Коэффициент продувки адсорбера на холостом ходу

Если не работает клапан адсорбера, что произойдет

Автомобильный улавливатель паров бензина: адсорбер и его предназначение

Сразу следует разобраться в вопросе о том, что же такое адсорбер, и для чего он нужен на автомобиле. Первоначально стоит отметить, что правильное название этого устройства — адсорбер, то есть, пишется через букву «д», хотя многие его называют абсорбером, что есть не совсем верно. Отличие между адсорбером и абсорбером в том, что первый накапливаем пары (в данном случае бензина), и удерживает их, а второй осуществляет полное поглощение вещества (то есть с невозможностью последующей их отдачи). Почему на автомобилях используется адсорбер, а не абсорбер, узнаем, разобравшись с предназначением этого устройства.

Улавливатель паров бензина представляет собой некий фильтр, благодаря которому исключен прямой контакт бензина с атмосферой, что снижает уровень загрязнения. Изобрели такие устройства после внедрения экологического стандарта Евро-2, посредством которого запрещается загрязнение атмосферы парами бензина.

Основное предназначение устройства заключается в том, чтобы временно поглотить пары, которые образуются в бензобаке, и использовать их в корыстных целях, то есть не просто подавлять, а переправлять к двигателю, где и будет происходить их подача в цилиндры для сжигания вместе с ТВС.

Возвращаясь к названию устройства, можно смело сказать, что на Приоре и других современных автомобилях используется именно адсорбер, осуществляющий лишь временное накопление паров бензина (что происходит в то время, пока двигатель не заведен). Использование абсорберов не позволило бы направлять пары в камеры сгорания двигателя по причине полного их поглощения сорбентом.

Это интересно! В качестве сорбента в автомобильных адсорберах используется активированный уголь.

Неисправности вентиляционного клапана

Наиболее распространенная проблема с вентиляционным клапаном — это когда он заклинил или не закрывается. Это создает утечку системы EVAP и вызывает ошибку OBD2.

Например, в некоторых автомобилях Nissan и Infiniti неисправный клапан вентиляции часто вызывал код ошибки P0455 — утечка в системе EVAP.

Другая проблема заключается в том, что грязь и пыль могут попасть в клапан через вентиляционный шланг и вызвать его засорение. Это также активирует индикатор Check Engine. Известно, что некоторые грузовые автомобили GM имеют эту проблему, которая вызывает код ошибки P0466.

Ремонт включает в себя замену клапана и некоторые изменения в его настройке. Засоренный вентиляционный клапан может вызвать проблемы при заполнении топливного бака.

Как работает система улавливания паров бензина на автомобиле

Принцип его работы на Приоре идентичен принципу работы других марок автомобилей, поэтому давайте взглянем на картину в целом.

Бензин имеет тенденцию выделять пары, которые обычно скапливаются в верхней части наливной горловины бака. Для этого используется сепаратор, с помощью которого эти пары конденсируются и уже в жидком виде возвращаются в резервуар.
Некоторые пары не конденсируются в сепараторе, для этого предусмотрен адсорбер

В нем пары скапливаются и задерживаются (это происходит при выключенном двигателе автомобиля).
После запуска двигателя, достижения его рабочей температуры и только при открытой дроссельной заслонке (это очень важно) электромагнитный клапан открывается. При активации, за которую отвечает ЭБУ, пары бензина подаются от адсорбера к дроссельному узлу

Этот процесс называется продувкой. Его продолжительность контролируется ЭБУ.
Процесс протекает следующим образом: адсорбер имеет канал, соединяющий его с окружающей средой. Как только электромагнитный клапан открывается, двигатель всасывает воздух, который вместе с парами бензина из адсорбера попадает в дроссельный узел.
Из дроссельной заслонки эти пары вместе с воздухом попадают во впускной коллектор, где они смешиваются с частью бензина, выпускаемой форсунками и засасываемой в камеры сгорания цилиндров. В результате они сгорают, тем самым повышая эффективность двигателя внутреннего сгорания.

Принцип работы системы довольно простой и надежный, но возникают неисправности, которые приводят к проблемам с работой двигателя. Какие признаки неисправности адсорбера и его клапана на Приоре и как определить выход из строя деталей этой системы, мы рассмотрим далее.

Как работает система улавливания паров бензина на автомобиле (адсорбер)

Принцип ее функционирования на Приоре идентичен с другими марками автомобилей, поэтому рассмотрим общую картину.

Бензин имеет свойство выделения паров, которые обычно скапливаются в верхней части заливной горловины бака. Для этого используется сепаратор, с помощью которого эти пары конденсируются, и уже в жидком виде возвращаются обратно в бак.
Некоторые пары не конденсируются в сепараторе, поэтому для этого предусмотрен адсорбер

В нем пары скапливаются и удерживаются (это происходит, когда двигатель автомобиля заглушен).
После пуска двигателя, выхода его на рабочую температуру и только при открытой дроссельной заслонке (это очень важно), происходит открытие электромагнитного клапана. При его срабатывании, за что отвечает ЭБУ, происходит подача паров бензина из адсорбера в дроссельный узел

Этот процесс называется продувкой. Его длительность контролируется ЭБУ.
Происходит процесс следующим образом: на адсорбере имеется канал, соединяющий его с окружающей средой. Как только электромагнитный клапан открывается, происходит всасывание двигателем воздуха, который вместе с парами бензина из адсорбера поступает к дроссельному узлу.
Из дросселя эти пары вместе с воздухом поступают к впускному коллектору, где они смешиваются с порцией бензина, выпущенного из форсунок, и всасываются в камеры сгорания цилиндров. В итоге происходит их сжигание, тем самым повышая эффективность работы двигателя внутреннего сгорания.

Принцип работы системы достаточно простой и надежный, но случаются неисправности, что приводит к возникновению проблем с работой двигателя. Какие признаки неисправности адсорбера и его клапана на Приоре, и как определить выход из строя деталей этой системы, рассмотрим далее.

Как снять и заменить адсорбер с Ланоса, Сенса и Шанса

Чтобы произвести демонтаж адсорбера на Ланосе, Сенсе и Шансе, понадобится предварительно подготовить необходимый набор инструментов. К ним относятся:

  1. Ключ баллонный, который понадобится для снятия заднего правого колеса.
  2. Домкрат.
  3. Упоры.
  4. Рожковый ключ на «10».
  5. Крестовая отвертка.
  6. Плоскогубцы.

При наличии подозрений на неисправность устройства, его рекомендуется заменить. Стоит новая деталь около 2000 рублей (артикул адсорбера от GM — 96282269). В любом случае, если давно не осматривали ее, то не помешает произвести демонтаж, проверку и очистку. Процедура снятия адсорбера на Ланосе выполняется следующим образом:

  1. Установить автомобиль на ровной поверхности, выжав ручной тормоз, и включив первую передачу.
  2. Под колеса установить упоры во избежание смещения автомобиля с домкрата.
  3. Снять минусовую клемму с АКБ для подстраховки, но не обязательно.
  4. Поддомкратить заднюю правую часть авто, и снять колесо.
  5. После снятия колеса будет виден корпус, внутри которого находится адсорбер.
  6. Наверняка многие владельцы Ланосов не раз задумывались о том, что это за устройство, и каково его назначение. Когда известно, что это за деталь, продолжаем ее демонтаж.
  7. Снимаем защитный кожух заливной горловины, выкрутив 4 гайки крепления на 10.
  8. При наличии загрязнений (а они там будут), удаляем их.
  9. После очистки, отсоединяем и вытаскиваем шланг/гофру вентиляции топливного бака. Он имеет свободный конец. Разрезаем хомут, который удерживает шланг отвода паров топлива во впускную трубу.
  10. Разъединяется трубопровод отвода паров топлива во впускную трубу. Этот трубопровод нужен для того, чтобы при заправке бензобака, воздух и пары не скапливались внутри, а выходили наружу, тем самым давая возможность заправить бак под завязку.
  11. Теперь переходим к снятию пластикового кожуха, внутри которого находится адсорбер. Для этого необходимо выкрутить крепежный болт на «10» снизу, предварительно обработав его смазкой WD-40.
  12. Часто металлический кронштейн выходит из строя от воздействия коррозии. Если он неисправен, то его следует заменить.
  13. Чтобы снять кожух, необходимо сместить его вперед по направлению движения автомобиля.
  14. Когда деталь извлечена, можно приступать к ее разборке. Для этого при помощи отвертки выкручиваются три винта, расположение которых показано на фото ниже.
  15. После этого можно демонтировать трубки, подведенные к располагающемуся внутри кожуха пластиковому контейнеру. Два тонких шланга крепятся при помощи фиксаторов. Для их снятия, необходимо сжать фиксаторы, и осуществить демонтаж шлангов.
  16. Третий шланг в виде гофры фиксируется при помощи металлического хомута. Для его ослабления понадобится воспользоваться плоскогубцами. Сжав ушки хомута, следует извлечь гофрированный шланг со штуцера адсорбера.
  17. Далее извлекается деталь из кожуха, и осуществляется тщательная очистка всех элементов. Проверяем визуально целостность адсорбера, а затем выполняем проверку загрязнения воздушного канала.
  18. Если проверка показала, что канал загрязнен, то прочищаем его с помощью отвертки. В завершении продуваем компрессором. Если же адсорбер исправен, то после тщательной очистки всех элементов, надо произвести сборку в последовательности обратной снятию.
  19. Обязательно прочищаем гофру, выводной конец которой ни к чему не подключается.

В завершении рекомендуется гофру со свободным концом, которая подключается к воздушному каналу адсорбера, закрепить так, чтобы она была направлена вниз. Это исключит вероятность попадания загрязнений внутрь, и как следствие, не будет загрязняться воздушный канал.

На этом процесс снятия и замены адсорбера на Ланосе завершен, и остается убедиться в том, что признаки, которые косвенно могли указывать на его неисправность, исчезли.

Ставим новый клапан адсорбера

Для замены элемента не обязательно обращаться в автосервис. Работы можно провести и самостоятельно при помощи нескольких крестообразных отверток. Также нужно приобрести новый клапан (его маркировка должна полностью совпадать с данными на старом устройстве).

После этого:

  • Находим адсорбер.
  • Снимаем с АКБ минусовую клемму.
  • Отсоединяем колодку проводов путем нажатия на фиксатор и подтягивая прибор на себя.
  • Ослабляем крепления электромагнитного клапан и отсоединяем шланги.
  • Вытаскиваем старое устройство (вместе с ним выйдет и кронштейн) из абсорбера.
  • Устанавливаем новое устройство и собираем все в обратном порядке.

Устройство адсорбера

В современных устройствах, использующих принцип адсорбции, в качестве поглощающего вещества используются самые разные материалы, от активированного угля до природных минералов. В автоадсорбере на эту роль претендует именно активированный уголь – разновидность углеводородов с пористой внутренней структурой. Собственно говоря, поглотитель представляет собой пластиковую цилиндрическую ёмкость, которая располагается в моторном отсеке недалеко от силового агрегата. В некоторых моделях найти адсорбер можно возле топливного бака, но некоторые его части всё равно располагаются в подкапотном пространстве.

Схематически поглотитель топливных паров состоит из следующих элементов: гравитационного датчика; сепаратора с аварийным клапаном; собственно фильтра (как правило, это измельчённый активированный уголь); электромагнитного продувочного клапана; соединительных трубопроводов.

Сепаратор представляет собой конструкцию, предназначенную для сбора конденсированного бензина с целью его отправки обратно в топливный бак. Задача гравитационного датчика – отслеживать давление бензиновых паров внутри бака, и при необходимости сбрасывать его, чтобы уменьшить вероятность получения повреждений. Фильтровальный элемент – это достаточно большая ёмкость, нижняя часто которой содержит адсорбирующее вещество, функции которого – поглощать пары бензина/солярки с целью их конденсации и последующей сепарации.

Отдельно следует упомянуть об аварийном клапане. В обычных ситуациях он бездействует, но в экстренных случаях, когда существует риск разлива горючего (например, при ДТП, если машина перевернулась), срабатывает, полностью блокируя топливную магистраль. Роль соединительных трубок вполне очевидна – связать воедино все узлы адсорбера.

Что будет, если убрать клапан абсорбера топливных паров

Можно ли убрать клапан полностью? Некоторые так и делают, думая, что из-за клапана повышается расход топлива и авто разгоняется медленнее.На самом деле, если адсорбер с клапаном исправны, то ДВС наоборот работает как часы и расход топлива при этом на оптимальном уровне. Экономия не столь ощутима от дожига остатков паров топлива, но и выбора в атмосферу меньше.

На вопрос, можно ли убрать клапан абсорбера совсем? Ответ: да, можно. На двигатель не влияет его наличие или отсутствие. Влияет только то, если он установлен и неисправен.

Плюсы машины без клапана и абсорбера:

появляется больше место под капотом (кому-то может это важно);
не нужно менять абсорбер и клапан.

Владельцы карбюраторных автомобилей, я думаю, помнят как в салоне машины часто пахло бензином, из-за чего у некоторых начинает болеть голова. За одно это уже лучше не снимать клапан и абсорбер, а своевременно менять при поломкам.

https://youtube.com/watch?v=DNAd7OzJzVI

1.9. Каталитический нейтрализатор

Для выполнения норм Евро-II на содержание вредных веществ в отработавших газах необходимо применение каталитического нейтрализатора в системе выпуска.

Применение каталитического нейтрализатора дает значительное снижение выбросов углеводородов, окиси углерода и окислов азота с отработавшими газами при условии точного управления процессом сгорания в двигателе.

Для ускорения процесса преобразования углеводородов, окиси углерода и окислов азота в нетоксичные соединения нейтрализатор имеет окислительный и восстановительный катализаторы.

Окислительным катализатором является платина. Она способствует окислению углеводородов и окиси углерода, содержащихся в отработавших газах, в водяной пар и двуокись углерода.

Восстановительным катализатором является родий. Он ускоряет химическую реакцию восстановления окислов азота в безвредный азот, являющийся одной из составляющих воздуха.

Для нейтрализации углеводородов и окиси углерода требуется кислород. Одновременно происходит восстановление окислов азота. Поэтому для эффективной работы нейтрализатора необходимо точное поддержание баланса подаваемой в двигатель топливовоздушной смеси.

Повышенное остаточное содержание кислорода в отработавших газах (при сгорании бедных смесей) затрудняет восстановление окислов азота. Пониженное содержание кислорода в отработавших газах (при сгорании богатых смесей) затрудняет окисление окиси углерода и углеводородов. Только точный баланс топливовоздушной смеси обеспечивает эффективную нейтрализацию всех трех токсичных компонентов.

Наиболее полное сгорание топливовоздушной смеси и максимально эффективная нейтрализация вышеупомянутых токсичных компонентов отработавших газов обеспечиваются при отношении воздуха к топливу 14,5. 14,6:1, т.е. 14,5. 14,6 кг воздуха на 1 кг топлива.

При эксплуатации неисправного двигателя нейтрализатор может выйти из строя из-за тепловых напряжений (выше 970 °С), которым он подвергается при окислении избыточных количеств углеводородов. При тепловых напряжениях керамические блоки нейтрализатора могут разрушиться (закупориться), вызвав повышение противодавления.

Возможной причиной выхода из строя нейтрализатора является применение этилированного бензина. Содержащийся в нем тетраэтилсвинец за короткое время приводит к отравлению нейтрализатора, что значительно снижает эффективность его действия.

Также причиной выхода из строя нейтрализатора является применение прокладок, содержащик силикон, и использование нерекомендованных типов моторных масел с повышенным содержанием серы и фосфора.

Принцип работы и устройство адсорбера

В пластмассовом корпусе узла расположен наполнитель, просто активированный уголь или более сложное вещество. От него требуется высокая пористость и способность адсорбировать пары бензина, то есть сохранять их в себе, отделяя от воздуха.

Корпус герметичен, сверху на нём имеются входные и выходные пластиковые штуцеры, обычно под быстросъёмные соединители, а также встречается интегрированное крепление электрического клапана продувки со своим разъёмом.

Во время работы двигателя давление в баке автомобиля изменяется. В те времена, когда об экологии не заботились, проблема решалась простым дренажным отверстием в его пробке.

Сейчас при вентиляции бака необходимо отделять углеводороды, то есть пары бензина от атмосферного воздуха. Для этого из верхней части бака делается отвод, соединённый шлангом через сепаратор и систему клапанов безопасности с внутренним пространством адсорбера.

Пары бензина, проходя через активированный уголь, отделяются и задерживаются его пористой структурой, что очень похоже на принцип действия противогаза.

Воздух же проходит далее в атмосферу через штуцер сапуна адсорбера. При высокой температуре и интенсивной эксплуатации запас ёмкости устройства быстро исчерпается, и бензин придётся куда-то удалять.

Для этого в работе автоматики автомобильного двигателя предусмотрен специальный режим продувки адсорбера через соответствующий клапан, который соединён шлангом с дроссельным пространством впускного тракта. Обычно прямо к впускному коллектору. Продувка происходит за счёт имеющегося там разрежения.

Должны быть соблюдены некоторые условия, чтобы электронный блок управления двигателем (ЭБУ) подал команду на продувку:

  • двигатель не должен работать на холостом ходу, что определяется по оборотам и нажатию педали акселератора;
  • температура охлаждающей жидкости и забортного воздуха находятся в предусмотренных программой диапазонах;
  • скорость вращения коленвала и расход воздуха двигателем определяют темпы продувки адсорбера.

Регулирование потока продувки производится в ключевом режиме, то есть клапан открывается и закрывается с определённой частотой, а время его относительного нахождения в закрытом и открытом состояниях определят производительность режима.

Он не должен влиять на основные задачи мотора – ровную тягу, высокую отдачу и стабильную работу.

Во время продувки воздух забирается через штуцер сапуна адсорбера, проходит под действием перепада давлений через поглощающую начинку, насыщается парами бензина и отправляется во впускной коллектор для сгорания в цилиндрах в составе топливовоздушной смеси.

Устройство подготавливается к приёму следующих порций паров из бензобака.

Признаки неисправности адсорбирующей системы.

Большинство проблем адсорбирующей системы возникает при неисправности электромагнитного клапана. Он открыт либо закрыт соответственно при запуске или остановке двигателя. Нормально работающий электромагнитный клапан никак не даёт о себе знать. Его неисправность, когда продувка системы не осуществляется, а давление в баке не сбрасывается, грозит серьёзными поломками других частей автомобиля.

Неполадки с адсорбером, как правило, сопровождаются следующими признаками:

  • через 5-10 минут после прогрева двигателя начинают «плыть» обороты;
  • при нажатии педали газа на холостом ходу при запущенном двигателе последний ведёт себя так, как будто заканчивается топливо, вплоть до полной остановки;
  • при движении автомобиль не развивает полную мощность, по ощущениям работает на 80-90% от максимальной;
  • датчик топливного бака показывает неверные данные, иногда может быть «полным» или, наоборот, «пустым»;
  • во время открытия бака во время заправки слышен свистящий звук, словно ёмкость всасывает воздух из окружающей среды;
  • присутствует явно завышенный расход бензина;
  • иногда при непрогретом моторе абсорбер стучит, звук легко спутать со стуком клапанов двигателя.

При наличии перечисленных выше признаков электромагнитный клапан необходимо проверить. Неисправный компонент следует заменить. Стоит деталь недорого и меняется достаточно легко даже своими силами.

Признаки неисправности адсорбирующей системы не всегда связаны лишь с неполадками электромагнитного клапана. Очень часто забивается непосредственно фильтр-банка с угольным порошком. Если необходимо, деталь меняют либо разбирают и чистят (сушат), восстанавливая её фильтрующие свойства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автобасс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: