Регулировка тормозных усилий Лада Веста
Принцип работы системы, регулирующей и распределяющей давление тормозной жидкости на автомобилях Lada Vesta, в корне отличается от предыдущих моделей, и в нём нет никакого «колдовства». Регулятор давления тормозов Лада Веста напрямую связан с системой ABS и регулируется электронным методом в зависимости от скоростей каждого из колёс.
Блок управления ABS передаёт сигналы с датчиков скорости и анализирует обстановку. Система «понимает» любые заносы и позволяет распределять тормозное усилие с максимальной эффективностью. Давлением управляют клапаны гидравлического блока антиблокировочной системы, и нет никакой необходимости в использовании «колдовства». К тому же электроника сама определяет все неисправности и сообщает о них водителю с помощью специальной лампы на приборной панели.
Зачем нужен колдун на автомобиле, ответ на этот вопрос простой.
Если автовладельцы вместо колдуна устанавливают
В случае демонтажа колдуна из тормозной системы происходит следующее: торможение будет происходить синхронно всеми четырьмя колесами. Происходит последовательная блокировка колес: вначале задних, затем передней пары колес. Возрастает риск появления дорожно-транспортного происшествия, поскольку водитель, двигающийся на автомобиле позади вашего авто, вряд ли сумеет отреагировать на подобное резкое торможение. В итоге столкновение неизбежно. Поэтому колдун на автомобиле необходим, и убирать его из тормозной системы не рекомендуется. Это делают обычно люди, которые хорошо понимают, на что идут. В данном случае автогонщики на спортивных моделях авто. Но имеют место ситуации, в которых автовладельцы вовсе не задумываются о последствиях подобной модернизации. При этом тупо утверждая, что автомобиль производит торможение значительно быстрее и качественнее, но это только кажется. Данная проблема заключается в том, что при резком торможении заклиниваются последовательно сразу обе пары колес. Регулировать на автомобиле колдун лучше на станции технического обслуживания. Зазор между штоком и пружинной пластиной должен составлять один или два миллиметра.
Впервые этот механизм, названный как регулятор давления, что сокращенно означает РД, появился на отечественных моделях автомобилей ВАЗ в 1970 году. Лицензионный регулятор давления предназначался для активизации безопасности ВАЗовских моделей авто. Такая новинка в тормозной системе автомобиля не могла не привлечь внимания всего конструкторского корпуса автопрома СССР. Новые модели регулятора давления появляются на АЗЛК, изготавливающиеся по лицензии «Гирлинг». Не прошло и десяти лет, как РД такой же модификации появился на моделях «Волга». Не сегодняшний день этим регулятором давления оборудованы все выпуски отечественных автомобилей, кроме модели «Таврия».
На различных заводах отечественного автопрома появляются и разные названия этого механизма: Кроме привычного названия этого устройства, на АЗЛК и ГАЗе иногда применяют и такие, как «регулятор тормозного момента гидравлических систем», «регулятор тормозных сил», «редукционный гидроклапан». На что автомобильный народ отреагировал своим своеобразным названием регулятора давления, выразив и свое личное отношение к этому непонятному механизму,
Проводя сравнительный анализ работы регулятора давления и антиблокировочной системы, больше известной под аббревиатурой АБС. Приходит осознание того, что РД ни в коей мере не выполняет функции АБС, а только имитирует их, поскольку не обладает возможностями учета коэффициента сцепления дорожного покрытия и шин. Произведенная регулировка регулятора давления на сухом асфальтовом покрытии, на порожнем легковом автомобиле, обеспечивает срабатывание при наличии давления в магистрали не ниже тридцати кгс/см2. Другая величина – это само усиление на педаль тормоза равно 50 кгс. В условиях скользкой дороги обе пары колес будут блокированы в условиях меньшего давления.
Трехлинейный регулятор давления
Регулятор имеющий помимо входного и выходного каналов еще и дополнительный — для сброса воздуха при критическом повышении давления называют трехлинейным.
Конструкция этого регулятора отличается от конструкции двухлинейного наличием отверстия в мембране, которое открывается в случае если давление превысит критическую величину. В обычных условиях регулятор работает также как и двухлиненый.
Если давление на выходе возрастает до значения, достаточного чтобы переместить мембрану в крайнее верхнее положение и открыть канал сброса. Газ через этот канал отправляется в атмосферу. Давление в отводимой линии снижается до тех, пока усилия пружины не будет достаточно чтобы закрыть канал сброса.
Так как сброс избыточного давления осуществляется в атмосферу, трехлинейные регуляторы представленной конструкции используют для регулирования давления воздуха.
Таким образом, принцип действия регулятора давления газа, схож в принципом действия гидравлического редукционного клапана, показанном на видео.
Типы тормозных кранов
Грузовые автомобили, в том числе КамАЗ, работают на тормозной системе, на которых применяется пневматический привод.
По типу конструкции бывают два вила тормозных кранов:
- односекцицонные;
- двухсекционные.
На грузовиках КамАЗ обычно устанавливается второй тип кранов, так как они являются большегрузами.
Двухсекционный кран также может быть нескольких видов для различных моделей автомобиля:
- каждая секция тормоза управляется отдельно;
- единое управление всеми секциями.
Конструкция и принцип работы у этих видов тормозных кранов одинаковое.
Обычно на автомобилях камаз версии от 5320 устанавливается тормозной кран компании Wabco 100-3514008.
Вспомогательное оборудование системы торможения
Чтобы улучшить тормоза на КамАЗе, машины позднего выпуска оснащаются дополнительным оборудованием, которое отличает средства от агрегатов серии:
- Устройство повышения давления, одноцилиндровое, выдаёт 380 литров в минуту;
- Вентиль тормозной двух секционный, управляет главным тормозом посредством ножного рычага;
- Предохранительный, четырёх контурный регулятор;
- Механизм, снижающий температуру воздуха, находящегося под давлением;
- Клапанный ускоритель, уменьшает время реакции заднего тормоза;
- Клапан пропорционального изменения входной величины (КамАЗ-65115);
- Переходники соединительные.
Принцип работы и устройство тормозного клапана
При появлении управляющего усилия на клапане, рабочая жидкость переходит из полости подвода в полость отвода жидкости. Настройка необходимого управляющего усилия, при появлении которого открывается дроссельная щель в золотнике, производится с помощью регулировочного винта. Скорость опускания, или подъёма груза остается практически неизменной, благодаря меняющемуся расходу рабочей жидкости выходящей из золотника. В свою очередь расход жидкости зависит от площади открытия щели дросселя золотника. Чтобы избежать колебаний расхода жидкости, при прохождении дроссельной щели в золотнике и дополнительной настройки на определенное время срабатывания золотника, на линии управления потоком установлены два обратных дроссельных клапана. Регулировка, которых происходит с помощью регулировочных винтов. Процесс торможения может происходить во время опускания, или подъема подъемного механизма. При этом для обеспечения тормозного усилия в одном любом направлении необходимо установить обратный гидравлический клапан. Избыточная рабочая жидкость может отводиться из зоны управления и отверстий дренажа по трубопроводу самой плиты, или корпуса клапана. Дополнительно к тормозному клапану может присоединяться предохранительный клапан, стравливающий избыточное давление. Тормозные клапаны данного типа предназначены для использования только для торможения гидроцилиндров телескопических стрел кранов, экскаваторов и лебедок. Гидравлические клапана патронного типа, предназначены для встраивания в панели и специальные корпуса. Такие клапаны используются для поддержания постоянной скорости движения рабочего механизма, который движется под воздействием попутной нагрузки, а также надежной фиксации рабочих органов на заданном оператором уровне. Работа данного типа клапанов осуществляется следующим образом: В гидра клапане происходит разъединение потоков рабочей жидкости в подводящей и отводящей частях клапана при отсутствии управляющего давления в управляющей полости, которые в свою очередь соединены дроссельной заслонкой, проходное сечение которой регулируется в зависимости от управляющего усилия. Установка клапанов возможна в любом положении. Дополнительно при монтаже необходимо обеспечить полный доступ к дроссельной заслонке.
Регулировка педали
- Поднять капот.
- Отсоединить минусовую клемму с аккумулятора.
- Сдвинуть переднее водительское сидение от панели приборов до упора к задним пассажирским сидениям. Это необходимо сделать для незатруднительного доступа под рулевую колонку.
- Повесить приготовленный фонарь в салоне автомобиля, чтобы обеспечить достаточное освещение в месте проведения регулировки.
- Нажать ладонью руки на педаль тормоза. Нажатие проводить без резких толчков.
- Другой свободной рукой надо попробовать установить пластину в промежуток от кронштейна педали до кнопки включателя.
В случае не входа пластинки или если обнаружен больший промежуток, более чем на 2 мм, надо провести следующие действия:
- Педаль держать рукою, не отпуская.
- Второй рукою, при помощи ключа, немного открутить по резьбе две гайки. Чтобы ослабить крепление включателя сигнальной лампочки тормоза.
Перемещать его аккуратно, чтобы добиться необходимого пространства между ним и тормозной педалью:
- Закрутить сначала одну гайку, затем второй затянуть.
- Руку убрать с педали.
- Проверить проделанные операции.
- Буфер включателя упирается в кронштейн тормозной педали, регулировка считается законченной.
АБС
Коэффициент сцепления колес с дорогой зависит от степени их скольжения, которая меняется в пределах от 0 (чистое качение колеса) до 100 % (полное буксование или скольжение при блокировке колес). Максимальные значения коэффициента сцепления порядка 10… 30 % (в зависимости от дорожной поверхности) будут при пробуксовке колес. Следовательно, при таком коэффициенте и степени скольжения колес можно обеспечить наибольшую эффективность и безопасность торможения. Именно это обеспечивают АБС.
Все современные АБС относятся к самонастраивающимся автоматическим системам. Они включают в себя:
- датчики угловой скорости колес
- электронно-решающий блок
- модуляторы давления
При работе АБС сигнал от датчиков угловой скорости вращения колес подается в электронно-решающий блок, в котором в соответствии с заданной программой формируются сигналы управления, поступающие на модулятор.
На рисунке показана схема пневматического модулятора АБС и его характеристика (изменение во времени тормозной силы). Работа АБС сопровождается многоцикловым процессом автоматического растормаживания и торможения колес автомобиля. В каждом цикле имеются фазы автоматического растормаживания, «выдержки» и затормаживания (штриховые линии на рис. б) колес. Имеются АБС, в которых осуществляется двухфазовый цикл (фаза «выдержки» отсутствует). Работа АБС обеспечивает требуемые угловую скорость колеса и его скольжение, соответствующее максимальным сцепным характеристикам.
Устройство и принцип работы регулятора давления
Существует множество конструкций регуляторов давлений, однако все они построены по единым принципам и работают одинаково. Если говорить кратко, то регулятор давления — это система клапанов, которые осуществляют включение и отключение компрессора от пневмосистемы, а также производят аварийный сброс давления.
Обычно в регуляторе давления предусмотрено четыре клапана:
- Впускной и выпускной клапаны — обеспечивают включение и отключение компрессора к пневматической системе, данные клапаны управляются системой из уравновешивающего поршня и уравновешивающей пружины, расположенной в специальном кожухе;
- Разгрузочный клапан — наравне с уравновешивающим поршнем и пружиной обеспечивает управление впускным и выпускным клапанами, а также выполняет функции предохранительного клапана, сбрасывающего излишнее давление;
- Обратный клапан — предотвращает утечку воздуха из ресиверов и пневматической системы при отключении от нее компрессора.
В различных моделях регуляторов количество и функции клапанов могут отличаться. Так, в некоторых регуляторах, используемых на автомобилях ЗИЛ, присутствуют только впускной и выпускной клапаны (которые также берут на себя роль обратного клапана), а разгрузочный клапан служит только для управления регулятором, но не выполняет функции предохранительного клапана. Однако чаще используются регуляторы давления, в которых присутствуют все четыре описанных выше клапана.
Работа регулятора давления в общем случае сводится к следующему. При давлении в пневмосистеме, лежащем в пределах нормы, клапаны открыты таким образом, что воздух от компрессора свободно поступает в ресиверы и дальше — к потребителям. В момент, когда давление становится слишком высоким, впускной и выпускной клапаны под действием разгрузочного клапана, а также уравновешивающего поршня и пружины, изменяют путь воздуха от компрессора — отключают его от пневмосистемы и направляют в атмосферу. В этот момент обратный клапан закрывается, не допуская утечку сжатого воздуха их ресиверов и понижения давления в системе. Если же давление в системе падает ниже нормы, то впускной и выпускной клапаны открываются таким образом, что вновь направляют воздух от компрессора в ресиверы.
Если по каким-либо причинам компрессор не отключился от пневматической системы при достижении максимально допустимого давления, то вскоре сработает разгрузочный клапан — он произведет сброс давления и обеспечит защиту компонентов системы от поломок.
Как нетрудно заметить, установленный на автомобиле компрессор работает постоянно, а управление давлением в пневматической системе осуществляется только регулятором давления. Связано это с тем, что включение и отключение компрессора реализовать гораздо сложнее, чем распределить поток сжатого воздуха, да и прерывистая работа значительно снижает ресурс компрессора.
Необходимо отметить, что в состав регулятора давления помимо клапанов входит и несколько дополнительных компонентов. В первую очередь — воздушные фильтры на входе и выходе регулятора, которые защищают пневмосистему от попадания в нее твердых частиц от компрессора.
Также регулятор может быть оснащен шумоглушителем, который снижает уровень шума при отключении компрессора от пневмосистемы и при аварийном сбросе давления. Шумоглушитель обычно представляет собой небольшую цилиндрическую деталь, которая с помощью резьбового соединения крепится к регулятору со стороны разгрузочного клапана. Внутри шумоглушителя находится ряд расположенных на определенном расстоянии друг от друга пластин, которые разбивают проходящий через них поток воздуха, чем и достигается снижение уровня шума.
Сборка тормозного крана
Сборку начнем с клапана в верхней секции корпуса. Одеваем упорное кольцо на клапан, буртиком в сторону конической пружины. При помощи круглогубцев фиксируем стопорное кольцо на место. Самое сложное это установка стопорных колец при сборке. Круглогубцами обожмите по кругу стопорное кольцо, чтобы оно точно село на свое место. После установки клапана, можно попробовать продуть клапан на наличие пропуска воздуха. Визуально осмотрите клапан, чтобы он стоял ровно по центру.
собираем второй корпус
Теперь собираем нижний клапан атмосферного вывода. Устанавливаем манжеты на клапан, смазываем их. Поршень вставляем в корпус и при помощи круглогубцев ставим стопорное кольцо. Берем большой поршень, устанавливаем манжеты на него, смазываем циатимом. Большой поршень вставляем в верхний корпус крана придавливая пальцами. Сверху ставим регулировочный поршень тормозов перед зад. Устанавливаем большую манжету на корпус и собираем две половины корпуса тормозного крана. Устанавливаем четыре стяжных болта и стягиваем корпуса вместе.
соединяем низ с верхом
С верху крана устанавливаем рычаг упора крана на стяжные болты. Проверить работу двух клапанов можно подачей давления в патрубок и нажатием на рычаг увидите какой клапан откроется первым. Регулировочным болтом можно подкрутить его и выставить опережение торможения мостов перед зад. После проверки тормозного крана установите его на автомобиль и проверьте работоспособность его в действии. При необходимости отрегулируйте открытие клапанов своевременно.
регулируем торможение перед зад
проверяем работоспособность
На месте крана можно сделать регулировку перед зад, только сняв верхнюю крышку с рычагом от крана. Сняли крышку и можно вытащить круглогубцами сам поршень с регулировкой, я так уже делал. Отрегулировали и собрали все на месте не снимая сам тормозной кран.
Разборка крана и сборка
Для того, чтобы разобрать кран, его надо зажать в тиски, чтобы он был зафиксирован, но я его разбирал просто на столе. Берем круглогубцы, снимаем упорное кольцо, вытаскиваем из корпуса крана клапан атмосферного выхода и клапан секции нижней с резинками и пружиной. Откручиваем болты на корпусе и разбираем его на две половины. вытаскиваем малый поршень с пружиной.
Верхнюю секцию разбираем с помощью круглогубцев, снимаем стопорное кольцо, и вытаскиваем клапан с обоймой. После разборки крана все детали отмываем от грязи и вытираем насухо. Осматриваем поверхности корпуса крана на наличие трещин и раковин. Лопнутый корпус необходимо заменить на новый. Снимаем все резиновые манжеты, которые будем менять на новые. Перед сборкой тормозного крана детали все надо смазать тонким слоем смазки марки циатим-221 ГОСТ 9433-80
При сборке уделите внимание на состояние новых манжет, они не должны быть с рисками и порезами
обжимаем стопорное кольцо
Регулировки и основные неисправности регулятора давления
Для обеспечения нормальной работы пневматической системы регулятор давления необходимо регулировать, причем эта может производиться несколько раз — при ремонте или установке нового регулятора, при замене отдельных узлов и агрегатов пневмосистемы, при нарушении работы регулятора по тем или иным причинам, и т.д.
Большинство регуляторов давления имеют две регулировки:
- Установка минимального рабочего давления (то есть, давление включения регулятора) — производится с помощью выведенного наружу болта, который упирается в чашку уравновешивающей пружины. При закручивании болта пружина сжимается, поэтому минимальное давление, при котором происходит включение регулятора, повышается, при выкручивании болта давление, напротив, снижается. В некоторых моделях регуляторов установка минимального давления включения производится с помощью регулировочного колпака, который накрывает пружину;
- Установка максимального рабочего давления (то есть, давление отключения регулятора) — производится различными способами в зависимости от модели регулятора. Обычно регулировка заключается в изменении количества прокладок, уложенных между седлами впускного и выпускного клапана, либо под пружиной разгрузочного клапана.
Регулировка производится по рекомендациям производителя автомобиля, контроль диапазонов давления осуществляется по манометру на приборной панели. Также необходимо оценивать периодичность, с которой компрессор подключается и отключается от пневматической системы (каждое отключение проявляется характерным шипением воздуха).
С течением времени в регуляторе давления могут возникать неисправности, наиболее часто встречаются следующие проблемы:
- Износ клапанов;
- Засорение каналов;
- Засорение фильтров;
- Проседание или поломка пружин;
- Поломка различных компонентов регулятора.
Все неисправности так или иначе проявляются ухудшением работы регулятора, изменением диапазона рабочих давлений с невозможностью их регулировки, или полным выходом из строя этого узла, а вместе с ним — и неработоспособность пневматической системы. Определить поломку можно только после снятия и разборки регулятора давления. В случае засорения каналов или фильтров регулятор можно легко привести в рабочее состояние, однако в случае износа и поломок деталей проще приобрести и установить новый регулятор.
Для обеспечения надежной работы пневматической системы автомобиля следует периодически проверять регулятор давления, а в случае необходимости — производить установку границ диапазона рабочего давления. В этом случае пневматические системы автомобиля будут работать долго и надежно, обеспечивая необходимые эксплуатационные характеристики и безопасность.
Эксплуатация автомобиля летом сопровождается специфическими загрязнениями — битумными и смолистыми пятнами, следами насекомых и другими. Эти загрязнения не удаляются водой при мойке, решить проблему помогают специальные средства — очистители битума и следов насекомых, о которых рассказано в статье.
Регулятор давления ГАЗ 2705
Рис. 8.4. Регулятор давления: С = 28-32 мм (для автобусов), 13-17 мм (для автофургонов); 1 — нажимной рычаг; 2 — штифт; 3 — фиксирующий болт; 4 — ось нажимного рычага; 5 — гайка; 6 — ось; 7 — корпус; 8 и 9 — кронштейны регулятора; 10 — контргайка; 11 — регулировочный болт; 12 — нагрузочная пружина; 13 — пружина; 14 — гильза поршня; 15 — управляющий конус; 16 — прижимная пружина; 17 — шарик; 18 — упорная скоба; 19 — возвратная пружина; 20 — втулка; 21 — поршень; 22 — защитный чехол; 23 — кронштейн моста; 24 — стойка; 25 — пружинная шайба |
Регулятор давления (рис. 8.4) корректирует давление тормозной жидкости, поступающей к тормозным механизмам задних колес, в зависимости от загрузки автомобиля, что предотвращает занос автомобиля при интенсивном торможении.
Регулятор крепится к левому лонжерону рамы через кронштейн 8, а с помощью нагрузочной пружины 12 и стойки 24 связан с задним мостом автомобиля. Нагрузочная пружина верхним коротким концом через нажимной рычаг 1 действует на наружный конец поршня 21, а длинным концом через стойку 24 соединена с кронштейном 23, приваренным к заднему мосту автомобиля.
Регулятор давления состоит из корпуса 7, в который установлена гильза 14 и ввернута втулка 20.
Ступенчатый поршень 21 перемешается во втулке и гильзе, при этом в полости I, постоянно связанной с главным цилиндром, находится часть поршня малого диаметра, а в полости II, постоянно связанной с колесными цилиндрами задних тормозных механизмов, — большего диаметра. На поршне закреплен управляющий конус 15, который воздействует на шарик 17, находящийся в отверстии гильзы 14. Шарик удерживается в отверстии пластинчатой пружиной 16.
Нагрузочная пружина 12, усилие которой прямо пропорционально загрузке автомобиля, определяет начало включения регулятора, а разность диаметров поршней — корректировку давления жидкости, поступающей к задним тормозным механизмам.
До вступления в действие регулятора давление жидкости в полостях I и II одинаково, так как под действием пружины 19 и нагрузочной пружины 12 поршень 21 через упорную скобу 18 прижат к гильзе 14, а шарик 17 поднят от седла управляющим конусом 15, что и обеспечивает свободное прохождение жидкости из полости I в полость II.
При торможении вначале давление жидкости в полостях I и II будет одинаково до тех пор, пока сила, полученная от давления на большую часть поршня 21 (полость II), не будет больше суммы сил, полученных от действия пружин 12 и 19 и от давления жидкости на площадь, образованную между большим и малым диаметрами поршня (полость I). В этом случае поршень переместится влево (по рисунку), управляющий конус 15 отойдет от шарика 17, который переместится в седло гильзы 14, чем разобщит полость I с полостью II. С этого момента давление жидкости в полости II, поступающей к задним тормозным механизмам, будет расти медленнее и при этом будет меньше, чем в полости I.
При снятии усилия с тормозной педали давление в полости I падает, поршень 21 возвратится в исходное положение (на рисунке вправо), а управляющий конус, подняв шарик, откроет доступ жидкости из полости II в полость I.
Гильза 14 поршня под действием давления в полости II передвинется влево (по рисунку), и шарик 17 отойдет от седла под действием управляющего конуса 15, открыв доступ жидкости из полости II в полость I.
После падения давления жидкости гильза поршня 14 и поршень 21 под действием возвратной пружинной шайбы 25 и пружины 19 вернутся в исходное положение.
Видео про «Регулятор давления» для ГАЗ 2705
Замена регулятора давления топлива на ГАЗ 405/406
Замена датчика давления ГАЗель
Газель ремонт.Топливный насос фильтр.Реанимация.Восстановление