Газ 5 поколения: плюсы и минусы гбо 5

Гбо 5 поколения, устройство, принцип работы, преимущества и недостатки

Виды ГБО на автомобиль

В зависимости от системы питания, на автомобиль могут устанавливаться разные поколения газобаллонного оборудования. Между 2-м и 6-м поколением ГБО конструктивно лежит такая же пропасть, как между карбюратором и инжектором мотором с непосредственным впрыском топлива.

2-го поколения

Самый простой вариант. Используется в автомобилях с карбюраторной и моноинжекторной системой питания. Хотя встречается и на инжекторных автомобилях, но это не самый лучший вариант.

Принцип работы газового оборудования второго поколения максимально прост. Газ, прошедший через редуктор-испаритель, подаётся в специальный смеситель, установленный до дроссельной заслонки. Двигатель всасывает газ вместе с воздухом: чем больше открывается дроссельная заслонка, тем больше смеси попадает в цилиндры.

Преимущества и недостатки

дешевизна;
простота настройки и обслуживания.

неточность регулировок;
хлопки и небольшие взрывы газа, скопившегося во впускном коллекторе (в основном на инжекторных автомобилях);
долгий процесс переключения с бензина на газ.

Регулировки постоянно нужно корректировать, а мощность двигателя заметно ниже.

3-го поколения

Переходной вариант, редко встречается на автомобилях. Основное отличие — наличие форсунок для впрыска газа непосредственно во впускной коллектор и шагового электромотора, который регулирует количество подаваемого газа.

Управление системой происходит на основании показаний кислородного датчика и датчика положения дроссельной заслонки. Поэтому на карбюраторных автомобилях 3 поколение ГБО не используется.

Схема устройства ГБО 3-го поколения

Недостатки этого типа оборудования:

  • сложность регулировки;
  • медленная реакция на изменение режимов работы двигателя.

Машина становится более вялой, мощность и приёмистость падают.

4-го поколения

Самое распространённый тип газового оборудования, который идеально подходит для автомобилей с инжектором. Газ под давлением впрыскивается непосредственно во впускной коллектор с помощью отдельных форсунок.

Управляет процессом отдельный блок. Он подсоединяется к штатной проводке ЭБУ. При переходе с бензина на газ бензиновые форсунки отключаются, вместо них начинают работать газовые. Переход с одного топлива на другое происходит мгновенно, практически не заметно для водителя.

Блок управления газовым оборудованием полностью опирается на показания тех же датчиков, что и штатный, бензиновый ЭБУ. Поэтому коррекция подачи газа происходит максимально точно и быстро, значит, расход газа и потери динамики минимальны.

Конструкция ГБО 4-го поколения

Из-за сложной конструкции 4 поколение ГБО дороже в покупке и установке. Но для инжекторных автомобилей с распределённым впрыском — это самый подходящий вариант.

5-го поколения

Используется только на автомобилях с современными системами непосредственного впрыска топлива в камеру сгорания. Технология относительно новая, поэтому таких автомобилей с ГБО довольно мало. Форсунки устанавливаются, как и бензиновые, не во впускной коллектор, а в головку блока цилиндров.

Газовый редуктор применяется. Для впрыска газа нужно большее давление, порядка 15-16 атмосфер. Чтобы обеспечивать постоянную величину давления, внутри баллона устанавливается электрический насос, подобный бензиновому. Газ не испаряется, а впрыскивается в жидкой фазе.

Устройство ГБО 5-го поколения

На автомобили с непосредственным впрыском топлива невозможно установить ГБО предыдущих поколений. Пятое поколение — дорогостоящее и требовательное к качеству топлива. Особенной чувствительностью отличается бензонасос, устанавливаемый в газовом баллоне.

6-го поколения

Шестое поколение — это эволюция пятого. Здесь из системы исключены отдельные газовые форсунки. Вместо них подача газа происходит сразу через бензиновые. Для этого под капотом устанавливается специальный согласующий модуль. Его задача — перекрывать подачу бензина, открывая газ, и наоборот. Он словно сводит две топливные магистрали в одну, попеременно их переключая.

Схема ГБО 6-го поколения

Отличия между 4 и 5 поколением

Главное, что нужно знать о ГБО 5 и 4 поколения — это разница в цене. Именно она определяет, насколько хорошо справится установка с главной задачей – экономией средств. 5 поколение обойдется дороже не только при подключении оборудования, но и в периоды сервисного обслуживания. Об остальном подробнее.

Мощность

Показатель мощности при использовании газобаллонного оборудования определяется временем впрыска газа в цилиндры. Этот процесс контролируется форсунками, получающими сигнал от электронного блока.

Чем хуже обрабатывается импульс, тем медленнее открываются форсунки. ГБО 5 поколения, в отличие от 4 поколения, использует более современные элементы, сокращающие время отклика для подачи топлива. Отсюда лучший контроль мощности и увеличение динамики.

Обслуживание

С сервисом все несколько сложнее. Отличием ГБО 4 поколения от 5 стала необходимость регулярного техосмотра – каждые 15000 километров. Каждый подобный этап пробега сопровождается обязательными операциями:

  • очистка системы;
  • замена базовых элементов – инжектора и редуктора;
  • коррекция впрыска, обусловленная работой форсунок старого образца.

Однако чем сложнее и современнее система, тем труднее ее ремонтировать в случае поломки. В этом отношении ГБО 5 поколения напоминает IPhone в сравнении с другими смартфонами – технологичное оборудование, плавность, но вместе с тем невозможность даже снять аккумулятор без обращения в сервисный центр. Затраты на ремонт, в зависимости от количества цилиндров двигателя, могут неприятно удивить.

Экономия

Безусловный победитель в плане долгосрочного использования – пятое поколение оборудования. Работа на жидком топливе, подающемся на новые форсунки, позволяет достичь экономии около 10%. Поэтому в качестве инвестиции рассматривать нужно именно новые ГБО – установка обойдется дороже, но окупится безошибочно. Четвертое поколение не потребует таких затрат, но и выгода в перспективе окажется меньшей.

Остальное

Помимо технологических нюансов, есть и другие отличия общего характера. Они не так критичны, но могут сыграть роль при выборе

Полезно будет принять их во внимание при выборе установки для автомобиля с нестандартной компоновкой. Для ГБО 5 поколения характерны:

  • меньший объем газового баллона: остается больше свободного места;
  • отсутствие лишних элементов, необходимых при работе с газообразным топливом;
  • автоматический контроль плотности газа в системе;
  • минимальные затраты бензина на подготовку (до 5 раз быстрее 4 поколения);
  • высокая надежность – резина, подверженная износу, заменена технологичным пластиком.

Иными словами, заметным недостатком нового оборудования становится только его цена. В деталях – это более надежная, современная и безопасная система.

На какие авто можно установить ГБО Виалли 5 поколения?

На любой автомобиль, имеющий двигатель с распределенным впрыском топлива. Для двигателей с непосредственным впрыском топлива разрабатывается и активно внедряется система ГБО 6 поколения DirectBlue.

Рекоммендации:

  1. Чем больше объем двигателя — тем больше прирост мощности за счет жидкого впрыска, что особенно актуально для внедорожников и больших кроссоверов.
  2. Больше расход — больше экономия и меньше срок окупаемости. Установка ГБО Vialle на новый Land Cruiser 200 / Prado, Lexus LX / GX, Camry 2,5, Geely Atlas, Caddilac Escalade и т.п. позволит существенно экономить на топливе уже с первых километров!

Второй конкурсант

А вот вторая система ГБО, предназначенная для непосредственного впрыска, заслуживает отдельного внимания, потому что все известные производители ГБО, в последнее время только его и анонсируют. И действительно, если крупные автопромы перешли на непосредственный впрыск, то и производителям нужно разрабатывать оборудование для него. Всегда было известно, что на автомобили с таким типов впрыска, ГБО устанавливать нельзя. Вся проблема заключается в том, что форсунки должны охлаждаться бензином, а при установке ГБО, бензин, естественно отсекается, что ведет к выходу из строя форсунки. Единственный, известный мне, выход впрыскивать вместе с газом порцию бензина, необходимого для охлаждения форсунки.

Летом 2007 года, я посетил выставку в Киеве, посвященную ГБО для автомобилей. И что я там увидел, стоит volkswagen passat B6 с двигателем 2.0 FSI с непосредственным впрыском топлива и спокойно работает на газу. Представляла этот автомобиль компания ХКД-трейд, официальный представитель BRC в Украине. Анонсируя новую систему Sequent Direct Injection. Примерно через месяц я установил эту систему на Шкоду Октавию с двигателем 2.0 FSI, которая работает на газу по сей день. Такой же двигатель устанавливается и на VW Passat, VW Golf, Skoda SuperB, Audi A4 и другие автомобили Ауди-групп.

Как бы не расходились мнения насчет 5-го поколения ГБО, мне кажется, именно ГБО для двигателей с непосредственным впрыском поднимется на ступеньку 5-го поколения. Потому как именно за этими двигателями будущее.

Необходимая документация

В 2016 г. были введены более строгие правила освидетельствования монтажа ГБО. Если ранее можно было не регистрировать переделку, то сейчас инспектор ГИБДД может проверить наличие отметки о переоборудовании в ПТС.

При первой установке аппаратуры применяют такой способ заключения договора:

  1. До монтажа проводят техническую экспертизу автомобиля, помогающую засвидетельствовать возможность подключения газобаллонного оборудования.
  2. На следующем этапе оформляют разрешение на монтаж в ГИБДД. Для этого заблаговременно подают заявку в территориальном отделении инспекции, где посещают отдел технического надзора. Сотрудник ставит отметку в декларации. К документу прикладывают фото автомобиля, сделанное до установки аппаратуры.
  3. Обращаются в автосервис, где выполняют монтажные работы. Процедура длится от 4 до 48 часов в зависимости от параметров автомобиля и конфигурации оборудования.
  4. Оформляют диагностическую карту. На этом этапе повторно проходят технический осмотр. В карте указывают факт монтажа ГБО.
  5. Получают свидетельство о соответствии параметров транспортного средства и внесенных в конструкцию изменений требованиям безопасности. Для продолжения регистрации переоборудования повторно обращаются в территориальное отделение ГИБДД. На приеме предъявляют паспорт, документы на автомобиль и установленную газобаллонную систему.

https://youtube.com/watch?v=bam4ZBK7B7w

Узлы гбо

Давайте проанализируем стандартную комплектацию автомобильного газового оборудования для использования газа в качестве топлива. Конечно, всем понятно, что для работы газового оборудования необходим газовый баллон, соответствующего объёма.

Газовый баллон – это цилиндр, представляющий собой стальную ёмкость, предназначенную для сохранности сжиженного газа. Этот элемент системы автомобильного оборудования выполняется и в виде тора или цилиндра. Стенки баллона составляют 5 мм. Он состоит из: дна, обечайки и горловины.

Горловина газового баллона содержит запорное устройство, которое имеет два патрубка, один из которых соединён с заправочным устройством и уже через него происходит заполнение баллона. Второй патрубок соединяется с газовым клапаном и редуктором автомобильного газобаллонного оборудования.

Под капотом находиться целый ряд узлов. Поэтому установка газового оборудования на автомобиль не обойдётся без:

  • редуктора – основного устройства системы газового оборудования. Он превращает сжиженный газ в форму пара и следит за снижением в системе давления до рабочих показателей;
  • электронного клапана, который обеспечивает прекращение подачи бензина;
  • электронного клапана, который осуществляет переход системы обратно на бензин, перекрывая газ.

Основные узлы ГБО для авто

При этом процессе подают газ в двигатель через форсунки и смеситель, который сообщается с редуктором ГБО.

В салоне транспортного средства монтируют топливный переключатель (газ-бензин). Бывает, совместно с ним применяют указатель состояния (уровня) оставшегося газа в баллоне.

Однако в зависимости от поставщика применяемого газового оборудования, а также от поколения ГБО список узлов может существенно отличаться. Поэтому самое время обсудить поколения разнообразного газобаллонного оборудования.

На сегодняшний день существуют шесть различных систем оборудования предназначенных для подпитки двигателей газом. Не стоит воспринимать такие системы, как разделение по понятиям: на устаревшее и инновационное. Это не правильное мнение.

Газобаллонные узлы и детали различается не только годом выхода на рынок, но и некоторыми другими параметрами. Рассмотрим поколения гбо более внимательно, чтобы понимать сущность вопроса.

Что такое ГБО 5 поколения для автомобилей

Это на сегодня самая прогрессивная система оборудования на сжиженном газе. При этом не стоит спешить с приобретением и установкой. Сначала следует познакомиться с ее особенностями.

В чем отличие от предыдущих поколений

Все ранее выпущенное ГБО предусматривало перед впрыском в цилиндры подготовку газовоздушной смеси (подогрев, испарение). В пятом поколении газ подается из баллона непосредственно в цилиндры двигателя в естественном сжиженном состоянии.

Это называется системой «LPI» – Liquid Petroltumgas Ingection — жидкий фазированный распределенный впрыск. Он позволяет использовать без потерь всю энергию пропан – бутановой смеси при ее сжигании.

Из чего состоит

Основным узлом ГБО 5 поколения является газовый баллон с вмонтированным внутри насосом высокого давления и мультиклапаном. Не менее важными являются регулятор давления и газовый электронный блок управления.

Схема устройства ГБО 5 поколения

С учетом качества нашего сжиженного газа необходимы дополнительные фильтры для его очистки. Они должны обеспечить тройную степень фильтрации. Транспортировка топлива осуществляется по пластиковым трубопроводам высокого давления.

Как работает ГБО 5 поколения

Подача газа осуществляется при помощи специального «газового» насоса. Он в сборе с мультиклапаном смонтирован непосредственно в газовом баллоне.

Насос подачи сжиженного газа с мультиклапаном

Редуктор отсутствует, соответственно и все, что с ним связано – тоже. Насос создает постоянное давление 2,0 – 2,4 Мпа в системе трубопроводов.  Далее оно поддерживается регулятором давления на уровне 5 бар больше, чем то, которое имеется в баллоне. Газ постоянно циркулирует по топливной магистрали и подается к форсункам (полный аналог бензиновой системы).

Все элементы ГБО 5 поколения изготавливаются по высокоточным технологиям из дорогостоящих материалов. Это котроллеры, разъемы, проводка, платы и микросхемы.

Преимущества

Запуск мотора производится на газе при любой температуре воздуха, в том числе и отрицательной. Двигатель не теряет мощность при использовании пропана по сравнению с бензином.

Газ расходуется более экономно, чем при любой другой системе ГБО. Все заводские характеристики двигателя при переводе на газ полностью сохраняются.

Недостатки ГБО 5 поколения

Высокая цена является основным, если не главным, недостаток. Эта топливная система стоит более чем в два раза дороже самой популярной четвертого поколения. Ремонт основных узлов также не дешевый.

Это логично, поскольку высока цена самой установки. особенно насоса. Чувствительность к составу сжиженного газа (наличие примесей, всевозможных посторонних включений) существенно влияет на общую работоспособность.

Газ далеко не всегда достаточно очищен. Поэтому есть вероятность выхода из строя узлов и деталей. Соответственно возникнет необходимость в ремонте, а это стоит немалых денег. Например, стоимость насоса составляет около 30% цены всей газовой установки.

На сегодня недостаточно развитая сеть центров обслуживания и ремонта ГБО 5 поколения. Это связано с пока еще не значительным количеством таких установок, находящихся в эксплуатации.

Для каких автомобилей может применяться

Это любые инжекторные двигатели, в том числе и особо сложных конструкций. ГБО отвечает требованиям по экологии Евро – 4 и Евро – 5. Соответствует главным стандартам по диагностике бортовых систем автомобилей.

Во-первых, это OBD – I – контроль за выбросами. Во-вторых, OBD – II – полный контроль за двигателем, дополнительными устройствами, диагностика сети управления автомобилем.

Ставить или нет пятое поколение

Все зависит от подхода и возможностей. ГБО 5 поколения выпускается и эксплуатируется уже не первый год. Наиболее продвинутые в этом вопросе голландцы. Их техника в мире имеет спрос. Для наших потребителей главной проблемой является качество газа.

Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения

Установка газовых форсунок гбо

Рис. 4a: Рампа форсунок SECGAS BASIC (Тип 30) 4-цил

Инжекторы являются электромеханическими устройствами, которые точно контролируют поставку газа к двигателю. Форсунки управляются Электронном Блоком Управления (ECU SECGAS), который использует сигналы от различных датчиков автомобиля. ECU SECGAS работает с несколькими типами газовых инжекторов (различные марки, сопротивления)

Важно выбрать в программном обеспечении тип газовых форсунок, которые мы установили. Каждая форсунка предназначена для одного цилиндра

4.1. Установка сопел впускного коллектора

Рис. 4b: Сопла впускного коллектора

Внутренний диаметр отверстия для сопла впускного коллектора должен иметь 4,8 мм (для типичной резьбы M6). Мы всегда рекомендуем снять впускной коллектор двигателя при установке сопел впускного коллектора (опилки, производимые во время сверления и нарезания резьбы, могут вызвать проблемы в двигателе).

Перед снятием коллектора рекомендуется отметить места, предназначенные для отверстий. После нареза перед установкой сопел впускного коллектора нанесите клей, который будет защищать сопла от расшатывания и гарантировать плотность прилегания. После очистки коллектора од опилок, можно его снова установить. Также запрещено сверление случайных отверстий во впускном коллекторе.

Рис. 4c: Установка сопел впускного коллектора

При установке сопел впускного коллектора должны быть соблюдены простые правила:

  1. Монтировать как можно ближе к бензиновым форсункам.
  2. Идеальное место для установки сопел впускного коллектора, 2-3 см от бензиновых форсунок- красным поле.
  3. Неправильное расположение установленных сопел впускного коллектора — более 10 см от бензиновых форсунок — синее поле.

Рис. 4d: Правильное и не правильое место установки установки штуцеров.

Сопла впускного коллектора должны быть установлены в непосредственной близости от бензиновых форсунок таким образом, чтобы поданный газ был направлен к впускным клапанам.

Рис. 4e: Сопла впускного коллектора установлены в том же порядке

Отверстия газовых форсунок должны быть близко к голове коллектора

Важно сохранить то же расстояние и угол для каждого сопла. Каждое отдельное сопло должно быть установлено идентично. Сопла должны быть направлены к центральной точке канала впускного коллектора

Сопла должны быть направлены к центральной точке канала впускного коллектора.

Рис. 4f: Пример типичной ошибки (2 цилиндр):

1. Сопло впускного коллектора не направлено к центральной точке канала.

2. Второе сопло установлено иначе, чем остальные ( другой угол).

1. Клапаны коллектора (отмечены красным цветом)

2. Правильная установка сопла

3. Не правильная установка сопла (Поток воздуха ограничен клапаном).

При монтаже сопел впускного коллектора для двигателей, оборудованных коллектором с изменяемой геометрией (SWIRL, TSCV), следует соблюдать осторожность, чтобы установить сопла таким образом, чтобы в любом режиме газ мог быть поставлен прямо в двигатель. Наличие коллектора с изменяемой геометрией можно легко определить по наличию в конце впускного коллектора (рядом с головкой блоке цилиндров) крышек, которые поворотом или перемещением вызывают изменение сечения канала коллектора. В таком случае мы советуем произвести монтаж сопел таким образом, чтобы газ всегда мог поступать в двигатель

Неправильная установка может привести к сотрясениям двигателя во время больших переменных нагрузок, которые не могут быть устранены путем регулирования состава смеси контроллера

В таком случае мы советуем произвести монтаж сопел таким образом, чтобы газ всегда мог поступать в двигатель. Неправильная установка может привести к сотрясениям двигателя во время больших переменных нагрузок, которые не могут быть устранены путем регулирования состава смеси контроллера.

Зачем тогда в России кто-то ставит 5ое поколение?

Если вопрос про установщиков, то надо признать, что почти все они если и ставят, то в рамках экспериментов… замеряют сколько реально на практике живут насосы… Ну и по большому счету — есть спрос, есть и предложение. Установщика ведь не должно волновать что будет с этим вашим оборудованием после 100тысяч гарантийного пробега? Сдохнет и ладно, мы предупреждали, то что вся эта затея и у вас вышла в 0, или принесла такую экономию, что и смысла лезть особо не было — ну это ваши проблемы. Вот кстати мнение нашего главного мастера об этом самом 5ом поколении(на начало 2021 года оно не изменилось):

Ну а зачем сами автовладельцы в это влезают сказать трудно… осознание того, что ты на газу гоняешь на всех своих лошадках? При том, что почувствовать это практически нельзя? Ну допустим… А скорее всего это просто те, кто не задумывался про окупаемость и не читал вот эту статью, например. Тема нетривиальная, сходу можно и не въехать, а так «цифра» поколения больше, значит оно вроде как новее и лучше… так обычно люди и думают.

Сравнение указанных производителей

Характеристики разных марок оборудования можно изучить с помощью таблицы.

Бренд Страна-изготовитель Год создания Мировые стандарты качества Минимальная стоимость (руб.)
BRC Италия 1992 UNI EN ISO 9001:2008 25 000
Tomasetto Италия 1982 ECE 67R-01 11 800
AEB Италия 1995 UNI EN ISO 9001 Vision 2000 и ISO TS 16949 18 000
Lovato Италия 1957 ISO 9001 13 000
Prins Голландия 1990 ISO/TS 16949:2002, NEN-EN-ISO 9001:2008, ISO 15500 24 500
STAG Польша 1986 ISO 9001:2000 14 500
OMVL Италия 1980 OHSAS 18001, ISO 9001, ISO/TS 16949 14 200
SEC Польша 1980 PRMS 9 800
Alpha Россия 2006 9 000
Digitronic Россия 2004 14 500

Что такое газобаллонное оборудование и в чем его преимущества

ГБО – разновидность оборудования, которое позволяет хранить в автомобиле и подавать в его двигатель внутреннего сгорания топливо в газообразном состоянии.

Самым важным преимуществом использования газобаллонной системы на автомобиле является возможность сэкономить топливо. Октановое число пропанобутановой смеси, что используется на таком оборудовании, составляет 105 – это больше в сравнении с современными марками бензина.

Такой вид альтернативного топлива сгорает в цилиндрах двигателя при отсутствии детонации, вследствие чего с них не смывается масляная пленка. Благодаря этому на свечах и в цилиндрах практически не образовывается нагар.

И, что немаловажно, при установке на транспортное средство такой техники для подачи газообразного топлива вовсе не требуется демонтаж старой системы – их можно использовать по очереди зависимо от условий

Недостатки

  1. Небольшое число пунктов технического обслуживания и заправочных станций

К сожалению, территория нашей страны пока еще слабо покрыта сетью газозаправок. Причин тому достаточно, но к числу основных можно отнести высокие требования к безопасности таких станций, и сложность процесса доставки и хранения газового топлива. Также при заправке газом ужесточены требования к креплению необходимого оборудования, вносит свои нюансы и заметно более медленная скорость заправки по сравнению с бензином. Хороший и опытный специалист по ремонту и запуску ГБО сегодня на вес золота, да и число отечественных компаний, работающих в этой нише, исчисляется единицами.

  1. Уменьшение мощности автомобиля

Будьте готовы к тому, что мощность вашего двигателя с этим оборудованием вряд ли станет больше бензинового. В среднем её значение уменьшится на 10%.

  1. Масса автомобиля увеличится

Система ГБО весит на так уж и мало — примерно 60 кг. Также придется пожертвовать и свободным местом в багажнике. Можно ли устанавливать газовое оборудование на автомобиль с багажником малого объема? Все зависит от того, поместится ли там газовый баллон и хватит ли вам оставшегося места. Хорошо, если оборудование смонтировано не сразу за спинками сидений — тогда есть возможность длинномерных грузов. В противном случае — такой возможности нет.

  1. Вероятность утечки газа

Хоть она не критичная, но все равно имеется. Поэтому при первых её симптомах в виде появления специфического запаха в салоне или пространстве под капотом следует немедленно проверить систему на герметичность. Особенно уязвимым с этой точки зрения является крепление баллона — здесь работа на «тяп-ляп» может окончиться большой бедой.

К числу неприятных моментов следует причислить и ремонт по гарантии. Даже если вы продемонстрируете всю необходимую документацию от компании-установщика оборудования, дилер может отказаться вам провести бесплатный ремонт. Где-то он прав, потому что ГБО усложняет конструкцию автомобиля, который был вам продан изначально. Стоит ли подавать в суд? Не стоит, потому что кроме времени и денег вы вряд ли что-то выиграете.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автобасс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: