Устройство кондиционера автомобиля

Эксплуатация кондиционера на дэу нексия

Что делать, если кондиционер в автомобиле не работает?

Любая деталь или агрегат автомобиля имеет свой срок эксплуатации и радиаторы кондиционера не являются исключением. Пластиковые бачки, соты и другие элементы подвергаются агрессивному влиянию реагентов, песка, забиваются грязью, повреждаются камнями, щебнем либо деформируются в результате ДТП. Нарушение герметичности вызывает утечку фреона и отказ системы кондиционирования воздуха. Какие действия предпринять в этом случает?

Конечно, можно заказать и купить новый агрегат. Это на 100% решение проблемы, но далеко не самый экономичный выход из ситуации. Рациональнее обратиться за помощью в сервисный центр, где можно определить целесообразность восстановления. Ремонт радиатора позволит сэкономить значительные средства.

В зависимости от характера повреждений, сервисный центр предложит варианты устранения неисправностей, один из которых является пайка радиатора кондиционера грузовых автомобилей.

Ремонт шлангов

Если вам хочется здорово сэкономить на ремонте трубок кондиционера – то придется делать его самостоятельно. Хочу отметить, что для этого все же потребуется опыт пайки, хоть и небольшой

Важно запастись специфическим инструментом: труборезом, специальным гибочным станком и сваркой. Учтите, что труборез можно заменить и на пилку по металлу, но это будет совершенно не то качество, которого мы ожидаем в ремонте трубок автокондиционера. Трубогиб может быть как универсальным (для разных диаметров), так и специфическим (под определенный диаметр)

При выборе этого инструмента стоит узнать, какие размеры используются в вашей машине. Часто это 6, 8, 10 размер, который соответствует внутреннему диаметру в миллиметрах. Размер вы можете посмотреть на системе автомобиля или в технической документации. Это принципиально важный вопрос ремонта, поскольку в разных машинах используются разные системы измерения

Трубогиб может быть как универсальным (для разных диаметров), так и специфическим (под определенный диаметр). При выборе этого инструмента стоит узнать, какие размеры используются в вашей машине. Часто это 6, 8, 10 размер, который соответствует внутреннему диаметру в миллиметрах. Размер вы можете посмотреть на системе автомобиля или в технической документации. Это принципиально важный вопрос ремонта, поскольку в разных машинах используются разные системы измерения.

Ремонт трубок автокондиционера начинается с того, что надо купить или изготовить детали. Далее отрезаем необходимую длину и гнем их с помощью гибочного станка. Когда готовы трубки, нарезаем фитинги и соединяем все это в единую систему. Прежде чем выполнять пайку, стоит перемотать детали изолентой и посмотреть – все ли вы сделали верно. Если все подходит – тогда начинаем пайку.

Когда выполняется ремонт трубок автокондиционера, не всегда можно прибегнуть к вышеописанному способу. Иногда выполняется замена трубок кондиционера на шланги, которые произведены из резины. Хоть они и выполнены из менее стойкого материала, зато замена их будет очень быстрой, простой и дешевой. Здесь не применяется сварка трубок кондиционера, обычно шланги вкручиваются.

Сварка трубок кондиционера используется и тогда, если они изготовлены из меди. Медный вид соединений более стойкий, чем алюминий, но он дорогостоящий. При этом необходимо выполнять развальцовку. А это – работа для профессионалов с высококлассным специфическим инструментом (он присутствует только на хороших станциях технического обслуживания). Иногда для таких деталей выполняется изоляция, которая спасает от обмерзания зимой и выполняет теплоизоляцию системы.

В завершении статьи хотелось бы отметить, что за системой охлаждения нужно очень сильно следить: прислушивайтесь к звукам в работе устройств, к запахам и к общим характеристикам работоспособности. Все это может вовремя рассказать вам о неполадках, которые на первых этапах легко устранять. Внимательно относитесь к своей машине и она прослужит вам долгие годы!

Принцип действия

Испаритель кондиционера – неотъемлемая часть замкнутого фреонового контура. Главная его функция – охлаждение воздушного потока, прогоняемого через него вентилятором, находящегося непосредственно возле него. В систему входят:

  • испаритель,
  • конденсатор,
  • вентиляторы внешнего и внутреннего блоков,
  • терморегулирующий вентиль,
  • компрессор,
  • медный трубопровод для хладагента,
  • хладагент,
  • компрессорное масло.

В компрессоре газообразный фреон сжимается до состояния жидкости. Далее он проходит во внешний теплообменник – конденсатор. Здесь фреон отдает свое тепло наружному воздуху, который прохладнее фреонового вещества. Воздух нагнетается внутрь корпуса вентилятором.

Сбросив часть температуры жидкость двигается дальше по контуру, попадает в терморегулирующий вентиль. Внутри спиралевидного устройства фреон еще более охлаждается, давление понижается. В таком состоянии хладагент поступает в испаритель. При взаимодействии с теплым комнатным воздухом (через теплообменную поверхность) происходит испарение, фреон из жидкого переходит в состояние газа. Окружающий теплообменник воздух охлаждается.

Далее газ попадает в компрессор и круг возобновляется. Рядом с испарителем расположен вентилятор, который способствует циркуляции комнатного воздуха.

Что такое испаритель?

Для начала давайте разберемся, что представляет собой этот узел и где он находится. Устройство испарителя кондиционера является одним из основных компонентов системы. Этот узел использует внутри данной системы расходный материал — газ фреон — и позволяет обеспечить температуру в районе 0-5 градусов. Принцип функционирования испарительного компонента устроен так, что воздушный поток при нагнетании компрессорного устройства проходит через систему. В конечном итоге этот воздух охлаждается до 6-12 градусов, что позволяет обеспечить более комфортное вождение.

Дезинфекция испарительного элемента

Когда воздушный поток в системе охлаждается, непосредственно в испарительном устройстве осуществляется конденсация. Впоследствии конденсат стекает на так называемые ребра решетки этого устройства в специальный поддон, а уже из поддона он уходит в окружающую среду. Когда воздушный поток попадает в саму систему, вместе с ним в нее поступает и грязь с пылью из окружающей среды. Поначалу эта пыль, осевшая в системе, никак не тревожит водителя, но она может найтись и обязательно найдется тогда, когда при работе кондиционера в автомобиле начнет появляться неприятный запах. Появление запаха является первым симптомом того, что находящийся в системе кондиционирования испаритель забился пылью.

Есть еще один вариант узнать, должна ли в своем автомобиле производиться очистка испарителя — для этого можно произвести замер объема конденсата. По факту, когда испарительный узел работает в нормальном режиме, за 60 минут функционирования агрегат должен выдавать не менее одного и не более полутора литров конденсата. Попробуйте подставить емкость (ведро, тазик или обрезанную бутылку) под соответствующее отверстие под днище авто, через которое выходит конденсат.

Не обязательно ждать целый час, можно подождать 10-15 минут и посмотреть, сколько влаги собралось в емкости. Путем нехитрых математических вычислений можно понять, что за 15 минут должно накапать около 250 мл, не меньше, в противном случае потребуется произвести очистку устройства (автор видео — Octavia-А5).

Как включить кондиционер на тепло

Следует понимать, что для максимального продления срока службы следует эксплуатировать кондиционер с четким соблюдением правил и норм, прописанных производителем в сопроводительных документах.

Итак, как реверсивную сплит-систему включить на режим обогрева помещения? Сделать это можно непосредственно с пульта ДУ и (для некоторых моделей) с панели управления на внутреннем блоке устройства.

С помощью пульта ДУ

Первое, что нужно сделать — осмотреть пульт ДУ. В зависимости от модели на пульте могут быть кнопки с обозначением «солнышко», «снежинка», «вентилятор», «капелька» либо кнопка «MODE», которая отвечает за выбор режимов.

В первом случае (смена режимов производится отдельными кнопками на пульте) чтобы включить технику на тепло нужно:

  • Подключить устройство к бытовой сети 220V/50Гц.
  • Нажать кнопку с пиктограммой «солнышко».
  • Двойной кнопкой с обозначением «+» и «-» выставить нужную температуру.
  • Далее следует направить пульт на внутренний блок и нажать кнопку «ON». При этом внутренний блок подтверждает смену зажима и запуск характерным писком или световой индикацией.

Во втором случае следует:

  • Нажимать кнопку «MODE» до тех пор, пока на дисплее пульта не высветиться пиктограмма «солнышко» или надпись «HEAT».
  • Кнопкой «+» и «-» поднять температуру до необходимой.
  • Подтвердить настройки и включить режим, нажатием кнопки с обозначением «ON».

В подтверждение, внутренний блок подаст звуковой или световой сигнал начала работы в данном режиме.

С лицевой панели внутреннего блока

Как поставить бытовой кондиционер на обогрев без пульта ДУ? Проделать данную процедуру частично можно и непосредственно на панели внутреннего блока сплит-системы.

  1. Включаем кнопку питания.
  2. Выбираем клавишу выбора режимов «MODE» и нажимаем ее до тех пор, пока на дисплее не отобразится»HEAT» или на лицевой панели не появится световая индикация, (солнышко) подтверждающая переход в режим отопления. Как правило, в большинстве моделей климатической техники он пятый по счету, после avto, cool, сушки и вентиляции.

На пульте ДУ выставляем необходимую температуру в помещении. Если пульт неисправен или потерян, то переход сплит-системы в режим обогрева произойдет в автоматическом режиме, при несоответствии температуры в помещении установленным значениям.

Принцип действия

Деталь представляет собой металлический цилиндр длиной 80-170 мм, диаметром 16-30 мм. Размеры узла зависят от модели кондиционера, в который он вставляется. Корпус герметично запаян плазменной сваркой, чтобы предотвратить утечку хладагента. Поверхность обработана антикоррозийным составом. Для входа и выхода хладагента имеется два медных патрубка. Внутри корпуса установлены металлические или полиэфирные сетки. Между ними размещается сердечник, наполненный гранулами синтетического цеолита.

В некоторых моделях на входе устанавливается дополнительный патрубок. Его используют при вакуумировании системы. Одной стороной сердечник упирается в перфорированную пластину и антивибрационную вставку. Обратная часть фиксируется пружиной. На входе устанавливается сетка, предотвращающая попадание гранул цеолита в конденсатор. Диаметр частиц адсорбента 1,5-3 мм. На выходе стоит сетка с более мелкими ячейками. Ее назначение улавливать твердые вещества из фреона.

Разновидности конструкции ФОК

В качестве осушителя используются вещества с разной степенью впитывания влаги. При одинаковых параметрах корпуса разница в объеме удерживаемой жидкости достигает 30 г. Существует несколько типов ФОК:

  • для монтажа на жидкостной линии;
  • фильтр двунаправленного или Би-потока – устанавливается в любую сторону, имеет встроенные обратные клапаны;
  • комбинированные варианты с ресивером;
  • фильтр для участка всасывания, удаляющий кислоту.

Двунаправленный вариант предназначен для кондиционеров, работающих в режиме охлаждения и обогрева. В таких моделях обратные клапаны обеспечивают движение фреона от внешнего края к центру. Влага и частицы грязи задерживаются в фильтре независимо от направления потока.

Подробнее о назначении испарителей

Испаритель является не чем иным, как радиатором, который охлаждает воздух. В точки зрения инженера это выглядит так: фреон в полужидком-полугазообразном состоянии переходит в газообразную форму за счет теплообмена, в котором источником теплоты выступает окружающая среда. В точки зрения рядового автолюбителя и любого другого человека, пользующегося кондиционером, это выглядит так: испаритель «забирает» теплоту из окружающего воздуха, тем самым охлаждая его. На эффективность его работы влияет следующее:

  • Эффективность работы компрессора;
  • Проходимость каналов;
  • Наличие систем реализации принудительной конвекции (вентиляторов);
  • Температура внешней и внутренней среды;
  • Теплопроводность стенок испарителя.

Если система кондиционирования воздуха полностью исправна, испаритель может охладить воздух в автомобильном салоне до 8°С. Далее при рассмотрении неисправностей испарителей мы обсудим проблему их загрязнения, а пока выдвинем один тезис: чем чище поверхность испарителя, тем эффективнее теплообмен, а значит, лучше охлаждение воздуха. В идеале фреон и атмосферный воздух должны разделяться всего одним слоем: металлической стенкой испарителя.

Заправка кондиционера фреоном

После ремонта, замены или внутренней промывки радиатора систему необходимо заново заполнить хладагентом. Более того, заправка кондиционера необходима, даже если он исправен. Нормой считается годовая утечка в пределах 15% от общего объёма фреона. Поэтому заправлять кондиционер нужно через каждые 3 года.

Виды фреона

В качестве хладагента используется фреон. Но разновидностей этого газа достаточно много. Так, в автомобилях, выпущенных до 1992 года, использовался фреон R-12. В 1992 году учёные доказали его пагубное воздействие на озоновый слой атмосферы, и R-12 оказался под запретом. Кондиционеры стали заправлять фреоном R-134a.

Фреон обычно продаётся в удобных баллонах разной ёмкости

Сегодня в продаже есть оба вида фреона

Важно знать какой из них подходит для вашего авто. Если машина выпущена в 1992–1993 годах, то есть в переходный период, на внутренней стороне крышки капота имеется наклейка, на которой указано, какой фреон и в каком количестве нужно использовать

При заправке кондиционера рекомендуется добавлять в систему масло через картер. Однако определить необходимое количество масла непросто. Поэтому лучше покупать уже разбавленный маслом фреон.

Оборудование для заправки кондиционера фреоном

В профессиональных автосервисах имеются специальные заправочные станции для кондиционеров. Они автоматически определяют необходимое количество хладагента, вакуумируют систему и производят заправку. Это, однако, не означает, что самостоятельно заправить кондиционер невозможно.

Профессиональные станции для заправки кондиционеров многофункциональны, но недёшевы

Для заправки кондиционера в гаражных условиях потребуется:

  • вакуумный насос;
  • метеорологическая станция или шланг с манометром;
  • шланги и переходники для присоединения к кондиционеру;
  • баллон с требующимся количеством фреона.

Станцию (или вентиль с манометром) можно сразу соединить со шлангами и переходниками, собрав установку для заправки.

С одной стороны установка подключается к баллону с хладагентом, с другой — к кондиционеру

Порядок действий при заправке кондиционера фреоном

При заправке кондиционера следует быть чрезвычайно аккуратными и точными, а также внимательно следить за показаниями манометров.

Заправку кондиционера можно производить на улице

Алгоритмы заправки кондиционеров автомобилей различных марок и моделей отличаются незначительно. В любом случае придётся выполнить следующие действия.

  1. Если кондиционер долгое время не работал, обязательно проведите вакуумизацию с помощь вакуумного насоса.
  2. Снимите пластмассовую заглушку, расположенную на обратной магистрали.
  3. Присоедините баллон с хладагентом к заправочной установке.
  4. Через переходник подключите к разъёму шланг заправочной установки.
  5. Заведите мотор и поднимите обороты до 1500.
  6. Включите максимальную рециркуляцию воздуха.
  7. Начните подавать фреон, поддерживая обороты на том же уровне.
  8. Подавайте фреон, пока показания манометра не достигнут 280 кПА.
  9. Проверьте, поступает ли в салон холодный воздух. На максимальных режимах его температура не должна превышать 10 градусов.

Видео: заправка кондиционера своими руками

Таким образом, отремонтировать и заменить радиатор кондиционера своими руками довольно просто. Необходимо лишь быть внимательным и тщательно следовать рекомендациям профессионалов.

Сравнительная таблица

Параметры сравнения Конденсатор испарители
Определение. Это оборудование, используемое для конденсации газообразного вещества в жидкое состояние. Это оборудование, которое позволяет превращать жидкое вещество в газообразное.
Метод теплообмена. Конденсаторы отдают тепло окружающей среде. Испарители поглощают тепло окружающей среды.
Механизм. Конденсатор работает, переводя высокотемпературные газообразные вещества в жидкое состояние. Испарители работают за счет повышения температуры и давления жидких веществ, чтобы преобразовать их в газообразные формы.
Площадь поверхности. Известно, что конденсатор имеет большую площадь для лучшего охлаждения конверсионного газа. Испарители имеют меньшую площадь поверхности, чем конденсаторы.
Использует. Конденсатор является частью кондиционера или холодильника в их системе охлаждения для охлаждения сжатого газообразного хладагента. Испарители также являются частью той же системы, где извлекают тепло от одного вещества и передают его другому для поддержания его состояния охлаждения.

Неисправности

Распространенная неисправность испарителя – не охлаждает воздух. Как правило, это случается из-за накопившейся пыли, грязи, слой которой покрывает теплообменник. Основная функция, испарение, не выполняется, так как загрязненная поверхность препятствует доступу воздуха к теплообменной поверхности. Если продолжительное время кондиционер работает в таком состоянии, из строя может выйти не только испаритель, но и другие элементы охлаждающей системы (например, перегорит компрессор).

Исправить данную проблему просто – достаточно почистить теплообменник, и в дальнейшем следить за ним более тщательно, своевременно проводить техническое обслуживание, самостоятельно или с помощью специалистов.

Кроме того, из-за разгерметизации контура, утечки фреона испаритель может покрыться слоем льда. Наледь постепенно будет таять, увеличивая объем жидкости в дренажной емкости. Вода из переполненного резервуара перельется в комнату, доставив много неприятных проблем.

Устранить причину помогут специалисты, установив источник утечки хладагента. Ремонтные работы они проведут на месте. При замене деталей возможно придется отдать внутренний блок в сервисный центр.

Устройство кондиционера автомобиля

Любой кондиционер по своему устройству схож с обычной холодильной системой. Она представляет собой замкнутый контур, по которому перемещается фреон. В процессе циркуляции фреон меняет своё агрегатное состояние из жидкого в газообразное и обратно.

Основные узлы и принцип работы системы кондиционирования

Важнейшими узлами системы кондиционирования являются:

  • компрессор;
  • конденсор (он же радиатор кондиционера) с вентилятором;
  • ресивер-осушитель;
  • напорная магистраль (тонкая горячая или тёплая трубка);
  • терморегулирующий вентиль;
  • испаритель;
  • вентилятор испарителя;
  • магистраль низкого давления (широкая холодная трубка).

При включении кондиционера шкив, приводимый в движение двигателем с помощью ремня, начинает вращать компрессор. Последний служит для сжатия газообразного фреона, который от этого сильно нагревается. Далее нагретый фреон попадает в радиатор кондиционера, где охлаждается с помощью вентилятора и набегающего потока воздуха. При охлаждении фреон переходит в жидкое состояние и в этой форме попадает в ресивер-осушитель, где очищается от примесей, грязи и продуктов износа. Из осушителя жидкий фреон через терморегулирующий вентиль поступает в испаритель. Этот вентиль регулирует подачу жидкого газа в зависимости от заполненности и температуры испарителя. В испаритель фреон попадает очень холодным. С помощью вентилятора холодный воздух попадает в салон, а фреон возвращается в компрессор.


Принципиально схемы кондиционирования в автомобилях разных моделей ничем не отличаются

Расположение и назначение радиатора кондиционера

Радиатор кондиционера — самый крупный узел в системе. Именно в нём происходит охлаждение фреона. Обычно он находится в передней части автомобиля непосредственно перед радиатором охлаждения двигателя. Такое расположение позволяет эффективно охлаждать фреон во время движения. Однако оно же делает радиатор кондиционера довольно уязвимым узлом. Поэтому некорректная работа кондиционера чаще всего связана с неисправностью конденсора.

Причины выхода из строя радиатора кондиционера

Симптомы неисправности радиатора кондиционера довольно однообразны:

  • воздух охлаждается недостаточно;
  • воздух не охлаждается;
  • кондиционер работает только во время движения;
  • при остановке из воздуховодов идёт тёплый воздух.

Причины же выхода из строя радиатора кондиционера могут быть разными:

  • засорение конденсора грязью, пылью, тополиным пухом и т. д.;
  • коррозия и механические повреждения радиатора и магистралей высокого и низкого давления;
  • внутреннее засорение системы кондиционирования и непроходимость магистралей;
  • износ резиновых прокладок в соединениях;
  • чрезмерное давление при превышении необходимого количества фреона при заправке.

Неисправности испарителя – причины

Как правило, поломки кондиционера по вине завода изготовителя случаются достаточно редко. Чаще всего устройство начинает работать не в том режиме, по вине потребителя, вследствие неправильной эксплуатации.

Для корректной работы кондиционера, такие процедуры, как ежемесячная чистка фильтров и периодическое обслуживание специалистом, должны стать обязательными. Это существенно продлит жизнь климатической системы и не доставит много неприятностей, когда в самый разгар жары кондиционер вдруг выходит из строя. Специалисты рекомендуют:

  • Не включать кондиционер в тех местах, где температура значительно отличается от рекомендованной производителем. Если хладагент будет иметь низкую температуру, то при поступлении его в компрессор, может нарушаться работа не только самого компрессора, но и других элементов системы охлаждения.
  • Чаще чистить или менять фильтры сплит систем, поскольку от их состояния напрямую зависит работа всего агрегата. В противном случае несвоевременная очистка может привести к тому, что потребуется замена испарителя кондиционера, а это лишняя трата денег, не только на приобретение самого испаритель, но и на его монтаж.
  • Достаточно часто некорректная работа кондиционера возникает по причине самостоятельного монтажа. Вы посчитали себя умелым мастером, и как результат – кондиционер работает плохо или совсем отказывается выполнять поставленные задачи.
  • Иногда причиной поломки кондиционера, а конкретно, испарителя, может послужить недостаточная мощность вентилятора, который не способен прогонять фреон, не успевший принять газообразную форму.

Это лишь некоторые причины, которые могут стать основанием для ремонта или замены испарителя. Вполне вероятно, что подобных причин может быть гораздо больше, но как показывает практика, данные рекомендации важны и не стоит пренебрегать ими.

Алгоритм заправки автокондиционера фреоном

Для выполнения этой операции необходимо подготовить следующие инструменты, приборы и расходные материалы:

  • шланги;
  • манометр;
  • заправленный фреоном баллон;
  • переходник.

Первое, что необходимо сделать – найти в моторном отсеке магистраль, по которой циркулирует хладагент. Затем нужно отыскать отверстие для заправки фреона и зачистить его посредством использования специального колпачка. Место вокруг отверстия также нужно тщательно прочистить и постараться после снятия колпачка как можно быстрее надеть заправочный шланг.

Выполнить заправку самостоятельно не получится, поэтому пригласите помощника, который запустит силовой агрегат и будет поддерживать его работу на холостых оборотах при показаниях тахометра в районе 1500 об/минуту. После этого ему нужно включить кондиционер, выставив регулятор на максимальный уровень охлаждения. В это время вам необходимо приготовить баллон с фреоном к заправке: перевернуть, открыть кран, открыть на шланге вентиль низкого давления и подключить ёмкость с хладагентом к магистрали. Все эти операции следует осуществлять при уже включённой системе кондиционирования с максимальной быстротой.

Пока происходит заливка фреона в магистраль, вам нужно будет контролировать этот процесс, следя за шкалой манометра. Для разных моделей автокондиционеров уровень номинального значения давления разный, изучите этот момент до начала заправки. Если нужной цифры не нашли – ориентируйтесь на показатель 285 кПа. При этом нужно следить, чтобы в хладагент не попал воздух – в окошке на ресивере в этом случае будут видны пузырьки. Всё это время двигатель должен работать на холостых оборотах. Заканчивать заправку следует, когда температура воздуха, поступающего в салон из кондиционера, опустится до 6 – 8 градусов. Для этого нужно перекрыть вентиль и вынуть баллон из заправочного отверстия.

Весь процесс можно и нужно изучить, просмотрев несколько разных видеороликов, которые доморощенные специалисты выкладывают в YouTube.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автобасс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: