Основные признаки неисправностей
Основными признаками, указывающими на возможную неисправность катушки зажигания, являются:
- двигатель не заводится, искры нет;
- двигатель троит в процессе работы, особенно при повышенной влажности;
- компьютерная диагностика указывает на пропуски зажигания в определенных цилиндрах;
- имеются провалы в тяге при нажатии педали акселератора;
- трудность завода двигателя «на холодную», особенно при пониженных температурах;
- катушка зажигания перегревается;
- на корпусе катушки зажигания появились трещины, изменения краски;
- низковольтные провода, идущие к катушке зажигания, изменили цвет.
Для чего нужна
Основное назначение катушки зажигания – преобразование низковольтного электрического импульса, поступающего от прерывателя, усилителя зажигания (коммутатора) или блока управления двигателя в высоковольтный импульс, необходимый для выработки искры в свече зажигания.
Свеча зажигания имеет одно-, двух- либо трехлепестковый зазор электрического пробоя расстоянием от 0,4 до 1,1 мм в зависимости от характеристик двигателя. Считается, что в воздушной среде для образования электрической искры между двумя проводниками необходим импульс не менее 6 килоВольт на 1 миллиметр зазора.
Таким образом, электрический импульс, вырабатываемый катушкой зажигания для обеспечения уверенного зажигания должен быть не менее 10 килоВольт. Учитывая падение напряжения на ограничительном сопротивлении и высоковольтных проводах зажигания, обычно напряжение электромагнитного импульса выбирают около 12 — 20 килоВольт.
Особо опасны такие поражения для людей, страдающих сердечными заболеваниями, они могут привести к сбою сердечного ритма. Обычные резиновые электрические защитные перчатки от импульсов величиной более 15 кВ не предохраняют, их стандартное пробивное напряжение всего 6,3 кВ.
Необходимо быть предельно осторожным при работе, контроле работоспособности катушек зажигания. Даже, измеряя сопротивление первичной обмотки, вы пропускаете через нее ток мультиметра, который трансформирует высоковольтный импульс во вторичную обмотку.
Причины неисправности катушек зажигания
- Внутренние короткие замыкания. Перегрев катушки, вызванный процессом старения, неисправным модулем зажигания или неисправным выходным каскадом в электронном блоке управления.
- Неисправность в цепи питающего напряжения. Время зарядки катушки увеличивается из-за слишком низкого напряжения питания, что может привести к преждевременному износу или перегрузке блока управления зажиганием или выходных каскадов ЭБУ. Это может быть вызвано неисправной проводкой или разряженным аккумулятором.
- Механическое повреждение. Повреждение кабелей зажигания, неисправная прокладка клапанной крышки и утечки масла могут повредить изоляцию катушек. Это приводит к замыканиям и, следовательно, к преждевременному износу.
- Плохие контакты. Контактное сопротивление может увеличиваться из-за проникновения влаги в первичную и вторичную цепь.Это часто бывает после мойки двигателя.
Общий принцип работы катушек зажигания
Катушка зажигания – это один из базовых элементов у системы зажигания двигателя, являющий собой импульсный трансформатор повышающего типа
Схема работы катушки зажигания:
- В процессе используется конструкция с участием первичной и вторичной обмоток. В дополнение идет прерыватель, выполняющий роль спускового крючка.
- С использованием прерывателя происходит замыкание электроцепи. За счет данного шага к первичной обмотке поступает определенное небольшое напряжение. Происходит генерация поля магнитного типа.
- Как только целостность цепи нарушается тем же самым переключателем, напряжение проскакивает сквозь вторичную обмотку. В свою очередь поле исчезает. На выходе получаем высокое напряжение в пару тысяч Вольт.
Для достижения подобного результата катушке необходим высокий коэффициент трансформации, а получит таковой можно только за счет огромного числа витков катушки. В качестве источника будущей искры выступает питание от стандартной бортовой сети транспортного средства в 12 вольт.
О классификации катушек зажигания расскажу в отдельной таблице.
Тип + фото | Описание |
---|---|
Стандартная | Обмотка первичного типа состоит из 100-200 витков, которые располагаются вокруг сердцевины из металла. В качестве материала обмотки используется медь с изоляционным слоем. Окончания проводки введены внутрь корпуса катушки. Второй слой обмотки имеет от 30 000 до 45 000 витков. Обе проводки объединяются отрицательным соединяющим проводом. Положительный провод отведен на спецвывод. |
Индивидуальная | Деталь располагает более сложной конструкцией в отличие от стандартной катушки. Подобные элементы имеют место быть у систем на основе электронного впрыска. Хотя внутри располагается все те же два слоя обмотки из медной проволоки, намотка носит обратный характер. Сердечник второй слоя идет в наружной части + имеется диод, который отсекает чрезмерно высокое напряжение, выходящее с катушки. Дополнительным бонусом, возможным за счет особенной конструкции катушки, является подача напряжения напрямую к свечам, в обход распределителя. |
Двойная | Основная особенность подобного конструкционного решения заключается в возможности подачи напряжения сразу к двум элементам зажигания двигателя. Подобное решение актуально для многоцилиндровых моторов. При установке в систему автомобиля, данные катушки чаще всего преподносят в виде блоков. |
Основные причины возникновения неисправностей:
- Износ + механические повреждения. В процессе постоянной работы, у элемента системы происходит снижение характеристики прочности. А если в расчет взять воздействие масел, тосола и прочих смазывающих веществ, срок службы сократиться еще больше. При подобном сценарии решение является только одно – замена элемента на новый.
- Окисление и разрушение контактов. Любая влага – это враг автомобиля. Повышенная влажность постепенно окисляет металлические профильные трубы в порогах, листовой металл поддона и прочие уязвимые элементы кузова. Контакты соединений катушки данная проблема также не обходит стороной, из-за чего последние рано или поздно дают осечку в работе.
- Постоянные вибрации. Для элементов со стандартной конструкцией данная проблема не так опасна, как в отношении катушек на электронный впрыск. Учитывая статус наших дорог, о частоте возникновения данной проблеме по причине вибраций не стоит и упоминать.
- Чрезмерный нагрев. Еще один негативный фактор, максимально проявляющий себя в отношении катушек для электронного впрыска. При штатной работе двигателя проблем не возникнет долгое время, но периодические перегревы мотора сократят срок службы индивидуальной катушки в 2-3 раза как минимум.
Основными признаками, по которым пользователь транспортного средства может определить проблему с катушкой, является снижение производительности, пропуски зажигания и осечки после набора определенной оборотной мощи агрегата. Иногда автомобиль не хочет заводиться вообще, а на приборной панели современных авто отображается надпись Check Engine.
В таком случае, прежде чем обращать свое внимание непосредственно к катушке зажигания, следует заранее пройтись на проверку факта поломки вдоль всей цепи, содержащей рассматриваемый функциональный узел
Симптомы неисправности катушки зажигания
Неисправности катушки проявляются по-разному, но чаще всего автомобиль не заводиться. Стартер при повороте ключа зажигания вращается, но двигатель не реагирует.
Также наблюдаются:
- нестабильное искрообразование;
- двигатель троит;
- снижение мощности;
- плохо заводится;
- на определенных оборотах ощущаются провалы в работе мотора;
- авто неожиданно глохнет.
Причиной такого поведения автомобиля может быть механическое повреждение корпуса устройства. Трещина или скол образует утечку высоковольтного напряжения, на массу. Это приводит к снижению высокого напряжения и, как следствие, к нестабильному искрообразованию или образованию искры вне камеры сгорания.
Обмотка может греться, что указывает на межвитковое замыкание. По мере нагревания, изоляция проводов разрушается и со временем наступает полное замыкание электронной системы.
Симптомы не указывают конкретно на то, что бобина вышла из строя, и проявляются при других неисправностях.
Устройство и функционал
Катушка зажигания, иногда называемая бобиной, представляет собой высоковольтный трансформатор, с двумя или более обмотками. Основной функцией модуля является преобразование низковольтного импульсного напряжения в высоковольтный для генерирования искры в свечах зажигания.
Катушки бывают двух типов:
- одноискровые;
- двухискровые.
Последние применяются в двухцилиндровых двигателях старых мотоциклах, малолитражных автомобилях и в спортивных моделях.
Классическая схема включения — контактная, когда высоковольтный провод по очереди через механическую или электронную систему распределения подключается к свечам зажигания.
Устройство катушки зажигания 1. добавочный резистор; 2. крышка; 3. сердечник 4. высоковольтная обмотка; 5. низковольтная обмотка; 6. магнитопровод; 7. изолятор.
Проверка
Если вы заметили признаки неполадки катушки зажигания, либо пришлось столкнуться с ситуацией, когда движок «умер», обязательно проверьте состояние данного элемента.
По мере проверки вы сможете определить, что стало причиной отказа катушки и как эти неполадки можно устранить.
Как же проверить устройство? Инструкция не сложная, с ней справится и новичок.
Для начала проверим состояние узла, после чего проверим на правильность сопротивлением непосредственно самой катушки.
- Если движок не удается запустить, убедитесь, что сама катушка вообще подает искру. Для этого из трамблера извлекается центральный провод и к нему подключается запасная свеча зажигания.
- Возьмите теперь свечу плоскогубцами и положите металлическим корпусом на прерыватель или двигатель.
- Если при кручении стартера двигателя искра не появилась, в системе зажигания произошел сбой.
- Так что проверьте питание на катушку, точнее его наличие. Для этого потребуется мультиметр. Одна клемма соединяется с контактом Б на катушке, а вторая идет на массу. Включите зажигание. Если напряжение отсутствует, виновником является замок зажигания.
- Можно запустить мотор в аварийном режиме. Для этого плюс от АКБ кидается на контакт Б катушки.
Если напряжение идет, а искры нет, проверьте, цела ли первичная обмотка. Для этого от катушки отсоединяют боковые низковольтные провода и мультиметром выполняются замеры сопротивления. Потом проверяется вторичная обмотка.
Об этой процедуре расскажем более подробно.
Мультиметр для проверки
Проверка сопротивлений катушки
- Обесточьте свой автомобиль. Для этого достаточно отсоединить минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
- Отсоедините все провода и выводы, идущие на катушку и от нее.
- Обязательно вооружитесь необходимыми инструментами и тестером. Универсальный мультиметр или омметр вполне подойдут.
- Сделайте замеры на первичной обмотке. Для этого щупы тестера нужно подключить к низковольтным клеммам, расположенным по краям катушки. Не забудьте перед этим зачистить клеммы от скопившейся грязи, следов окисления. Наверняка они образовались за время эксплуатации автомобиля.
- Запишите данные.
- Теперь проверяются сопротивления вторичной обмотки. Чтобы это сделать, нужно один щуп омметра перекинуть на клемму Б катушки, а второй — на высоковольтник.
- Отметьте получившиеся результаты.
- Последний этап проверки подразумевает замеры сопротивления изоляции на массу. Чтобы сделать это, вам нужно один вывод вашего тестера подключить к массе (это корпус катушки зажигания), а второй поочередно подключить ко всем трем выводам — паре низковольтных выводов и одному высоковольтному, расположенному посередине устройства. Если катушка исправна, тогда во всех трех случаях измерения вы получите сопротивление не менее 50 Ом.
- Сверьтесь с таблицей по записанным ранее данным.
Тип катушки | Обмотка | Показатели сопротивления |
3122.3705 | Первичная обмотка | 0,43 Ом +/- 0,04 Ом |
8352.12 | 0,42 Ом +/- 0,05 Ом | |
3122.3705 | Вторичная обмотка | 4,08 Ом +/- 0,40 Ом |
8352.12 | 5,00 Ом +/- 1,00 Ом |
Ремонт
На самом деле единственный способ отремонтировать неисправную катушку зажигания на карбюраторном или инжекторном ВАЗ 2109 — это заменить устройство.
Тут нужно лишь выбрать, какой элемент заменит вашу старую катушку.
- МЗАТЭ-2. Это стандартная катушка, которой оснащались с завода все ВАЗ 2109. Стоит около 600 рублей, служит неплохо;
- Отличный альтернативный вариант, отличающийся надежностью, долговечностью и эффективностью в работе. Но стоит уже около 1800-2000 рублей;
- Валео. Нечто среднее между заводским и бошевским вариантом, имеющий хорошие характеристики и положительные отзывы. Сегодня такая катушка стоит в среднем 1500 рублей.
Катушка зажигания и ее устройство
Механическая работа бензиновых двигателей происходит в результате сгорания в цилиндрах топливно-воздушной рабочей смеси, которая поджигается электрической искрой. Цепи зажигания питаются от бортовой сети автомобиля, которая из соображений безопасности имеет 12-вольтовое напряжение, что недостаточно для создания искры. Наиболее простой способ получения высокого напряжения — применение повышающего трансформатора, который традиционно называется катушкой.
Трансформатор не работает с постоянным током. Одновременно для поджига смеси достаточно короткой искры. Для ее получения в состав цепей зажигания вводится прерыватель. Скачок тока в момент срабатывания дает возможность осуществить трансформацию и снимать с выхода катушки напряжение в несколько киловольт, подаваемое затем на свечи.
Катушка содержит две обмотки: низкого напряжения или первичную и высокого напряжения или вторичную. Из-за больших токов, протекающих в первичной обмотке, она мотается проводом с большим сечением и имеет невысокое омическое сопротивление. Вторичная обмотка передает небольшой ток, что позволяет мотать ее тонким проводом. Кроме того, из-за необходимости получения высокого коэффициента трансформации содержит несколько тысяч витков. Таким образом, она отличается высоким сопротивлением.
Как проверить исправность катушки зажигания
Проверка катушки зажигания для систем с распределителем зажигания начинается с «прозвонки» (измерения сопротивлений) обмоток.
Какое сопротивление должно быть на катушке зажигания
Для этого переключатель мультиметра сначала устанавливается в положение 200 Ом и измеряется сопротивление первичной обмотки, прикладывая щупы мультиметра к выводам «+» и «К».
Сопротивление должно быть в пределах от 0,2 Ома до 3 Ом (в зависимости от модели катушки и точности показаний мыльтиматра). В любом случае контакты «+» и «К» должны прозваниваться.
Затем мультиметр переключается в положение «20кОм», то есть предел измерения устанавливается 20 килоОм. Далее измеряется сопротивление между выводами «К» и центральным выводом высоковольтного провода (для этого щуп необходимо упереть в контактную медную зону внутри круглой ниши установки высоковольтного провода). Сопротивление должно быть в пределах от 2 до 4 килоОм.
Более эффективна проверка катушки зажигания непосредственно в рабочем режиме. Для этого можно построить схему, аналогичную, показанной на рисунке 7:
Но еще проще соединить контакт «+» с положительной клеммой аккумулятора проводом толщиной не менее 2 кв.мм. К высоковольтному выводу катушки подключить провод зажигания с закрепленной заведомо исправной свечой зажигания. Корпус свечи соединить с массой автомобиля, двигателя автомобиля или отрицательной клеммой аккумулятора, если АКБ снята с машины, и проверка происходит в стационарных условиях.
Далее подключить к выводу «К» катушки зажигания провод также сечением не менее 2 кв.мм. Если другим концом провода касаться отрицательной клеммы аккумулятора, должны проскакивать искры в свече. Касания должны быть обязательно кратковременными, чтобы не выгорела катушка первичной обмотки и проскакивала хорошая искра. В таком случае лучше вообще зачищенным торцом провода проводить вдоль клеммы аккумулятора, чтобы шел поток искрения.
Однако иногда второй способ проверки не годится для электронных катушек зажигания. Искры может не наблюдаться при исправной катушке.
Труднее произвести проверку сдвоенных катушек зажигания. Первичная обмотка у них обычно подключена к разъему. Прозванивать ее мультиметром можно, только зная схему катушки зажигания. Вторичная обмотка прозванивается между двух высоковольтных выводов. Сопротивление вторичной обмотки может быть немного выше, чем 4 килоОма.
Неисправность индивидуальных катушек зажигания определить, не имея знаний в области радиотехники сложно, так как для проверки необходимо собирать электронную схему.
Однако есть стопроцентный способ найти неисправную катушку. Если двигатель троит, можно последовательно отключать разъемы от катушек зажигания при заведенном двигателе.
Если после отключения катушки обороты двигателя меняются, двигатель начинает двоить, следовательно, искра зажигания в данном цилиндре присутствует. Тогда вновь подключают разъем и переходят к проверке следующей катушки, пока не найдут цилиндр, в котором при отключении разъема, характер работы двигателя не изменяется.
Видео — как ПРАВИЛЬНО проверить катушки зажигания:
Конечно, проще это сделать при помощи компьютерной диагностики. Она может сразу показать код ошибки и расшифровку, например, «пропуск зажигания к цилиндре 3».
Но отсутствие искры в конкретном цилиндре – это еще не повод утверждать, что неисправна катушка. В индивидуальные катушки зажигания встроен добавочный резистор (позиция 8 на приведенной ниже схеме индивидуальной катушки в разрезе).
Обычно его легко достать, сняв резиновый наконечник 9. Далее следует измерить его сопротивление (от 500 Ом до нескольких килоОм). Если он не прозванивается, следует поменять.
Затем катушку зажигания цилиндра с отсутствием искры меняют местами с заведомо исправной катушкой с соседнего цилиндра. Если пропуск зажигания теперь уже будет наблюдаться в соседнем цилиндре, а нерабочий цилиндр заработает, тогда точно проблема в катушке зажигания.
Видео — как вычислить неисправную катушку зажигания:
Обычно в первую очередь выходит из строя встроенный коммутатор, сама высоковольтная катушка исправна, но приходится менять все целиком. Есть мастера, которые перепаивают выходной транзистор во встроенном коммутаторе, но опыт показывает, что восстановленные индивидуальные катушки работают недолго.
Для чего нужна
Главное назначение катушки зажигания – преобразование низковольтного электрического импульса, поступающего от прерывателя, усилителя зажигания (коммутатора) либо блока управления двигателя в высоковольтный импульс, нужный для выработки искры в свече зажигания.
Свеча зажигания имеет одно-, двух- или трехлепестковый зазор электрического пробоя расстоянием от 0,4 до 1,1 мм в зависимости от черт двигателя. Считается, что в воздушной среде для образования электрической искры между двумя проводниками нужен импульс не меньше 6 килоВольт на 1 миллиметр зазора.
Так
, электрический импульс, вырабатываемый катушкой зажигания для обеспечения уверенного зажигания должен быть не меньше 10 килоВольт. Учитывая падение напряжения на высоковольтных проводах и ограничительном сопротивлении зажигания, в большинстве случаев напряжение электромагнитного импульса выбирают около 12 — 20 килоВольт.
Импульс напряжения, поступающий с катушки зажигания, может привести к важному поражению электрическим током(!)
Очень страшны такие поражения для людей, страдающих сердечными болезнями, они смогут привести к сбою сердечного ритма. Простые резиновые электрические защитные перчатки от импульсов величиной более 15 кВ не предохраняют, их стандартное пробивное напряжение всего 6,3 кВ.
Нужно быть предельно осмотрительным при работе, контроле работоспособности катушек зажигания. Кроме того, измеряя сопротивление первичной обмотки, вы пропускаете через нее ток мультиметра, что трансформирует высоковольтный импульс во вторичную обмотку.
Какие виды катушек зажигания выделяют
Исходя из их назначения:
- Не имеющие контакта.
- Контактные.
Если трамблера в Вашем автомобиле нет, катушка на свечи зажигания на 100% бесконтактная. Для катушек индивидуального типа предусмотрен только такой тип. Но если у трамблера есть специальное оснащение – в виде контактов прерывателя – Вы пользуетесь системой зажигания контактного типа.
Если критерий – количество имеющихся свечей зажигания, они подразделяются на:
- Общие.
- Индивидуальные.
Различия есть и в вариантах изоляции обмоток. Они бывают:
- Наполненными маслом. В состав корпуса входит металл, чтобы изолировать обмотки, пользуются трансформаторным маслом. Если корпус потеряет свою герметичность, данный прибор просто-напросто перестанет функционировать. Вытекание такого масла приводит к получению межвиткового электрического пробоя обмоток (поскольку они абсолютно не защищены).
- Сухими (залитыми компаундом).
Катушка зажигания ваз 2106
Второй конец первичной обмотки подключен к распределителю. Общая точка соединения обмоток катушки подключается к коммутатору напряжения. Сердечник играет роль усилителя магнитного поля. В момент разрыва цепи во вторичной обмотке образуется высокое напряжение, которое по проводу поступает на свечу для пробоя и образования искры.
Как проверить
При выполнении этой работы, как и любой другой, связанной с электрооборудованием, необходимо обязательно отсоединить клемму «минус» от аккумуляторной батареи.
Итак, чтобы проверить на исправность первичную обмотку катушки зажигания ВАЗ 2106, необходимо подсоединить оба провода омметра к двум боковым выводам, как это наглядно представлено на фотографии ниже:
По данным из многочисленных технических руководств по ремонту ВАЗ 2106, сопротивление в данном случае должно быть в пределах 3-4 Ом. Это будет говорить о полной исправности катушки зажигания. Как видите, в моем случае, сопротивление немного выше (но незначительно), и при этому проблем никаких с работой системы зажигания не наблюдалось.
Если значение при измерении сильно отклонено от нормы, это говорит о неисправности и необходимости замены детали.
Проверка вторичной обмотки
Вторичная обмотка катушки проверяется практически таким же образом, только один из проводов омметра нужно подсоединить к боковому выводу, а второй — к центральному на катушке. Ниже все продемонстрировано на деле:
Здесь данные сопротивления уже совсем другие и при нормальной работе они должны быть в районе 7,4-9,2 кОм. Судя по показаниям прибора, мой случай показывает и подтверждает повторно, что с катушкой все нормально.
Чтобы не было недоразумений, хочу предупредить, что приведенные в этой статье цифры в большей степени относятся к катушкам зажигания ВАЗ 2106 типа Б117-А, хотя на многих моделях параметры идентичны. Но все же для своей модификации лучше посмотреть данные в специализированных источниках.
Как подключить
Итак, первоначально необходимо отсоединить центральный высоковольтный провод, ведущий к трамблеру (распределителю зажигания).
Также отключить все провода питания от контактов катушки. Так как они крепятся с помощью гаек, то для этого понадобится ключ на 8.
Если вы не знаете, какие провода потом подключать к какому именно разъему, то лучше сразу запомнить или как-нибудь пометить их, чтобы потом при установке подсоединить их правильно.
Теперь нужно открутить сам корпус катушки. Крепится он на зажиме (хомуте), который прижат к кузову автомобиля двумя гайками. Их-то и нужно нам открутить.
После проделанной работы, можно смело вынимать катушку зажигания и производить ее замену при необходимости.
Цена новой такой детали составляет около 500 рублей, или даже немного подешевле. Все зависит от места ее покупки.
Неисправности
В исправности катушки зажигания можно убедиться следующим простым способом. Вынуть из зажима крышки распределителя центральный провод высокого напряжения и установить зазор 5-7 мм. Между наконечником этого провода и «массой» автомобиля. Если катушка исправна, то в этом зазоре при проворачивании коленчатого вала двигателя в момент размыкания контактов будет возникать сильная искра с голубым отливом. Слабая искра или ее отсутствие свидетельствуют о неисправности катушки зажигания. Можно предположить, что в обмотках катушки зажигания произошло короткое замыкание. Наиболее распространенной причиной преждевременной неисправности катушки зажигания является включенное долгое время зажигание при неработающем двигателе. От повышенной температуры изоляция обмоток катушки зажигания высыхает, осыпается, что и приводит к короткому замыканию. Обнаруженную неисправную катушку зажигания необходимо заменить. Для замены можно использовать катушку зажигания любого отечественного легкового автомобиля с напряжением системы электрооборудования 12 В. Такая катушка зажигания обычно подходит и по местам крепления. При этом необходимо иметь в виду, что катушки зажигания некоторых отечественных автомобилей имеют не две, а три клеммы: ВК, ВК-Б и третью клемму без обозначения. В этом случае, например, для замены катушки на автомобилях ВАЗ, с распределителем следует соединить клемму без обозначения, второй провод присоединить к клемме ВК-6, а клемму ВК оставить свободной. Помимо этого, в этом случае нельзя также непосредственно использовать стандартный провал высокого напряжения, соединяющий катушку зажигания с распределителем. Его придется приспособить или, что еще лучше, заменить запасным проводом, не имеющим наконечника на одном из концов. При замене запасной неисправной катушки зажигания все провода должны быть правильно подсоединены, надежно закреплены и изолированы.