Трамблёр ВАЗ 2109
В данной статье мы расскажем про устройство, основные неисправности и ремонт трамблера (распределителя зажигания) для автомобиля Ваз 2109, рассмотрим поэтапную замену сальника трамблера и устройство в целом.
Трамблёр Ваз 2109 устройство
1 — уплотнительное кольцо, 2 — муфта, 3 — регулировочные шайбы, 4 — валик с центробежным регулятором, 5 — опорная пластина, 6 — пылезащитный экран, 7 — бегунок, 8 — датчик Холла, 9 — стопорная шайба, 10 — упорная шайба, 11 — корпус, 12 — вакуум-корректор.
Основная причина выхода из строя трамблера Ваз является износ сальника и в редких случаях валика с центробежным регулятором, для устранения течи масла в датчик Холла рекомендуем произвести замену сальника трамблера Ваз 2109.
Замена сальника трамблера Ваз 2109
Для замены сальника распределителя зажигания требуется снять трамблер (для снятия трамблера необходимо отвернуть два винта крышки трамблера, снять крышку распределителя, отсоедините шланг от вакуум-корректора, установить поршень первого цилиндра в ВМТ, отвернуть три гайки крепления распределителя, после чего его аккуратно снять). Далее разбираем трамблер:
Разборка: Распределитель зажигания Ваз 2109
- Снимите бегунок, потянув его вверх.
- Снимите пылезащитный экран.
- Отверните винт крепления клеммы проводов низкого напряжения.
- Выньте клемму из корпуса распределителя.
- Разожмите лапки держателя отверткой и выньте провод из держателя.
- Отверните два винта крепления опорной пластины датчика Холла.
- Снимите стопорное кольцо с штифта опорной пластины.
- Отверните два винта крепления вакуум-корректора.
- С помощью отвертки снимите тягу вакуум-корректора со штифта опорной пластины.
- Снимите вакуум-корректор.
- С помощью отвертки приподнимите опорную пластину и снимите ее.
- Снимите стопорное кольцо с валика распределителя.
- Снимите упорную шайбу с валика распределителя.
- Снимите пружинное кольцо, удерживающее штифт крепления муфты.
- Подденьте уплотнительное кольцо отверткой и снимите его.
- Выбейте штифт крепления муфты с помощью подходящего бородка.
- Снимите муфту привода распределителя и регулировочные шайбы.
- Выньте валик с центробежным регулятором.
- С помощью отвертки снимите две пружины грузиков со стоек.
- Снимите ведомую пластину центробежного регулятора с экрана.
- Снимите стопорные кольца крепления грузиков.
- Снимите оба грузика с осей.
- Отверните два винта крепления и снимите датчик Холла с опорной пластины.
- Выньте уголек с пружиной из крышки, если его надо заменить.
ПримечаниеНа некоторых трамблерах датчик Холла крепится к опорной пластине с помощью заклепок. В этом случае датчик Холла Ваз 2109 меняется в сборе с опорной пластиной.
Кстати, затрагивая датчик многим будет интересно узнать, как проверить датчик Холла Ваз 2109? При включенном стартере, если на снятой свече зажигания с подключенным проводом зажигания хоть одна искра проскакивает, то датчик Холла требует замены, это самый простой народный способ проверки, можно проверить тестером, но это уже другая история и о ней я расскажу в другой статье.
Сборка и установка трамблера Ваз 2109 производится в той же последовательности что и разборка. Так же при замене сальника трамблера рекомендуем заменить прокладку под №1 на рисунке, проверить состояние кулачков и бегунка, при необходимости почистить контакты образиной шкуркой или надфилем. Далее произвести установку зажигания.
Виды СЗ
Система зажигания служит для воспламенения в необходимый момент топливовоздушной смеси, находящейся в цилиндрах двигателя.
Применяемые СЗ можно разделить на три основных типа:
- Контактные;
- Бесконтактные;
- Контактно-транзисторные.
Первый и третий тип особого интереса для нас не представляют, поскольку на ВАЗ 2109 используется бесконтактная или бесконтактно-транзисторная система.
Применять такие схемы начали еще в середине 80-х годов прошлого века. С течением времени инженерам удалось повысить эффективность, работоспособность и надежность.
В БСЗ вместо прерывателя начали использовать бесконтактные датчики, которые позволяют за мгновение определить частоту вращения коленчатого вала и угол его положения.
Принцип действия
Принцип действия системы зажигания, установленной на ВАЗ 2109, выглядит следующим образом:
- Датчик положения коленвала выполняет свои основные задачи, посылает сигнал на контроллеры;
- Контроллер обрабатывает полученную информацию и проводит расчет последовательности включения в работу катушек зажигания;
- Катушка создает две искры — воспламеняющую и холостую.
Метод холостой искры подразумевает создание искр одновременно в двух свечах зажигания. Одна воспламеняющая, а вторая холостая, поскольку бьет в такт выпуска отработанных газов на другой свечке. Таким образом, цилиндры, где одновременно образуются искры, создают пары — 1 и 4 цилиндры и 2 и 3 цилиндры.
Катушка
Основные преимущества
Используемая система зажигания для девяток отличается неплохими показателями надежности, хотя вырабатывает энергию до 50 кДж, а напряжение пробоя порой может достигать отметки 30 кВ и больше. БСЗ ценят за высокий КПД.
Можно выделить несколько главных преимуществ, которыми характеризуются бесконтактные системы зажигания.
Преимущества |
Особенности |
СЗ работает с датчиком Холла |
Из-за этого на параметры энергии искры не влияют напряжение в электросети, частота работы двигателя. Это обусловлено тем, что период времени концентрации энергии в катушке зажигания всегда неизменный. Так обеспечивается высокий КПД схемы |
Отсутствует механическое взаимодействие между контактами |
Это способствует отсутствию загрязненности, обгорания контактов, потому чистить их не приходится |
Не нужно регулировать положение контактов |
Это объясняется просто — их нет в СЗ ВАЗ 2109 |
Минимальные механические взаимодействия деталей |
Такой фактор способствует отсутствию вибраций ротора, резонанса, неравномерного распределения искры по свечам зажигания |
Энергия в свечи постоянно повышенная |
Она может достигать 50 Дж, что позволяет избегать сбоев при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах. Особенно хорошо это видно при разгоне автомобиля |
Экономичность и экологичность |
Применение новой СЗ позволило улучшить экономию топлива примерно на 5 процентов, а также на 20 процентов снизить количество выбросов СО |
Стабильный запуск холодного двигателя |
Даже если АКБ разрядится до 6В, запустить мотор все равно можно будет без проблем. Этим БСЗ существенно отличается от других систем зажигания, которые не могут похвастаться такой стабильностью. |
Схема
Способы регулировки зажигания на ВАЗ-2109 своими руками (для карбюраторных моторов)
Проблемы с зажиганием все чаще появляются в старых версиях авто, оборудованных карбюраторным двигателем.
Если у вас именно такой ВАЗ-2109, то работа по настройке момента требует следующего оборудования и инструментов:
- стробоскоп (не обязательно, но его наличие позволит более точно выставить нужный угол);
- тахометр. Как правило, такой прибор — часть автомобильного тестера, поэтому проблем с поиском здесь не будет;
- отвертка (для проведения регулировки);
- ключ на «десять» (можно использовать рожковый или накидной вариант).
Как показывает практика, при настройке момента можно обойтись и без стробоскопа.
Но если вы планируете самостоятельно обслуживать автомобиль, то наличие такого устройства в гараже — только плюс.
Перед началом работ по установке угла зажигания выполните подготовительные работы:
устанавливайте ключ в замок зажигания и заведите мотор;
дожидайтесь пока силовой узел наберет температуру в 90 градусов Цельсия и увеличьте частоту оборотов до 800 (контролируйте показатель с помощью тахометра). Поднять скорость вращения коленвала можно двумя способами — попросить напарника нажать на педаль газа в автомобиле или потянуть за ручку регулятора на кожухе карбюратора;
как только мотор прогрелся до нужной температуры, демонтируйте трубку, благодаря которой осуществляется разрежение со штуцера. Ручку для регулировки можно найти на панели распределителя системы зажигания (трамблере). Отсоединенный конец отброшенной трубки зажимайте пальцем, чтобы убедиться в наличии разрежения. Если таковое имеется, то необходимо поднять число оборотов до момента исчезновения разрежения;
отключайте мотор и полностью перегибайте трубку
Обратите внимание, чтобы в проеме изделия не оставалось просвета. Берите ключ и слегка откручивайте гайки, которые фиксируют трамблер;
доставайте пробку и вычищайте от загрязнений смотровой лючок со специальной шкалой (расположен на картере КПП)
В данном лючке найдите полоски, необходимые для правильного выставления зажигания. Вот на них и нужно остановиться более подробно.
Установка по меткам:
— берите отвертку со шлицом и поворачивайте маховик до момента достижения длинной полосы на шкале. В момент настройки зажигания проследите, чтобы длинная полоса находилась напротив треугольного выреза на шкале изделия. Данная позиция соответствует нулевому положению угла. При выставлении такого параметра 1-й и 4-й цилиндры мотора ВАЗ-2109 располагаются в позиции ВМТ;
— в случае, когда шкалу видно плохо или нет уверенности в том, что нужная полоска является действительно длинной, то убедитесь в правильности ее позиции на шкиве распредвала. Чтобы выполнить эту работу, демонтируйте кожух ремня ГРМ. При этом нужная отметка должна совпасть с чертой на задней части кожуха ремня.
Проверка с помощью стробоскопа выполняется следующим образом:
- красным проводом прикасайтесь к плюсовому контакту катушки;
- темный проводник набрасывайте на корпус;
- крепление подключайте к проводам, расположенным на 4-м цилиндре.
Как только приготовления заверены, можно приступать к точному выставлению момента зажигания.
Делается это по следующему алгоритму:
- запускайте мотор и сводите число оборотов к минимуму (до 800, не более). Для измерений используйте подготовленный ранее тахометр;
- луч стробоскопа направляйте в специальное окошко для просмотра;
- наиболее длинная отметка маховика выставляется на уровне нуля (измеряется в градусах). Устанавливайте ту метку, которая характерна для применяемого вами топлива.
Корректировку угла стоит осуществлять, отталкиваясь от «нуля» длинной линии, то есть от центральной части треугольника.
Чтобы исключить ошибку, проворачивайте корпус распределителя в правую сторону.
При таком действии угол будет увеличиваться. Если же проворачивать крышку против часовой стрелки, то угол зажигания, наоборот, будет снижаться.
Определить точное направление можно по шкале, нанесенной на трамблере автомобиля, где о и «минус».
Одно деление на изделии приравнивается к 8 градусам. Следовательно, регулировка должна производиться без спешки. Как только нужная позиция найдена, фиксируйте трамблер.
Рабочая температура двигателя
Ресурс мы узнали, теперь переходим к другому важному показателю. Оптимальная рабочая температура составляет 90-95°C
После 97°C мотор номер 126 на 16 клапанов будет немного «тормозить», но по правилам температура до 100°C считается нормальной
Если агрегат Лада эксплуатируется с таким показателем, то нужно быть уверенным, что в это время работает вентилятор радиатора. Когда приборной панели вы видите показатель ниже +90°C, то нужно принимать – это недогрев. Разумеется, в мороз силовой установки нужно больше времени, чтобы температура добралась до нормальной отметки
После 97°C мотор номер 126 на 16 клапанов будет немного «тормозить», но по правилам температура до 100°C считается нормальной. Если агрегат Лада эксплуатируется с таким показателем, то нужно быть уверенным, что в это время работает вентилятор радиатора. Когда приборной панели вы видите показатель ниже +90°C, то нужно принимать – это недогрев. Разумеется, в мороз силовой установки нужно больше времени, чтобы температура добралась до нормальной отметки.
- Рабочая температура – 90-95°C.
- Нормальная температура (двигатель работает хуже) – 97-110°C.
- Пониженная температура – 90°C и ниже.
Как проверить зажигание ВАЗ 2109 на работоспособность (инжектор, карбюратор)?
После выполнения описанной выше работы остается лишь проверить, насколько корректно произведена настройка.
Сделать это можно по следующему алгоритму:
- Заводите авто и набирайте скорость до 50 км/ч.
- Переключите ручку КПП в положение четвертой передачи и жмите на педаль газа до пола. В этот момент прислушайтесь к звуку мотора.
Здесь возможны следующие варианты:
- если слышна детонация (легкая и короткая), то зажигание стоит правильное;
- если нет никаких посторонних звуков, то момент зажигания поздний. В такой ситуации послабляйте крепеж корпуса и проворачивайте его по ходу движения часовой стрелки;
- если детонация сильно слышна, то это значит, что зажигание слишком раннее. В такой ситуации нужно повернуть распределитель против движения часовой стрелки.
Повторяйте проверку снова, пока не будет достигнут ожидаемый результат.
Проверка катушки зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
При возникновении таких неисправностей в работе двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 как исчезновение искры или слабая искра, неустойчивый холостой ход, невозможность отрегулировать обороты холостого хода, затрудненный пуск или невозможность запуска двигателя, провалы и рывки при трогании и в движении и пр., есть смысл проверить работоспособность катушки зажигания.
Необходимые инструменты
— накидной или рожковый ключ на 8 мм
— тестер (мультиметр или аналогичный прибор) с режимом омметра (желательно и мегаомметра)
Подготовительные работы
Проверить катушку зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 можно не снимая её с автомобиля.
— снимаем минусовую клемму с АКБ
— отсоединяем высоковольтный провод от катушки зажигания
— отсоединяем провода, ведущие к двум выводам катушки
Для этого ключом на 8 мм отворачиваем гайки крепления проводов к выводам «К» и «Б». Отсоединяем провода, запомнив их положение, что бы при установке обратно не перепутать.
— Проверяем исправность первичной обмотки катушки зажигания
Проверка первичной обмотки катушки зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099 Для этого присоединяем один щуп тестера к выводу «Б» второй щуп к выводу «К» — выводу первичной обмотки. Включаем прибор в режим омметра. Сопротивление исправной первичной обмотки катушки зажигания должно быть близко к нулю (0,4 – 0,5 Ом). Если оно ниже, то имеется короткое замыкание, если выше — в обмотке «обрыв».
— Проверяем исправность вторичной (высоковольтной) обмотки катушки зажигания
Проверка вторичной обмотки катушки зажигания ВАЗ 2108, 2109, 21099 Для этого один щуп тестера присоединяем к выводу «Б» катушки зажигания, а второй щуп к выводу для высоковольтного провода. Измеряем сопротивление. У исправной вторичной обмотки оно должно составлять 4,5 – 5,5 кОм.
— Проверяем сопротивление изоляции на «массу»
Для такой проверки необходимо чтобы мультиметр имел режим мегаомметра (либо нужен отдельный мегаомметр) и мог измерять значительное сопротивление.
Для этого один щуп тестера присоединяем к выводу «Б» катушки зажигания, а второй щуп прижимаем к ее корпусу. Сопротивление изоляции должно быть очень большим – 50 мОм и выше.
Если хотя бы одна из трех проверок покажет неисправность, то катушку зажигания следует заменить.
Примечания и дополнения
— Катушки зажигания, устанавливаемые на автомобили ВАЗ 2108, 2109, 21099 могут быть двух типов: сухая с замкнутым магнитопроводом (3122.3705) и маслонаполненная с разомкнутым магнитопроводом (8352.12, 027.3705, 27.3705, 27.3707-01, АТЕ1721). Сопротивления обмоток для них немного различаются. Катушка 3122.3705 – первичная обмотка 0,43±0,04 Ом, вторичная 4,08±0,4 кОм. Катушки 8352.15 и пр. – первичная обмотка 0,42±0,05 Ом, вторичная 5±1 кОм. Измерения проведены при +25 гр.
Twokarburators VK — Еще информация по теме в нашей группе ВКонтакте, на Фейсбук Twokarburators FS , в Одноклассниках — Twokarburators OK и в Яндекс Дзен — Twokarburators DZ
— Порядок присоединения высоковольтных проводов к крышке трамблера на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправности трамблера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка высоковольтных проводов на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Установка момента зажигания на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Сравнительный тест-ремонт
— Проверка катушки зажигания системы зажигания карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107
Каким может быть коммутатор системы зажигания
Приведенная выше схема коммутатора – лишь один из вариантов, как может быть реализовано устройство зажигания. Это выполняется с использованием:
- транзисторов;
- тиристоров:
- гибридных элементов;
- бесконтактных датчиков.
Транзисторная схема коммутатора рассмотрена выше, тиристорная схема использует накопление энергии в конденсаторе, а не в электромагнитном поле катушки зажигания. В ходе работы тиристорной системы, при поступлении управляющих сигналов, схема подключает заряженный конденсатор к обмоткам катушки, через которую он и разряжается, вызывая появление искры. Не касаясь достоинств и недостатков, которыми обладает та или иная схема, достаточно сказать, что любое подобное устройство обеспечивает значительное улучшение всех параметров системы зажигания, а коммутатор со временем вытеснил обычное батарейное зажигание.
Однако необходимо отметить и ещё один этап развития системы, и коммутатора в частности. Использование электронных компонентов и введение в конструкцию автомобиля коммутатора, позволило со временем отказаться от контактного прерывателя напряжения и заменить его бесконтактным датчиком. Такая система, в отечественных автомобилях, впервые была применена в машинах ВАЗ, в частности ВАЗ 2108. Подобный принцип работы, когда коммутатор получает сигналы от специального узла, на ВАЗ 2108 реализован с использованием датчика Холла.
При рассмотрении вариантов, каким может быть устройство коммутатора, нельзя обойти вниманием развитие самой системы зажигания. Основной принцип, который реализуется при ее построении – повышение надежности и эффективности работы всей системы. Достигается это применением микропроцессорных систем, использующих показания многочисленных датчиков
Для работы с такими системами требуется, как минимум, двухканальный коммутатор, а в последнее время и отдельная катушка, и коммутатор на каждую свечу. Такой подход – двухканальный коммутатор (в дальнейшем и многоканальный) позволяет обеспечить:
Достигается это применением микропроцессорных систем, использующих показания многочисленных датчиков. Для работы с такими системами требуется, как минимум, двухканальный коммутатор, а в последнее время и отдельная катушка, и коммутатор на каждую свечу. Такой подход – двухканальный коммутатор (в дальнейшем и многоканальный) позволяет обеспечить:
- более мощную искру;
- исключение потерь в трамблере;
- стабильный холостой ход;
- улучшенный пуск при пониженной температуре;
- снижение расхода топлива.
Стоит отметить, что двухканальный коммутатор позволяет избавиться от бегунка.
Схема и принцип работы БСЗ
Подключаем вместо катушки лампочку на 12 В.
Аналогом зарубежной микросхемы LВ см.
Чтобы иметь представление, как выглядит данный гаджет, и что стоит искать, можете посмотреть фото коммутатора на нашем интернет — портале.
Имеют контакты, которые могут обгореть или просто износиться. Контроллеры осуществляют также управление электроклапаном экономайзера принудительного холостого хода ЭПХХ. Применение полупроводниковых и микропроцессорных коммутаторов в контактно-транзисторных или бесконтактных системах зажигания позволяет получить следующие преимущества: уменьшается ток, протекающий по контактам прерывателя, вследствие чего они практически перестают подгорать для контактно-транзисторной системы зажигания ; увеличивается длительность подачи искры, что гарантирует эффективное воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя; появляется возможность существенного увеличения степени сжатия в цилиндрах двигателя, а также частоты вращения коленчатого вала без ущерба для надежности искрообразования.
Дроссель L1 и резистор R1 предназначены для ускорения процесса запирания транзистора VT1, конденсатор С1 первичного контура возбуждения катушки зажигания и конденсатор С2 служат для защиты компонентов схемы коммутатора от скачков напряжения в бортовой сети автомобиля. Цепь защиты выходного транзистора выполнена на дискретных элементах С7 и R Напряжение поступает на основной распределительный контакт, потом по проводке идет на свечи, образующие искру.
Проверить наличие искры при включении зажигания. Это гибрид электроники и механики. Электронная часть включает в себя коммутатор и катушку. Сверху на защёлках закреплена крышка, куда подсоединяются кабели от свечей.
Корпус трамблёра следует повернуть в нужное положение и зафиксировать гайкой Подтяните гайку крепления распределителя, установите крышку и свечу, потом запускайте мотор. Но с помощью одних только свечей двигатель работать не сможет.
Свечные кабели подсоединяются согласно нумерации на крышке, центральный провод подключается к электроду катушки Если в процессе монтажа обошлось без досадных ошибок, автомобиль заведётся сразу
Для сравнения обратите внимание на контактную систему. Проверка датчика Холла Измерить напряжение на выходе датчика. Ремонт и обслуживание Что такое коммутатор в машине? Курс Автоэлектроника
Коммутатор
Ремонт и обслуживание Что такое коммутатор в машине? Курс Автоэлектроника. Коммутатор
Система зажигания ВАЗ 2109: принцип работы и регулировка
Ремзона ВАЗ рекомендует использовать шиномонтажное оборудование, которое можно заказать здесь. Оснащайте свою мастерскую только качественным оборудованием!
Трамблер ВАЗ 2109
Довольно простая система зажигания ВАЗ 2109 обеспечивает стабильную работу двигателя и нормальное его функционирование
Сегодня мы рассмотрим принцип действия и основные составляющие системы на автомобиле ВАЗ 2109 с карбюраторной системой впрыска, а также акцентируем внимание на регулировке угла опережения
Принцип работы и состав системы зажигания на автомобиле ВАЗ 2109
Чтобы понять принцип работы, необходимо изучить состав. К системе зажигания автомобиля ВАЗ 2109 относятся следующие элементы:
- Датчик Холла (бесконтактный).
- Распределитель зажигания (в народе его именуют просто трамблер).
- Электронный коммутатор.
- Бронепровода.
- Катушка зажигания.
- Свечи.
Суть системы в том, чтобы своевременно подавать импульс высокого напряжения на электроды свечей. При вращении стартером происходит передача движения на распределительный вал, от которого и вращается трамблер. В конструкции последнего присутствует датчик Холла, в непосредственной близости от которого вращается своеобразная металлическая «юбка» с прорезями. При прохождении возле чувствительного элемента датчика металлической части происходит появление напряжения на сигнальном проводе.
Сигнал поступает на электронный коммутатор – второй по значимости элемент системы зажигания ВАЗ 2109 с карбюраторным впрыском. Полученный импульс усиливается и подается на катушку, которая состоит из двух обмоток, соединенных в одной точке. А по сути, катушка – это повышающий трансформатор, подобные конструкции установлены даже в микроволновках. В итоге напряжение возрастает в сотни раз – с 12 Вольт до 30 тыс. Вольт. Правда, сила тока очень мала, поэтому удар искрой может вызвать только неприятные ощущения, риска для жизни не представляет.
Высокое напряжение поступает на распределитель зажигания, который необходим для одной основной цели – раздачи тока в соответствующие цилиндры, согласно работе двигателя. Когда высокое напряжение достигает свечи, происходит пробой – между электродами образуется искра, способная воспламенить смесь из бензина и воздуха. Пожалуй, упрощенный рассказ о принципе работы системы зажигания автомобиля ВАЗ 2109 можно считать завершенным. Осталось только поговорить о том, как правильно отрегулировать момент зажигания.
Как проводится регулировка зажигания?
Можно взять на вооружение несколько методов:
- На слух.
- При помощи стробоскопа.
- С применением мотор-тестера.
Последний, конечно, окажется самым предпочтительным. Но если вдруг возникла нужда провести регулировку зажигания ВАЗ 2109 в полевых условиях, то можно и воспользоваться первым способом. Если приходится часто проводить настройку, можно своими руками спаять небольшую схему на одном тиристоре. За считанные минуты делается стробоскоп из фонарика своими руками.
Перед началом проведения работ удостоверьтесь в том, что распределительный и коленчатый валы установлены строго по меткам. Откройте смотровое окошко в картере сцепления, через него видно маховик и метки на нем. Снимите защитную крышку с отсека ГРМ, выставьте шкив распредвала по метке. Проверьте, посмотрев в смотровое окно, совпадает ли метка на маховике с планкой, прикрепленной к блоку двигателя.
Без проведения этого осмотра невозможна правильная регулировка зажигания на автомобиле ВАЗ 2109. Работа клапанов будет нарушена, двигатель будет функционировать неправильно. Теперь, вооружившись ключом на 10, ослабьте три болта (но не выкручивайте), которыми крепится корпус распределителя. Заведите двигатель и прогрейте его.
Теперь проверните корпус трамблера в сторону (вы найдете две надписи «+», «–» и черточки). Соответственно, «–» означает раннее зажигание, а «+» позднее
Немного измените положение, прислушайтесь к работе двигателя, выжмите педаль газа и обратите внимание, как набираются обороты
Ориентир у вас должен быть таковым – число оборотов коленвала при нормальных настройках должно быть 700-900 в минуту. А вот регулировка зажигания ВАЗ 2109 при помощи стробоскопа намного точнее, жаль только, что не у всех имеется такое устройство.
Очень интересное видео о системе зажигания ВАЗ 2109 и не только: