Как проверить заднюю подвеску
Основная часть узлов и агрегатов сосредоточена в передней подвеске, поэтому заднюю подвеску проверять проще. На большинстве бюджетных автомобилей задняя подвеска зависимая, самая дорогая её часть – стойки, на средних (бюджетных) автомобилях они проходят порядка 100 тысяч километров, после чего начинают «уставать».
Больше в задней подвеске ничего существенного и критичного нет, помимо сайлентблоков, которые практически вечные (опять же, смотрите на состояние резинок). В случае, если задняя подвеска независимая, её устройство несколько сложнее, однако суть от этого не меняется – помимо стоек и сайлетнблоков там нет ничего фатального, но в независимой подвеске они изнашиваются быстрее, и это лучше заметно.
Заднюю подвеску лучше всего проверять вместе с передней в процессе тест-драйва, здесь о ситуации лучше всего расскажут звуки и поведение машины – «брякает» что-то или нет, и как амортизирует – качается на неровностях или же нет. Если машина качается на неровностях не только вверх-вниз, но и поперечно, это говорит о том, что подвеска убита, и ремонт необходим срочно. Ещё это значит, что за машиной совсем не следили и не ухаживали, и лучше такой автомобиль не покупать.
Flyk
Вчера я ехал домой с работы и услышал громкий шум, который я могу назвать «лязгом». Посмотрев сегодня, похоже, что пружина передней левой (пассажирской) подвески защелкнулась внизу.
Вот картина повреждения:
У меня уже было несколько друзей, которые советовали, что в таком состоянии все еще безопасно управлять автомобилем, и я просто искал пояснения, что это, на самом деле, безопасное вождение на очень короткий срок (так как мне нужно принимайтесь за работу).
Я забронировал его, чтобы его можно было починить через несколько дней, так что это действительно будет довольно короткий срок, и пройденный за это время пробег составит около 60 миль.
Помня о том, что разрыв на первой катушке, и что автомобиль не слишком сильно опустился в этом повороте, будет ли это безопасно для меня проехать пару дней, пока он не будет отремонтирован?
Когда нужно и не нужно менять пружину при замене амортизатора
Максимальная эффективность подвески достигается только при правильной работе пары пружина-амортизатор. Эти два элемента дополняют друг друга и по отдельности становятся бесполезными.
Пружина удерживает массу автомобиля, а амортизатор гасит раскачивания и колебания. В норме нагрузка равномерно распределяется между двумя этими деталями подвески. Но если один из компонентов выходит из строя, второму приходится работать за двоих.
Если пружина становится очень мягкой (например, от старости), то амортизатор принимает на себя огромную нагрузку. В таком режиме демпфер долго не проработает и быстро сломается. Изношенный же амортизатор перестает ограничивать движения пружины. Машина начинает «прыгать» на дороге, из-за чего ей становится практически невозможно управлять, что может вести к ДТП.
Качество пружины влияет не только на плавность хода. От нее зависят сила сцепления колеса с дорогой, управляемость и тормозные качества автомобиля.
Несмотря на простоту устройства, пружина постепенно теряет свою упругость. Причин этого может быть несколько:
- естественный износ металла, который приводит к его «усталости»;
- повреждающие факторы (отскакивающие от дороги камни, трение, частое полное сжатие);
- частая перевозка тяжелых грузов;
- быстрый проезд неровностей на дороге;
- коррозия металла, ускоренная дорожной солью и повышенной влажностью;
Нужно ли всегда менять пружину вместе с заменой амортизатора? Этот вопрос можно часто встретить на автомобильных форумах. Практически в любом автосервисе мастера скажут, что «да, одно без другого не меняется». В идеале действительно замену пружины можно производить вместе со сменой амортизатора, но это не обязательное условие.
Если при визуальном осмотре вы не обнаруживаете явных следов коррозии и износа пружины, то ее можно оставить. Также будет нелишним проверить ее на мягкость.
Обратите внимание: Оставляя старую пружину, водитель идет на небольшой риск. Иногда визуально определить состояние детали не так просто. Если пружина потеряла свои рабочие качества, то замененный амортизатор придет в негодность быстрее, чем бы это произошло с новой пружиной
Если пружина потеряла свои рабочие качества, то замененный амортизатор придет в негодность быстрее, чем бы это произошло с новой пружиной.
Заменив оба компонента системы амортизации, водитель может быть точно уверен в ее идеальном состоянии.
Существуют ситуации, когда пружину нужно менять в обязательном порядке:
- в случае поломки любого витка (пружины ломаются чаще в верхней или нижней части);
- при явных коррозийных процессах;
- уменьшения высоты между колесными арками и поверхности дороги (пружина проседает);
- при явной разнице в высоте задней и передней части автомобиля;
В любых других случаях пружину можно менять через одну замену амортизатора.
Если вы не возите пассажиров, то при замене демпфера левую и правую пружины стоит поменять местами.
Важно напомнить, что амортизаторы и пружины меняются всегда в паре на одной оси. Это делается для того, чтобы избежать несбалансированности подвески. А дисбаланс подвески ухудшает управляемость автомобилем
А дисбаланс подвески ухудшает управляемость автомобилем.
(14 голос., средний: 4,71 из 5)
Для чего нужны пружины подвески
Начнем с того, что на многих авто установлена подвеска типа МакФерсон. В этом случае амортизатор и пружина являются двумя составными частями оного элемента — амортизационной стойки. Также можно встретить и другие варианты, когда пружина и амортизатор установлены отдельно.
При этом, независимо от конструкции, как пружины, так и амортизаторы отвечают за плавность хода автомобиля, управляемость и устойчивость. Если просто, основная задача амортизатора-гашение колебаний и максимально эффективный прижим колеса к дорожному полотну. Пружина–упругий элемент, который необходим для смягчения ударов и толчков при езде по неровностям.
В результате наезда на какое-либо препятствие возникает удар, энергия которого поглощается пружинами. При этом пружина рассеивает энергию не моментально, возникают колебания. Само собой, такие колебания не позволяют нормально управлять автомобилем, так как кузов сильно раскачивается на пружинах. Чтобы погасить такие колебания, необходим амортизатор, который рассеивает энергию и предотвращает раскачивание кузова автомобиля и его подвески.
Важно, чтобы в рабочем состоянии был как сам амортизатор, так и пружина. Пружины удерживают массу кузова автомобиля, при этом движения пружин и деталей подвески контролируются амортизаторами
Вполне очевидно, что данные элементы взаимосвязаны.
Почему нужно менять пружины подвески автомобиля
Как правило, неисправности пружин подвески заметно отражаются на эксплуатационных показателях автомобиля.
Замена пружин подвески обязательна, если с пружинами возникли явные неисправности: пружина лопнула, сломался один виток или несколько, сильная коррозия практически разрушила пружину и т.д.
Признаками обязательной замены можно считать:
- поломку пружин (зачастую ломаются в верхнем или нижнем витках);
- видимую коррозию или повреждения металла;
- изменение положения кузова (высота машины).
При этом отсутствие явных повреждений еще не означает, что пружина обязательно будет полностью исправной и работоспособной. Можно отметить следующие менее очевидные проблемы:
- при езде кузов сильно раскачивается, наблюдается пробой заведомо исправных амортизаторов даже на небольших неровностях;
- кузов автомобиля почти не просел под собственным весом, но при дополнительной загрузке проседание критическое, колеса могут затирать в арках и т.д.
- после замены амортизаторов последние быстро выходят из строя по непонятным причинам;
- даже после замены амортизаторов на новые отмечается общее снижение энергоемкости подвески и ускоренный износ ее элементов;
Если с явными неисправностями пружин все более-менее понятно, вопрос необходимости замены визуально целых пружин многие автолюбители ставят под сомнение. Для лучшего понимания, пружины теряют свои начальные свойства не только в результате повреждений и коррозии металла, но и по причине усталости металла (естественный износ).
Также нужно учитывать, что пружина и амортизатор работают в связке. Это значит, что если один элемент выходит из строя или его работоспособность ухудшается, возрастает нагрузка на другой. При этом амортизатор является намного более сложным и дорогим элементом по сравнению с пружиной.
Получается, если проседает пружина, амортизатор также не способен в полной мере выполнять свои функции и намного быстрее изнашивается. В результате автомобиль хуже стоит на дороге, изменяется устойчивость, ухудшается управляемость, снижается эффективность торможения, плавность хода также будет нарушена. Вполне очевидно, что от состояния пружины также зависит степень нагрузки на амортизаторы.
Когда менять пружины подвески
Как показывает практика, амортизаторы зачастую выходят из строя раньше пружин. Это значит, что пружина визуально может быть целой и даже частично сохранять свою работоспособность, при этом амортизаторы уже давно вышли из строя.
Именно по этой причине, то есть в целях экономии, многие автовладельцы не меняют пружины вместе с амортизаторами. Сразу отметим, что в одних случаях пружины действительно не нуждаются замене, то есть можно ограничиться только заменой амортизаторов. В других случаях замене подлежит вся стойка (пружина и амортизатор), а не только амортизатор.
Дополнительные сложности возникают по причине того, что визуально невозможно определить такие характеристики пружин, как степень усталости металла
Чтобы понять, нужно ли менять пружины автомобиля при замене амортизаторов, следует в каждой конкретной ситуации принимать во внимание ряд признаков и особенностей, которые мы рассмотрим ниже.
Прежде всего, средний срок эксплуатации пружин составляет около 150-200 тыс. км. Если пружины прошли более 150 тыс
км, настоятельно рекомендуется их заменить даже при условии неплохого визуального состояния и отсутствия коррозии и повреждений.
Отдельно принимаются во внимание индивидуальные условия эксплуатации. Если проще, владелец автомобиля хорошо знает, по каким дорогам ездит машина, какие грузы и число пассажиров обычно перевозится, то есть какие нагрузки испытывает подвеска
Если машина часто нагружена до предела и ездит по плохим дорогам, пружины могут потерять упругость намного раньше отметки в 150 тыс. км.
Для проверки пружин необходимо измерить и сравнить расстояние между центром колеса и краем колесной арки. Если данный показатель для конкретного автомобиля не соответствует норме, это укажет на то, что пружины просели, нужна замена.
Если визуальных отклонений от нормы нет, пружины не имеют дефектов и не выявлено признаков их проседания, а также автомобиль не сильно нагружается в рамках эксплуатации, можно менять пружины подвески через одну замену амортизаторов. На практике, амортизаторы выхаживают около 60-80 тыс. км, то есть пружины меняются каждые 120-150 тыс. км, если не выходят из строя раньше.
Нужно ли менять пружины при замене амортизатора?
В каких случаях необходимо менять пружины вместе с амортизатором?
Всем автолюбителям известно, что наши дороги очень далеки от идеального состояния. Большая часть дорог просто покрыта ямами разной величины и колдобинами. Наиболее сильно от этого страдает подвеска автомобиля, в частности его пружины и амортизаторы. Автослесари при осмотре авто предлагают менять все вместе, но есть ли смысл каждый раз при неисправности амортизатора менять пружины?
Предназначение пружин
Работая вместе, амортизатор и пружина отвечают за мягкий ход и управляемость авто. Пружина смягчает толчки и вертикальное раскачивание на неровной дороге, а также помогает восстановить сцепление с дорогой при съезде.
Функция пружины заключается в том, чтобы поглотить энергию при ударе колеса об землю. Эта способность напрямую зависит от ее мягкости. Так как поглощенная энергия долго расходуется, и автомобиль будет еще продолжительное время поддаваться раскачке, то тут уже начинается работа амортизатора. Его задача − погасить раскачивание колес и превратить в энергию тепла раскачивание кузова авто и его подвески.
Не стоит забывать, что такая деталь автомобиля, как амортизатор, не очень прочная, и ее надо часто проверять, а если есть повреждения — срочно менять. Но тут возникает естественный вопрос: «Подлежит ли замене вся система?». Работа всей подвески автомобиля будет слаженной только при условии взаимного дополнения пружины и амортизатора.
Причины замены пружин:
- наружные повреждения;
- ржавчина;
- сильные нагрузки при быстрой езде по бездорожью;
- изношенность металла.
Все названные причины негативно влияют на состояние автомобиля и могут привести к поломке. Конечно же, при замене амортизатора можно менять и пружины, но это уже дополнительные расходы. При том, что изношенность метала на глаз не определить, для этого нужно специальное оборудование.
С другой стороны, если произвести установку нового амортизатора на пружину со ржавчиной, то срок его работы существенно уменьшится. Многие водители, чтобы уменьшить расходы по повторному обращению к автомастеру, просят поменять этот комплект вместе.
Обязательной является замена пружины в двух случаях:
- выход из строя;
- следы ржавчины или разрушений.
Замена амортизаторов и пружин производится парами на ось. Все дело в том, что состояние пружин может быть разным, а это ведет к дисбалансу автомобильной подвески. После замены необходимо сделать развал-схождение колесных пар.
Нагрев — пружина
Нагрев пружин производится в пламенной или муфельной печи.
Для нагрева пружин под закалку может быть использован любой агрегат ( печь, кузнечный горн или газовая горелка), обеспечивающий температуру не ниже 1000 С.
При нагреве пружин для нормализации и закалки необходим — принимать меры, предупреждающие изменение формы и размеров пружин в процессе нагрева и охлаждения. Пружины нужно нагревать в лежачем положении, так как пружина, поставленная на торец, сядет под действием собственного веса и изменит свою форму. Под печи, где нагреваются пружины, должен быть непременно ровным и гладким. Пружины с плотной навивкой ( без зазоров между витками) следует перед посадкой в печь туго обвязать проволокой по всей длине, чтобы их не развело при нагр-еве.
При нагреве пружин из марганцовых сталей, очень чувствительных к перегреву, необходимо особенно внимательно следить за температурой печи, так как даже при сравнительно небольшом перегреве происходит сильный рост зерна стали.
При нагреве пружин для закалки должны быть приняты меры, предупреждающие изменение размеров и формы. Для этого необходимо прежде всего, чтобы пружины нагревались в лежачем положении, так как пружина, поставленная на торец, может сесть при нагреве под действием собственного веса. Под печи, на который укладываются пружины, должен быть гладким и ровным, чтобы пружины не искривлялись. Длинные тонкие пружины рекомендуется во избежание искривления надевать на оправку из отрезка тонкостенной трубы. Пружины с плотной навивкой ( без зазоров между витками) следует туго обвязать проволокой по образующей цилиндра на всю длину, чтобы их не развело при нагреве.
При нагреве пружин под закалку следует иметь в виду, что все стали, легированные кремнием, очень склонны к обезуглероживанию. Поэтому нужно ограничиваться самой непродолжительной выдержкой их при температуре закалки из расчета 1 мин. Кроме того, должны приниматься меры, предупреждающие обезуглероживание, хотя бы наиболее элементарные: посыпать на под печи древесный уголь или отработанный карбюризатор.
Режимы термической обработки пружин. |
При нагреве пружин в муфельных или пламенных печах для предупреждения обезуглероживания поверхностного слоя стали на под печи периодически засыпается угольный порошок в смеси с 10 % соды.
Описываемое явление проявляется при нагреве пружин после навивки. При этом нагреве пружина сначала несколько раскручивается, а затем, в особенности при повышении температуры, пружины, например из стали 50ХФА, начинают закручиваться с увеличением числа витков. Явления термопластического последействия в той или иной мере могут проявляться во всех случаях нагрева деталей после холодной пластической деформации. При отпуске деталей после правки следует учитывать возможность дополнительной деформации.
Светлая изотермическая закалка пружин из стали 50ХФА : нагрев пружин в соляной ванне ( КС1) до 860 10; выдержка 2 5 У3 мин. NaOH 5 8 Na2CO3) при 330 5 при интенсивном перемешивании щелочи механической мешалкой или сжатым воздухом; выдержка 20 — 30 мин.
Иногда для ускорения стабилизации и более равномерного распределения внутренних напряжений применяется нагрев пружины. В результате этой операции в пружине возникают остаточные деформации изгиба и она приобретает форму, близкую к спирали Архимеда. Эта операция называется заневоливанием пружины. Она обеспечивает получение почти неизменного во времени противодействующего момента пружины. При заневоливании материал металлической ленты получает наклеп, который упрочняет пружину, так как уменьшает напряжения изгиба, возникающие во время ее работы.
Пайку трещин в пружине следует производить серебряным припоем, что связано с нагревом пружины в местах пайки до высокой температуры. Высокий нагрев пружины может привести к изменению механических качеств ее, которые возможно восстановить только термообработкой.
Конструкции пружин для иатяжения катодов прямого накала. |
Уже при темно-красном калении упругость пружин значительно падает по сравнению с холодным состоянием, и поэтому во избежание нагрева пружины проходящим по ней током накала катода диаметр проволоки для нее должен значительно ( во всяком случае не менее чем в 3 раза) превышать диаметр нити катода.
Примеры технологии термической обработки пружин: светлая закалка пружин холодной навивки из проволоки диаметром до 6 мм из стали 60С2А i 1 ]; нагрев пружин под закалку в электродной соляной ванне ( NaCl) до 820; закалка в щелочной ванне ( 63 % КОН и 37 % NaOH) при 270 в течение 20 мин.
Причины и признаки поломки передних пружин подвески
Все автомобильные запчасти рано или поздно выходят из строя, у них есть определенный ресурс. Срок службы передних пружин вне зависимости от модели авто достаточно большой (не меньше 40000 км), но детали могут потребовать преждевременной замены по различным причинам:
- машина часто перегружается;
- автомобиль эксплуатируется по неровным дорогам;
- амортизатор потерял упругость, вся нагрузка легла на ПП;
- попался заводской брак.
Пружина со временем проседает, теряет необходимую упругость, также достаточно часто на ПП ломается виток. Определить неисправность достаточно просто по внешним признакам:
- автомобиль, размещенный на ровной площадке, «припадает» на ту сторону, где сломана или «сложилась» пружина;
- «передок» автомобиля слишком низко расположен по отношению к задней части;
- слом витка заметен визуально, нужно только внимательно разглядеть дефект;
- на ходу в районе переднего амортизатора слышен щелчок (при сломанном витке), также стук присутствует, если на стоящем автомобиле в районе амортизаторной стойки попробовать покачать машину верх и вниз.
Если у ПП обнаружен дефект, деталь подлежит замене, ее восстановить невозможно.
Функция амортизаторов и пружин
Данные детали обеспечивают машине улучшение управляемости наряду с плавностью хода. Причем пружины являются частью подвески, которые нивелируют толчки и удары при езде по некачественному дорожному покрытию. Фактически такой упругий элемент в ходе своей эксплуатации совершает миллионы циклов «сжатие-разжатие». Кроме того, если автомобиль наезжает на препятствие, колесо подскакивает вверх, а транспортное средство становится неуправляемым. И чтобы как можно быстрее стабилизировать ситуацию, пружина отскакивает назад, одновременно сжимаясь с тем, чтобы колесо максимально быстро опустилось на землю. Однако после того, как данная деталь разжалась, транспортное средство еще долго раскачивается из-за высвободившейся энергии. Быстро погасить эти колебания призван амортизатор, имеющий достаточно сложную конструкцию.
Современный автопром уже давно освоил производство надежных пружин различной жесткости, поэтому такие детали выходят из строя очень редко. А вот стойки не отличаются такой же прочностью – они периодически нуждаются в замене
Однако нужно понимать, что ответ на вопрос, нужно ли менять пружины вместе с амортизаторами, зависит еще от одного немаловажного фактора. Ведь подвеска только тогда будет работать хорошо, когда данные детали правильно взаимодействуют между собой
Например, демпферы держат массу автомобиля, а стойки контролируют их движение, и если один из элементов этой связки будет работать не в полную силу, то другому придется принимать на себя повышенную нагрузку. И если пружины просядут из-за усталости металла или трещины в них, то амортизаторы намного быстрее выходят из строя.
Если не практиковать агрессивную манеру езды, упругие элементы подвески способны полноценно выполнять свою работу при накате даже в 300 000 км. Стойка же считается слабой частью в данной связке, так как в зависимости от вида в ней находится специальный газ или жидкость. Вдобавок в ее конструкцию входит немало уплотнительных колец, которые при повышенных нагрузках теряют свою способность обеспечивать герметичность.
Неподходящий тип
Среди обилия конструкций следует выбирать изделия, которые максимально соответствует оригинальным элементам по форме, высоте, жесткости:
Количество витков, высота может отличаться. Главное – это полное совпадение посадочного места, наружного диаметра. Легче всего правильно подобрать пружины с помощью фирменных каталогов, предлагающих свою продукцию для различных авто.
Долговечность пружин зависит от отсутствия технологического брака. Кроме того, на этот параметр напрямую влияет нарушение рекомендаций по их подбору, использование неподходящих амортизаторов.
Цветовая маркировка у разных производителей может отличаться. Диаметр прутка пружин может также отличаться
При выборе этого элемента подвески важно ориентироваться на производителя, тип изделия, который определяется с помощью маркировки, жесткость.
Изменение конструкции подвески кустарными методами крайне негативно сказывается на работе пружин.
Неподходящий тип может привести к потере управляемости, ухудшению устойчивости на дороге, повреждениям кузова, амортизаторов.
Неправильные пружины изменяют дорожный просвет, углы установки колес. В результате детали, узлы ходовой части, шины изнашиваются гораздо быстрей.
Почему могут лопнуть или вылезти?
Обнаружить поломку можно при возникновении характерного скрипа или проседании пружинного блока при надавливании. Проблема возникает как из-за смещения элементов диванной конструкции, так и при выходе из строя некоторых из них.
Причины, по которой пружины могут полопаться:
- выбор неподходящего пружинного блока при разных условиях эксплуатации дивана;
- дешёвые низкокачественные модели, которые деформируются, смещаются;
- рассыхание элементов, образование трещин в результате длительной эксплуатации;
- снижение эластичности древесной подложки под воздействием влаги или солнечных лучей;
- неправильный уход, деформация при перестановке, окончание срока годности;
- недостаточная жёсткость пружинного блока, приводящая к неравномерной нагрузке на элементы.
Внимание
Иногда скрип может возникать при трении металлических конструкций. Это свидетельствует об исправности деталей, но смещении опорных элементов. Чаще всего они лопаются по истечении срока годности или повышении механических нагрузок на диван.