести бензиновый мотор только на этот вид топлива. Кроме того, против использования пропан-бутановой смеси на автомобилях выступают те водители, которые по техническим причинам не смогли перевести инжектор на газ, и те, кто никогда не эксплуатировал мотор на газу.

Итак, что выбрать для автомобиля, газ или бензин? Разберем преимущества, недостатки и мифы, связанные с газовым оборудованием на авто.

Мифы и правда про установку ГБО

Вокруг ГБО сложились мифы, за которыми обывателю не видно правды. Развенчаем наиболее популярные вымыслы.

Миф 1. Газовый баллон в автомобиле обязательно взорвется при аварии.

Баллон с газом является одним из самых устойчивых предметов к повреждению. Его делают из высококачественной стали толщиной 4 мм, в отличие от пластиковых баков для бензина, дизеля. Дополнительно на баллоне устанавливают запорные газовые клапаны, которые препятствуют быстрому высвобождению летучего топлива. 

Миф 2. В салоне часто стоит запах газа

Правильно установленное оборудование не допускает протечек. При работе мотора несгоревший газ выходит через выхлопную трубу, а не в салон. Если же запах появляется при эксплуатации машины, клапаны нужно перекрыть и поехать на СТО.

Миф 3. Двигатель на сжиженном топливе теряет в динамической мощности до 10%.

Раньше на автомобили устанавливали смесительные установки, поэтому производительность падала на 10% и снижался крутящий момент. С помощью ГБО последовательного впрыска машина теряет лишь 2% мощности, что для водителя незаметно.

Одним из мифов считается то, что машина на газу не заводится в мороз. Здесь надо действовать по простой схеме: сначала запуститься на бензине, прогреть мотор и газовое оборудование до рабочих температур, а после — при начале движения, переключить инжектор на газ.

Плюсы и минусы установки газового оборудования на автомобиль

Преимущества перехода на газ:

  1. Финансовая экономичность.
  2. Увеличение пробега без дозаправки почти в два раза.
  3. Более чистые выхлопные газы, нежели у бензина.
  4. Меньшее количество нагара.
  5. Масло сохраняет свои качества более долгое время.
  6. Уменьшение износа поршневой группы благодаря качественному перемешиванию смеси и равномерному горению.
  7. Отсутствие детонации.

Недостатки перехода на газ:

  1. Автомобиль лишается гарантийных обязательств (если он новый).
  2. Опасность возгорания. Если установка выполнялась лицензированными специалистами и при помощи фирменных комплектующих, риск сводится к минимуму, но не к нулю.
  3. Занимает свободное место в багажном отсеке.
  4. Изменяется заводская развесовка автомобиля.

Минусы применения газобаллонного оборудования

  • Вес транспорта изменится в большую сторону после установки газового оборудования.
  • Необходимо затратить средства на установку оборудования. Этот недостаток существенен, если машина используется редко, то есть её пробег менее 10000 километров в год. Чтобы окупить затраченные средства понадобится от 3 до 5 лет. При более интенсивном использовании стоимость оборудования будет компенсирована после 15-25 тысяч километров пробега.
  • Недолив во время заправки из-за использования различного оборудования. Подача газа прекращается после срабатывания датчика давления, а они на АГЗС останавливают заправку в разное время.
  • ГБО занимает место, которого и так не много в легковой машине. Соответственно уменьшается грузоподъёмность. Выходом из положения может стать установка тороидального баллона в отсек для запасного колеса, но как же без него? Преимущество имеют внедорожники с альтернативным расположением «запаски» и большим объёмом багажника, на который габариты газового баллона не окажут особого влияния.
  • Газ взрывоопасен! Оборудование требует периодического осмотра, а его монтаж лучше производить в сертифицированном сервисном центре.
  • Динамика разгона, как и максимальная скорость, снижается, что обуславливается медленным сгоранием газа. Также необходима регулировка зажигания по другое топливо.
  • Воздушный фильтр придётся менять чаще.
  • Газовые АЗС не так широко распространены, как бензиновые и дизельные.
  • Установка ГБО является достаточно серьёзным вмешательством в конструкцию транспортного средства. Велика вероятность лишения гарантии официальным дилером, продавшего машину, даже при предоставлении разрешающих документов установщиков оборудования.

Экономим вместе с «ППР»

Автомобили с ГБО не редкость для коммерческих фирм с обширным автопарком. Это могут быть как легковые авто, так и малотоннажные, и грузовики. Основное преимущество автопарка на газу — существенная экономия на заправке.

Команда компании «ППР» предлагает оптимальные условия для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно скидку 3% на газовых станциях и снижение расходов до 30% за счет компенсации 20% НДС.

При подключении топливных карт на сайте petrolplus.ru каждый клиент получает:

  • возможность заправки на 800 газовых станциях и 16000 бензиновых АЗС разных производителей топлива — «Лукойл», «Газпром», «Татнефть», «Башнефть» и других;
  • доступ в личный кабинет для контроля за расходом ГСМ, изменения лимитов;
  • оформление отчетов для бухгалтерии на возмещение 20% НДС;
  • возможность отсрочки платежей до 30 дней.

Чтобы заказать топливную карту для ИП и юрлиц, обращайтесь по номеру 8 (800) 222-83-05 или оставляйте заявку на сайте.

Заблуждение №1: расход газа при установке в полтора раза превышает расход бензина

Ответ на практическом опыте: разница действительно есть, но она составляет примерно 5 процентов, не больше. Если вы поставили газ и расход сильно увеличился – езжайте настраивать. Тут еще есть один нюанс: если на вашей машине стоит газовое оборудование 1 или 2 поколения, хлопокового типа, то оно действительно «жрет» топливо больше, а современные устройства 3 и выше поколения расходуют газ так же, как бензин. И еще ремарка от мастера: для нормального расхода с газовым оборудованием желательно устанавливать так называемый газовый вариатор, который увеличивает диапазон угла опережения зажигания двигателя. Для девочек: время горения газа меньше, чем горения бензиновой смеси, этот газовый прибор помогает машине рационально потреблять высокооктановое топливо. Он послужит серьезным подспорьем в экономии. Но и без него расход будет нормальным.

Исключения из правил

Не на все бензиновые автомобили можно установить ГБО и перевести мотор на использование газа

— многие двигатели, которые устанавливаются на авто для американского рынка, невозможно переоборудовать. К ним относятся: Audi A4 Allroad quattro c мотором 2,0 TFSI 225, многоцилиндровые моторы Mercedes, BMW, некоторые силовые блоки от Acura и Lexus.

Выбирая между бензином и газом, каждый водитель будет определять самостоятельно, какой вид топлива использовать. Преимущества газа бесспорны, но и бензиновые моторы еще имеют достаточно плюсов и большую армию поклонников.

Видео про ГБО в автомобиле:

Источник

Преимущества газового топлива

Стоимость

Это главный аргумент в пользу перевода бензинового мотора на использование газа — цена за литр газа ниже литра бензина, как правило, на 35-40%. Несмотря на то, что расход газа превышает расход бензина на загородной трассе, окупаемость ГБО и последующая экономия наступит не позже 18 месяцев. Чтобы уменьшить расход газового топлива, следует провести дополнительную регулировку газобаллонного комплекта.

Для сравнения: ДЭУ Lanos расходует при передвижении на городских улицах около 9 литров. При переходе на газ установка оборудования 5 поколения (примерно 360 евро) окупится за 8 месяцев при условии ежедневного пробега не менее 100 километров.

Более мощные автомобили, например Infiniti Qx56 с расходом от 22 литров в городской черте, окупят установку ГБО за 3-4 месяца.

Выхлоп

Отработанный газ считается самым экологичных химическим элементом для окружающей среды — здесь отсутствуют тяжелые металлы, сажевые частицы. Газ в три раза менее токсичен, чем выхлоп от бензинового мотора.

Сохранность мотора

В двигателе, работающем на газу, на 30% меньше изнашиваются цилиндры и поршни. Запуск мотора происходит через первый впрыск бензина, затем включается газовая установка, мотор работает плавно и значительно тише, чем на бензине. Это обеспечивается большим октановым числом, которое имеет газ в сравнении с бензином марки АИ -96.

У водителей исчезает потребность в постоянной чистке силового блока и заказе раскоксовки двигателя. При сгорании газа образуется минимальное количество нагара и золы.

Отсутствие детонации

У газовых баллонов отсутствует детонация, хотя именно миф о газовом «апокалипсисе» в машине при взрыве приводят как аргумент против использования пропановой смеси. Согласно регламенту МЧС, метан относят к самому безопасному виду топлива, и ему присвоен 4 класс безопасности. Бензин относится к легко воспламеняемым веществам и стоит на третьей позиции.

При утечках газа (что абсолютно исключено) метан испаряется, поскольку намного легче воздуха, при этом поджечь его на открытом воздухе практически невозможно — запорные вентили газовых баллонов дублируются двукратной системой безопасности. Это электрическая цепь, которая размыкает контакт и механический затвор.

Сам корпус баллона изготавливается из материала, который не подвергается деформации при аварии.

Дополнительная противоугонная система

Если в ГБО снять коммутатор, происходит автоматическая блокировка обеих топливных систем. Это лишний раз обезопасит автомобиль от угона.

Несмотря на большое преимущество и достоинства переоборудования авто на использование газового топлива, у такой установки существуют и весомые минусы.

Преимущества газового топлива

У газа как топлива достаточно много преимуществ перед стандартными видами топлива. Преимущества автомобилей с ГБО:

  • Экологичность. Пропан, как и метан, считается оптимальным вариантом «зеленой энергетики», ведь газовые выхлопы не содержат свинца, серы, а автомобиль отличается низким уровнем выброса углекислоты.
  • Экономичность — газ на 10–15% ниже по стоимости, чем бензин или дизель.
  • Чистота и сохранность двигателя, меньший износ свечей, клапанов и поршней. На последних не бывает нагара. А «движок» меньше страдает от детонации, поэтому работает мягче и дольше. Моторное масло дольше остается в лучшем состоянии, не загрязняется.
  • Длительность работы двигателя на газовом топливе без капремонта в 1,5–2 раза дольше, чем на других видах, потому что в газе нет примесей, он ничем не разбавляется на АЗС, а сама газовоздушная смесь однородная и полностью сгорает в камере.
  • Безопасность. При аварии и повреждении газовый баллон не взорвется, а вещество лишь улетучится, в отличие от бензина, который может вылиться из бака и загореться от искры.

Подведение итогов

Подводя итоги, обозначим основные тезисы:

  1. Мифы о порче газом мотора, высокой пожароопасности и т. д. не подтверждаются.
  1. Основные преимущества газового топлива — его экологичность, цена, хорошее влияние на двигатель и цилиндро-поршневую группу.
  2. Газ имеет некоторые недостатки: в сравнении с бензином больший расход, уменьшение объема багажника, и достаточно дорогая установка оборудования.

Понимая, как работает ГБО и просчитав реальную экономию, вывод напрашивается один: газ действительно экономичнее бензина. Но выбирать, что устанавливать на свой автомобиль, должен только его владелец. 

Чтобы экономить на заправке большого автопарка, ИП и юрлицам лучше обратить внимание на топливные карты от «ППР», которые предоставляют больше контроля над расходами и лимитами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автобасс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: