3. Измерения вибрации.
3.1 Для контроля вибрационного состояния по ГОСТ Р ИСО 10816 проводятся измерения виброскорости или виброперемещения неподвижных частей опор вращения агрегата в полосе частот 10-1000Гц (или 2-1000Гц, для агрегатов со скоростью вращения ниже 600об/мин) в трех направлениях — вертикальном, горизонтальном и осевом. Типовое расположение точек контроля приведено на рис. П1.1.
Рис. П1.1. Примерное расположение точек контроля вибрации на опорах вращения горизонтальных машин.
3.2. Для обнаружения изменений состояния агрегата по вибрации проводятся периодические измерения третьоктавного спектра виброускорения неподвижных частей опор вращения, при этом для каждой точки можно ограничиться измерениями только в одном направлении – горизонтальном или вертикальном, но при условии, что все измерения для конкретной точки проводятся в одном и том же направлении. Увеличение количества контролируемых параметров вибрации в каждой точке контроля (от одного до более чем 30, по числу составляющих спектра) с расширением диапазона частот контролируемой вибрации (с переходом на измерение виброускорения) резко повышает достоверность определения состояния и дает возможность отделить дефект в виде дисбаланса ротора от других типовых дефектов.
3.3. При решении рассматриваемых задач вибрационного мониторинга рекомендуется проводить измерения вибрации типовым акселерометром с встроенным предусилителем, устанавливая его в специально подготовленные места с помощью магнитного держателя.
3.4. Результаты измерения третьоктавных спектров виброускорения графически рекомендуется отображать в виде, показанном на рис. П1.2, т.е. в логарифмических координатах по оси амплитуд и частот, что облегчает визуализацию диагностической информации. Оптимальные логарифмические единицы измерения величины вибрации – децибелы виброускорения (дБА),
Рис. П1.2. Графическое отображение третьоктавного спектра виброускорения в логарифмических координатах по осям асплитуд и частот.
3.5. Периодичность измерения уровня вибрации агрегата по ГОСТ Р ИСО 10816 определяется действующими на предприятии регламентирующими документами. При отсутствии соответствующих предписаний измерения вибрации могут проводиться одноразово, после выполнения работ по текущему ремонту агрегата для оценки качества проведенных работ.
3.6. Рекомендуемая периодичность измерения третьоктавных спектров вибрации опор вращения при решении задач вибрационного мониторинга или мониторинга состояния — не реже одного раза в 10 дней. Для оценки естественного разброса уровней составляющих спектра вибрации во времени рекомендуется проводить измерения при номинальной частоте вращения и одной и той же нагрузке агрегата в разные дни недели и разное время суток, что позволяет минимизировать ошибки при обнаружении трендов и оценке скорости изменения вибрации.
Повышение — вибрация
Повышение вибрации особенно характерно при следующих неисправностях насосного агрегата: расцентровке валов, попадании посторонних предметов в рабочее колесо, повреждениях вала, зубчатой муфты, увеличении зазора в подшипниках, щелевых ушют — нениях, работе насоса в кавитационном режиме и др. Нормативные данные в сложных случаях ( например, при работе газотурбинной установки) могут даваться также в виде нормативных гармоник, которые накладываются на гармоники, полученные в результате спектрального анализа вибрационных характеристик контролируемого агрегата. Для контроля вибраций элементов агрегата применяется соответствующая аппаратура, а в местах контроля устанавливаются вибрационные датчики с помощью которых регистрируют амплитуду колебаний, скорость и ускорение во времени.
Повышение вибрации лобовых частей, вызываемое знакопеременным моментом частоты 100 гц, существенно зависит от частоты собственных колебаний последних. Поскольку электродинамические силы нормального режима имеют также частоту 100 гц, частота собственных колебаний лобовых частей независимо от несимметричного режима должна резко отличаться от 100 гц.
Причинами повышений вибрации насосного агрегата могут быть неудовлетворительное центрирование и неуравновешенность роторов насоса и двигателя, прогиб вала насоса, а также неправильная пригонка соединительных болтов эластичной муфты. Повышению уровня вибрации в значительной степени способствует неудовлетворительное закрепление фундаментной рамы, а.
Явления резонанса и повышение вибрации при критическом числе оборотов используется при динамической балансировке, так как дает возможность определить при правильном подборе числа оборотов неуравновешенности во вращающейся детали.
Поэтому определение причин повышения вибрации должно основываться на анализе зависимости амплитуды вибрации данного элемента машины от частоты. Эту зависимость обычно получают в результате разложения измеренной зависимости амплитуды ( виброперемещения, виброскорости или виброускорения) от времени ( временного сигнала) в ряд Фурье.
При установке новой муфты возможно повышение вибрации, которое со временем будет уменьшаться за счет приработки зубьев колеса. Если полумуфта разбирается для смазки или дефектоскопии, рекомендуется пометить относительное положение звеньев, так как изменение этого положения приведет, скорее всего, к существенному увеличению уровня вибрации. Возможны заклинивания зубчатых муфт. При этом резко возрастает вибрация на частоте вращения.
Магнитное поле обратной последовательности вызывает также повышение вибрации, причем большее у машин с явновыраженными полюсами. Поэтому для турбогенераторов, имеющих неявнополюсные роторы, допустимая несимметрия нагрузки в основном определяется нагревом элементов ротора, а для машин с явновыраженными полюсами с учетом как теплового, так и механического воздействия.
Магнитное поле обратной последовательности вызывает также повышение вибрации, большее у машин с яв-новыраженными полюсами. Поэтому для турбогенераторов, имеющих неявнополюсные роторы, допустимая несимметрия нагрузки в основном определяется нагревом элементов ротора, а для машин с явновыраженными полюсами еще и механическим воздействием.
Допустимые кратность и продолжительность перегрузки турбогенераторов по току ротора. |
Магнитное поле обратной последовательности вызывает также повышение вибрации.
Аг регат 2 КНС 92 работает при повышении вибрации узла опора насоса, уровень виброускорения составляет 20 6 м / с2, что значительно больше. Последнее указывает на локализацию источника вибрации в этом узле. Следовательно, именно с него необходимо начинать очередной профилактический: — ремонт агрегата.
Признаками нарушения нормальной работы вспомогательногс оборудования являются: повышение вибрации вращающихся механизмов и трубопроводов; появление необычного шума, ударов; по вышенные температуры подшипников и электродвигателей; теч; топлива, воды и масла в подогревателях, охладителях, насосах, арматуре и фланцевых соединениях; засорение и рост гидравлического сопротивления фильтров; повреждения трубопроводов обвязки турбины воздух и вода на охлаждение, отсосы газов, дренажи), кабелей и аппаратуры.
В скобках указаны числа пазов, при которых возможно повышение вибрации двигателей.
В скобках взяты числа пазов, при которых возможно повышение вибрации двигателей.
В заключение в табл. 30 приведены опытные данные о повышении вибрации и деформации лобовых соединений в несимметричном режиме, подтверждающие высказанные соображения.
Возможные причины
- Неравномерная компрессия в цилиндрах. Из-за снижения компрессии не происходит эффективное сгорание топливовоздушной смеси, вследствие чего поршень в проблемном цилиндре не получает должного ускорения. Причина вибрации на холостых оборотах в таком случае в уменьшении инерционного движения поршня на такте рабочего хода.
- Пропуски зажигания в 1 либо сразу нескольких цилиндрах. Как и в случае с потерей компрессии, по причине плохого сгорания ТПВС поршень не получает должного ускорения, что приводит к неравномерному вращению коленчатого вала.
- Неисправность двухмассового маховика. В исправном состоянии демпфер крутильных колебаний позволяет снизить нагрузку на коленчатый вал и элементы трансмиссии. В случае выхода из строя наблюдаются вибрации двигателя, сопровождающиеся характерным громыханием.
- Износ подушек двигателя. Мотор в подкапотном пространстве удерживается на нескольких сайлентблоках. В случае трещин, надрывов резиновых демпферов вибрации будут передаваться на кузов и четко ощущаться в салоне.
- Износ привода уравновешивающих валов и самих балансиров. Износ подшипников, растяжение цепи, неправильная регулировка натяжителя приводят к повышению шумности и вибрациям.
Подушки двигателя
Как определить, что причина дисбаланса именно в подушках?
- Визуально осмотрите сайлентблоки крепления двигателя. Резиновый демпфер не должен отслаиваться от металлических элементов, иметь глубокие трещины.
- Используя подкатной домкрат и небольшую резиновую проставку, поочередно поддомкратьте двигатель со всех сторон установки подушек (точка опоры должна быть как можно ближе к месту расположения демпфера). После каждой смены положения точки опоры наблюдайте за работой мотора. Вибрация должна заметно уменьшиться при поддомкрачивании двигателя вблизи порванной подушки.
Компрессия
Вибрация, связанная с потерей компрессии в первую очередь проявит себя на холодную. По мере прогрева металлические детали расширяются, уменьшая тем самым зазоры, через которые происходит прорыв выхлопных газов. Неравномерность компрессии в цилиндрах – естественное явление для двигателя с пробегом больше 100 тыс./км. Но для нормальной работы разброс не должен превышать 0,5-1 кгс/см2. При больших значениях на холодную уже могут наблюдаться вибрации.
Проверять компрессию следует на холодном двигателе. Узнать, какая компрессия должна быть в двигателе, можно из руководства по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Вслед за проверкой можно определить, что именно стало причиной потери компрессии: проблема с ЦПГ либо деталями ГРМ. Для этого залейте в проблемный цилиндр 25-30 мг моторного масла, после чего повторите замеры. Если компрессия выровняется, причина в износе ЦПГ. Отсутствие изменений свидетельствует о проблемах с ГРМ. Более точную диагностику причины вибраций на холостых можно осуществить пневмотестером.
Пропуски зажигания
Самодиагностика современных ЭБУ двигателя позволяет определить номер цилиндра, что значительно облегчает поиск причины вибраций на холостом ходу. Множественные пропуски свидетельствуют о периодических проблемах сразу в нескольких цилиндрах. Из термина отнюдь не следует, что причина перебоев в работе именно в системе зажигания, так как ЭБУ определяет пропуски зажигания по неравномерности вращения коленчатого вала. Какие элементы чаще всего становятся причиной пропусков зажигания и повышенной вибрации?
- Топливные форсунки (ТПВС переобогащенная или слишком бедная).
- Свечи зажигания. К перебоям в подаче искры приводит масляный нагар на свечах, эрозия электродов, нарушение керамической изоляции, неправильный воздушный зазор.
- Высоковольтные провода.
- Катушка зажигания/модули зажигания.
- Блок управления двигателем.
Не стоит забывать о проблеме подсоса воздуха и многих других причинах, из-за которых двигатель троит, а на кузов передается вибрация. В любом случае мы рекомендуем переходить к поиску неисправностей только после считывания кодов ошибок.
Перегрев и повреждение подшипника
Первое, на что необходимо обратить внимание при высокой температуре в подшипниковом узле это центровка. Если есть несоосность между валами мы будем наблюдать повышенную вибрацию и дополнительную нагрузку на узел c увеличением температуры. Следующим вариантом перегрева является не достаточное количество или качество смазки
Масляная пленка на поверхности деталей скольжения и трения предотвращает прямой контакт металла с металлом и отводит тепло. Слабый контроль за состоянием смазки приводит к повышению температуры подшипника и поломке. Исключив следующие проблемы со смазкой, можно продлить срок службы подшипников:
Следующим вариантом перегрева является не достаточное количество или качество смазки. Масляная пленка на поверхности деталей скольжения и трения предотвращает прямой контакт металла с металлом и отводит тепло. Слабый контроль за состоянием смазки приводит к повышению температуры подшипника и поломке. Исключив следующие проблемы со смазкой, можно продлить срок службы подшипников:
- Слишком много или мало смазки
- Неподходящий тип смазки
- Попадание загрязнений
- Смешения разных типов смазки
- Несвоевременная замена (использование после отработки ресурса)
Случаи перегрева также возникают после деформаций при монтаже подшипника. В таких случаях происходит неравномерная нагрузка и износ тел качения или скольжения с выделением повышенного тепла. Для правильной установки следует использовать рекомендации производителей и специальный инструмент.
Двигатель вибрирует при запуске на холодную
Довольно часто опытные водители и новички сталкиваются с неприятной ситуацией, когда при запуске двигателя на холодную возникает вибрация, а сам силовой агрегат работает на очень высоких оборотах. Вследствие чего водитель и пассажиры получают огромный дискомфорт, пребывая в салоне автомобиля. Но почему двигатель вибрирует при запуске на холодную и в чем причина? В большинстве случаев это сигнал о том, что некоторые узлы и механизмы авто изношены и нуждаются в срочном ремонте.
Где искать причины вибрации двигателя при его запуске на холодную
Рассмотрим самые распространенные причины неисправностей, которые были найдены на форумах автолюбителей:
- Неисправность свечей зажигания. Если свеча рабочая она имеет светлый или коричневый цвет. Если свеча закопчена то она не будет правильно работать, то есть своевременно воспламенять топливно-воздушную смесь. Как следствие двигатель будет «троить» и возникнет вибрация при включении зажигания;
- Неисправность форсунок вследствие некачественного использования топлива (бензин или дизель), очистителей либо замыкания и обрыва цепи. Если после очистки форсунка (инжектор) не заработала, то ее следует заменить;
- Очень слабая компрессия – это значит, что до воспламенения в цилиндр не поступает нужное количество топлива. Это может быть связано с недостаточной герметичностью прокладки головки цилиндра или впускного клапана. Устраняется путем замены изношенной детали;
- Неисправность крепления силового агрегата (двигателя). Установленные заводом изготовителем подушки и амортизаторы не только фиксируют агрегат, но и существенно снижают вибрацию во время его работы. Проверяется путем поочередного включения двигателя в разных режимах работы. При очевидной смене угла наклона двигателя следует проверить исправность подушки или амортизатора;
Вибрационные характеристики
При замере вибрации измеряют её вертикальную и горизонтальную составляющие (или как ещё называют осевая и поперечная). Существует несколько понятий вибрационных характеристик, давайте разберемся какими они бывают и в чем измеряются:
- Виброскорость (измеряется в миллиметрах на секунду, мм/с) – величина, характеризующая перемещение точки измерения вдоль оси электродвигателя.
- Виброускорение (измеряется в метрах на секунду в квадрате, м/с2) – прямая зависимость вибрации от силы её вызвавшей. Виброперемещение (измеряется в микрометрах, мкм) – величина амплитуды, показывающая расстояние между крайними точками при вибрации.
При замерах вибрационных характеристик, как правило, замеряют виброскорость, так как она наиболее точно описывает характер проблемы. При этом измеряют не наибольшее значение виброскорости, а её среднеквадратичное значение (СКЗ). По причине того, что все стрелочные приборы по принципу действия (которые использовались ранее) являются интегрирующими. Допустимые нормы вибрации электродвигателей приведены в Правилах эксплуатации электрических станций и сетей (ПТЭ) и в ГОСТ ИСО 10816.
Так как существует множество разнообразных электрических машин ГОСТ Р 56646-2015 поможет разобраться, какой именно стандарт из группы ГОСТ ИСО 10816 применим к конкретному электродвигателю. Например, для компрессоров, двигателей с насосом и других применений электропривода могут быть различные нормы и требования по проведению замеров.
В этих документах приведены основные требования, нормы, рекомендации, классы вибрационного состояния и прочее.
Нарушение балансировки
При нарушении баланса массы ротора насоса повышается температура подшипников, возникает вибрация и перегрев. Чтобы не спутать проблемы балансировки с нарушением центровки рабочего насоса, следует сначала проверить центровку валов.
При значительном дисбалансе первым делом разрушается торцевое уплотнение, и выходят из строя подшипники. Кроме того повышенная вибрация передается приводу насоса, который в первоначально исправном состоянии начнет ломаться.
Самый распространенный способ балансировки заключается в перераспределении массы. После измерений на стенде (рисунок 2), выбирается место коррекции и добавляется или снимается масса. Такой подход позволяет сместить центр масс с осью вращения и отбалансировать деталь.
Шины
В шине в основном наблюдается два вида колебаний: средней частоты, когда шина ведет себя как масса на пружине, и высокой частоты, когда шину приходится рассматривать как систему с распределенными параметрами, так как распределенные вдоль окружности колебания протектора и боковин шины определяют колебания оси колеса. При этом обычно радиальные шины имеют меньшую (60… 100 Гц) первую собственную частоту колебаний по сравнению с диагональными (130… 200 Гц) шинами. Радиальные шины вызывают заметное увеличение вибраций и внутреннего шума в диапазоне частот 60… 100 Гц. Тем не менее создаются радиальные шины, не уступающие по вибрационным характеристикам лучшим диагональным шинам.
На высоких скоростях движения вибрация и шум шин могут существенно увеличиться из-за их дисбаланса. Так, увеличение дисбаланса шин легкового автомобиля до 0,1 Нм приводит к увеличению уровня их шума при 100 км/ч на 2 дБ. На шину действуют также боковые колебания, а на управляемые колеса также «шимми» (колебания относительно вертикальной оси) и «трампинг» (колебания относительно продольной оси автомобиля).
Утечки в насосе
Старые и не дорогие модели еще оснащают сальниковой набивкой, через которую жидкость бежит из насоса для охлаждения и является нормальным процессом.
Для большинства современных устройств, пропуск среды в насосе – это признак неисправности и сигнал к незамедлительным действиям.
Повышенное давление, температура могут ослабить уплотнения и привести к утечкам. Во многих случаях достаточно произвести подтяжку гаек корпуса.
Существуют более значительные причины утечек которые мы рассмотрим подробнее:
- Неисправность уплотнений корпуса
- Неисправность торцевого уплотнения вала
Неисправность уплотнений корпуса
Нередко можно увидеть утечки через уплотнительные элементы корпуса насоса (рисунок 14), такое бывает, когда насос подбирали без учета температуры рабочей жидкости.
Для перемещения жидкости с высокой температурой требуется использовать уплотнения из специальных материалов FFKM, FEPM и подобных.
Неисправность торцевого уплотнения вала
Торцевое уплотнение – это уплотнительный узел вала насоса, состоящий из подвижного и неподвижного кольца (рисунок 15). В большинстве центробежных насосов установлены именно такие уплотнения. Однозначным преимуществом торцевого уплотнения служит минимальное количество утечек во внешнюю среду.
Причинами утечек в торцевом уплотнении выше нормы (указание в паспорте на уплотнение) можно назвать:
- Перегрев
- Недопустимые напряжения
- Отложения
- Коррозия
Рисунок 15. Общий вид торцевого уплотнения и его разрушение
Производители торцевых уплотнений утверждают, что 90% поломок связаны не с износом уплотнения, а более серьезной неисправностью насоса. Чтобы действительно найти проблему, персонал должен снять уплотнение и сделать анализ возможных проблем в насосе или системе.
Алгоритм выявления неисправности
Для определения и устранения причин вибрации электродвигателя существует несложный алгоритм. Осмотреть работающий электродвигатель на предмет отсутствия незакрученных болтов, крышек, надежность крепления двигателя к раме. Далее необходимо рассоединить двигатель и приводимый им в движение механизм. Если вибрация пропала, то причина в соединительной муфте (нарушение центровки полумуфт, разный вес пальцев и так далее).
Если после отсоединения приводного механизма вибрация на холостом ходу присутствует. Значит причина в самом электродвигателе, при отключении питания (когда двигатель на выбеге) должна прекратиться вибрация. Если при отключенном питании она прекратилась, то всему виной воздушный зазор между статором и ротором. При затухающей амплитуде вибраций при отключенном питании, причина в механическом дефекте ротора (изгиб, трещина, дефект роторной бочки) или дефекте полумуфты.
Если при снятой полумуфте вибрация отсутствует, значит – в полумуфте, в противном случае необходимо снимать ротор для динамической балансировки на станке или выявления повреждений обмоток. При диагностике электродвигателя на подшипниках качения их неисправность легко выявить – повышенный шум и сильный нагрев.
Дефект подшипников скольжения будет проявляться под нагрузкой, если выявить причины вибрации под нагрузкой не удаётся, то, скорее всего, виноваты подшипники, необходимо их заменить или отдельно продиагностировать (например, датчики вибрации подключить к месту установки подшипников).
При выявлении повышенного нагрева подшипников необходимо также замерять уровень вибрационных характеристик, потому как сам по себе подшипник редко является источником проблемы, скорее, как следствие.
Важно понимать, что на ответственных механизмах (турбоагрегаты ГЭС, электродвигатели в АЭУ, электроприводы гидростанций и так далее) замер уровня вибрации должен производиться регулярно, в соответствии с графиком технического обслуживания. Замеры должны проводить представители завода-изготовителя или специалисты организации, имеющей лицензию на проведение такого типа работ
Замеры вибрационных характеристик с замером температуры подшипников должны быть отражены в формуляре электрической машины.
Теперь вы знаете, почему возникает вибрация электродвигателя, а также как происходит определение и устранение причин. Надеемся, предоставленная инструкция помогла найти и решить проблему!
Работа насоса без рабочей среды и трение деталей
Во многих конструкциях насосов охлаждение уплотнений и подшипниковых узлов происходит за счет циркуляции рабочей среды. Если арматура на выходе из насоса закрыта и насос продолжает работать, жидкость будет циркулировать внутри корпуса постепенно нагреваясь из-за трения и превратится в пар. Или другой пример, когда персонал не открыл входную задвижку и насос работает без жидкости. Оба варианта не обеспечивают необходимого охлаждения деталей насоса, возникнет сильное трение, перегрев и дальнейшая поломка насоса (рисунок 13).
Важно, что центробежные насосы запускаются только с заполненным корпусом рабочей средой и закрытой задвижкой на выходе, которая после запуска постепенно открывается и открывает проход потока из насоса
Когда детали насоса деформированы, например при монтаже насоса на корпусе появилась вмятина. Вращающиеся детали будут задевать замятый участок корпуса и создавать трение и перегрев.
Установив в системе управления насосом защиты по температуре или автоматическое регулирование потока, можно предотвратить дорогостоящий ремонт.
Причины вибрации насосных агрегатов и способы их устранения.
Основные причины вибрации насосных агрегатов обусловливаются механическими, электромагнитными и гидродинамическими явлениями, а также жесткостью опорных систем.
Краткая характеристика причин вибрации, позволяющая принять меры по их устранению, следующая.
— Неуравновешенность ротора (дисбаланс) — состояние ротора, характеризующееся таким распределением масс, которое во время вращения вызывает переменные нагрузки на опорах ротора и его изгиб
— Качество смазки подшипников скольжения. Основными причинами повышенных уровней вибрации являются силы трения между поверхностями подшипника и шейки вала, возникающие в результате неравномерной и неправильной смазки подшипников.
— Дефекты подшипников качения
— Некачественная сборка ( несовпадение осей, большие зазоры в подшипниках, дефекты шестерен зубчатых передач, ослабление механических соединений)
— Магнитные силы — проявляются у электродвигателей.
— Источники вибрации гидродинамического происхождения. Эти вибрации возникают в тех случаях, когда рабочее колесо насоса изготовлено недостаточно точно и различается по шагу, углу между лопастями, по длине, толщине и углам установки лопастей
— Специфический источник вибрации у насосов — кавитация, которая возникает при местном понижении давления в тех областях потока, где скорости достигают максимального значения, т.е. при обтекании тел. В результате возникающего при этом разрыва сплошности жидкости в ней образуются кавитационные полости — пузырьки или каверны, заполненные газом или паром. Захлопывание кавитационных пузырьков сопровождается значительным местным повышением давления и образованием ударной волны. При этом возникают вибрации
— Резонансные колебания элементов и узлов насосного агрегата. Наиболее опасны для механических систем, так как даже при сравнительно малых возмущениях могут возникнуть в них большие динамические напряжения.
Резонансные колебания могут возникнуть из-за близости рабочих частот вращающихся деталей агрегата
— Внешние причины. Насосные агрегаты имеют неразделенные или слабо разделенные фундаменты. В этих случаях вибрация передается через фундамент и может привести к ослаблению креплений и соединений, разрушению подшипниковых узлов и т.д.
Источник
Неисправности в насосах для систем холодоснабжения и способы их устранения
Центробежные насосы являются наиболее распространенным видом оборудования для перекачки теплоносителя в системах холодоснабжения. В процессе эксплуатации можно наблюдать значительные изменения в их работе. Среди них – снижение производительности, шум, вибрации, нагрев. Для надежной и эффективной работы насоса следует на ранней стадии выявлять эти изменения и устранять причины их появления.
Как показывает практика, существует четыре основных признака выхода насоса из строя. Возможны и уникальные случаи, но в первую очередь исключить следующие типовые неисправности:
- Повышенная вибрация и шум
- Низкий расход жидкости
- Перегрев насоса
- Утечки в насосе и износ (поломка) уплотнений вала
Данная статья поможет выявить проблемные места в работе насосов как молодым специалистам по эксплуатации систем холодоснабжения, так и профессионалам по обслуживанию и ремонту климатической техники.