Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля
Зарядка необслуживаемого аккумулятора требуется по простой причине. Езда в городских условиях не позволяет полностью произвести процесс подзарядки. Для этого требуется проехать на автомобиле порядка 150 км. Но сделать это трудно даже жителям мегаполисов. В среднем поездка не превышает 30 км. За такой промежуток батарее достанется треть от номинала мощности.
В зимний период эти значения еще снижаются. Например, понижение температуры окружающего воздуха на 1°С после 20°С, снижает емкость на 1%. Простояв, на холоде мощность падает до 20%, а это уже критические показания, при которых неудачный пуск двигателя вызовет полный разряд. Поэтому требуется в домашних условиях производить подзарядку.
Хорошие зарядные устройства поддерживают два режима.
- Первый – при постоянном напряжении. Ток зарядки меняется постоянно и самостоятельно. Например, при напряжении в 14В на первоначальной стадии сила тока может достигнуть 10А, а на конечной стадии может быть равна 0,1А.
- Второй режим – постоянный ток при изменяющемся напряжении.
Как правильно зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор? Для этого неукоснительно следовать следующим правилам:
- Проверить напряжение. Если показания на приборе не превышают 11В, то реанимирование не приведет ни к какому результату.
- Подсоединить крокодилы заряжающего устройства к выходным контактам.
- Первоначальное напряжение выставляется на уровне 12,5В. При глубоком разряде стрелка на амперметре будет показывать увеличение показаний. Это говорит о замыкании.
- При стабилизации показаний напряжение следует установить равное 14,4В. При данном напряжении следует выдержать не больше 2 часов и сделать перерыв.
- После перерыва подключите устройство и оставьте на 4-5 часов. При этом через некоторое время сила тока начнет падать на 0,5-1А.
Контрольный замер после зарядки можно провести по истечении нескольких часов. За это время успокоятся все процессы и автомобильная батарея остынет.
Напряжение для подзарядки не следует увеличивать свыше 14,6В. А при 15В максимальное количество энергии накопится за 30 минут, а далее пойдет перезаряд. Излишек, как и недостаток плохо сказывается на общем состоянии батареи. Но если недостаток можно компенсировать дополнительной зарядкой, то превышение 15В для необслуживаемой батареи верная смерть.
Установка АКБ в машину
Обратная процедура, а именно, правильное подключение аккумулятора к автомобилю после выполненных работ или в случае его замены новым агрегатом, требует также соблюдения регламента
Первое, что стоит учитывать исполнителю работ, при установке АКБ в штатное посадочное место – её полярность: важно правильно поставить аккумулятор в машину, чтобы плюсовая «сторона» батареи соответствовала плюсовому проводу. Стоит отметить, что подсоединить аккумулятор, если он установлен несоответствующим образом не получится, так как минусовая клемма значительно меньше плюсового стыковочного механизма, однако, некорректная начальная установка – это ненужная и нерациональная трата драгоценного времени и сил
После установки батареи важно её надёжно зафиксировать штатными крепёжными элементами, что исключит вероятность повреждения АКБ в процессе эксплуатации машины, при совершении резких манёвров или преодолении участков дорог с неровным покрытием. Дальше остаётся только выяснить, как подключить аккумулятор к автомобилю, а именно, в какой последовательности правильно одевать клеммы на контакты АКБ, чтобы не спровоцировать замыкание проводки, и завершить процесс установки батареи корректно
Правильно будет изначально одеть «плюсовую» клемму на соответственный контакт батареи, и затянуть его плотно крепёжной гайкой, и только после этого подсоединить аналогично минусовую клемму. На этом технические работы по замене аккумулятора на автомобиле можно считать завершёнными, остаётся только восстановить бортовые настройки машины
Дальше остаётся только выяснить, как подключить аккумулятор к автомобилю, а именно, в какой последовательности правильно одевать клеммы на контакты АКБ, чтобы не спровоцировать замыкание проводки, и завершить процесс установки батареи корректно. Правильно будет изначально одеть «плюсовую» клемму на соответственный контакт батареи, и затянуть его плотно крепёжной гайкой, и только после этого подсоединить аналогично минусовую клемму. На этом технические работы по замене аккумулятора на автомобиле можно считать завершёнными, остаётся только восстановить бортовые настройки машины.
И ещё один совет: прежде чем подсоединить клеммы, их контактные поверхности правильно будет смазать антикоррозийным веществом или маслом, предназначенным для обработки электрических соединений. Процедура необходима для исключения вероятности появления налёта на поверхностях, и облегчения снятия клемм при возникновении повторной потребности заменить или снять перед обслуживанием АКБ или автомобиля аккумулятор в дальнейшем.
Меры предосторожности
Для этого запомните самые опасные факторы:
- солидный вес батареи;
- высокие токи, которые протекают через клеммы (они могут спровоцировать серьезные термические ожоги или увечья глаз, если возникнут искры);
- электролит, оказавшись на коже, может вызвать химические ожоги.
Далее – основные правила предосторожности во время изъятия аккумулятора:
- Обязательно работать в рукавицах. Если на них попадет химический раствор, тут же снять.
- Одеваться в натуральные ткани – шерсть, хлопок.
- Обувать жесткие кожаные ботинки, сапоги и прочее.
- Непременно надевать очки для защиты.
- Перед снятием изделия убедитесь, что переносная ручка на ней целая.
Что делать, если прикипела клемма
Несмотря на простоту того, как снять и поставить аккумулятор с машины, в процессе работы могут возникать трудности. Наиболее распространенной проблемой считается прикипание клемм в месте соединения. Причина достаточно простая — попадание воды и даже влаги на контакт вызывает образование электролитической пары. Сцепление между элементами становится настолько прочным, что устранить его руками невозможно.
Справка! Для быстрого решения проблем автолюбители используют подручные средства. Расцепить крепления простыми ударами можно, но есть риск повреждения аккумуляторной батареи. Безопасным методом считается нанесение WD40 на проблемную клемму.
Возможные проблемы при снятии АКБ
С сигнализацией
При отключении аккумулятора, могут возникнуть сбои в работе сигнализации вашего автомобиля, а именно:
- потеря одного или нескольких ключей/пультов;
- отказ в работе каких-либо дополнительных функций сигнализации.
Если это произойдёт, то для восстановления работы сигнализации, вам необходимо будет обратиться в специализированный сервис.
Надо отметить, что сбои в работе сигнализации при отключении аккумулятора случаются достаточно редко.
С радиоприемником / магнитолой
Перед снятием АКБ проверьте оснащён ли ваш автомобильный радиоприёмник защитным ПИН-кодом. Если да, то убедитесь, что у вас имеется правильный ПИН код.
После отключения все настройки радио будут сброшены и при повторном подключении вам понадобится заново вводить ПИН-код и настраивать радиоприёмник.
Что происходит при снятии аккумулятора
Снятие аккумулятора с машины — задача, с которой сталкивается всякий автовладелец. Это может потребоваться для замены самой АКБ, ее обслуживания или временного хранения, например, в зимний период в теплом помещении.
В современных автомобилях с массой электроники при отключении АКБ могут «слететь» все настройки бортового компьютера. «Умрут» стеклоподъемники, дроссельная заслонка, автоматическая коробка передач, мультимедиа система и другие элементы и узлы, требующие электропитания. Это неприятно, и потребует времени и денег, чтобы все привести в прежнее состояние.
Быстро снять, а потом установить аккумулятор вполне под силу обычному автолюбителю и для этого, как правило не требуется специальных навыков. Нужно просто знать несколько правил и придерживаться определённого порядка действий.
Меры предосторожности
Помните — аккумуляторная батарея достаточно тяжёлая. Держите её крепко и старайтесь избегать ударов чтобы не повредить корпус батареи.
Важно! При попадании кислоты из аккумулятора на кожу или одежду промойте эти места раствором обычной пищевой соды. При отсутствии соды — просто обильно промойте места попадания кислоты водой. Если у вас щелочной аккумулятор, то при попадании щелочи на одежду или кожу, промывать их нужно будет кислотным раствором
(Для этого подойдёт обычная лимонная кислота или 10% раствор уксуса)
Если у вас щелочной аккумулятор, то при попадании щелочи на одежду или кожу, промывать их нужно будет кислотным раствором. (Для этого подойдёт обычная лимонная кислота или 10% раствор уксуса).
Лучше всего, если работы по снятию аккумулятора вы будете проводить в защитных перчатках.
При работе АКБ из неё через вентиляционные отверстия выделяется водород. Газ этот чрезвычайно взрывоопасен. Даже небольшая искра от случайного короткого замыкания, может при определённых условиях привести к взрыву. Поэтому лучше заниматься работами с аккумулятором в хорошо проветриваемом помещении или на воздухе.
Снимать клеммы или не снимать
Если вы подключаете к аккумулятору внешнее ЗУ, возможен скачок напряжения, связанный с рабочими параметрами зарядки. Как правило, ЭБУ в состоянии выдерживать повышение напряжения номиналом до 15,7 В, а у большинства зарядных устройств начальные параметры по напряжению ниже.
Однако у дешёвых моделей, оснащаемых регуляторами напряжения невысокого качества, пиковые значения напряжения могут существенно превышать указанный порог и достигать 17-18 В. Чтобы не рисковать, желательно перед зарядкой протестировать уровень максимального напряжения, выдаваемого ЗУ.
И ещё один нюанс, о котором нужно знать владельцам кальциевых аккумуляторных батарей первых поколений. Процедура их восстановления требует использования режимов с напряжением порядка 15,5-17 В, что может представлять опасность для электронных компонентов транспортного средства.
Современные кальциевые батареи оснащаются электродами, изготовленными из сплава свинца и кальция с добавлением других материалов, позволяющих снизить требования к питающему напряжению до безопасных границ, так что эти аккумуляторы можно заряжать, не снимая с автомашины.
В большинстве случаев процесс зарядки длительный и не контролируется автовладельцем, так что настоятельно рекомендуется отключить батарею от бортовой сети, а чтобы не обесточить энергозависимое оборудование, можно временно использовать компактный ИП на 12 В, подключив его к клеммам электропроводки с помощью проводов, оснащённых зажимами.
Мощность этого источника питания должна быть достаточной, чтобы поддерживать напряжение на протяжении 12-14 часов – именно столько в среднем заряжается классическая свинцово-кислотная батарея.
Можно ли заряжать аккумулятор без демонтажа клемм на карбюраторных авто
В этом случае ответ будет однозначно положительным – никакого отрицательного воздействия на систему питания это не окажет, поскольку ЭБУ такого автомобиля реагирует только на исходящее напряжение, а коммутатор системы зажигания также не связан напрямую с цепью аккумулятора.
Устройство карбюратора
Некоторые иномарки производства второй половины 90-х оснащались карбюраторами, имеющими не механический принцип подачи топлива, а оснащённые электронным контроллером, использующим данные, поступающие от каталитического нейтрализатора. Отечественные автовладельцы старались избавиться от электроники, устанавливая механические карбюраторы, в противном случае при зарядке аккумулятора нужно руководствоваться инструкциями, касающимися машин, оснащённых распределённой системой впрыска.
Если инжектор
В этом случае состав топливной смеси может изменяться в зависимости от показаний целого ряда датчиков и конкретных условий движения, отслеживаемых электроникой.
Генератор таких авто имеет в своём составе выпрямительный блок, способный регулировать напряжение в бортовой сети с достаточно высокой точностью. Но поскольку аккумулятор тоже может участвовать в питании электроники по время движении, в цепи имеется предохранитель, защищающий цепь от повышенного напряжения, но целиком полагаться на предохранитель вряд ли разумно.
В документации к некоторым моделям прямо говорится, что отключать клеммы АКБ при зарядке не рекомендуется. Обычно здесь же приводятся детальные инструкции, как выполнять зарядку с использованием внешнего ЗУ.
На запущенном моторе
Подключать ЗУ при работающем силовом агрегате категорически нельзя. Во-первых, из-за риска короткого замыкания, во-вторых, если на генератор подать дополнительное напряжение, может пострадать его регулятор напряжения, существует также вероятность выхода из строя контроллера ЗУ.
Если клеммы загрязнились или окислились
Проверка состояния контактных элементов перед любыми операциями с аккумулятором – операция необходимая. Дело в том, что клеммы подвержены загрязнению, снижающему их проводимость, поэтому зарядка батареи будет происходить с отклонениями от штатного режима. В результате увеличится время, необходимое для зарядки батареи, да и восстановление ёмкости будет не полным.
Очистка клемм может выполняться разными способами:
- механическим, с использованием абразивных материалов;
- с помощью специальных химсредств;
- протиркой поверхности клемм сухой ветошью.
С какой целью с автомобиля снимается батарея
К примеру:
- когда необходимо заменить изношенную батарею;
- если нужно стационарно зарядить АКБ;
- различные работы с аккумулятором: очистка пластин от сульфата свинца, замена химического раствора, контроль плотности и прочее;
- при продолжительной стоянке машины;
- если вам нужно помочь другому водителю запустить мотор;
- ремонт авто;
- порой нужно снимать клеммы, чтобы сбросить настройки определенных систем, кодов ошибок блоков и прочее (но это делается без изъятия аккумулятора);
- различные аварийные ситуации, если повреждено подкапотное пространство;
- подготовка автомобиля к продаже;
- когда вы планируете помыть движок специальными средствами (это актуально для автомобилей с аккумулятором под капотом);
- когда вы собираетесь чистить салон или же багажник авто, если аккумулятор там расположен.
Сохранение настроек
Существует множество способов, как это сделать. Самые действенные:
- Производители выпустили системы, позволяющие даже при отключении аккумулятора не отключать электронику. Все что нужно, подключить компактное, легкое в эксплуатации устройство через гнездо прикуривателя. На время использования, гаджет блокирует запуск двигателя, соответственно не включится и электроника. Дороговизна – единственный недостаток «умного» устройства.
- Решить проблему можно и более простым и доступным способом. А именно: Провод от любого устройства, например, зарядки мобильного телефона или подогрева сидения, ранее работавшего от устройства, используемого для прикуривания сигарет во время езды в автомобиле, подсоединить к батарейке «Крона» вставив в прикуриватель. За сохранность настроек можно не переживать минимум пару дней. Этого времени вполне достаточно для замены старого АКБ новым.
- Третий, народный вариант – с помощью проводов, предназначенных для прикуривания и автомобиля «донора». Перед снятием АКБ, выше клемм изымаемого аккумулятора закрепляются провода прикуривателя.
Пару слов про электрику автомобиля и ЭБУ
Прежде чем снимать аккумулятор с машины, вам нужно ознакомиться с инструкцией или «руководству по эксплуатации». В ней зачастую указывают, как именно нужно демонтировать АКБ. Дело тут вот в чем, на дорогих машинах, элитного класса, такие как скажем Infinity или Lexus, снятие батареи, просто так — не рекомендуется. У них есть несколько ЭБУ, которые управляют определенными функциями автомобиля, зачастую это аудиосистема или какие-либо вспомогательные. Если отключить аккумулятор, то настройки в вспомогательном ЭБУ могут пропадать, поэтому рекомендуется отсоединять именно на станции официального дилера. Когда после обслуживания вашей батареи, могут восстановить настройки. Однако у этих машин есть строгие рекомендации в «инструкции по эксплуатации».
В других авто, есть специальные тумблеры, которые отключают систему питания, перед тем как снять аккумулятор – ИХ ТАКЖЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!
Если же взять 80% оставшихся автомобилей, то снятие аккумулятора дело реально простое (я бы даже сказал — элементарное). У большого количества машин, есть всего один ЭБУ и в него в качестве прошивки, заложены основные настройки, которые не сбиваются при отключении питания. Однако у вас собьются только часы, настройки радиостанций, а также эквалайзер, но все это настраивается за пару минут. Поэтому на 80% машин не требуются какие-либо специальные навыки, снимайте свой аккумулятор сколько угодно.
Также ходят «байки» что есть снять АКБ с машины, то это плохо влияет на электрику, в частности на «проводку». Как и каким образом не указывается! Давайте подумаем логически – если вы отключаете батарейки в фонарике, он что сразу ломается – КОНЕЧНО ЖЕ НЕТ! Поставите новые и он опять будет светить как прежде, также и с аккумулятором. Ох, не знаю, откуда берутся эти слухи, но опять же – В 80% случаев ничего страшного не произойдет.
В каких случаях заряжают АКБ без снятия с машины
Рассмотрим основные причины, по которым логичнее будет произвести зарядку аккумулятора без отсоединения от бортовой сети автомобиля:
- Настройки бортовых устройств. Современные машины просто переполнены всевозможными устройствами, которые имеют свои настройки. Это и аудиосистема, и навигация, и электронные настройки положения сидений, и бортовой компьютер. Согласитесь, не очень хочется заниматься настройкой всех устройств заново. Для того чтобы все параметры были сохранены, аккумулятор должен оставаться подключенным к бортовой сети автомобиля.
- Возможные неполадки. Обесточивание автомобиля может вызвать неполадки электронных систем автомобиля. Причем, они могут быть достаточно серьезными и устраняться только специалистами сервисного центра.
Осторожно! Такой тип зарядки возможен только при исправном аккумуляторе и электрики автомобиля.
Зарядить АКБ без снятия с машины реально только в случае, если позволяют внешние условия. То есть наличие физической возможности протянуть зарядный провод к машине. Если это неосуществимо, то придется снимать АКБ и заряжать ее отдельно.
Возможные последствия неправильного отключения АКБ
Причины, предусматривающие потребность отключения АКБ, могут быть разные: от банальной потребности замены «отжившей» батареи новым источником питания, до необходимости обесточить машину на время проведения ремонтных работ сложной категории. Зачастую вопросы, связанные со снятием аккумулятора, задаются именно в сети, так как процедура считается многими неопасной и насколько элементарной в исполнении, что о ней даже «позорно» произносить вслух. На практике небрежное отношение к процессу замены аккумулятора может вылиться в очень даже серьёзные проблемы разной этиологии.
Задача снятия аккумулятора действительно относится к лёгким, а для её исполнения требуются исключительно базовые навыки работы с гаечным ключом, и знание регламента выполнения процедуры, однако, некорректные действия исполнителя могут стать причиной неприятных прецедентов, и даже серьёзных проблем, с такими последствиями, как:
Поломка или механическое повреждение аккумулятора.
Нанесение себе увечий при неосторожном выполнении действий, в том числе и при работе без защитных перчаток и очков, особенно при разливании жидкости, находящейся в банках АКБ, которая причисляется к токсическим веществам.
Короткое замыкание, вследствие чего может повредиться не только проводка транспортного средства, но и дорогостоящая бортовая электроника, приборы и аксессуары, работающие от сети.
Существующие риски навредить машине или себе обязывают каждого автовладельца перед снятием аккумуляторной батареи изучить технологию осуществления процедуры, и строго следовать регламенту выполнения работ, установленному производителями транспорта.
Зачем снимают клемму с АКБ при работающем двигателе
Дабы не сильно углубляться в безграничность фантазии и тяге к экспериментам отечественного автолюбителя, для изучения темы рассматривать будем всего лишь три ситуации, побуждающие снять клемму с АКБ при работающем двигателе. Этого будет достаточно, чтобы полноценно ответить на все поставленные выше вопросы.
Ситуация №1. «Друг, дай прикурить»
Чтобы смоделировать такую ситуацию, нам понадобится два автомобиля. У одного из них должен быть «дохлый» аккумулятор, и он, соответственно, не хочет крутить стартер. Второй автомобиль – с работоспособным аккумулятором. Эта ситуация многим очень знакома. Особенно часто возникает зимой, в морозы.
Так вот. Владелец автомобиля с «мертвым» аккумулятором просит у другого «прикурить». Они берут два толстых (если это не китайская дешевка) провода с крокодилами, и соединяют «плюсы» и «минусы» обеих АКБ. Далее владелец авто с исправным аккумулятором запускает двигатель. Делает он это для того, чтобы заработал генератор
Затем, внимание, он отсоединяет клемму от своего аккумулятора, дабы якобы не повредить его во время «прикуривания» скачками тока и напряжения
Если при снятии клеммы двигатель не заглох, то осуществляется запуск автомобиля с «дохлой» батареей. Хотя бывает и так, что никакого «прикуривания» не происходит, так как при снятии клеммы машина глохнет. Потом у одних она снова заводится (после подключения АКБ), а у других – нет.
Ситуация №2. «Друг, дай аккумулятор – заведусь»
Изначально эта ситуация аналогична предыдущей. Но в данном случае автомобиль с севшим аккумулятором не «прикуривается» через провода, поскольку их случайно не оказалось в наличии. Как выйти из такой ситуации? Конечно же, надо снять не севшую АКБ, установить ее на авто, которое не заводится, и решить проблему. И на этом моменте возможно два варианта развития событий. Рассмотрим их.
- Первый вариант. Заряженный аккумулятор просто снимается с одной машины, и ставится на вторую. Затем вторая успешно запускается. Однако нужно же как-то вернуть нормальный аккумулятор его владельцу. Сделать это можно только одним способом – снять клеммы «на ходу», то есть при работающем двигателе, затем установить быстренько свою АКБ. Такая «рокировка» может увенчаться успехом, а может закончиться и тем, что при снятии первой же клеммы автомобиль заглохнет. Потом он может завестись, а может и не завестись.
- Второй вариант. Владелец заряженного аккумулятора побаивается, что, отдав его для запуска соседу, он разрядится. Потом уже он не сможет запустить мотор. Чтобы перестраховаться от такого исхода событий, владелец пока еще «здорового» автомобиля запускает двигатель, и только потом снимает АКБ. Возможные исходы при этом нам уже известны.
Ситуация №3. «Сейчас проверю генератор и реле-регулятор»
Для моделирования этой ситуации нам потребуется только один автомобиль, и его владелец, у которого возникли сомнения на счет работоспособности генератора или реле-регулятора напряжения. Чтобы убедиться в том, что указанные два узла работают, делается следующая операция.
Двигатель запускается. Затем с аккумулятора снимается одна клемма. Если двигатель, при этом, продолжает стабильно работать, значит генератор и реле-регулятор рабочие. Первый обеспечивает электроэнергией зажигание и другие системы автомобиля, а второй – регулирует напряжение бортовой сети. Если же после снятия клеммы двигатель сразу глохнет, делается вывод о том, что генератор или реле-регулятор неисправны.
Описанный способ диагностики действительно имеет место быть. Проблема только в том, что по глохнущему двигателю при снятии клеммы нельзя точно сказать, что виноват генератор или реле-регулятор напряжения. Источник этой проблемы все тот же, что и в предыдущих ситуациях – если отсоединить аккумулятор «на ходу», возможен не один исход событий, а несколько.