Характеристики, типы и принцип работы автомобильных генераторов

Автомобильный генератор

Неисправности автогенераторов и способы их устранения

Во время работы генератора переменного тока могут возникнуть механические и электрические неполадки. Часто несвоевременная неудача становится причиной других неудач.

Признаки повреждения генератора:

  • мигающий или постоянно работающий индикатор заряда при работающем двигателе;
  • Недостаточный заряд или перегрузка аккумулятора;
  • тусклый свет наружного освещения;
  • импульсы свечения лампы;
  • Значительное увеличение яркости лампы при увеличении скорости;
  • Необычные звуки, исходящие от генератора или передачи.

Механические поломки

Общие неисправности механического характера:

  • трещины в приводном шкиве;
  • сломанный приводной ремень;
  • Износ подшипников якоря, в результате чего генератор останавливается.

Трещины и стружки на шкиве обнаруживаются при визуальном осмотре сборки. Острые края начинают разрушать приводной ремень, который может оттянуться от шкива на поврежденных краях. Сломанный или сломанный шкив должен быть заменен на новый, сборка не подлежит ремонту. Новый шкив должен иметь те же геометрические параметры, что и изношенный.

Поврежденные подшипники арматуры начинают издавать характерный свистящий шум во время работы. Не ждите слишком долго, чтобы отремонтировать его, потому что генератор не будет работать должным образом из-за изменений в зазоре между якорем и статором. В конце концов, арматура может заклинить, что приведет к выходу из строя ремня и повреждению щеток и намотки.

Электрические поломки

Отказ электрической части генераторов:

  • истирание щеток скольжения;
  • Очистите коллекторную часть ротора генератора;
  • Отказ регулятора напряжения;
  • Неисправности внутри обмотки статора;
  • Зажигание диодного моста выпрямителя;
  • разрушение соединительной проводки;
  • прожигание или окисление кабельных соединений.

Для проверки работоспособности генератора переменного тока используйте мультиметр или вольтметр, предназначенный для измерения постоянного напряжения 0-20В. Перед началом измерений рекомендуется прогреть агрегат, оставив его работать в течение 10-15 минут на холостом ходу двигателя и при работающем расходе топлива (например, опущенные фары). Напряжение между положительной клеммой генератора переменного тока и заземлением транспортного средства должно измеряться в диапазоне 13,5-14,5 В. Более точная информация содержится в руководстве по ремонту и техническому обслуживанию. Если напряжение отклоняется от стандартного значения, необходимо заменить регулятор напряжения.

Проверяяя напряжение на клеммах батареи, можно обнаружить повреждения соединительной проводки. Для полного измерения необходимо увеличить частоту вращения двигателя до высокой и подключить мощных потребителей энергии (например, фары дальнего света, обогреватели окон и сидений). В этом случае напряжение должно быть близко к значению на регуляторе напряжения. В противном случае необходимо проверить провода и точки подключения.

Функциональность диодного моста проверяется установкой мультиметра на положительную клемму генератора переменного тока и общее заземление в режиме измерения переменного тока. Значение напряжения должно быть в диапазоне 0,5 В. Более высокое напряжение является признаком отказа диодного моста.

Измерение обрыва обмотки генератора производится при отсоединенном аккумуляторе и отсоединенном от положительного полюса аппарата жгуте проводов. Тестер, переключенный в режим амперметра, подключается между клеммой и жгутом. Допускается до 0,5 мА. При высоком токе возможна поломка частей диодного моста или обмоток.

Чтобы проверить обмотки поля, снимите генератор с автомобиля. Работы выполняются при снятом регуляторе напряжения и узле щетки. Перед началом испытания контактные кольца должны быть очищены от грязи. Тест выполняется с помощью мультиметра, установленного в режим омметра. Соединение осуществляется с помощью контактных колец. Нормальное значение сопротивления находится в диапазоне 5-10 Ом. Для измерения сопротивления заземления омметр соединен с кольцами и корпусом. В хорошем состоянии значение сопротивления будет бесконечным, при других значениях – есть неисправность.

Категорически запрещается контролировать работу генераторов переменного тока при коротком замыкании. Такие действия приведут к выходу из строя не только устройства, но и электронных блоков. Рекомендуется диагностировать прибор на носителях, доступных в специализированных центрах. Самостоятельное выполнение этого может привести к дорогостоящему ремонту.

Назначение

Чтобы после запуска силовой установки восстановить заряд аккумулятора, а также обеспечить энергией все остальные электроприборы, используется генератор. Этот электрический элемент, в отличие от аккумулятора вырабатывает электричество, при этом делать он это может постоянно. Но для выработки электротока необходима механическая работа – вращение одной из составляющих частей генератора – ротора.

Поэтому пока мотор не запущен, генератор не способен выработать энергию, и бортовая сеть запитывается только от аккумулятора.

Генератор – этот тот же электродвигатель, но работа его выполняется с точностью до наоборот. Если в эл. двигатель подается энергия, чтобы получить механическое действие – вращение ротора, то у генератора – вращение обеспечивает выработку электрической энергии.

Если по-простому, то принцип действия генератора таков: при вращении ротора он образует магнитное поле, воздействующее на обмотку статора, из-за чего в ней появляется электрический ток, который и используется для питания бортовой сети.

Но имеются и определенные нюансы в работе данного элемента бортовой сети. Современный автомобильный генератор является трехфазным и обеспечивает на выходе переменный ток, который не подходит для электрообеспечения бортовой сети авто, поскольку в ней используется постоянный ток. К тому же, генератор должен вырабатывать электроэнергию с определенными показателями, чтобы не нанести вред потребителям. Поэтому в данный прибор включен ряд элементов дополнительного оснащения.

Параметры генератора

Производительность генератора оценивается по нескольким параметрам:

  • номинальный ток и номинальное напряжение;
  • номинальная частота возбуждения;
  • частота самовозбуждения;
  • Коэффициент мощности (КПД).

Номинальное напряжение бортовой сети автомобиля от генератора переменного тока составляет 12 или 24 В. Кривая частоты вращения генератора показывает зависимость тока от частоты вращения генератора.

Характеристики генератора переменного тока

Напряжение генератора переменного тока можно измерить с помощью мультиметра. При выключенных потребителях и отсутствии нагрузки мультиметр должен показывать от 14,3 В до 15,5 В на холостом ходу. Если после запуска двигателя напряжение превышает 14 В, это может означать, что аккумулятор разряжен и генератор заряжает его. Когда потребители включаются по очереди (фары, отопление, кондиционер и т.д.), напряжение падает примерно на 0,2 после каждого включения. Однако в конечном итоге напряжение не должно опускаться ниже 12,8 В. Если это значение меньше, батарея начнет разряжаться. С другой стороны, если напряжение слишком высокое (14 В или более), это может привести к повреждению батареи. Выходное напряжение батареи должно быть в пределах от 12,6 В до 12,7 В.

Напряжение генератора под нагрузкой может отклоняться от номинального значения 12 В. При всех включенных потребителях тока это значение должно составлять от 13,5 В до 14 В. Если он ниже, это может указывать на неисправность. Допустимый предел составляет 13 В.

На следующем рисунке показана подробная электрическая схема генератора переменного тока автомобиля.

Схема подключения генератора

Схемы генераторов с возбуждением от выхода генератора

Эти простые схемы применялись для автомобилей 60-х 70-х годов выпуска. «Жигули», «Москвичи», ЗиЛ, Газ, Уаз. Много таких автомобилей до сих пор остается в эксплуатации.

Регулятор напряжения может быть внешним и встроенным. Внешний регулятор это отдельная коробочка, которая соединяется с генератором проводами и стоит в стороне от генератора. Встроенный регулятор, входит в состав генератора, крепится внутри или снаружи корпуса, обычно, встроенный регулятор сделан вместе со щетками.

На выходе регулятора напряжения стоит мощный транзистор, это может быть биполярный, и может быть полевой транзистор. Он работает в ключевом режиме, то есть, открыт — закрыт. Открыт транзистор – ток возбуждения проходит, закрыт транзистор — ток не проходит.

Есть три варианта включения транзистора – с общим Эмиттером, общей Базой и с общим Коллектором. Поэтому ключи на транзисторах бывают с ОЭ, ОБ, ОК. Для каждого варианта транзисторного ключа есть свои особенности применения.

В регуляторах напряжения используются транзисторные ключи с ОЭ и ОК. Если заземлен транзистор, то это ключ с ОЭ, если заземлена щетка. то это ключ с ОК. Регуляторы выполненные по схеме с ОЭ называют A — Circuit , регуляторы выполненные по схеме с ОЭ называют В — Circuit .

В автомобильных схемах генераторов применяются обе схемы – и A — Circuit , и В- Circuit

Схемы с внешним регулятором напряжения

Как работает генератор авто

Схема работы генератора следующая: при повороте ключа в замке зажигания включается электросеть. Напряжение с аккумулятора поступает на регулятор, который в свою очередь, передает его на медные токосъемные кольца, конечный потребитель — обмотка возбуждения ротора.

С момента вращения коленвала двигателя, через ременную передачу начинает вращаться вал ротора, создается электромагнитное поле. Ротор образует переменный ток, при достижении определенных оборотов обмотка возбуждения питается с самого генератора а не с АКБ.

Далее переменный ток поступает на диодный мост, где происходит процесс “выравнивания”. Регулятор напряжения следит за режимом работы ротора, при необходимости меняет напряжение обмотки возбуждения. Таким образом, при условии исправных деталей, на аккумулятор поступает стабильный ток, обеспечивающий бортовую сеть необходимым напряжением.

На панель приборов более современных авто выведен индикатор АКБ, который указывает на состояние генератора также (загорается при обрыве ремня или перезарядке). Такие автомобили как ВАЗ 2101-07, АЗЛК-2140, и другая советская “техника”, имеют стрелочный индикатор, амперметр или вольтметр, благодаря чему можно следить за состоянием генератора всегда.

Вредные правила эксплуатации генератора (по Остеру)

Далее приведены шаги из рубрики «как убить генератор в два шага»:

правило “переполюсовки” — поменяйте местами провода АКБ и вы устроите необычную яркую вспышку в генераторе, а также легкое облако, доносящееся от него. В тоже время почувствуете незабываемое акустическое удовольствие, слушая щелчки и шипение, а также невероятный запах горящих проводов, и самое главное — ожог 1-3 степени в зависимости от ваших амбиций. Такой “фокус” выводит из строя диодный мост, статор и регулятор частично, к счастью возгорание авто имеет шансы 1:1000. Из “побочек” могут быть выведены из строя комбинация приборов, бортовой компьютер, магнитола и другие комплектующие бортовой сети. Достоинство — осваивается новичками без долгих теорий;
правило мойки — как можно чаще и тщательнее мойте силовой агрегат, побольше воды и пены, особенно на альтернатор и стартер. Главное, чтобы поток воды обильно вымывал генератор изнутри, сушить категорически запрещается, сразу же запускаем мотор, включаем все энергопотребители и наблюдаем за эффектов. Если его нет — повторяем процедуру. Достоинство — сгоревший “гена” будет чистым;
дедовский метод — сдергивание провода с “+” клеммы, чтобы проверить заряд на работающем моторе, это главное правило! Вероятность выхода из строя всевозможных реле 50:50, главное обеспечить много искр для эффекта, а также включить все, что питается от электричества;
“летим” по лужам — многие даже не догадываются, что пользуются данным правилом в дождь. Главное быть всегда уверенным, что ваше авто вне всякого сравнения с водонепроницаемостью подводной лодки, чем глубже лужа — тем ярче эффект

Немаловажно выбирать скорость, при которой больше воды попадает в подкапотное пространство, главное выбросить все пластиковые кожухи и защиты! Главное достоинство — трюк можно повторять везде, где есть вода (даже ручьи и реки), не выходя из авто;
“меломан” — необходимо установить самую дорогую магнитолу, а лучше две, как можно больше динамиков, пару десятков минимум, усилителей и пару сабвуферов, включаем любимую музыку на всю громкость при работающем моторе, если из-под капота не пошел дым, а воздух остается чистым — значит вы приобрели слишком дешёвую аппаратуру;
“старый аккумулятор” — способ требует некоторых знаний физики, хотя бы закона Ома. Берем самый старый АКБ, и чем старше, тем вероятнее в нем окажется замкнутая банка

Возможно батарея будет издавать признаки бурной работы, обязательно будет потреблять дикое количество энергии, зато работа инжектора будет нестабильной, а за дальний свет можно забыть. Главное побольше эксплуатировать старый аккумулятор — эффект не заставит себя ждать.

Неисправности автогенераторов и способы их устранения

При работе генераторов могут возникать неисправности механического и электрического характера. Зачастую одна вовремя не исправленная поломка становится причиной других.

Признаки повреждения генератора:

  • мигание или постоянная работа лампы зарядки при работающем моторе;
  • недостаточная зарядка или перезаряд аккумулятора;
  • тусклый свет внешней световой сигнализации;
  • пульсации свечения ламп;
  • значительное увеличение яркости свечения ламп при повышении оборотов;
  • посторонние звуки, источником которых является генератор или привод.

Механические поломки

Распространенные неисправности механического характера:

  • появление трещин на приводном шкиве;
  • обрыв ремня привода;
  • износ подшипников якоря, который приводит к заклиниванию генератора.

Трещины и сколы на шкиве обнаруживаются при визуальном осмотре узла. Острые кромки начинают разрушать , который может сойти со шкива по поврежденным кромкам. Поломанный или лопнувший шкив требуется заменить новым, ремонт узла невозможен. Новый шкив должен иметь такие же геометрические параметры, как и изношенный.

Поврежденные подшипники якоря начинают издавать при работе характерный свист. Затягивать с ремонтом не следует, поскольку нарушается режим работы генератора из-за изменения зазора между якорем и статором. В итоге якорь может заклинить, что приведет к обрыву ремня и повреждениям щеток и обмотки.

Электрические поломки

Поломки электрической части генераторов:

  • истирание токосъемных щеток;
  • протирание коллекторной части ротора генератора;
  • выход из строя регулятора напряжения;
  • межвитковые замыкания обмотки статора;
  • выгорание выпрямительного диодного моста;
  • разрушение соединительной проводки;
  • обгорание или окисление мест подключения проводки.

Для проверки работоспособности генератора применяется мультиметр или вольтметр, предназначенный для измерения постоянного напряжения 0-20 В. Перед началом замеров рекомендуется прогреть агрегат, дав ему поработать 10-15 минут при холостых оборотах двигателя и работающем потребителе (например, ближнем свете фар). Замер напряжения между положительной клеммой генератора и массой автомобиля должен показать значение в пределах 13,5-14,5 В. Более точная информация имеется в инструкции по ремонту и обслуживанию машины. При отклонении напряжения от норматива требуется замена реле-регулятора.

Проверка напряжения на клеммах батареи позволяет обнаружить повреждения соединительной проводки. Для полноценного замера требуется увеличить обороты двигателя до высоких и подключить мощные потребители энергии (например, дальний свет фар, обогревы стекол и сидений). В этом случае напряжение должно быть близким к значению на реле-регуляторе. В противном случае требуется провести проверку проводов и точек подключения.

Исправность диодного моста проверяется путем установки мультиметра на положительный вывод генератора и массу в режиме замера переменного тока. Значение напряжения должно находиться в пределах до 0,5 В. Более высокое напряжение является признаком неисправности диодного моста.

на Форд Фокус 2 показан в видео, предоставленном каналом «Азбука Форд».

Замер пробоев обмоток генератора производится при отключенном аккумуляторе и отсоединенной от положительной клеммы устройства проводке. Тестер, переключенный в режим амперметра, подключается между клеммой и проводкой. Допустимым считается значение до 0,5 мА. При повышенном токе возможен пробой деталей диодного моста либо обмоток.

Для проверки обмоток возбуждения необходимо снять генератор с автомобиля. Работы ведутся при удаленном регуляторе напряжения и щеточном узле. Перед началом проверки контактные кольца очищаются от грязи. Тестирование выполняется мультиметром, переведенным в режим омметра. Подключение ведется к контактным кольцам. Нормальное значение сопротивления находится в интервале 5-10 Ом. Для замера пробоя на массу омметр цепляется к кольцам и корпусу. В исправном состоянии значение сопротивления будет бесконечным, при иных значениях — имеется пробой.

Категорически запрещается проверять работу генераторов методом короткого замыкания. Подобные действия приводят к выходу из строя не только агрегата, но и электронных блоков. Диагностику устройства рекомендуется проводить на стендах, имеющихся в специализированных центрах. Самостоятельные действия могут стать причиной дорогостоящего ремонта.

 Загрузка …

Видеоурок об устройстве и принципах работы автомобильных генераторов предоставлен каналом zrenie2015.

Устройство узла

Источник тока необходим для подзарядки аккумулятора, а также обеспечивает питание остальным узлам (системе зажигания, фарам, бортовому компьютеру и т.п.). Если генератор автомобиля выйдет из строя, то и батарея станет бесполезной, когда закончится заряд. Описание составляющих рассматриваемого узла автомобиля приведено ниже.

Устройство генератора автомобиля

Корпус детали

Основная обязанность данной части агрегата – защитить его «начинку». Корпус автомобильного генератора должен быть легким, не мешающим развивать технике большую скорость. Поэтому изготавливают его из дюралюминиевого сплава. В крышках монтируются подшипники, участвующие в роторном вращении.

В конструкции предусмотрена охлаждающая система, представляющая собой набор отверстий для вентиляции. Если основное устройство генератора для всех автомобилей идентично, то конструктивные особенности системы охлаждения разнятся. Влияют на это такие параметры: температура воздуха под капотом и рабочий диапазон оборотов двигателя.

Типичная конструкция автомобильного генератора

Обмотка генератора

За создание электромагнитного потока «отвечают» ротор и статор, основным элементом которых является обмотка. Стационарная часть конструкции – не что иное как кольцо из трансформаторного железа, в пазах которого и распределена обмоточная медная проволока. Всего в сердечнике статора собрано 3 обмотки, соединенных в «треугольник» или «звезду». Выпрямление напряжения в точке соединения обмоток обеспечивает мост из диодов.

При работе генератора вырабатывается большое тепло. Чтобы провода в обмотках не оплавились, их предварительно покрывают термостойкими составами. Изоляция медного провода представляет собой 2 слоя специального лака.

Проверка обмоток статора генератора

Ротор генератора авто

Вращающаяся часть конструкции представляет собой электромагнит, закрепленный на валу. Ток на обмотку ротора (она единственная) подается посредством колец из меди, закрепленных на валу. Контакт колец с обмоткой обеспечивают специальные щетки из графита. Наружный параметр роторного сердечника отличается от внутреннего диаметра статора – он на 1,5-2 мм меньше.

Ротор и статор генератора переменного тока

Устройство регулятора

Для стабильной работы бортовой сети автомобиля необходимо поддерживать оптимальные параметры напряжения, создаваемого обмотками генератора. Эту обязанность на себя берет реле-регулятор. На U-выходное влияет и температура воздуха, поэтому в некоторых машинах данный элемент дополнен датчиком тепла. Место монтажа реле-регулятора может быть различным – внутри непосредственно у щеток, либо вне корпуса, на щеткодержателе.

https://youtube.com/watch?v=feRhd7xg6R0

Принцип работы генератора

Итак продолжаем наши разъяснения по поводу устройства и работы автомобильного генератора и вот как именно происходит преобразование вращательного движения в электрическую энергию в генераторе автомобиля:

Если по-простому или так сказать обобщить, то принцип работы генератора такой: при вращении ротора он создает сильное магнитное поле, которое в свою очередь начинает производить воздействие на обмотку статора, из-за этого в ней появляется электрический ток, который по сути уже и используется для разных нужд автомобиля.

Вот кстати, как статор выглядит отдельно

Статор генератора

  • Собственно сам обмотка статора
  • Выводы обмоток
  • Основной магнит, провод

Кстати если вдруг у вас на автомобиле особенно на хендай санта фе постоянно крутит стартер у нас есть статья как это устранить и не только на санта фе, просто слово Статор напомнило стартер вот и решил ссылкой поделиться.

Вот ещё нашел одно фото устройство генератора

Основные неисправности

Даже сааме надёжные и технически совершенные устройства не вечны. Тем более нельзя говорить о супернадёжности тех устройств, конструкция которых предусматривает наличие вращающихся/трущихся узлов. Генератор, конечно же, относиться именно к этой категории. Но большинство проблем с работоспособностью «бортовой электростанции» вызваны либо естественным старением (выработкой ресурса), либо неправильной эксплуатацией транспортного средства, либо поломкой электрической компоненты. Первичная диагностика генератора заключается в проведении визуального и акустического осмотра на предмет выявления очевидных неисправностей, после чего имеет смысл проверить входные/выходные параметры тока/напряжения мультиметром. Все основные неисправности автогенератора сведены в следующую таблицу:

Неисправность Причина Способ устранения
Появление свиста, при надавливании на педаль акселератора – потеря мощности Поломка втулки/подшипника, провисание ремня с проскальзыванием Замена деталей, натяжка ремня
Недозаряд АКБ Вышел из строя регулятор Замена реле
Перезаряд АКБ Поломка регулятора Замена узла
Вал ротора имеет заметный люфт Поломка втулки/подшипника Замена детали
Падение выходного напряжения Пробой диода выпрямителя Замена диода
Генератор не функционирует Обрыв провода от аккумулятора, зависание щёток, отсутствие вращения ротора из-за его заклинивания в статоре, обрыв обмоток ротора, подгорание клемм коллектора Устранение обнаруженных поломок

Во время тестирования генератора мультиметром следует измерять выходное напряжение на всех режимах работы силового агрегата, с минимальной и максимальной потребительской нагрузкой.

#Генератор#Назначение#Устройство

Выбор генератора для легкового авто

За счет разного диаметра шкивов клиноременной передачи генератору придается большая угловая скорость в сравнении с оборотами коленвала. Частота вращения ротора достигает 12 – 14 тысяч оборотов ежеминутно. Поэтому ресурс генератора минимум вдвое меньше, чем у ДВС авто.

Генератором машина комплектуется на заводе, поэтому при замене подбирается модификация с аналогичными характеристиками и крепежными отверстиями. Однако при тюнинге авто мощность генератора может не устроить владельца. Например, после увеличения количества потребителей (подогрев сидений, зеркал, стекол), установки сабвуфера, аудиосистемы с усилителем требуется именно выбор нового, более мощного генератора или монтаж второго электроприбора в комплекте с дополнительным аккумулятором.

В первом случае следует выбрать мощность, достаточную для подзарядки аккумулятора с 15% запасом. При установке второго генератора начальный и эксплуатационный бюджет резко увеличиваются:

  • для дополнительного генератора придется установить дополнительный шкив на коленвал;
  • найти место для крепления корпуса электроприбора таким образом, чтобы его шкив размещался в одной плоскости со шкивом коленвала;
  • обслуживать и менять расходники сразу двух «мобильных электростанций».

С возникновением бесщеточных моделей генератора некоторые владельцы производят замену штатного прибора этим девайсом.

https://youtube.com/watch?v=sYnOCpbuQcI

Бесщеточные модификации

Основным достоинством бесщеточного генератора является сверхдолгий эксплуатационный ресурс. Несмотря на сложную конструкцию и цену, ломаться здесь в принципе нечему, а окупаемость, все равно, выше за счет отсутствия расходников щетки/коллекторные кольца.

Компактные размеры и отсутствие коротких замыканий при попадании воды на залитые лаком или композитным составом обмотки позволяет монтировать его практически на любые транспортные средства.

Генераторы постоянного тока исчезли с легкового транспорта в 70-е годы прошлого столетья, так как имели сложную схему и более крупные размеры.

Таким образом, работа автомобильного генератора обеспечивает электроэнергией всех потребителей, подзаряжает АКБ и создает искру в камерах сгорания. Своевременное обслуживание и диагностика позволяет сократить эксплуатационные расходы и повысить ресурс электрического устройства.

Самая основная функция генератора – зарядка батареи аккумулятора и питание электрического оборудования двигателя.

Поэтому рассмотрим более подробнее схему генератора, как правильно его подключить, а также дадим несколько советов как проверить его своими руками.

Генератор – механизм, который превращает механическую энергию в электрическую. Генератор имеет вал, на который насажен шкив, через который и получает вращения от коленчатого вала двигателя.

Изображение схемы генератора.

Автомобильный генератор используют для питания электропотребителей, таких как: система зажигания, бортовой компьютер, автомобильная светотехника, система диагностики, а также есть возможность заряжать автомобильный аккумулятор. Мощность генератора легкового автомобиля составляет приблизительно 1 кВт. Автомобильные генераторы достаточно надежные в работе, потому что обеспечивают бесперебойную работу множеству приборов в автомобиле, а поэтому и требования к ним соответствующие.

Как проверить отдельный регулятор напряжения на генераторе

Отдельно от генератора установленные регуляторы напряжения могут устанавливаться на старых моделях автомобилей. Неисправность таких деталей также может приводить к перезаряду или недостающему заряду АКБ, поэтому следует провести проверку при первом подозрении на наличие нестандартной работы этого элемента.

Проверка реле-регулятора напряжения генератора типа 591 3702 01

Принцип проверки регулятора типа 591 3702 01 идентичен другим устройствам этого типа. Потребуется также подключить изделия к источнику постоянного тока и изменяя значения выходного напряжения на блоке питания, установить момент выключения контрольной лампы.

Особенностью конструкции регулятора типа 591 3702 01 является выводная часть, которая имеет контакты, обозначаемые, как «67» и «15». Контакт «67» является «минусом» системы, поэтому к нему следует подключить соответствующий провод от источника питания, который последовательно соединеняется с лампой накаливания. Также минусовый контакт следует подключить к «массе» регулятора (металлическому креплению) Контакт «15» — это плюс устройства, поэтому к нему следует подсоединить положительный проводник.

Проверка устройства осуществляется по стандартной схеме. Вначале подается рабочее напряжение, при котором лампочка должна светиться. При превышении максимально возможного напряжения (14,5 В) электрический ток в цепи исчезает.

Более точно реле-регулятор типа 591 3702 01 можно проверить на специально диагностическом стенде. Такая установка имеет генератор, аккумуляторную батарею и вольтметр. Регулятор подключается на стенде таким же образом, как и при монтаже на автомобиль. После запуска стенда регулировкой вращения генератора добиваются превышения напряжения выше отсекаемого порога (14,5 В). Отключение устройства регистрируется вольтметром.

Если реле-регулятор не отключает подачу напряжения при достижении критического уровня или электрический ток отсутствует сразу после запуска генератора, то потребуется заменить реле-регулятор типа 591 3702 01.

Как проверить трехуровневый реле-регулятор напряжения

Вместо стандартного реле-регулятора на автомобилях может устанавливаться трехуровневое реле. Такие устройства являются более совершенными и надежными. Отличие трехуровневых реле от «шоколадок» заключается в возможности произвольной установки напряжения отсечки посредством встроенного регулятора.

Проверка трехуровневого реле осуществляется по стандартной схеме, когда к реле подключается регулируемый источник электрического тока и контрольная лампа. При проведении проверки следует учитывать только ранее выставленные ограничения напряжения отсечки. То есть, если с помощью ручной регулировки был установлен момент отключения при 14,7 В, то при таком напряжении исчезновение электрического тока будет являться нормой.

Проверка генератора

Если перезаряд аккумуляторной батареи может быть вызван неисправностью реле-регулятора, то при недозаряде АКБ деталь может быть полностью исправной. Различные поломки генератора могут вызвать постоянную или временную недостачу электрического тока для полноценного восстановления батареи. Если на автомобиле стоит отдельный реле-регулятор, то эту деталь можно легко исключить из электрический схемы и таким образом убедиться в исправности генератора. Диагностическая операция выполняется при заведенном двигателе следующим образом:

  • Отключить провода от реле-регулятора (контакты 15 и 67).
  • Вместо реле-регулятора в схему следует подключить лампу накаливания на 12 В.
  • Отсоединить плюсовой провод от аккумулятора во время работы двигателя.

Если при отключении плюсовой клеммы двигатель продолжит работать, то генератор автомобиля исправен. В противном случае, следует проверить эту деталь и все дополнительные элементы, участвующие в передаче электрической энергии.

Мощность автогенератора

Если все энергопотребляющие устройства в автомобиле включены, генератор может не справиться с нагрузкой, и часть энергии перейдет в аккумулятор.

Просто используйте простую формулу из школьного курса P = I * U, где P — мощность, I — сила тока, а U — напряжение.

Мы узнали, что выходное напряжение генератора должно быть в пределах от 13,5 до 14,2 В. Сила тока может варьироваться от модели к модели. В среднем он составляет от 80А до 140А. Предположим, что среднее значение составляет 100 А.

Используя формулу, получаем 13,5В*100А = 1 350Вт или 1,35кВт. Это мощность генератора переменного тока, которая измеряется в ваттах

Также обратите внимание, что это максимальное значение, которое достигается при определенных оборотах двигателя, обычно 3000 об/мин и выше. На холостом ходу выходная мощность составляет 75% от максимально возможной

Для автомобиля достаточным считается 80 А. При использовании автогенератора большей мощности бортовая сеть может не справиться с нагрузкой

Важно помнить об этом. Высокая мощность не всегда является преимуществом

Схемы генераторов с возбуждением от выхода генератора

Эти простые схемы применялись для автомобилей 60-х 70-х годов выпуска. «Жигули», «Москвичи», ЗиЛ, Газ, Уаз. Много таких автомобилей до сих пор остается в эксплуатации.

Регулятор напряжения может быть внешним и встроенным. Внешний регулятор это отдельная коробочка, которая соединяется с генератором проводами и стоит в стороне от генератора. Встроенный регулятор, входит в состав генератора, крепится внутри или снаружи корпуса, обычно, встроенный регулятор сделан вместе со щетками.

На выходе регулятора напряжения стоит мощный транзистор, это может быть биполярный, и может быть полевой транзистор. Он работает в ключевом режиме, то есть, открыт — закрыт. Открыт транзистор – ток возбуждения проходит, закрыт транзистор — ток не проходит.

Есть три варианта включения транзистора – с общим Эмиттером, общей Базой и с общим Коллектором. Поэтому ключи на транзисторах бывают с ОЭ, ОБ, ОК. Для каждого варианта транзисторного ключа есть свои особенности применения.

В регуляторах напряжения используются транзисторные ключи с ОЭ и ОК. Если заземлен транзистор, то это ключ с ОЭ, если заземлена щетка. то это ключ с ОК. Регуляторы выполненные по схеме с ОЭ называют A-Circuit, регуляторы выполненные по схеме с ОЭ называют В — Circuit.

В автомобильных схемах генераторов применяются обе схемы – и A-Circuit, и В-Circuit

Схемы с внешним регулятором напряжения

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автобасс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: