Буква «Э»
Веселые стихи
Эму – страус длинноногий,Эму – гордый, Эму – строгий.Хоть летать он не умеет, Он об этом не жалеет. * * * Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка. А. Шибаев Я про страуса, про Эму, Написал бы вам поэму, Но никак я не пойму: Эму он или Эмэ?! * * * Эта кнопка и шнурок – Электрический звонок. * * * Эхо слышно тут и там – Эхо ходит по горам. – Эхо, спустишься сюда? Эхо тихо: «Да-да-да-а-а!». * * * Взял я лук и крикнул: – Эх! Удивлю сейчас я всех! Натянул потуже лук, Да стрела застряла вдруг! И вокруг сказали все: – Э-э-э! Е. Тарлапан |
Над лугами в синевеПролетает буква Э.Это ласточка весной Возвращается домой. В. Степанов Помчались легче пуха По гладкой, ровной колее И увидали букву Э, Похожую на ухо. * * * – Мама! – слышится с холма. Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!» Это маму звал малыш, Эхо, ты кому кричишь? * * * Буква Э не носит меха, Буква Э – лесное эхо. * * * Э – локатор электронный. Он по звуку узнает, Где в тумане ночью темной Пролетает самолет. Л. Степанов Эхо ищем всем отрядом: – Эхо, где ты? – Рядом! Рядом! – Эхо! Эхо! Вот потеха! Значит, тропкою лесной Ходит-бродит с вами эхо Невидимкой день-деньской. |
Буквы знает страус Эму,Может он прочесть письмо.– Буква Э, – читает Эму, – Эмма любит эскимо. Г. Сапгир Рот разинув до ушей, Буква Э сказала: «Эй!». |
Это – Э с открытым ртомИ большущим языком. Г. Юдин – Эге-гей! – крикун кричит, Изо рта язык торчит. Г. Виеру |
Игры
Игра «Кто внимательный?».
1. Найдите одинаковый звук в словах: экран, этажерка, эскимо, эскалатор.
2. Прочитайте имя девочки по первым звукам слов: экскаватор, мячик, медведь, автобус. (Эмма.)
3. Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук в словах: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, элеватор, экскурсия, электричество, дети, эра, эхо.
Игра «Кто больше?».
Придумайте как можно больше слов со звуком .
О т в е т : эвкалипт, экватор, эскиз и др.
Игра «Слоговой аукцион».
Продолжите слова.
Эле… (-ватор), эс… (-киз), эста… (-фета), аэро… (-дром), по… (-эт), ду… (-эт).
Игра «Рифма».
Придумайте рифму к слову этаж.
О т в е т : шалаш, ералаш, монтаж, пейзаж, дренаж.
Игра «Доскажи словечко».
На большие расстоянияМчится он без опоздания;Пишется в конце два С,Называется… (экспресс). * * * К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество, Это… (электричество). |
На лучинке, в бумажке,В шоколадной рубашке,В руки просится само.Что же это?.. (Эскимо). * * * Угукало, агакало, Аукало и плакало, И рассыпалось смехом, И называлось… (эхом). |
Игра «Волшебная цепочка».
1. Превратите этаж в дом:
О т в е т : Этаж – жара – арбуз – зуб – бок – код – дом.
2. Составьте цепочки слов, в которых все слова содержат букву «э».
Эластик – канапе – экран.
Электрик – каноэ – экспресс – статуэтка – аэродром – макрамэ – эра – алоэ – экипаж.
3. Кто за несколько мгновений превратит эхо в хор?
О т в е т : эхо – ухо – уха – ура – бра – боа – бор – хор.
Игра «Найди слово».
Этажерка – этаж, река, арка.
Эластик – ластик, кит, тик, ласт.
Игра «Лесенка».
Игра «Дополните слово».
Эта (этаж), кран (экран), пресс (экспресс), кипа (экипаж), спорт(экспорт), талон (эталон), страда (эстрада), этаж (Эрмитаж).
Игра «Головоломка – Эхо».
Чемпион стряпуха гречка хомут
Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы:
1. Какой цветок вручили чемпиону?
2. Какое блюдо приготовила стряпуха?
3. Как называется водный поток, у которого растет гречка?
4. Куда забросили хомут?
О т в е т : пион, уха, речка, омут.
Игра «Наборщик».
Составьте слова из букв слова электровоз.
О т в е т : ров, воз, взор, век, лев, зов, тело, лето, ток и т. д.
Кроссворд
1. Вещество, покрывающее зубы.
2. Линия, делящая земной шар на северное и южное полушарие.
3. Человек, который много знает.
4. Вывоз за границу чего-либо.
5. Помост для казни.
6. Составная часть чего-либо.
7. Составная часть телевизора.
О т в е т : эмаль, экватор, эрудит, экспорт, эшафот, элемент, экран.
Загадки
К нам во двор забрался крот,Роет землю у ворот.Тонна в рот земли войдет, Если крот раскроет рот. (Экскаватор.) – Рученька-ручища, Что в земле ты ищешь? – Ничего я не ищу, Землю рою и тащу. (Экскаватор.) Ножка деревянная, Рубашка шоколадная, На солнышке я таю, Во рту я исчезаю. (Эскимо.) В темном бору, за любою сосною, Прячется дивное диво лесное. Крикни «ау» – и оно отзовется. Захохочи – и оно рассмеется. (Эхо.) Живет без тела, Говорит без языка, Никто его не видит, а слышит. (Эхо.) |
Сам вагон открыл нам двери.В город лестница ведет.Мы своим глазам не верим: Все стоят, она идет. (Эскалатор.) Провела я солнце За свое оконце, К потолку подвесила, Стало дома весело. (Электролампочка.) Нам шагать по лестнице Незачем с тобой – Лестница-чудесница Бежит сама собой. (Эскалатор.) Ушей нет, а слышит, Рта нет, а кричит, Ума нет, а все языки знает. (Эхо.) Г. Виеру Слышать слышу, А видеть не вижу. (Эхо.) |
Знакомство с буквой
Карточка с буквой Э.
Изучаем Э: показать детям карточку с буквой, произнести ее. Предложить начертить контур Э в воздухе, выложить из фасоли или кусочков веревки. Охарактеризовать звук: сказать, что он гласный, его можно пропеть. При правильном произношении звука рот немного приоткрыт, губы растянуты, язык не задействован. Струя воздуха выходит свободно, вдоль языка, никто его не видит.
Артикуляция подобна звуку И, хотя выходящая струя воздуха изо рта на порядок сильнее. Постановка звука Э у детей старшей группы детского сада происходит по подражанию. Воспитатель предлагает повторять звук вслух отдельно и в структурных слогах
Можно показывать картинки или предметы, в названиях которых имеется общая буква, при этом произносить слова вслух, акцентируя внимание на звуке Э
Образное значение буквицы Э
Буквица Эдо важна тем, что позволяет нам правильно наладить контакт, правильно прикоснуться к чему-либо. Образ Э — это прикосновение к чему-то целому, например, процесс при котором человек касается поверхности стола, но при этом он не может своей ладонью охватить весь стол и потому прикасается к какой-то частности, вернее к общему через какую-то частность и при этом извлекая знания об общем. То есть, дотронувшись до поверхности стола (к его части) можно сказать, какой он: шершавый, твёрдый, мягкий, тёплый, холодный и так далее. Эдо показывает то, как человеку правильно гармонично прикоснуться к объекту своего исследования, изучить, не деформировав его.
Как раз последние две строчки буквицы описывают духовные уровни нашего развития, поэтому у нас осталось очень мало слов и сказочных образов, на которые они начинаются. Но всё же остались научные термины: эра, этика, эпоха, эстетика, эксперт, эрудит, энергия и так далее. И действительно, когда человек начинает познавать образ буквицы Эдо, он становится эрудитом — он знает всё, либо для познания может подключиться к любой сфере разума, что заложено в геометрии буквицы.
Начертание буквицы Э рисует нам полукруг, а именно сферу разума, которая через горизонтальную прямую соединяется с человеком. И всё, что вокруг нас хранится, как мудрость, как информация находится в сфере разума, например, Мать Сыра Земля.
Примером считывания информации стали композиторы-классики, которые постигли состояние Эдо: Вивальди, Моцарт, Бах, Чайковский, Бетховен и подарили нам музыку Небесных сфер.
Если мы посмотрим на три буквы, стоящие рядом, где буква Э первая из них, то вслед за ней идёт буквица W, которая означает некое энергетическое излучение, а затем Я – образ, информация.
Эдо – это прикосновение к чему-то целому, и когда человек соприкасается, он начинает чувствовать энергию W (Омъ), а потом уже через эту энергию проникает в суть образа Я (Енъ) и извлекает информацию оттуда. Таким образом, Эдо представляет собой некий первичный контакт с формой до ощущения энергетического излучения а дальше идет глубинное проникновение в суть образа Омъ и Енъ. Поэтому чтобы понять смысл надо всегда «соображать на троих», то есть уметь соединить образы трёх близких буквиц между собой.
Правописание буквы Ё
Ё, ё — 7‑я буква русского алфавита. После согласных означает их мягкость и звук ; в прочих случаях — сочетание . В словах исконно русского происхождения всегда несёт ударение.
Буква Ё пишется:
- для различения слов: всё и все, узнаём и узнаем, вёдро и ведро, падёж и падеж и др.;
- для выделения ударения в фамилиях: Бокарёв (а не Бокарев), Дикарёв (а не Дикарев) и др.;
- для правильного произношения малоизвестных географических наименований: Мстёра, Вязёмы, Тёша и др.
Согласно правилам русского правописания, употребление буквы ё в большинстве случаев факультативно (т. е. необязательно). Однако некоторые лингвисты считают, что написание е вместо ё – грубая орфографическая ошибка.
История буквы Э
Знак Э присутствует в южнославянской кириллице в роли аллографа буквы Е, использовавшемся в 13-14 веках.
В более ранние времена была лишь выносным знаком над строкой (примерно в 1284 году, палеограф Е.Ф. Карский).
Древнерусская письменность предлагала этот знак похожим на букву З. Впервые буква появилась в конце 14 — начале 15 веков.
Подозревают, что ее списали с глаголического антиграфа.
В западнорусскую азбуку буква пришла в конце 15 века и затем начала входить в азбуки по всей Московской Руси.
Позднее она встречалась в Познанской рукописи в конце 16 века. Э начали писать в таких словах, как: цЭсар, рыцЭр и т.п.
Буква Э стала официальным знаком в алфавите лишь в 1708 году, когда создавался гражданский шрифт.
Свод 1956
§ 9
В иноязычных словах употребление буквы э определяется следующими правилами:
- В начале слов э и е пишутся в соответствии с произношением, например: с одной стороны — эра, эллин, этика, экзамен, эвкалипт; с другой стороны — егерь, ересь, Европа, ералаш.
- После гласных (кроме и) пишется преимущественно э, например: поэзия, статуэтка, маэстро.
- Но в отдельных случаях, определяемых в словарном порядке, пишется е, например: проект, проекция, траектория, реестр, геенна, феерия.
- После гласной и пишется е, например: диета, диез, пиетет, пиемия, гигиена, реквием.
- После согласных пишется е, кроме слов пэр, мэр, сэр, а также некоторых собственных имен, например: Улан-Удэ, Бэкон, Тэн.
- Если слово начинается с буквы э, то написание э сохраняется также после приставки и в составе сложного слова, например: сэкономить, переэкзаменовать, одноэтажный, двухэлементный, квинтэссенция, полиэдр.
Этимология русских слов на ЭВ
Слово: э́ва
Значение: э́во «вот», вологодск., новгор. (Даль), э̀вона, э̀воно, э̀вонка, с.-в.-р., вост.-русск., э̀вон, новгор., перм., э̀вока, олонецк. (Кулик.), э̀вонде, э̀воде «вот где», арханг. (Подв.), э̀восе, э̀воси, э̀вось «здесь», э̀вося́ — то же (Даль). Сложения указ. част. э- с междом., ср. сербохорв. е̏во, ѐве̑ «вот, глядь», цслав. ево «ессе», кашуб. hеvо. Вторая часть представлена в вот, диал. вото (см.) и в -ва. Последнее сравнивают с лит. và «вот, глядь», vãkur «вот где», жем. vè «вот» (Буга, РФВ 67, 237 и сл.). Что касается окончаний остальных форм, то ср. частицы се, на, но, -ка. От э̀во произведено э̀втот, э̀фтот (см. Зубатый, LF 36, 336 и сл.; Бернекер I, 259 и сл.). Здесь выдвигаются возражения против той точки зрения, что э̀втот, э̀вдакой могло быть обобщено из случаев типа: в э в том, в э в даком деле (Соболевский, Лекции 150; Унбегаун, ZfslPh 23, 322 и сл.).
Этимология: И.-е. указ. част. е- представлена в др.-инд. asáu, греч. ἐκεῖ «там» и др. (см. э).
Страница: 4,513
Слово: эве́нки
Значение: мн. — название тунгусск. народности на верхней, средней и нижней Тунгуске, в Красноярск. крае, ранее назывались чапоги́ры мн., эвенк. cā́pǝgir, которое, возм., связано с сāрǝ «беличье гнездо» (Бенцинг, Einführung 15). Название эвенки происходит из сев.-тунг. ǝ́wǝnki, ламутск. (эвен.) ǝ́wǝn (см. там же). Из последнего произошло эве́ны мн. «совр. название ламутов, тунг. народности». Употреблявшееся ранее название ламу́ты происходит от эвен. lā́mu «море» (см. Бенцинг, там же, 37).
Страница: 4,513-514
Не отмеченные у Фасмера Заимствования на эв- (многие — грецизмы на эв-\эу- — «истинный, правильный, благой»):
эвкалипт: вид дерева
Сказки про букву Э
На нашей планете существует загадочная страна под названием Азбука. Там живут разные жители, и у каждого есть свое имя. Где-то на самом краю Азбуки живет буква Э. К ней редко ходят в гости другие буквы, потому что она поселилась в высоком доме, на 31 этаже.
Э любит выходить на балкон и смотреть на большой эвкалипт, растущий прямо возле ее дома. На этом эвкалипте жили маленькие эльфы, которые день и ночь трудились. Они работали на фабрике, где готовили самое вкусное эскимо в мире. Э любила смотреть за работой маленьких человечков и часто подсказывала и помогала им. Как только главный эльф кричал «Эге-гей», раздавалось протяжное звонкое эхо. Это означало, что очередная порция мороженого готова. Тогда Э спускалась вниз на эскалаторе, чтобы съесть свое любимое лакомство.
Возле эвкалипта была станция, на которую каждый день приезжала электричка. В будние дни Э работала на экскаваторе, рыла ямы, в которых эльфы строили новые помещения для своей фабрики. А в воскресенье Э каталась на электричке по Азбуке и ела шоколадное эскимо.
Подходящие игры
Дидактические игры на внимательность:
- Найди в словах одинаковый звук (экран, эму, экватор, эстафета).
- Придумай слово на Э.
- Хлопни в ладоши, как только услышишь слово с нужным звуком (арбуз, эрудит, обезьяна, эврика, эшелон, индюк).
- Найди лишнее слово в ряду. (эталон, эвкалипт, уха, экскурсия).
- Игра «Дополните слово» (учим строение слов)Эта (этаж), кипа (экипаж), спорт (экспорт), талон (эталон), пресс (экспресс), страда (эстрада), этаж (Эрмитаж), кран (экран).
- Игра «Что пропало?». На столе выкладываются предметы (игрушки), в названиях которых есть изучаемая буква. Ребенку предлагается назвать все предметы, после чего отвернуться или закрыть глаза. В это время воспитатель убирает один предмет, а ребенок должен назвать, что пропало.
Игровые упражнения:
- Речевая зарядка. Повторять слоги ЭП-ОП-АП, АП-ЭП-ИП, ОП-ЭП-УП, ЭП-ОП-ЭП, ИП-АП-ЭП, УП-ОП-ЭП.
- Мастер-класс «Домики». Подготовить домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и подходящие предметные картинки. Ребенку нужно определить место заданного звука в слове и вставить картинку в первое, второе или третье окошко.
- Забавная группировка. Для этой игры понадобится таблица с напечатанными буквами и фишки (монеты). Детям нужно найти Э в таблицы и накрыть фишками.
- Буквенный конструктор. Предложить детям достроить Э из других букв (О, С). Можно использовать фасоль или другую крупу.
- Соревнования телефонистов. Дети садятся в ряд. Воспитатель проговаривает скороговорку на ухо первому ребенку, а тот передает услышанное следующему. Последний игрок должен рассказать скороговорку вслух.
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые помогут превратить процесс обучения дошкольников в занимательное и увлекательное занятие.
Э!
Буква «э» была узаконена в русской азбуке только в XVIII веке, когда в русский язык стали проникать заимствованные слова со звуком в начале слова, и их написание и прочтение стало вызывать неудобства: как правильно читать – Еврипид или Эврипид, Евклид или Эвклид? Встретили букву неприветливо, а Михаил Ломоносов даже писал, что «если для иностранных выговоров вымышлять новые буквы, то будет наша азбука с китайскую». Но уже в начале XX века «Энциклопедический словарь Ф.Павленкова» для среднего интеллигентного читателя рекомендует: писать пенснэ, кэнгуру, кэтгутъ, кэксъ. Вообще в русском языке осталось ощущение, что «э» — буква чужеземка. Вспомните хотя бы как произносит слово «крЭм» героиня Ирины Муравьевой в фильме «Москва слезам не верит», чтобы подчеркнуть статус косметики: импортный, дефицитный.
« Зачем русские клали в основание домов черепа
Ход нод.
1. Артикуляционная гимнастика №8.
Гимнастика для глаз №8.
Организационный момент.
«Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
— Сядет тот, кто назовет первый звук в словах: арбуз, улитка, ослик, ананас, утка, аист. Есть слова, которые начинаются со звука ? (нет). В русском языке действительно нет слов, которые начинаются со звука Ы.
2. Сегодня познакомимся с новым звуком и буквой, но для этого надо отгадать загадки:
Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоит, она идет. (Эскалатор)
На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (Эскимо)
3. Беседа о транспорте. ПДД
— Какой первый звук в каждом из названных слов? . Сегодня мы будем играть со звуком .
— Произнесите его. Есть ли преграда во рту? Какой это звук? (Гласный) Почему так решили? Фишкой какого цвета будем обозначать этот звук? (Красного цвета)
-Звук можно произносить и слышать. Давайте произнесем звук коротко. Теперь длительно. Громко. А теперь тихо.
4. Упражнение «Найди место звука в слове»
— Рассмотрите картинки и помогите закончить предложение.
У этого дома пять (этажей).
Мороженое на палочке (эскимо).
Самолет приземлился на (аэродроме).
-Подумайте, где в этих словах находится звук ? Возле каждой картинки на полоске нарисуйте красный квадрат там, где этот звук находится.
5. Знакомство с буквой Э.
— Рассмотрите знак, которым обозначаем, звук Э. Он называется буква Э. Букву можно написать. Послушайте шуточное стихотворение.
«Буква Э с открытым ртом
И большущим языком»
— Из каких элементов состоит буква Э? (Полукруги посередине палочка)
В какую сторону повернулась буква Э? (В левую)
Показ написания буквы Э. Написание в воздухе буквы Э. выкладывание буквы из шнурков на столе. Раскрашивание шуточного изображения буквы Э.
6. Физминутка №7
7. — К нам в гости пришел малыш. Он ещё очень маленький и научился петь только две песенки. Послушайте его песенку. «ЭУ»
Сколько звуков в песенке?
Какой первый звук? Какой второй звук?
Найдите, где написана эта песенка на карточке и обведите красным карандашом.
Послушайте вторую песенку. «АЭ» Сколько звуков в этой песенке?
Какой первый звук? Какой второй звук?
8. Чтение азбуки.
9. Пальчиковая гимнастика№7.
10. Работа в тетради.
11. Итог. Давайте вспомним, с каким новым звуком и буквой мы познакомились. Какой это звук? Назовите слова со звуком . Сегодня все постарались. Молодцы.
Справочник Розенталя
- Гласная э сохраняется после согласной буквы приставки (отэкзаменовать, сэкономить) или первой части сложного слова (бромэтил, квинтэссенция, трёхэтажный), а также в сложносокращенных словах и аббревиатурах (политэкономия, нэп).
- В иноязычных словах после твердых согласных пишется в соответствующих случаях е, например: адекватный, денди, кашне, кеб, кепи, леди, пенсне, стенд, тендер.
- Исключения: мэр, пэр, сэр и производные от них слова (мэрия, пэрство), мэтр («учитель, наставник»), пленэр – живопись или киносъемка на открытом воздухе, а также некоторые собственные имена (Бэкон, Бэла, Улан-Удэ и др.).
- После гласной и, как правило, пишется е, например: авиетка, диез, диета, пиетет, реквием и др. Написание э после и встречается после приставок на и (антиэстетический), в сложных иноязычных словах, первая часть которых оканчивается на и (полиэфирный), и в некоторых собственных именах (агентство Ассошиэйтед Пресс).
Послание к славянам
Привычный набор букв русской азбуки на самом деле ни что иное, как «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: “Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти”. Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!”
Э
Зачем в нашу азбуку, уже после того, как она немало веков просуществовала с буквой Е, была введена буква Э?
Наши древние предки, встречая Е, понимали, что букву эту надлежит прочесть как «э«, потому что для йотированного «е» в азбуке существовала лигатура Однако эта лигатура все больше выходила из моды, ею пользовались все неохотнее, и были — уже в кириллице, по-видимому, грамотеями белорусами — сделаны попытки ввести новую букву — Э в нашу, тогда еще славянскую, азбуку.
Вновь прибывшую встретили без восторга. Ученый-языковед Юрий Крижанич, родом хорват, уже в XVII веке выбранил ее «безделкой», как раз и приписав ее изобретение белорусам. Когда речь шла о букве Э уже в гражданской азбуке, она тоже не вызывала восхищения. Вечные полемисты Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков объединились в неодобрении ее. Тредиаковский видел в ней «повреждение» кириллической азбуки. Сумароков честил ее то «противнейшей», то «уродом». В середине XIX века главный грамматист тогдашней России академик Яков Грот возражал против употребления Э вслед за твердыми согласными — «пенснэ, кашнэ«. Однако лишь после реформы 1918 года такое употребление окончательно было сдано в архив, и больших неприятностей это не вызвало: люди грамотные продолжали произносить такие слова правильно; малограмотные, как и раньше, стремились в произношении по возможности на место «э» поставить чеховский «ять»; тех, кто так говорил, буква Э не исправляла.
Теперь мы употребляем букву Э преимущественно в заимствованных чужеязычных словах. Из 100 слов на Э, помещенных в словаре Ушакова (первых по порядку), только шесть русских: междометия «э», «эк», «эка», просторечное наречие «эдак» и производные от него формы. Зачем мы ставим здесь Э? Да, собственно говоря, больше по традиции, все равно никто не произнесет «экий» как «йекий»…
Я уже говорил в главе о Е о социальной окраске звуков «е» и «э», демонстрируя ее на примерах Игоря Северянина. Тут, пожалуй, стоит только еще раз предостеречь от «гиперкорректного» произнесения «э» на иностранный лад в словах с предшествующим твердым согласным, где для такого произнесения никаких оснований нет — «рэльсы«, «пионэры«, «манэры» и так далее. Это случается, когда человек, не уверенный в том, достаточно ли «интеллигентно» он произносит слово «портмоне», внедряет утрированное «тэ» и в слово «тема», и в слово «техника», и вообще невесть куда.
Э занимает в нашей азбуке 31-е место. Никакого аналога себе в латинизированных азбуках она не имеет. Против Э у нас долго и много возражали, а вот буква эта живет и живет. По-видимому, надобность в ней все-таки живой письменной речью ощущается.
Непечатная буква
Считается, что буква «ё» пришла в русский язык из французского исключительно усилиями Карамзина. Как будто бы в 1797 году он переделал в одном из стихотворений слово «слiозы» и указал в примечании: «Буква с двумя точками заменяет «iо». На самом деле, буква была предложена к использованию княгиней Воронцовой-Дашковой (весьма образованной дамой, президентом Академии Наук) в 1783 г. На одном из первых заседаний она поинтересовалась у академиков, с чего бы это в слове «ioлка» первый звук изображается двумя буквами. Ни один из великих умов, среди которых были знатные сочинители Гавриил Державин с Денисом Фонвизиным, не решился указать княгине, что звуков-таки два: «й» и «о». Поэтому Дашкова предложила использовать новую букву «для выражения слов и выговоров, с сего согласия начинающихся, как матiорый, iолка, iож, iол». Пик популярности буквы “ё” пришелся на Сталинские годы: в течение целого десятилетия ей оказывался особый почет в учебниках, газетах и переизданиях классиков. Сегодня «ё» чаще увидишь в виде памятника букве(в России их несколько), чем в виде самой буквы в книге или газете.
Как буква стала словом
В кириллице буква «ф» носила затейливое наименование «ферт». Появилось словосочетание «стоять фертом», подбоченясь, а затем и новое существительное «ферт», и даже уменьшительное «фертик».
Вообще в славянской азбуке было две буквы для обозначения звука «ф» – «ферт» и «фита», но это была настоящая путаница! Слово «Филипп» тогда писались через «ф», а «Фёдор», «арифметика» через «фиту». Поди разберись! (А чтобы разобраться вспомним: в греческом алфавите буква «ф» обозначает звук «пх», а «фита» или «тэта» — «тх»).
Существительное «ферт» со временем стало неодобрительным, полубранным. У А. Чехова: «Тут к нам ездит один ферт со скрипкой, пиликает», у Пушкина: «У стенки фертик молодой стоит картинкою журнальной».
Этимология русских слов на ЭК
Слово: эква́тор.
Значение: Через нем. Äquator — то же из лат. Аеquātоr от aequāre «делать равным». Из матросского жаргона заимств. выражение сиде́ть на эква́торе «быть без денег» (Зеленин, РФВ 54, 111).
Страница: 4,515
Слово: экза́мен
Значение: народн. экза́мент (Чехов), отсюда экзаминова́ть, экзамини́ровать. И то и другое — начиная с эпохи Петра I; см. Смирнов 343. Первое — через польск. egzamen, egzamin (Sɫown. Warsz. I, 673), egzaminować, а форма на -ировать — через нем. eхaminieren. Первоисточником является лат. ехāmеn «испытание», eхāmināre «испытывать».
Страница: 4,515
Слово: экзамина́тор
Значение: начиная с Петра I; см. Смирнов 343. Через польск. egzaminator из лат. eхāminātor «тот, кто испытывает, проверяет».
Страница: 4,515
Слово: экзеку́тор
Значение: начиная с Петра I; см. Смирнов 343 и сл. Через польск. egzekutor или нем. Ехеkutоr от лат. ехsесūtоr.
Страница: 4,515
Слово: экзеку́ция
Значение: «приведение в исполнение приказа», начиная с Петра I (см. Смирнов 344), народн. секу́ция. Сближено с секу́, сечь (см. Аппель, РФВ 3, 88). Вероятно, через польск. egzekucja от лат. ехsесūtiō «исполнение; наказание».
Страница: 4,515
Слово: экземпля́р
Значение: начиная с Петра I; см. Смирнов 344. Через нем. Ехеmрlаr из лат. ехеmрlаr «образец»; см. Шульц I, 185 и сл.; Горяев, ЭС 431.
Страница: 4,515
Слово: э́кий
Значение: (Мельников и др.). Из э (см.) — указ. част., и кой, др.-русск. кыи (см. выше).
Страница: 4,515
Слово: экипа́ж
Значение: «команда корабля», начиная с Петра I (см. Смирнов 345), «карета», впервые в 1712 г.; см. Христиани 43. И то и другое из франц. équipage «снаряжение, команда корабля» от équiper «снаряжать (судно)» из др.-сканд. skipa «снаряжать корабль и набирать команду» от skiр «корабль» (Клюге-Гётце 135; Гамильшег, ЕW 377).
Страница: 4,515
Слово: экипи́рова́ть
Значение: «снаряжать (судно)», начиная с Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 345. Из франц. équiper, возм., через нем. equipieren «приводить в порядок». См. предыдущее.
Страница: 4,515
Слово: эконо́м
Значение: начиная с Петра I; см. Смирнов 345 и сл. Из франц. éсоnоmе или нем. Ökonom, едва ли через польск. еkоnоm, вопреки Смирнову. Более древняя форма — иконо́м (см. выше).
Страница: 4,516
Слово: экра́н
Значение: род. п. -а. Из франц. éсrаn — то же, которое возводят к форме, близкой ср.-в.-н. schranc «барьер» (М.-Любке 661; Доза 266).
Страница: 4,516
Слово: экспеди́ция
Значение: в знач. «поручение», уже у Петра I; см. Смирнов 346. Вероятно, через польск. еksреdусjа из лат. ехреdītiō от ехреdīrе «приводить в готовность».
Страница: 4,516
Слово: экспериме́нт
Значение: начиная с Ф. Прокоповича; см. Смирнов 346. Вероятно, через нем. Ехреrimеnt (с XVII в., в медицине; см. Шульц I, 189 и сл.) из лат. ехреrīmеntum «опыт», едва ли через польск. еksреrуmеnt (Смирнов), судя по месту ударения.
Страница: 4,516
Слово: эксперимента́льный
Значение: начиная с Петра I; см. Смирнов 345. Вероятно, через польск. eksperymentalny «опытный» из лат. eхperīmentālis.
Страница: 4,516
Слово: э́кспорт.
Значение: Судя по месту ударения, — из англ. ехроrt — то же.
Страница: 4,516
Слово: экспро́м(п)т
Значение: (Пушкин). Позднее книжное образование из лат. ех рrоmрtū от promptus «готовность».
Страница: 4,516
Слово: экста́з.
Значение: Через франц. ехtаsе — то же из лат. ехtаsis от греч. ἔκστασις «неистовство, исступление».
Страница: 4,516
Слово: э́кстра
Значение: «спешная почта» (Мельников 2, 248), «необычайное происшествие», «ссора», енисейск. (ЖСт., 1903, вып. 3, 304). В первом знач. заимств. из нем. Ехtrароst (уже в 1741 г.; см. Шульц I, 194), остальные значения, возм., — из нем. Ехtrа, ср. р. сущ. «особые расходы, особенное событие» (Шульц, там же) или из сложений вроде Eхtraausgabe «особые расходы», Ехtrаtоur «дополнительный тур» и т. п., где содержится лат. ехtrā «вне» из ехtrā ordinem «из ряда (вон выходящее)».
Страница: 4,516
Слово: экстра́кт
Значение: род. п. -а, уже екстракт у Петра I, 1704 г.; см. Христиани 30; Уст. морск. 1724 г.; см. Смирнов 347. Вероятно, через нем. Ехtrаkt — то же от лат. ехtrасtum «извлеченное, вытяжка» от ехtrаhеrе «вытягивать».
Страница: 4,516
Слово: экстраордина́рный
Значение: уже в 1720 г.; см. Христиани 54. Через стар. нем. eхtraordinari (уже в 1616 г.; см. Шульц I, 192) или непосредственно из нов.-лат. eхtraordinarius от ехtrā ordinem.
Страница: 4,516
Слово: э́кстренный
Значение: народн. и́кскренной, колымск. (Богораз). Производное от э̀кстра (см.), народн. форма преобразована под влиянием слова и́скренний.
Страница: 4,516
Буква Э в русской письменности
До русской азбуки, а если еще точнее, то до русской письменности, странная буква «э» дошла в виде нейотированного гласного через такие слова, как: это, эдакий, эх, эге-ге и т.п.
Вот только после Е и И принято писать Е, а не Э. Есть, конечно же, исключения: Мариэтта, Глиэр и т.п.
Чистое звучание у Э лишь в словах иноязычного происхождения, в исконно русских — только Е: ехать, есть и т.д.
Поэтому Э называют специфической для заимствованных и иноязычных слов.
Русские критики называли Э «странной литерой», а Белинский и вовсе был против формы буквы.
А.П. Сумароков отзывался об Э оскорбительно, называя эту букву «уродом русского алфавита». Хотя если к ней хорошо присмотреться, ничего уродского я в ней не вижу. Ну смотрит она не в ту сторону, что и другие буквы алфавита. Ну и что. В любой семье не без … буквы Э.
Интересно было мнение Грота, который был противником использования Э после согласных, но отстаивал свое мнение по поводу постановки буквы в начале слов и после гласных.
Вторая лабиализация
Это переход в в начале слов в древнерусском языке. Осуществлялся в двух случаях:
- В исконных словах, если во втором слоге произносился гласный переднего ряда (кроме ). В праславянском языке перед гласным *e в абсолютном начале слов развился протетический согласный *j: *jezero, *jelenь, *jedinъ. В древнерусском языке этот согласный утратился, а следующий за ним гласный лабиализовался: озеро, олень, одинъ. Если же во втором слоге находился гласный непереднего ряда или , лабиализации не происходило, ср. праславянское местоимение *jego и древнерусское его, праславянское *jestь и древнерусское есть. Впрочем, эта закономерность прослеживается не всегда. Примеры исключений: ежевика (из *ježevika), одна (из *jedьna).
- В заимствованных словах, независимо от того, какой гласный находился во втором слоге: Евстафий —Остап, Евдокия — Овдотья (впоследствии Авдотья под влиянием акающего произношения).
Проявления в современном Мiрe
Эдо – лигатура двух буквиц I (Ижеи) и Е (Есть), звучит как , только мягко, в отличие от Ять, где – жёсткая взаимосвязь Земного и Небесного.
Она является предком современной буквы Э, только, как видите, поток lжеи был упразднён и буква была развёрнута в противоположную сторону, то есть как бы, условно говоря, в прошлое, а этот поток движения считается неестественным.
Можно провести некую аллегорию и сравнить движение с процессом управления автомобилем
Бо́льшую часть времени водитель обращает внимание на дорогу, на то, что впереди, и лишь изредка скашивает взор на зеркало заднего и бокового вида. Поэтому буквицу Эдо необходимо развернуть обратно, чтобы мы смотрели вперёд куда идём или едем
В украинском же языке Эдо сохранила своё направление в виде буквы Є (так называемое «якорное Е» или «длинное Е»), но утратила связь с потоком lжеи.
Гроза гимназистов
Буква «ять» была своеобразной меткой, отличавшей среди русских слов «исконные», славянские. Объектом горячих споров для «западников» и «славянофилов» в вопросе реформы русской орфографии. Настоящем мучением для гимназистов. Впрочем находчивые молодые умы в помощь себе даже сочинили стишок, составленный только из слов с «ять»: Б?лый, бл?дный, б?дный б?съ Уб?жалъ голодный въ л?съ. Б?лкой по л?су онъ б?галъ, Р?дькой съ хр?номъ пооб?далъ И за горькiй тотъ об?дъ Далъ об?тъ над?лать б?дъ. Первым за отмену «ятя» в свое время выступил писатель и переводчик Дмитрий Языков: “Буква ?… походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания”. Но уже в советское время Александр Солженицын, известный своим консерватизмом, ратовал за возврат в русскую грамматику «ятя» вместе с «ером».