Как определить причины дыма из глушителя по цвету выхлопа?
Рассмотрим часто встречающиеся виды выходящего из трубы дыма и соответствующие им неисправности.
Густой белый дым из глушителя зимой
Для стадии прогрева холодного мотора совершенно нормально, что из глушителя идет белый дым. Но называть его дымом неправильно — это пар, результат сгорания топлива. Когда выпускная система еще не нагрета, то он конденсируется и приобретает видимость. В это время на выхлопной трубе можно заметить воду. По мере нагрева конденсат уменьшается. Пар выглядит более белым и густым, если на улице холодно; например, зимой при -20-25°С он плотный, белоснежный, иногда с оттенком голубого.
Почему белый дым из глушителя появляется в тепле и на прогретом двигателе? Это зачастую следствие попадания в цилиндры охладителя (например, когда прокладки ГБЦ не герметичны). Находящаяся в жидкости вода просто не успевает испариться в процессе сгорания топлива, в результате идет пар из глушителя, похожий на дым. Оттенок данного пара зависит от климата на улице и компонентного состава охлаждающей жидкости. Это основная причина белого дыма из глушителя на холодную.
Черный дым из глушителя: причины
Когда из глушителя идет черный дым, это говорит о так называемом переобогащении топливо-воздушной смеси. Вероятнее всего, неисправна система подачи топлива. Такой дым состоит из частиц сажи, образующихся при неполном сгорании топлива. Дополнительным признаком, помимо черного дыма из глушителя, выступает возрастание расхода бензина. Двигатель работает менее стабильно, с трудом запускается.
В ситуации с двигателями на карбюраторах проблема обычно связана с неисправностями игольчатого клапана либо тем, что воздушные жиклеры закоксовались — в результате возникает перелив в поплавковой камере. Что касается бензиновых двигателей, оснащенных электронным впрыском, то причиной переобогащения топливо-воздушной смеси служит негерметичность форсунок или отказы разного рода датчиков. У дизелей пойти дым может также при опережении впрыска под большим углом.
Почему идет синий дым из глушителя
Самая частая причина сизого или синего дыма из глушителя — это проникновение в цилиндры масла. Цвета такого дымления могут быть разными, от плотного синего с белым до еле заметного голубого. При этом оно не растворяется в воздухе быстро, а держится долго из-за содержащихся частиц масла.
Появление сизого дыма из глушителя всегда сопровождается увеличенным расходом масла в авто. На переходных режимах масляный дым становится густым и приобретает сине-белый цвет. Однако следует помнить о том, что новые автомобили очень качественно очищают выхлопные газы от вкраплений масла, поэтому выхлоп может иметь обычный вид, хотя расход при этом будет увеличенным.
Белый дым из выхлопной трубы
Белый дым из выхлопной
трубы можно наблюдать у каждого второго автомобиля и в большинстве
случаев, как я уже писал выше, это совершенно нормально, так как это
просто испарение конденсата, накопленного в выхлопной системе после
длительной стоянки автомобиля. И если никаких проблем нет, то после того
как весь конденсат испариться, а двигатель прогреется, дым вновь станет
прозрачным.
Но если этого не
произошло, и даже в тёплую погоду вы наблюдаете дым белого цвета, то
скорее всего в двигатель попадает жидкость из системы охлаждения. В этом
случае дым будет иметь сладкий запах антифриза, а свечи будут покрыты
бело-серым налётом. Причину этого необходимо искать в головке блока
цилиндров. Возможно, изношена или пробита прокладка между головкой и
блоком цилиндров, а так же деформирована сама головка блока цилиндров.
Маслосъемные колпачки или кольца: как определить, из-за чего появился сизый дым
Если вы бегло изучали вопрос, то наверняка заметили, что противоречивой информации предостаточно. К примеру, вокруг той же компрессии сплошные споры: одни утверждают, что при нормальном давлении в цилиндрах повода лезть в поршневую нет, другие твердят, что это вовсе не показатель при имеющемся раскладе. А касательно взаимосвязи между температурой мотора, положением педали газа и временем появления сизого дыма так и вовсе не понятно, что к чему.
Сразу же отметим, что никакой связи между компрессией и дефектными маслосъемными кольцами нет. Во-первых, колечки, которые соскребают масло с цилиндров, изнашиваются или залегают первыми, а компрессионные продолжают работать как положено. Во-вторых, даже при слегка подношенных компрессионных и убитых маслосъемных кольцах, компрессия будет в норме, поскольку масло остается на стенках цилиндров.
Вместе с тем негласные отличия, позволяющие определить, что конкретно вышло из строя: колпачки или маслосъемные кольца, существуют. Разница состоит в том, что каждая группа деталей выдает сизый дым в разные промежутки времени.
Симптомы проблем с колпачками
В старину на задубевшие или изношенные сальники клапанов указывал клуб сизого дыма, который вырывался из выхлопной трубы сразу же после пуска двигателя. К слову, эти наблюдения не потеряли актуальность и в нынешнее время. Уже при таком раскладе не лишним будет поинтересоваться, сколько стоит работа, и что еще поменять при замене маслосъемных колпачков на двигателе.
Точно приговорить колпачки к замене поможет такой тест:
- Прогреть мотор до рабочей температуры.
- Дать двигателю поработать 5-7 минут в прогретом состоянии.
- Резко выжать педаль газа на 5-10 секунд, и наблюдать в этот момент за выхлопными газами.
При проблемах с сальниками в первые секунды режима «газ в пол» из глушителя вылетает облако дыма с ярким сизым оттенком. Для лишней убежденности повторите попытку газануть до отказа еще 2-3 раза. Наблюдения таковы, что в последующие циклы клуб дыма будет терять насыщенность, а то и вовсе может пропасть.
Чем объясняется такая расстановка приоритетов? Если колпачок изношен, то при работе двигателя масло будет стекать по штоку клапана. Будет ли оно скапливаться на тарелке клапана или сразу попадать в цилиндры – решает угол положения дроссельной заслонки. Так, на холостом ходу скорость воздушной массы невелика, масло не удаляется с тарелки, а продолжает скапливаться
Как только вы резко (важно именно нажать именно так) выжимаете педаль газа, воздух или топливно-воздушная смесь (в зависимости от вида впрыска топлива) затягивает скопившуюся маслоэмульсию в цилиндры и она сгорает, образуя сизый дымок
На оборотах зловещего оттенка не будет, да, собственно, и быть не должно. Масло не успевает скапливаться, а сразу попадает в цилиндры, и сгорает небольшими долями, отчего не влияет на цвет выхлопных газов.
Стоит отметить, что при наличии нового катализатора цвет выхлопа может и вовсе не поменяться, поскольку он качественно превращает CH в водяной пар. На полудохлом каталитическом нейтрализаторе или установленном пламегасителе картина же проявляется во всей красе: дымность есть.
Как определить неисправность маслосъемных колец
Подношенные колечки дают о себе знать при нагрузке. В реальности это выглядит так: цвет выхлопных газов меняется при движении на подъем при полувыжатой педали газа. Стоит отметить, что смотря в зеркало заднего вида, вы вряд ли сделаете правильный вывод. Клуб дыма обычно быстро рассеивается. Однако водитель идущей сзади машины вполне может зафиксировать его появление.
При критическом износе колец дым идет во время движения постоянно и вне зависимости от ландшафта под колесами. Кроме того, наблюдается усиление дымления с повышением скорости.
Из-за чего еще может появиться выхлоп сизого оттенка
Дефектная турбина и неисправная вентиляция картерных газов также могут стать причиной появления дыма. Что отличает эти поломки от текущих колпачков или маслосъемных колец, так это характер дымления: здесь дыма много + он может появляться и исчезать в любое время. К примеру, двигатель «ровно» работает на ХХ и вдруг начинает дымить, а через минуты 3-4 перестает.
Выявить, в чем дело, помогут несколько рекомендаций:
- Турбина «гонит» масло в выхлопную трубу. Дым появляется только после прогрева выпускного тракта. Возможна течь масла на стыках деталей выпускной системы.
- Вентиляция картерных газов не отсекает масло от воздушной смеси. Забился маслоотделитель в результате использования некачественной моторной смазки. Впускной коллектор весь в потеках маслоэмульсии, причем четко за вентиляционным отверстием.
Голубовато-сизый дым
Появление такого дыма говорит о попадании избыточного количества моторной смазки в цилиндры. Если оттенок дыма не все могут установить, то к выхлопной трубе прикладывают бумагу. Подтверждением проблемной ситуации станут жирные пятна, оставшиеся на листе.
Голубовато-сизые клубы получаются достаточно густыми. Они дольше рассеиваются в окружающей среде. Их сопровождает характерный и устойчивый запах жженого моторного масла.
Подобные обстоятельства побуждают к регулярной проверке уровня масла. Его значительный расход (больше 0,5 л на 1000 км) подтвердит наличие неисправностей.
Двигатель дымит голубовато-сизым цветом, указывая на типичные поломки:
- износ либо потеря эластичности (дубеют) маслосъемных колпачков;
- залегание или износ маслосъемных колец;
- неисправность турбины;
- изнашивание деталей цилиндропоршневой группы;
- засоренность системы, обеспечивающей рециркуляцию картерных газов;
- низкое качество моторного масла;
- неисправности в области глубоких свечных колодцев (16-клапанные моторы).
Диагностика неисправностей двигателей с турбокомпрессором
Плохое состояние турбокомпрессора часто проявляется через голубовато-сизый дым. На подшипники турбины автоматически подается смазывающая жидкость. При определенном стечении обстоятельств масло, предназначенное для обеспечения нормальной работы турбины, попадает во впускной трак. Так избыточное масло при сгорании превращается в голубовато-сизый дым.
Для более точной диагностики проблем, связанных с функционированием турбокомпрессора, следует проделать определенные операции. Снимают воздуховод, соединяющий мотор и турбину, для проверки на наличие внутри масла. Присутствующая смазка говорит о запущенности проблемы и о необходимости проведения серьезного ремонта.
Поэтому при первых подозрениях на появление в турбине избыточного масла необходимо:
- взять чистую легкую ткань, хорошо пропускающую жидкость и воздух (например, марлю);
- растянуть ткань на дроссельном патрубке;
- завести автомобиль;
- несколько раз с достаточной силой надавить на педаль газа;
- заглушить двигатель;
- проверить состояние ткани.
Как обнаружить сажу в глушителе
Стоит сразу сделать отступление, небольшое количество сажи в глушителе допустимо. Она может образовываться со временем. Такая копоть больше похожа на пыль, и её слой можно легко снять обычно тряпкой в один проход. Однако если у вас на конце трубы виден нарост в виде чёрного кольца или во внутренней её части слой сажи составляет более 1 мм, скорее всего в двигателе есть неисправность.
Обнаружить этот дефект можно при простом визуальном осмотре. Для большей наглядности можно аккуратно провести по внутреннему кольцу трубы деревянной палочкой. Если сажа покрывает всю трубу, значит стоит заехать в профильное СТО для диагностики или починки мотора.
Часто такое явления обнаруживается после заправки топливом на незнакомых АЗС. На ездовых качествах автомобиля это не сильно отражается. Нет изменений в динамике и мощности. Но сажа в трубе появляется, и это плохой признак.
Черный дым за трубой…
Наиболее характерным для дизеля является черный дым. Дымление может быть разной степени: от светло-серого до ядовито-черного, как при сжигании автомобильных покрышек. Монохромный цвет обусловлен присутствием в выхлопных газах частиц сажи, остающихся после неполного сгорания топлива.
Объяснение этому можно дать в двух словах: переобогащенная смесь, которая не успевает полностью сгореть в цилиндре и догорает при низкой температуре в системе выпуска. Такая смесь получается из-за нехватки воздуха, либо избытка топлива. Существуют и другие отклонения. Перечислим некоторые причины появления черного дыма:
- Некачественное топливо.
- Загрязнение воздушного фильтра или подводящих каналов.
- Недостаточная компрессия в цилиндрах.
- Неисправность форсунок. Дым появляется при резком нажатии на газ, либо при работе дизеля под нагрузкой. Дополнительным подтверждением этой неисправности является тряска мотора на холостых оборотах.
- Ранний момент впрыск топлива, в результате чего воспламенение происходит с запозданием, и образуется много сажи.
- Покрывается нагаром клапан системы EGR (рециркуляция отработанных газов), в результате чего механизм клинит в открытом положении, и увеличивается поступление выхлопных газов во впускной коллектор.
- Отказ кислородного датчика, вследствие чего электронный блок управления двигателем (ЭБУ) начинает работать «вслепую».
- Забит противосажевый фильтр.
Наиболее опасны неисправные форсунки и продолжительная езда с большим опережением впрыска. Итоги: прогар предкамер, повреждение поршней и перемычек, что чревато дорогостоящим ремонтом. В остальных случаях езда с черным дымом не столь опасна для двигателя.
Белый дым из выхлопной трубы дизельного двигателя
Белый выхлоп в режиме прогрева исправного дизеля — вполне нормальное явление. А вот после того как двигатель вышел на рабочую температуру, такое дымление может указывать на:
- Конденсат в соляре.
- Неполное сгорание дизтоплива.
- Перелив топлива в следствии нарушения работы форсунок.
- Утечка охлаждающей жидкости в коллектор.
- Низкая компрессия.
Стоит отметить также, что в автомобилях с сажевым фильтром FAP/DPF белый дым из глушителя может появляться во время сжигания частиц сажи.
Чтобы диагностировать конкретную причину, нужно провести несколько простых действий:
- Во-первых, уточнить цвет дыма, он чисто белый или имеет какой-то оттенок (синеватый дымок укажет на угар масла).
- Во-вторых, проверить уровень ОЖ на наличие выхлопных газов и присутствие масла в системе охлаждения.
Беловато-серый выхлоп при прогреве может указывать на несвоевременное воспламенение смеси. Такой цвет дыма говорит, что газы, которые должны были толкать поршень в цилиндре, оказались в выхлопной трубе. Такой дым, так же как и при испарении влаги, проходит после прогрева, если с зажиганием автомобиля все в порядке.
Симптомы прогара прокладки ГБЦ
Наличие густого белого дыма и после прогрева, указывает на попадание охлаждающей жидкости в цилиндр двигателя. Местом проникновения жидкости может быть как прогоревшая прокладка, так и трещина. Проверить теорию попадания ОЖ из системы охлаждения можно таким образом:
- открыв крышку расширительного бачка или радиатора, вы увидите масляную пленку;
- из бачка может ощущаться запах выхлопных газов;
- пузырьки в расширительном бачке;
- повысится уровень жидкости после запуска двигателя и снизится после его остановки;
- в системе охлаждения возрастает давление (можно проверить, пытаясь сжать верхний шланг радиатора при запуске двигателя).
Если вы заметили признаки попадания ОЖ в цилиндры, то дальнейшая эксплуатация неисправного двигателя не рекомендуется, поскольку ситуация может быстро ухудшиться из-за снижения смазывающих свойств масла, которое постепенно смешивается с охлаждающей жидкостью.
Антифриз в цилиндрах двигателя
https://youtube.com/watch?v=znvd3hNLnIM
Дым белый
Если из выхлопной трубы валит дым белого цвета, присмотритесь внимательно – возможно, это все же пар. Если на улице холодно, ничего необычного нет в том, что, попадая в холодную выхлопную систему, вода в топливе конденсируется. А вырываясь наружу, превращается в пар. В данном случае на самой трубе тоже появляются видимые капли воды. Когда тепло – и пара меньше, а при низких температурах он более заметен. Явление это нормальное, а значит, тревогу бить еще рано.
Зато, когда на улице тепло, двигатель максимально прогрет, а из трубы валит белый дым, скорее всего, охлаждающая жидкость попала в цилиндр. Это может случиться, когда прокладка головки блока не герметична. В таком случае жидкость становится причиной образования выхлопа едкого белого пара.
Кроме негерметичных прокладок причиной белого дыма могут стать: не герметичность впускного коллектора, трещина в головке блока или перегрев двигателя. Если перегрев имеет место быть, проверяйте:
- работу термостата;
- функциональность вентилятора;
- датчик включения вентилятора;
- герметичность радиатора;
- шланги системы охлаждения;
- пробку расширительного бачка.
Одним словом, дым хоть и белого цвета, вас это должно насторожить. Поскольку любое отклонение от нормы сулит предстоящие расходы. Хоть на ремонт форсунок , хоть на замену радиатора, хоть еще на то и это – неисправная машина требует финансовых вливаний. Тем более, когда разговор идет о двигателе.
Все причины появления синего (сизого или серого) дыма из выхлопной трубы
Работа поршня основана на компрессии, которая достигается при помощи двух компрессионных колец. Для избавления от излишек масла применяются маслосъемные кольца. Если они работают некорректно, то автомобиль будет дымить. Объем выхлопов будет прямо пропорционален количеству оборотов.
Выход из строя маслосъемных колец
Чтобы избавиться от проблемы необходимо раскоксовать двигатель. Но такой оперативный метод помогает только в 20% случаев. Чаще приходится вскрывать двигатель и производить полноценную ревизию всех поршней. Если двигатель недорогой, то просто приобретают новый мотор, так как стоимость ремонта будет равна или выше цены товара.
Проблема с системой вентиляции картера
В картер даже нового двигателя попадает какое-то количество топлива и выхлопных газов. Для извлечения летучих веществ используют несколько способов.
Если не удалять выхлопные газы, то они будут агрессивно воздействовать с маслом.
Вентиляция картера постоянно усложняется и совершенствуется. Причиной этому являются повышаемые требования экологического стандарта. Вначале из маслоналивной пробки выглядывал фильтр, а выход находится под двигателем в виде скошенной трубы. Такая система удаления газов называется открытой. Встретить ее можно было на автомобиле ЗМЗ 21а.
Двигатель ЗМЗ 21а
После введения новых требований безопасности и экологии произошли изменения способов вентиляции. В 1978 году все автомобили должны были использовать закрытые системы. Выхлопные газы направлялись в коллектор, где происходило их догорание. Такая система применялась в карбюраторных двигателях.
Картер соединялся с воздушным фильтром, а во избежание попадания масла устанавливалась сетка. Отсутствие такого маслоотделителя влекло за собой появление синеватого дыма из двигателя.
Но таких способов стало недостаточно для поддержания должного уровня экологии, и схема была усложнена. Теперь сетка заменилась на уловитель масла, а картерные газы проходили через специальный клапан.
Неисправный и загрязненный клапан становится причиной увеличения среднего потребления масла и некорректной работы двигателя.
Фото маслоотделителя
Чтобы проверить работу современной системы вентиляции картера, необходимо выполнить два действия:
- Открыть маслоналивную горловину и положить на нее ладонь. Система должна втягивать ее внутрь.
- Проверить шланги впускного коллектора на наличие масла. Оно не должно присутствовать в системе.
Если одно из условий не выполнено — система работает некорректно.
Проблема с маслосъемными колпачками
Чаще всего проблема встречается у автомобилей, которые находятся в эксплуатации более семи лет. Когда маслосъемные кольца получают повреждения, то это проявляется в виде синего дыма первые 30 секунд после запуска и набора оборотов.
Нестандартные причины
Синий дым может идти не только из двигателя автомобиля с пробегом, но и нового транспортного средства. Такое случается, если мотор перегревается потому, что детали еще не притерлись и сохранились зазоры, когда двигатель находится в холодном состоянии. Проблема исчезает после полного прогрева.
При наличии установленной турбины на автомобиле она может стать причиной синего дыма. При износе уплотнений и подшипников масло попадает в мотор через появившиеся отверстия.
Если автомобиль снабжен АКПП, то при наличии неисправности мембраны регулятора, необходимого для корректной работы вакуумного датчика нагрузки. Последствием проблемы является возникновение нагара на свечах зажигания красноватого или желтоватого оттенка, в зависимости от цвета масла для коробки передач.
Датчик вакуумного давления
Причиной образования густых клубов синего дыма может более серьезная поломка:
- деформация шатуна;
- деформация юбок поршней с вытекающим появлением зазоров;
- завальцованные кольца;
- поломка перемычек между кольцами поршней после небольших взрывов внутри двигателя;
- пригорание или залегание колец.
Белый дым из выхлопной трубы
Если количество со временем после запуска снижается после того, как двигатель будет прогрет, тревожиться не нужно – это вполне обычное явление, особенно при пониженной атмосферной температуре. Если дым остается сгущенным и белесым, и его объем не снижается, стоит задуматься о диагностике силового агрегата. Причин проблемы существует не так много:
- Технические сбои разнообразного характера.
- Естественное испарение конденсата.
При втором явлении особенного повода для беспокойства нет: конденсатные капли могут образоваться при резких перепадах температуры или в холодный сезон. Скапливается влага в самой выхлопной трубе, особенно это актуально для автомобилей, которые оставляют на ночь на улице (зимой это может привести к замерзанию влаги в трубе, в результате придется отогревать систему). Газ становится нормальным, когда вся влага испарится и перестанет смешиваться с выхлопом.
При запуске бензинового двигателя при пониженных температурах (менее 10 градусов) из трубы машины появляется белый дым, который исчезнет, когда мотор прогреется. На самом деле выходит пар. При неполадках выходит именно дым: он не рассеивается, достаточно густой и не пропадает даже после прогрева. Придется ехать на СТО, чтобы выявить неисправности.
Черный дым из выхлопной дизель
Заметьте что выхлоп даже исправного дизельного двигателя имеет черно-синий оттенок, в отличие от бензина или сжиженного газа. Поэтому нужно различать нормальное количество выхлопных газов и их чрезмерное количество, тем более с учетом того, что газы имеют характерный черный цвет.
Для любого дизеля характерны 4 основные причины по которым из выхлопной трубы идет черный дым:
- недостаток воздуха (как забитый воздушный фильтр так и повреждение впускного патрубка);
- слабая компрессия;
- подтекание форсунок (особенно заметно при резком нажатии на газ или при движении с нагрузкой);
- нарушен угол момента впрыска (ранний угол влечет за собой повышенного сажеобразования).
Далее об этих и других причинах подробнее.
Сажевый фильтр
Черный дым из выхлопной у дизеля будет зависеть от того каким экологическим нормам соответствует двигатель авто. Современные экологические нормы, в частности «Евро-5», предполагает установку сажевого фильтра, задача которого состоит в очистке выхлопных газов от вредных веществ. Соответственно если он вышел из строя будет валить черный дым.
При частично забитом сажевом фильтре из выхлопной трубы идет черный дым при перегазовке или просто при работе в нормальном режиме. Выхода из данной ситуации два — замена сажевого фильтра или его чистка.
Насос высокого давления
В дизельных двигателях за подачу и дозирование топлива отвечает насос высокого давления (ТНВД). Соответственно, при увеличении его интенсивности работы он выдает большее, чем необходимо, количество солярки, из-за чего и возникает перелив, приводящий в том числе к выхлопным газам насыщенного черного цвета.
На дизельных двигателях старого типа (классических) достаточно проверить работу насоса — его производительность, выдаваемое давление. В современных дизельных моторах, в частности, оборудованных системой Common Rail, также имеет смысл проверить работу датчиков, от которых информация поступает на электронный блок управления двигателем. Получение от них некорректной информации может стать причиной в том числе черного дыма из выхлопной трубы при резком нажатии на педаль газа или же просто в нормальном режиме работы двигателя.
Угол опережения зажигания
Речь идет о том, что в обычных (классических) системах дизельных двигателей может быть неправильно выставлен угол зажигания, в том числе и вследствие растяжения цепи. Это может стать причиной появления черного дыма из выхлопной на холодную, на горячую и в других условиях.
Обратите внимание, что в современных дизельных системах Common Rail такой проблемы нет, поскольку угол опережения выставляется автоматически блоком управления двигателя. Если же в такой системе угол сбивается — необходимо проверить работоспособность непосредственно электронного блока управления, а также работу датчиков, влияющих на корректную работу двигателя
Турбированные двигатели
У двигателей, оснащенных турбинами, есть свои нюансы. В частности, причиной появления черного дыма из выхлопной трубы может быть как раз турбина. При нормальных условиях работы давление должно быть выше стандартного атмосферного на 0,8…1 атмосферу. Если измеренное давление выше или ниже указанного, то и тот и другой случай может привести к возникновению черного дыма в выхлопных газах.
Впускной тракт
Достаточно распространенной причиной черного дыма из выхлопной трубы является сниженная пропускная способность впускного тракта. Чаще всего критическим элементом в данном случае является воздушный фильтр. Он может быть забить по банальным причинам — его давно меняли, не в соответствии с действующим регламентом.
Соответственно через него проходит меньше воздуха, чем это необходимо для нормальной работы, тогда как топлива, на прежнем уровне. А значит, необходимо проверить состояние воздушного фильтра и в случае, если он был забит — поменять его на новый.
Система EGR
Достаточно распространенной причиной, почему валит черный дым из выхлопной трубы, является неисправная система рециркуляции отработанных газов — EGR (Exhaust Gas Recirculation). Дело в том, что системами ЕГР, в основном, оснащаются двигатели европейских машин с умеренным климатом. А вот при значительных морозах дизельный мотор прогревается не так быстро из-за чего заслонки и сервоприводы компонентов EGR попросту забиваются сажей. Ведь обогащенная смесь подается дольше чем обычно.
Соответственно, в режиме нормальной работы много выхлопных газов возвращается обратно во впускной коллектор. Это естественным образом приводит к нехватке воздуха для двигателя, что в свою очередь, приводит к появлению черного дыма из выхлопной. Если система рециркуляции исправна, то при полной нагрузке на двигатель она полностью закрывается.
Элементарно, Ватсон
В идеале выхлоп исправного дизеля должен быть прозрачным. Если дизельный двигатель дымит, это говорит о нарушениях в работе или неисправности одной или нескольких систем двигателя. Причем виновника повышенной дымности выдает цвет дыма. Забегая вперед, можно сказать:
- серый или черный дым свидетельствует о неполном сгорании топлива;
- голубовато-синий или сизый цвет выхлопа указывает на угар смазочного масла и некоторые другие причины;
- пушистые белые облака, напоминающие продувку бульбулятора (по выражению любителей кальяна), на самом деле — попадание охладителя в камеры сгорания.
Так что предварительный диагноз определяется по окраске выхлопа. Более точно определить причину дымления установят специалисты на станции технического обслуживания (СТО), используя диагностическое оборудование и газоанализатор. В таблице приведены некоторые цифры, регламентирующие максимальное содержание вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Также указываются и возможные неисправности в системах двигателя.
Химический элемент | Норма для дизельного двигателя | Причина несоответствия норме |
Азот (N2) | 76 — 78% | Обеднённый состав топливной смеси, перегрев двигателя |
Кислород (O2) | 0,5% макс. | Негерметичность выпускного коллектора |
Оксид углерода (CO) | 0,01 — 0,5% | Засорение фильтров, завышенное давление топлива в системе питания, переобогащенная смесь |
Углекислый газ (CO2) | 1,0 — 10% | Засорение фильтров, превышение давления топлива, переобогащенная смесь |
Углеводороды (CH) | 50 PPM макс. | Пропуски воспламенения (неисправность свечей накаливания), богатая смесь |
Выхлоп исправного мотора
Нормальный цвет газов, выходящих из выпускного тракта на холостых оборотах бензинового двигателя, – светло-серый либо прозрачный. Когда силовой агрегат находится в удовлетворительном техническом состоянии, дым практически не виден. На дизеле может наблюдаться едва заметный черный выброс в момент резкого нажатия педали акселератора.
Выполняя диагностику мотора по расцветке дымовых газов, учитывайте следующие особенности:
- Силовой агрегат необходимо прогреть до минимальной температуры 60–70 градусов. Пока двигатель холодный, блок управления подает в цилиндры обогащенную топливную смесь с повышенным содержанием бензина, отчего дым становится темнее.
- Вырывающиеся из трубы капли воды – это конденсат, образующийся при контакте горячих поверхностей и деталей системы с окружающим воздухом. Хорошо заметен на непрогретом моторе и не является симптомом какой-либо неполадки.
- При влажной погоде (туман, дождь) содержание водяных паров в воздухе существенно увеличивается. Проникая в цилиндры, влага испаряется и выбрасывается наружу через трубу, дым приобретает слегка белесый оттенок, а количество конденсата увеличивается.
- В темное время суток выхлопные газы визуально кажутся белыми, поэтому заниматься диагностикой ночью нельзя.