Как правильно заряжать аккумулятор
Правильная зарядка состоит из нескольких способов. Первый способ, посредством которого заряд происходит постоянным током, проходит под контролем человека. Второй способ, с помощью постоянного напряжение, более простой. Но АКБ зарядится только на 80 процентов.
Есть еще один метод. Он соединяет первые два и называется комбинированным и не является бюджетным. Так как требует покупки дорогого зарядного устройства.
Зарядка постоянным током
Шаги процедуры зарядки первым методом:
- Подключить зарядной устройство к АКБ. Положительную клемму – к выводу со знаком «плюс», отрицательную клемму – к выводу со знаком «минус»
- Установить ток в размере 10 процентов от номинального.
- Заряжать в течение нескольких часов. Затем проверить мультиметром напряжение в выводах электродов.
- Устройство должно показать 14 Вольт. Перестать заряжать.
- Если автовладелец заряжал АКБ силой тока 6 Ампер, то снизить силу до 3 А. иначе повысится кипение.
- Когда напряжение повысится до 15 Вольт, понизить силу тока еще раз до 1,5 А. Продолжать заряжать до тех пор, пока эти значения тока и напряжения изменяться не будут.
Процесс зарядки постоянным напряжением проще.
Зарядка постоянным напряжением
Используя этот способ, нужно установить напряжение заряда около 14 В. Если первый метод был медленным, то процесс данной подзарядки пройдет быстро. Около 6 часов понадобится, чтобы зарядить АКБ до 90 процентов.
Зарядка в автоматическом режиме
Еще более просто метод – это зарядка в автоматическом режиме. Устройство питания подключают к аккумулятору, далее прибор самостоятельно настраивает нужный способ зарядки для подключенного АКБ.
После того, как будет заряжен аккумулятор полностью, зарядный прибор отключается.
Автоматическое зарядное устройство Вымпел 150
Заряд при постоянном напряжении
Режим заряда при постоянном напряжении несколько проще предыдущего и находит достаточно широкое применение (например, заряд от бортовой сети автомобиля).
В этом случае аккумуляторная батарея подключается к зарядному устройству, напряжение которого все время остается на одном уровне. Обычно его значение составляет 2,4-2,5 В на один аккумулятор [7,2-7,5 В (дл ^6-вольтовой батарей) или 14,4-15,0 В (для 12-вольто в>: батарей).
В момент включения в этом режиме происходит значительный бросок тока из-за разности напряжения источника и электродвижущей силы батареи, а также низкого внутреннего сопротивления последней . Ток при этом может во много раз превышать нормальные значения. Бросок тока не смотря на свою кратковременность, может привести к отказу зарядного устройства, если в нем не предусмотрены специальные средства защиты.
В дальнейшем, по мере изменения состояния батареи, ток уменьшается и через несколько часов может достигнуть таких значений, что дальнейшее проведение заряда окажется весьма затруднительным. К этому моменту батарея обычно получает уже до 95% отданной емкости и заряд прекращается.
Таким образом, описанный способ заряда имеет два существенных недостатка:
- бросок тока в момент включения батареи на заряд;
- трудность практического доведения заряда до конца, что вынуждает использовать недозаряженную батарею.
Главное преимущество способа — малое газовыделение.
Пошаговая инструкция — как восстановить аккумулятор в домашних условиях
Главной задачей процедуры восстановления аккумулятора является — очистка пластин от налета, который мешает электролиту вступать в реакцию с активным слоем пластин АКБ. Очистка выполняется посредством использования специальных средств/присадок для сульфитации пластин аккумуляторной батареи.
- Необходимо взять свежий электролит (плотность — 1,28 г/куб.см.), в нем развести специальную присадку, которая выполнит десульфитацию пластин АКБ, процесс длительный и занимает примерно два дня.
- Получившийся раствор из электролита и присадки нужно залить вовнутрь батареи. Также следует проверить плотность, оптимальной считается плотность — 1,28 г/куб.см.
- Далее выкручиваются пробки АКБ и к электродам подключаются клеммы зарядного устройства. На зарядном необходимо выставить ток в 10 раз меньший от номинального. Эффект процедуры во многом зависит от правильно выбранного тока.
- После того как вы полностью зарядите аккумулятор, необходимо полностью разрядить его. Таких циклов нужно сделать несколько, следите за тем как будет происходить зарядка, аккумулятор не должен сильно нагреваться, а электролит ни в коем случае не должен закипеть.
- После 2-5 циклов проверьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи, он не должен быть ниже 13,8 В., а также плотность электролита спустя примерно 2 часа после зарядки, она не должна снижаться. По завершению всех циклов зарядный ток снизится почти вдвое.
- Теперь вам нужно довести плотность электролита до 1,28 г/куб.см., для разбавления необходимо использовать дистиллированную воду, если нужно повысить плотность, то долейте электролит с большей плотностью.
- После завершения всех восстановительных процедур нужно проверить проделанную работу, то есть насколько АКБ вернул себе прежние свойства. Сделать это можно следующим образом: подключите к «аккуме» лампу и засеките время, за сколько напряжение станет ~10,2 В., дальше полученное время необходимо умножить на ток заряда, полученный результат будет равен реальной емкости аккумуляторной батареи.
Сравните полученные данные с номинальной емкостью батареи, если значение ниже, придется продолжить процессы разрядки-зарядки. Не стоит ждать идеальных значений емкости, однако постарайтесь «выжать» по максимуму, лишь в этом случае процедура восстановления будет считаться успешной. В конце всех восстановительных мероприятий проведите профилактику сульфитации, для этого добавьте в электролит специальные присадки, внимательно прочтите инструкцию и строго следуйте указаниям по дозировке.
На этом у меня все, спасибо за внимание, надеюсь вам это помогло. До новых встреч на АвтоПульсаре
Пока!
Несколько способов заряда автомобильных аккумуляторных батарей
Два из них основные и на их основе возможны комбинации:
Рис. 2 Способы заряда автомобильной аккумуляторной батареи
Заряд при номинальном постоянном токе Iз = 0,1 Сн или Iз = 0,05 Сн(рис. 2а).
Заряд при постоянном напряжении Uбз = 14,5±0,1 Вольт (рис. 26).
Рис. 3 Способы заряда автомобильного аккумулятора
Ступенчатый заряд при постоянном токе на каждой ступеньке, обычно двухступенчатый заряд при Iз1 = 0,1 Сн и Iз2 = 0,05 Сн (рис. 3в).
Смешанный заряд, сначала при постоянном токе Iз = 0,1 Сн, а затем при постоянном напряжении Uбз = 14,5±0,1 Вольт (рис. 3г).
Ускоренный заряд автомобильного аккумулятора
В экстремальных случаях, когда требуется быстро зарядить аккумулятор для автомобиля, проводят подзаряд батареи при увеличенном постоянном токе:
- при 30-минутном заряде Iз = 0,7 Сн Сз = 0,35 Сн;
- при 45-ти минутном заряде Iз = 0,5 Сн Сз = 0,37 Сн;
- при 90 минутном заряде Iз = 0,3 Сн Сз = 0,45 Сн.
Для батарей, находящихся в длительной эксплуатации, ускоренный заряд проводить не рекомендуется. Это может стать причиной их выхода из строя.
Уравнительный заряд при постоянном токе — это длительный (не менее 10 часов) заряд током Iз = 0,1 Сн под обязательным контролем плотности, температуры и напряжения в каждой аккумуляторной банке. Он проводится как профилактический перед зимней эксплуатацией или при подготовке автомобиля к длительной поездке в зимний период, или как восстановительно — ремонтный для сильно разряженной автомобильной батареи в зарядно-разрядном тренировочном цикле. Уравнительный заряд обязательно предусматривает 2..3-х часовой перезаряд, в процессе которого плотность электролита и напряжение заряда в каждом аккумуляторе исправной и полностью заряженной батареи становятся одинаковыми.
Перезаряд — это уравнительный заряд батареи (при Iз = const; Uз = const; γэ = const) в течение 2…3-х часов после того, как плотность электролита и напряжение заряда перестают возрастать под действием постоянного тока заряда.
В отличие от заряда в стационарных условиях заряд аккумулятора на борту автомобиля может быть реализован от генераторной установки только при постоянном напряжении (Uз = 14,5 Вольт), но при ограничении максимального тока заряда, который не должен быть более чем Iз≤0,3 Сн. Это достигается подбором генератора и его регулятора напряжения к данному типу батареи и сезонной подстройкой регулятора. Из сказанного следует, что батарея, регулятор напряжения и автомобильный электрогенератор должны быть совместимы.
Контрольно-тренировочный цикл
Контрольно-тренировочный цикл служит для измерения реальной ёмкости АКБ, устранения стратификации электролита за счёт наличия последнего этапа электролиза («кипения») выравнивающего плотность АКБ. Также данная процедура позволяет устранить лёгкую сульфатацию АКБ.
Для запуска КТЦ необходимо на ЗРУ выбрать метод «КТЦ кислотная».
В этом режиме ЗРУ выполнит заряд АКБ в импульсном режиме, затем проведёт перемешивание электролита за счёт газовыделения. После заряда последует пауза 4 часа и разряд АКБ с контрольным измерением ёмкости. После разряда сразу последует заряд АКБ импульсными токами до 100%.
По окончании КТЦ рекомендуется проверить плотность электролита и при необходимости сделать его корректировку.
ВАЖНО!!! Корректировку плотности допускается производить только на полностью заряженной АКБ
Основные ошибки при эксплуатации АКБ
Для всех трех типов АКБ можно выделить 4 общих ошибки при эксплуатации:
плохое крепление в посадочном месте. Это провоцирует постоянную тряску, что негативно сказывается на продолжительности жизненного цикла аккумулятора;
постоянный недозаряд или перезаряд, отсутствие контроля за уровнем заряда;
резкие перепады температуры;
нет контроля за состоянием клемм и чистотой самого корпуса аккумулятора (особенно верхней крышки). Это приводит появлению окислов и утечке тока (увеличению саморазряда).
Что касается обслуживаемого аккумулятора, то в дополнении к общим ошибкам его владельцы часто пренебрегают проверкой уровня электролита и его плотности. В этом типе АКБ под воздействием температуры вода закипает быстрее всего (особенно в малосурьмянистой батарее), что ускоряет процесс сульфатации свинцовых пластин. А это фактически “убивает” батарею. Сульфатация процесс неизбежный, но его можно максимально оттянуть, соблюдая советы по продлению жизни АКБ. Ниже будет рекомендация как это сделать, а если такое уже произошло, то можно попытаться сделать десульфатацию.
Наглядный процесс появления сульфатации со временем
Малообслуживаемые аккумуляторы не имеют специфических замечаний, только общие ошибки эксплуатации.
Основная ошибка владельцев необслуживаемой батареи — это думать, что такой тип АКБ вообще не требует никакого ухода и обслуживания. Максимум что делает владелец авто с таким типом аккумулятора — раз в полгода меряет напряжение на клеммах и производит внешний осмотр корпуса, в том числе заглядывает в контрольное окошко уровня / плотности электролита. Сам термин необслуживаемый подразумевает лишь то, что в нормальных условиях такие АКБ не требуют доливки воды в течение всего срока службы.
Двухступенчатый смешанный заряд
Двухступенчатый смешанный заряд позволяет в значительной степени сохранять основное преимущество предыдущего режима (малое газовыделение) и избавиться от броска тока в момент включения.
В этом режиме аккумуляторная батарея включается сначала на заряд током, равным 0,1 С20 (1 ступень), т. е. так же, как при постоянном значении тока. Заряд на этой ступени продолжается до тех пор, пока напряжение на большинстве аккумуляторов батареи не достигнет 2,4 В на один аккумулятор. После чего переходят в режим поддержания постоянства напряжения на достигнутом уровне. При этом ток начинает падать и возможен недозаряд батареи, как во втором из рассмотренных режимов.
Способы увеличения срока службы автомобильного аккумулятора
Для продления эксплуатационного периода АКБ нужно постоянно контролировать уровень электролитической жидкости, чтобы не допустить ее падение ниже установленного производителем значения. Плотность вещества обязательно должна пребывать в полном соответствии с температурно-климатическими и сезонными условиями. Среднее значение удельной плотности доводится до требуемого показателя подзарядкой батареи от специального устройства. При соблюдении этих простых правил увеличение долговечности жизненного цикла АКБ практически гарантировано.
Также важным влияющим фактором является стабильный уровень заряда устройства, зависимый от исправности и функционального состояния специального реле-регулятора. Расчетный уровень напряжения для большинства моделей аккумуляторов колеблется в диапазоне 13,8 – 14,4 В
Кроме того, важно знать, что долговечность АКБ напрямую зависит от того, насколько легко запускается двигатель. Чем легче проходит данный процесс, тем меньше нагрузка на стартерную батарею
Соответственно, она не так сильно подвергается износу, что существенно продлевает ее эксплуатационную долговечность. Также при зарядке АКБ лучше всего использовать малые токи силой в один – два Ампера. Разумеется, процесс будет проходить дольше, но зато функциональное состояние устройства улучшится. Можно ставить АКБ на подзарядку, например, на ночь.
Ежемесячная зарядка устройства токами малой силы позволяет продлить срок службы и долговечность автомобильного аккумулятора приблизительно на год. Впрочем, для каждой модели АКБ сила рекомендованных зарядных токов имеет сугубо индивидуальное значение, которое обычно указывается в технической документации устройства. Кроме того, на эксплуатационную долговечность стартерной батареи влияют следующие факторы:
- Стабильность рабочей температуры и удельной плотности электролита
- Условия эксплуатации и хранения автотранспорта
- Техническое состояние генератора
- Функциональные параметры и исправность регулятора напряжения
- Число штатных потребителей электроэнергии, которыми может изменяться зарядный режим в достаточно широком диапазоне
Экстренные меры по зарядке АКБ зимой
Зачастую, простояв ночь на сильном морозе, автомобиль не заводится. Причин множество. Одна из них — замерз аккумулятор. Лучше снять его и занести в теплое помещение для оттаивания.
Некоторые умельцы рекомендуют поставить батарею в таз с теплой водой, так якобы быстрее оттает, но это может плачевно закончиться. Во-первых, при резком нагревании расширится электролит. Во-вторых, корпус при нагреве может лопнуть как толстостенный стеклянный стакан.
Также не нужно применять бытовые нагревательные приборы. Лучше, если АКБ отогреется сам, и его электролит примет жидкую консистенцию. После оттаивания проверить напряжение и плотность, если необходимо, зарядить, применяя один из методов.
Способы зарядки АКБ
Известно несколько методов, среди которых особо выделяются следующие:
- В режиме постоянно выставленного тока.
- В условиях постоянного напряжения, подаваемого на клеммы аккумулятора.
- Комбинированный способ, при котором зарядка осуществляется в автоматическом режиме.
- Ускоренная процедура для аккумулятора шуруповерта, например.
Предпоследний и последний варианты из списка обычно не рассматриваются, поскольку применяются лишь в исключительных случаях.
Постоянным напряжением
Выставляете постоянное напряжение, скажем, в 14,4 Вольта. Ток автоматически регулируется (уменьшается), то есть в начале он может быть 10 Ампер, а в конце заряда 0,2 А.
В настоящее время почти все зарядные устройства работают по данному методу, то есть напряжение всегда постоянное, а вот сила тока меняется.
Постоянным током
С помощью этого метода в течение всего процесса зарядки ток постоянен. Допустим выставили 2 Ампера. В начале заряда напряжение будет 15 В, а в конце может упасть до 14,4 В.
Когда аккумулятор зарядится и как проверить
При использовании простого способа зарядки АКБ зарядится после 6 часов, будучи подключенным к прибору. Остальные методы требуют зарядки в течении суток.
После того, как снят АКБ с зарядки его осматривают на наличие налета на поверхности банок или выводов. Если есть такой налет, особенно у необслуживаемых аккумуляторов, то это значит, что батарея заряжалась неправильно. Не должно выделяться никаких пузырьков или сероводорода. Он должен выглядеть как новый, а процесс подзарядки никак не влияет на состояние.
Затем его необходимо проверить тестером. Если повышается сопротивление, то АКБ не был до конца заряжен или происходит процессы разряда внутри аккумулятора. Это говорит о том, что батарея непригодна к работе.
Если был выбран наименьший процент тока от напряжения АКБ, то длительность зарядки будет увеличена до нескольких дней. Этот процесс равен хранению батареи в разряженном состоянии на складе в холоде. Происходит сульфатация пластин, батарея в скором времени выйдет из строя.
Установить батарею в машину и проверить, как она заводится. Прокатится на машине, включить приборы, которые потребляют большое количество мощности АКБ. Проверить напряжение. Если все в порядке, то аккумулятор был заряжен правильно и исправен.
Задача
Чтобы за 25 минут вернуть 51% заряда в батарею емкостью 3000 мА·ч (71% общей емкости), потребуется средний ток 3.7 А:
Средний ток = 51% × емкость в А·ч × (60 мин/25 мин) = 3.7 А.
Средний ток, рекомендуемый производителем, составляет 0.883 А.
Каким образом алгоритм компании Chargetek позволяет обеспечить необходимый ток, соблюдая требования безопасности и не снижая срока службы аккумулятора?
Их алгоритм обходит физические ограничения батареи:
- Уменьшает электрохимическую поляризацию за счет регулярных периодов отдыха, позволяющих ионам равномерно распределиться между двумя электродами;
- Концентрационная поляризация устраняется путем использования сравнительно коротких обратных импульсов, предшествующих импульсу заряда или следующих за ним;
- Температура, напряжение и количество принимаемого заряда постоянно контролируются, и на основе этой обратной связи производится постоянная коррекция алгоритма зарядки.
Прикуривание от заряженной АКБ
Существует еще одна возможность подзарядить аккумулятор, от другого аккумулятора. Для этой цели применяют два кабеля разных цветов, красный и черный, большого сечения с зажимами на концах.
При помощи этих кабелей соединяются клеммы севшей батареи и заряженной. Процесс соединения необходимо производить в определенной последовательности:
1. Сначала красный провод одним концом подключаем к «плюсу» заряженной батареи. 2. Далее второй конец красного провода зажимаем на «плюсе» разряженной батареи. 3. Берем конец черного провода и подсоединяем его к «минусу» разряженной батареи. 4. Второй конец черного провода зажимаем на «минусе» рабочей батареи.
Ждем несколько минут, чтобы севшая батарея заработала, и запускаем двигатель.
Почему глубокий разряд вреден для аккумулятора
Ответ прост – на разрядившемся аккумуляторе и положительные, и отрицательные пластины покрываются толстым слоем сульфата свинца, который, контактируя с анодным и катодным материалом (в случае анода это диоксид свинца, катода – чистый свинец), разрушает его. Пластина осыпается, и чем дольше АКБ пребывает в разряженном состоянии, тем активнее происходит этот необратимый процесс. Быстрая зарядка способна преобразовать сульфат свинца обратно в серную кислоту, обычно так и происходит, но при глубоком разряде можно просто не успеть принять необходимые меры, и такая батарея подлежит утилизации.
Специальный набор для оживления аккумулятора
Существуют несколько видов аппаратов для оживления АКБ. Самое доступное и простое — это пуско-зарядное устройство. Оно поможет не только запустить двигатель, но и зарядить аккумулятор. Один минус – необходимо для него иметь сеть 220 вольт, а для этого, как минимум, нужен гараж.
Есть еще одно устройство, работает автономно и может запустить двигатель автомобиля даже без аккумуляторной батареи. Называется оно «бустер».
Похоже на внешний аккумулятор для телефона, но выходные токи большие, заряжается дома, носить можно в портфеле.
Очень просто управлять:
- подсоединить провода от «бустера» к клеммам батареи, соблюдая полярность;
- дождаться сигнала на индикаторе;
- запустить двигатель;
- отсоединить провода.
Мировая промышленность в большом ассортименте выпускает АПЗУ (автономное пуско-зарядное устройство) с параметрами: напряжение от 14 до 19 вольт, силой тока от 300 до 600 ампер и емкостью от 12000 до 25000 mAh. Применяется для запуска двигателей с различными объемами.
Как часто следует заряжать автомобильный аккумулятор
Частота зарядки АКБ – величина, зависящая от множества факторов и определяемая индивидуально. Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, состоящих из электродов в виде свинцовых пластин. В банки заливается химический реактив – состоящий из воды и серной кислоты электролит. Именно их взаимодействие и позволяет накапливать необходимый заряд и в случае нужды отдавать его.
К сожалению, аккумулятор не вечен, а его ресурс даже при правильной эксплуатации ограничен несколькими годами. По мере эксплуатации ёмкость АКБ снижается, чему способствуют следующие обстоятельства:
- загрязнение электролита, существенно ухудшающее его способность взаимодействовать с электродами;
- испарения электролита вследствие перезаряда;
- сульфатация и осыпание свинцовых пластин.
Чем ниже ёмкость батареи, тем чаще её нужно подзаряжать, хотя при этом время, необходимое для достижения максимальной плотности электролита, снижается.
Современные необслуживаемые батареи критичны к полной разрядке – двух таких циклов достаточно, чтобы аккумулятор уже нельзя было использовать
Вот почему так важно периодически проверять вольтаж источника питания и при необходимости восполнять заряд
Допускается летом использовать АКБ, степень заряда которой составляет 50% и выше, но зимой этот показатель должен быть не менее 75%.
Работники СТО рекомендуют выполнять процедуру полной зарядки автомобильных аккумуляторов хотя бы дважды в год, причём перед наступлением холодов это обязательно. Рекомендация касается всех АКБ, независимо от их текущего состояния.
Техника безопасности и меры предосторожности
Установить АКБ требуется на ровную поверхность перед зарядкой, чтобы не допустить утечки электролита. Необслуживаемые батареи можно заряжать в любом положении, потому что в них используется гелеобразный электролит.
Перед зарядкой требуется открыть все окна и двери в помещении, чтобы не допустить отравления парами, которые могут образовываться во время процесса. Содержать заряжаемый объект как можно дальше от огня и любых других искр, которые могут привести к взрыву или воспламенению объекта.
Если автовладелец не может снять АКБ с машины, то рекомендуется отключить минус или лучше оба провода.
Итоги и резюме
Итак, текущее обслуживание аккумулятора автомобиля должно, в любом случае, проводиться регулярно. Его периодичность определяется с учётом интенсивности эксплуатации машины и тех условий, в которых она работает. Так, состояние АКБ следует контролировать как можно чаще в том случае, если машина эксплуатируется в экстремальных погодных и (или) дорожных условиях.
В любом случае, если автомобиль эксплуатируется регулярно, то пару раз в месяц нужно производить визуальный осмотр автоаккумулятора. После которого удалять с его корпуса солевые, масляные и иные загрязнения содовым раствором. Подтёки электролитического состава образуют плёнку, которая способствует проведению электротока и быстрому саморазряду. Вот почему их необходимо удалять.
Раз в несколько месяцев следует замерять степень заряженности аккумулятора. Этот показатель устанавливается при помощи мультиметра при замкнутой и разомкнутой цепи. Напряжение полностью заряженного автоаккумулятора составляет 12,6 V. Эксплуатировать, обслуживать аккумулятор, который не полностью заряжен, не сто́ит. Ведь процесс сульфатации тем самым будет лишь развиваться по нарастающей.
Напряжение измеряется и при заведённом моторе, а также задействованных печке и бортовой сети. Такой режим подразумевает напряжение в 13–14 V. Как уже отмечалось выше, такие замеры необходимы для установления состояния генератора. От его работоспособности зависит и зарядка аккумулятора. При чрезмерно низком напряжении заряд полностью восполняться не будет.
Порой на аккумуляторе написано, что он необслуживаемый, но при этом, как ни странно, доступ к внутренней полости секций всё же есть. В данном случае фальш-крышки при их откручивании оказываются самыми настоящими, и в банки можно аккуратно доливать, при необходимости, дистилированную воду.
Выполняя описанные здесь простые правила обслуживания автоаккумулятора, можно потратить на это совсем немного времени, а срок службы АКБ продлить в 1,5-2 раза.