История создания автоматической коробки передач
Автоматизация трансмиссии исторически происходила в три этапа. Первым попытку сделать авто более самостоятельным предпринял Генри Форд в начале ХХ века. Ford T имел планетарную КП, которая требовала меньше навыков от автолюбителей по переключению скорости, чем обыкновенная механическая.
На следующем этапе в производство поступили автомобили с полуавтоматической трансмиссией. В них автоматизация направлена либо на самостоятельное переключение передач, либо на отказ от использования сцепления, что существенно облегчало вождение транспортного средства.
Знаете ли вы? Такую полуавтоматическую трансмиссию используют до сих пор на скутерах.
Последним этапом к переходу на автоматическую трансмиссию была система, предложенная разработчиками американской компании General Motors. В её основе лежала планетарная модель, ранее использовавшаяся на заводе «Форд», а также гидравлика, которая сама включалась в момент, когда необходимо изменить передачу. Оба принципа лежат в основе современной АКПП.
Гидротрансформатор
Гидротрансформатор
Заменяет стандартное для механической КПП сцепление, а располагается также между КПП и двигателем, крепится к его маховику. Его главной задачей является плавное изменение, передача на ведущий вал АКП крутящего момента. В его конструкцию входят такие элементы как: насосное, турбинное, реакторное колёса, муфта свободного хода и блокировочная. Насосное колесо прикреплено к корпусу гидротрансформатора, оно вращается вместе с ним. Турбинное колесо сидит на ведущем вале планетарного редуктора. На каждом из колёс есть лопасти определённой формы, при работе двигателя между ними начинает проходить рабочая жидкость, которой он заполнен.
Как только двигатель запускается, насосное колесо начинает вращаться и его лопасти подхватывают рабочую жидкость направляя на лопасти турбинного колеса, от которого она отлетает на реакторное колесо (реактор), расположенное между ними. Реактор направляет поток возвращающейся жидкости в сторону направления насосного колеса, его начинают вращать две силы за счёт чего увеличивается момент. Когда обороты насосного и турбинного колёс сравниваются, происходит срабатывание муфты свободного хода и реактор начинает крутиться за счёт её, этот момент называется точкой сцепления. После этого гидротрансформатор начинает работать как гидромуфта, вращение от двигателя начинает передаваться к ведущему валу планетарного редуктора через рабочую жидкость. Исключением является АКПП Honda, где взамен планетарного редуктора установлены валы с шестернями как на МКПП.
Но всё еще не передаётся 100% энергии от двигателя из-за вязкого трения масла. Чтобы ликвидировать эти затраты и максимально эффективно его использовать, что в итоге приводит к уменьшению потребления топлива двигателем, присутствует блокировочная муфта, которая включается около 60 км/ч и больше. Находится эта муфта на ступице турбины. Как только автомобиль набирает необходимую скорость, рабочая жидкость поступает к стенке блокировочной муфты с одной стороны, а с другой она подходит после открытия канала переключающим клапаном, тем самым создаётся зона низкого давления. Из-за разности давления срабатывает блокировочный поршень, в этот момент он прижимается к корпусу гидротрансформатора, вследствие чего муфта начинает вращаться с корпусом гидротрансформатора.
Особенность Honda
Двухвальная АКПП Хонда
Уже упоминалось, что коробки Honda отличаются от всех остальных автоматов, по сути это обычная механика с гидравлическим управлением. Плюсы этих коробок — это надежность, т. к. ломаться там практически нечему, они проще в ремонте и изготовлении. Состоят такие коробки из двух и более валов с шестернями и путем включения определенной комбинации шестерней меняется передаточное число.
Одна шестерёнка в каждой паре постоянно сцеплена со своим валом, вторая связана со своим через так называемое мокрое сцепление (фрикционная муфта включения передачи), т. е. все шестерни вращаются, но одна из пары не сцеплена с валом и соответственно крутящий момент и вращение не передаются на колеса автомобиля (нейтраль). Устройство и принцип работы муфты, как и на обычных автоматах. Когда диски сжимаются, вторая шестерня сцепляется со своим валом, соответствующая передача включена.
Задняя реализуется на сцеплении одной из передач. На валу рядом с шестерней одной передачи находится реверсивная шестерня, эти две шестерни не закрепляются жёстко на валу, между ними имеется втулка с зубьями зафиксированная на этом валу, а на этой втулке кольцевая муфта с зубьями. И в зависимости в какую из сторон будет перемещена эта муфта, та шестерня и сцепляется с валом, кольцевая муфта смещается при помощи вилки с гидравлическим приводом. Реверсивная шестерня меняет направление вращения, включается задний ход.
Немного теории
Вы управляли автомобилем с МКПП и не относитесь к «чайникам»? Тогда на первых порах вождения АКПП следите за положением левой ноги. Приобретенная привычка нажимать педаль сцепления, которая отсутствует на авто, оснащенных АКПП может помешать во время езды. Очевидно: перед управлением машиной, оборудованной селектором, научитесь пользоваться только одной ногой — быстро перемещать правую ногу с педали «газа» на «тормоз», не вспоминая при этом про сцепление.
Рычаг переключения скоростей в автомобилях, оборудованных АКПП, называется селектором, он дополнительно оснащен кнопкой разблокировки, предотвращающей неправильное переключение передач. Основное достоинство указанного типа коробок — возможность подбора электроникой передаточного числа, соответствующего условиям езды, без участия водителя. Отсутствует необходимость учиться плавно переключать передачи: «умная» коробка справляется с этой задачей самостоятельно.
Вождение машины, оснащенной автоматической коробкой передач, начинается с изучения основных режимов работы агрегата, имеющих соответствующие обозначения:
- «Р» — парковочный, используется для пуска мотора. Селектор переключается в эту позицию при условии полной остановки ТС или при использовании ручника. Некоторые изготовители автомобилей с автоматическими коробками в инструкции по эксплуатации машины указывают необходимость использования ручного тормоза во время применения позиции «Паркинг».
- «D» — движение вперед, позволяет авто двигаться вперед. От степени нажатия педали «газа» и условий движения транспортного средства передачи будут подбираться автоматически. Находясь в указанном режиме, машина, стоящая на наклонной поверхности, не будет скатываться назад, если угол наклона поверхности не слишком крутой.
- «R» — задний ход, позволяет автомобилю двигаться назад. Включается это положение после полной остановки авто, плюс при выжатой педали «тормоза».
- «N» — нейтралка, применяется для прогревания мотора в холодное время года, не рекомендуется переключать селектор в указанное положение во время движения машины. Обеспечивает холостую работу силового агрегата без передачи крутящего момента на колеса.
- «D2» (или S) — понижение передачи, используется на спусках, подъемах. Остановить машину в этом режиме получится более эффективно, чем при положении «D». Коробка будет использовать только две передачи – первую и вторую.
- «D1»(или L) — последующий диапазон уменьшения передачи, используется при обледенении дорог, горном серпантине, в отдельных случаях можно использовать для торможения двигателем. В этом режиме автомобиль всегда будет двигаться на первой передаче.
Переключение селектора из положения «D» в позиции «D3»(D2), «D2»(D1) выполняется при движении машины. Усовершенствованные автоматические коробки переключения передач имеют дополнительные режимы разгона:
- экономный — «Е»;
- нормальный — «N»;
- спортивный — «S».
Рекомендуем «чайникам» посмотреть видео о вождении машины с АКПП для начинающих:
Когда нужно делать адаптацию
Опыт эксплуатации и ремонта автоматических коробок передач показывает, что адаптация необходима в следующих случаях:
- Заливка нового масла (полная замена). Как правило, выполняется раз в 80 000 км.
- Ремонт или замена элементов АКПП, к примеру, установка новых соленоидов или замена гидроплиты.
Если после ремонта в АКПП не привести значения к номинальным (заводским настройкам), будет создаваться повышенное давление, которое до ремонта еще было целесообразным, но сейчас уже нет.
При переключении будут ощущаться толчки и прежде, чем блок управления перестроит работу трансмиссии придется проехать несколько сот километров.
Все это время владелец будет мучиться и нервничать не понимая, что происходит.
Чтобы адаптация прошла быстрее все корректировочные значения сбрасывают к нулю.
Адаптация также нужна при смене владельца, ошибках в работе АКПП или при переходе с зимнего на летний режим (или наоборот).
Выполнение таких шагов может потребоваться после возвращения из дальней поездки, в которой автомобиль долгое время эксплуатировался под максимальной загрузкой.
Отметим, что частичная замена масла ATF проводится раз в 40 000 км и после нее проведение адаптации не требуется.
Что касается полной замены трансмиссионной жидкости (раз в 80 000 км) без такой работы не обойтись, но сбрасывать все значения адаптации не нужно, а только очистить данные за определенный промежуток времени.
Параллельно меняется прокладка и фильтр АКПП, поэтому привлечение специалистов СТО и применение специализированного аппарата является обязательным.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АКПП (КОРОБКИ АВТОМАТ)
Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, перевести селектор коробки автомат в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой. После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой.
Первое время после начала движения рекомендуется избегать динамичной езды, пока масло во всех агрегатах не прогрелось до рабочей температуры. В холодное время года до начала движения не помешает немного прогреть масло в АКПП (коробке автомат). Для этого необходимо переместить РВД во все положения, задерживаясь в каждом из них на несколько секунд. Затем включите один из диапазонов движения и несколько минут удерживайте автомобиль тормозом, двигатель при этом должен работать на холостых оборотах.
БУКСИРОВКА ПРИЦЕПА С КОРОБКОЙ АВТОМАТ (АКПП)
Здесь нужно помнить, что чем выше нагрузка на коробку автомат, тем больше происходит выделения тепла в гидротрансформаторе. Если вы постоянно пользуетесь прицепом, подумайте об установке дополнительного радиатора в систему охлаждения АКПП. Кроме того, в случае длительного буксирования прицепа использование повышающей передачи нежелательно. Лучше это делать на диапазонах «3» или «2».
ПЕРЕКЛЮЧАТЬ РЫЧАГ ВЫБОРА ДИАПАЗОНА КОРОБКИ АВТОМАТ НА ХОДУ в положения «Р» и «R» категорически запрещено. В оба эти положения рычаг можно переводить только при полной остановке автомобиля. Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП и ремонту коробки автомат. Кроме того, не рекомендуется во время движения переводить РВД в положение «N», поскольку в этом случае теряется связь колес с двигателем, и резкое торможение может вызвать занос автомобиля. А во все остальные положения РВД можно спокойно переводить. В некоторых случаях это даже рекомендуется делать специально. Так, перевод РВД из положения «3» в положение «2» увеличит эффективность торможения двигателем.
МОЖНО ЛИ БУКСОВАТЬ НА МАШИНЕ С АКПП?
Ничего криминального во время буксования в коробке автомат не происходит и не потребуется ремонт АКПП. Повышенное тепловыделение в гидротрансформаторе в этом случае может быть критичным, если система охлаждения имеет низкую эффективность (радиатор охлаждения АКПП засорен продуктами износа).
БУКСИРОВКА АВТОМОБИЛЯ С АКПП (Коробкой автомат)
Здесь однозначных советов дать невозможно, лучше придерживаться рекомендаций данных в инструкции по эксплуатации
Тем не менее нужно помнить одно важное условие: буксировка должна осуществляться при работающем двигателе и установке селектора в положение «N». Дело в том, что смазывание пар трения в АКПП осуществляется принудительно при помощи насоса
В том случае если коробка дала усомниться в ее исправности, нет уверенности в том, что насос развивает соответствующее давление в масляной магистрали. Правда, косвенно работоспособность насоса оценить можно. Нужно сравнить уровень масла в АКПП при заглушенном и работающем двигателе. Если уровень не меняется, смело вызывайте эвакуатор и на диагностику коробки автомат (АКПП)!!!
Адаптация
Процедура адаптации (повторного обучения модуля управления трансмиссией TCM
– Transmission control module) необходима после любого серьезного ремонта или замены трансмиссии или после
замены или перепрограммирования модуля.
Существует два типа процедуры повторного обучения TCM, которые
должны выполняться на TCM. Первый тип называется Garage Shift, или процедура стационарного переобучения. Garage
Shift учит TCM обеспечивать правильный старт. Выполнение процедуры смены стационарного переобучения:
- доведите двигатель до нормальной рабочей температуры (60–90 °C);
- убедитесь, что обороты двигателя ниже 700 об/мин;
- нажмите педаль тормоза;
- переведите рычаг селектора из положения P в N и удерживайте его там не менее двух секунд, затем верните в P;
- переведите селектор из положения P в D и удерживайте его не менее двух секунд, затем верните в P.
- повторите шаги 4 и 5 не менее четырех раз.
- После этого процедура смены гаража / стационарного переобучения должна быть завершена.
- Второй тип процедуры повторного обучения TCM – процедура повторного обучения в движении, чтобы модуль
освоил переключение всех ступеней. Выполнение процедуры повторного обучения привода: - переведите рычаг переключения передач в положение D;
- разгонитесь так, чтобы в трансмиссии переключились все ступени. Поддерживайте APS в пределах 15–20% с
изменением не более 3%; допустимый диапазон 10–30%; - полностью остановите автомобиль, поставьте селектор в положение D;
- повторите шаги 2 и 3 не менее четырех раз.
Типичные проблемы этих корейских «автоматов» связаны с естественным износом и повреждениями
отдельных деталей. При модернизации многие проблемы уже устранили, но на автомобилях, выпущенных до 2017 года, они
могут встречаться. Остались и другие, но их, скорее всего, также вскоре устранят.
Для диагностики без разборки трансмиссия A6F имеет порты давления для каждого
контура сцепления, контуры включения и выключения TCC и контуры понижения давления. Это упрощает диагностику проблем
c гидравликой.
Обслуживание
Сетчатый масляный фильтр устанавливается
непосредственно на масляный насос в сборе и недоступен без разборки трансмиссии. Крышка маслозаливной горловины и
пробка контрольного переливного отверстия расположены на пластиковой боковой крышке корпуса, и при замене масла надо
быть осторожнее, чтобы не повредить ее саму или резьбу (Рис. 11).
Полный объем ATF в этой трансмиссии – 6,72 л, для долива без замены достаточно 10%, примерно 0,7 л.
Рекомендуется Hyundai SP-IV ATF.
При замене масла надо сменить прокладку сливного отверстия, усилия затяжки 41
Нм. Медленно добавляйте трансмиссионную жидкость через отверстие в крышке маслозаливной горловины до тех пор, пока
жидкость не потечет через переливное отверстие.
Запустите двигатель на холостой ход и прогрейте его до
температуры 55–60 °С. Не прогревайте при помощи стол-теста.
Переместите селектор по всему диапазону
от P до D дважды, после чего оставьте его в позиции P.
Выкрутите заглушку переливного (контрольного)
отверстия: если ATF вытекает, это нормально, и процедуру можно заканчивать. Если нет – долейте еще и повторите
процедуру.
Установите крышку маслозаливной горловины. Удалите остатки масла из сливной пробки и области
переливной пробки.
После этого желательно выполнить пробную поездку на автомобиле, чтобы убедиться в
правильности работы трансмиссии.
Причины поломок блоков и способы устранения проблем
Электронные блоки управления могут выходить из строя по различным причинам. Как правило, поломки управляющего блока выражаются в полной неработоспособности трансмиссии. То есть, автомобиль заводится, однако режимы работы коробки передач не меняются или же меняются неправильно. Следует помнить о том, что эксплуатировать акпп с неисправным блоком управления попросту небезопасно. Поэтому мы рекомендуем вам при появлении первых признаков проблемы обращаться к профессиональным специалистам, а если ваша коробка не подает признаков жизни не пытаться насильно заводить автомобиль, а провести его транспортировку к сервисному центру на эвакуаторе. Причиной неисправности электронного блока управления могут стать:
• Резкая перемена напряжения;
• Воздействия сильных вибраций;
Все это способно привести к выходу из строя блока управления, что вынуждает производить его дорогостоящую замену или ремонт. В сервисных центрах вам расскажут как проверить эбу АКПП. Диагностика поломки выполняется при помощи использования специального оборудования, которое позволяет установить характер поломки, что в свою очередь позволит устранить её с минимально возможными финансовыми затратами. В большинстве случаев ремонт электронных блоков управления коробок передач сводится к замене вышедших из строя плат и микросхем. Необходимо сказать, что данная работа представляет собой большую сложность, так как приходится выпаивать микросхемы из печатных плат и менять сгоревшие конденсаторы. В отдельных случаях куда проще произвести полную замену блока управления, что позволит полностью решить имеющиеся проблемы в работе коробки передач.
Видео: ЭБУ акпп
Вы должны помнить о том, что квалифицированный электронный блок управления АКПП ремонт производится исключительно в специализированном сервисном центре, специалисты которого имеют большой практический опыт работы по ремонту современных автоматических коробок передач. Не следует пытаться экономить на качестве услуг и обращаться к мастерам в гаражах, которые предлагают недорогие услуги по ремонту автоматических трансмиссий. В том случае, если вы обращаетесь к малоопытным мастерам при поломке блока управления АКПП, гарантировать восстановление работоспособности не представляется возможным.
Переключение коробки передач на ходу
Не все манипуляции рычагом селектора допустимы при езде на авто. Переключать скорости на автомате в движении допустимо не всегда, а некоторые режимы включать запрещается, это грозит поломкой агрегата:
- Запрещается категорически при движении авто переключать положения «R» (движение назад) и «P» (парковка). Нарушение запрета приводит к разрушению деталей АКПП и дорогому ремонту;
- Включать положение «N» (нейтральное) и ездить накатом технически допустимо, коробка при этом не страдает. Однако, при этом колеса вращаются самостоятельно, без каких-либо сдерживающих факторов. При попадании накатом в колдобину, лужу или наледь – можно вылететь в кювет. Резкое нажатие тормоза в режиме наката тоже вызывает неуправляемый занос автомобиля;
- Включать скорости на автомате разрешено. Если играть переключаясь на повышающую или понижающую ступень, главное, следить за скоростью автомобиля, чтобы переход не вызывал скачков нагрузки на автомат, тогда вреда для агрегата не будет;