Назначение, устройство и принцип работы барабанного тормоза
Сегодня в мире автомобилестроения наблюдается тенденция на переход от барабанных тормозов к дисковым, однако в отечественном автопроме классические барабаны все еще находят самое широкое применение. Это решение использовано и на малотоннажных грузовых автомобилях «ГАЗель» и «Соболь».
Барабанные тормоза имеют меньшую эффективность, чем дисковые, однако они имеют и ряд неоспоримых преимуществ. В первую очередь, барабанные тормоза отличаются надежностью и невысокой стоимостью производства и облуживания. У этого типа тормозов есть и еще одна особенность: в силу конструкции тормозной механизм защищен негативных воздействий внешней среды — грязи, камней, воды (хотя тормоза и не герметичны) и других, доставляющих проблемы открытым дисковым механизмам. Все это делает барабанные тормоза отличным вариантом для автомобилей, активно эксплуатируемых в тяжелых условиях.
Тормозной механизм барабанного типа содержит две основных компонента:
- Подвижный тормозной барабан;
- Неподвижный тормозной механизм с колодками.
Тормозной механизм, смонтированный на круглом тормозном щите, неподвижно устанавливается на ступице колеса, сверху его закрывает тормозной барабан, соединенный с ведущей осью. На барабан устанавливается колесо и обе эти детали вращаются как единое целое, торможенное колеса обеспечивается взаимодействием барабана и тормозных колодок.
Тормозной механизм состоит из двух колодок, расположенного между ними колесного тормозного цилиндра двухстороннего действия (с двумя поршнями) и пружин, а также ряда дополнительных деталей (в том числе привода стояночного тормоза и других). При отжатой педели тормоза колодки сдвинуты друг к другу с помощью стяжных пружин, при нажатии на педаль поршни тормозного цилиндра раздвигают колодки, они прижимаются к внутренней поверхности барабана, за счет чего и происходит торможение.
Тормозной барабан представляет собой единую литую конструкцию, внутренняя часть которой отшлифована для обеспечения лучшего контакта с фрикционными накладками тормозных колодок. В барабане предусмотрены отверстия под шпильки крепления колеса, и отверстия под установку болтов для монтажа барабана к ступице. Также в барабане имеются технологические резьбовые отверстия, предназначенные для съема барабана с помощью болтов М10 в случае его плотной посадки.
Грузовые двигатели с маркировкой V8 от ЗМЗ
Первым представителем и легендой 8-ми цилиндрового двигателя от ЗМЗ является 511-й или ГАЗ-53. Он схожий по конструкции с 402-м мотором. Эти силовые агрегаты устанавливались на легендарные грузовые автомобили ГАЗ 53.
Технические характеристики ЗМЗ 511/513:
Наименование | Характеристика |
Завод производитель | ГАЗ |
Марка двигателя | ЗМЗ |
Модель | 53, 511 |
Объем | 4,3 литра (4250 см куб.) |
Количество цилиндров | 8 |
Конфигурация | V |
Количество клапанов | 16 |
Охлаждение | Жидкостное |
Мощность | 115 л.с. |
Блок и головка, исполнение | алюминий |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Топливо | А-76, А-80, Газ |
Диаметр стандартного поршня | 92 мм |
Ход поршня | 80 мм |
Питание | Карбюратор К-126, К-126Б, К-126М |
Кроме 53-й модели движок получил широкое распространение на такие не менее известные модели, как 66-й Газон, ГАЗ 3307, а также при самостоятельной установке и ЗИЛ-130. Это V-образный силовой агрегат, который имеет некоторые характерные отличия — специфический поддон, большой воздушный и масляный фильтр. Его аналог 513 отличается только увеличенным весом на 275 кг.
Последний представитель бензиновых силовых агрегатов производства ЗМЗ становится двигатель с маркировкой 523, который предназначен для установки на грузовые автомобили ГАЗ-3307 и автобусы ПАЗ. Это 8-цилиндровый V-образный мотор с повышенными техническими характеристиками.
Двигатель сам по себе дешёвый, а за счёт простой конструкции, неприхотливый в обслуживании. Но, в связи с большим расходом горючего, считается, что данный движок морально устарел, поскольку в связи с высокой стоимостью ГСМ, его эксплуатация экономически нецелесообразна.
голоса
Рейтинг статьи
Тормозной барабан: назначение
Грузовики, которые производятся на Камском автомобильном заводе, оснащены тормозной системой пневматического типа. Тип колесных тормозных механизмов – барабанный. Для грузовиков, сочетающих высокую мощность с небольшой ценой, такое решение – оптимальное. Данная статья посвящена устройству и принципу работы одной из главных частей тормозной системы – тормозного барабана.
Все модели КАМАЗов, от старых до самых современных, имеют примерно одинаковое устройство системы торможения, с использованием барабанного механизма. Попробуем разобраться, почему до сих пор используются традиционные барабаны, без попыток использования каких-либо новшеств. Применение их дает возможность создать несложный и надежный тормозной механизм с большой площадью фрикционных элементов. Стоимость ремонта такой конструкции небольшая, при высокой ремонтопригодности. Помимо этого, тормозные барабаны применяют для крепления колес на ступицу, что обеспечивает хорошую фиксацию колес. Однако, сегодня 2 новые разновидности грузовиков КАМАЗ (4307, 4308) используют дисковые тормоза.
Строение
Вне зависимости от модели грузовика, устройство тормозного барабана одинаковое. Он представляет собой литую деталь в форме цилиндра с фланцем для закрепления к ступице. Изнутри деталь тщательно отполирована, а с внешней стороны снабжена ребрами жесткости. Материал изготовления – разные марки серого чугуна. Есть у КАМАЗовской продукции и недостаток – тонкие стенки. Это делает ее менее прочной по сравнению с аналогами, установленными на других грузовиках. По этой же причине, потенциал для расточки и ремонта меньше.
Классификация
На сегодняшний день, в грузовых автомашинах КАМАЗ применяются тормозные барабаны, которые можно разделить на 2 категории.
- Диаметр 400 мм, для колодок шириной в 140 мм.
- Диаметр 420 мм, для колодок шириной в 180 мм.
Большее распространение получили 400-миллиметровыес комплектующие. Рассмотрим особенности видов, которые используются сегодня.
- КАМАЗ-4310. Рабочий диаметр 400 мм. Число отверстий под болты 10, для монтажа на ступицу – 6.
- КАМАЗ-53205 («Евро»). Рабочий диаметр 400 мм. Число отверстий под болты 10, для монтажа на ступицу – 4. Имеется 9 ребер жесткости продольного направления.
- КАМАЗ-5511. Величина рабочего диаметра 400 мм, число отверстий под шпильки – 5. Они одновременно используются для монтажа колеса и барабана на ступицу.
- КАМАЗ-6520. Размер внутреннего диаметра 420 мм. Количество отверстий для установки колеса – 10, число технологических отверстий 2, отверстий для монтажа на ступицу – 3. Имеется 9 ребер жесткости на наружной поверхности.
- КАМАЗ-6520 для мостов MADARA. Величина рабочего диаметра 420 мм, отверстий для установки колеса 10. Количество технологических отверстий 2, для монтажа барабана на ступицу – 2.
Отдельную разновидность составляют барабаны, которые применяются для полуприцепов и прицепов. Критерии выбора конкретной разновидности.
- Модель и год производства прицепа или полуприцепа.
- № запчасти в каталоге.
Растачивать или заменить – что лучше?
Рабочий ресурс тормозного барабана достаточно продолжительный. Однако, конкретный срок эксплуатации зависит от условий работы автомобиля, стиля вождения, своевременности и грамотности технического обслуживания транспортного средства.
Нормальная величина зазора между барабаном и тормозными колодками колеблется между 0,2 и 0,4 мм. По мере эксплуатации машины, происходит истирание колодок и износ внутренней поверхности детали, а, значит, и увеличение зазора. На первых порах проблему можно решить регулированием хода штока камеры, однако, со временем эта мера перестает быть эффективной. Если изношены накладки, их заменяют новыми. В это же время имеет смысл проверить и состояние барабана. Признаки его износа – появление характерных борозд на внутренней поверхности. При неравномерном износе меняется и внутренняя геометрия детали. Поверхность его из круглой становится овальной.
Нередко, для восстановления комплектующей, ее растачивают. Расточка на токарном станке, путем снятия тонкого слоя металла, приводит к восстановлению гладкости стенок, а также формы внутренней поверхности. Однако, это приводит к увеличению внутреннего диаметра. Допустимая величина превышения фактического внутреннего диаметра над номинальной величиной составляет 6 мм. Поэтому расточка – это достаточно рискованная процедура, в особенности, если ее производят не впервые. Есть у расточки еще один минус – это достаточно недешевая процедура. Поэтому покупка и установка на грузовик новой комплектующей вполне оправдана. Она прослужит дольше, и эксплуатация машины будет намного безопаснее.
Определяемся с объёмом загрузки
Здесь действует правило: «чем выше вместительность барабана, тем больше грязного белья вы можете отстирать за один заход». Именно поэтому стиралки, рассчитанные на максимальный вес, стоят на порядок выше традиционных автоматов, предназначенных для стирки 5-6 кг грязных вещей.
При выборе объёма загрузки обращайте внимание на:
- количество членов в вашей семье;
Вместительность стиральной машины зависит от количества членов семьи
- есть ли у вас дома дети, особенно маленькие;
- габариты ванной комнаты;
- «начинку» техники (именно агрегаты с прямым приводом и инверторным мотором дают возможность увеличить объём барабана, не прибегая к изменению габаритов машинки);
- тип тканей, которые вы стираете чаще всего (заявленный в характеристиках техники показатель веса рассчитан на бельё из хлопка);
- на загрузочный люк (комфортнее помещать бельё в более просторное отверстие);
- дополнительные возможности (автоматическое взвешивание или возможность дозагрузки во время стирки).
Следует знать, что при расчёте показателя максимального веса учитывают сухое бельё, которое может быть помещено в бак за один раз. Помните, что шерстяные ткани должны занимать не более 1/3 резервуара.
Шерстяные вещи должны заполнить барабан на 1/3
Подбор вместительности в зависимости от состава семьи:
- для одного человека – 3 кг;
- для семьи из 2-3-х членов достаточно бака на 4-6 кг;
- если в семье есть дети различной возрастной категории – 7-8 кг;
- для очень крупной семьи подойдут барабаны, рассчитанные на 10 и более килограмм.
На отечественном рынке из-за высокой востребованности, как правило, встречаются стиралки, объём барабана для загрузки белья которых составляет 5-6 кг.
Самые востребованные автоматы рассчитаны на вес от 5 до 6 кг.
Важно знать: тип загрузки белья также влияет на вместительность резервуара. Стиральные машины с фронтальной загрузкой рассчитаны на большее количество килограмм грязного белья, чем с вертикальной
Кроме того, благодаря прозрачным люкам на автоматах с передней загрузкой вы всегда сможете наблюдать за стадиями процесса.
Диагностика вакуумного усилителя
Зачастую признаком разгерметизации служит неустойчивая работа двигателя (троение). Это случается из-за воздуха, попадающего во впускной коллектор. Он резко обедняет поступающую в цилиндры воздушно-топливную смесь. Если на заведенном автомобиле педаль не продавливается, в первую очередь следует проверить надежность соединений.
Кроме того при разгерметизации системы на работающем двигателе слышно характерное шипение из вакуумного усилителя.
Для конкретизации неисправности следует выключить мотор и подождать несколько минут, не нажимая на педаль. Если по истечении этого времени педаль осталась жесткой, вероятней всего причина в поломке обратного клапана.
Правильную работу вакуумного усилителя диагностировать очень просто. Для этого, не заводя автомобиль, следует «прокачать» педаль, затем, продолжая ее удерживать, запустить мотор. Если «вакуумник» исправен, педаль уйдет вниз.
Audi Shooting Brake
Audi Shooting Brake (Ауди Съемки Тормоза) – концепт-кар, показанный на Токийском автосалоне в 2005 году германским автопроизводителем Audi (Ауди). автомобиль был основан на Audi TT (Ауди ТТ) второго поколения. концепт оснащен фирменной системой полного привода quattro (Кватро). Примечательные дизайнерские решения: Ищу заднее стекло линия. Заднее стекло трапециевидные и криволинейные, выпуклые крыши багажного отсека контрастирует с плоский дизайн передней. Решетка Singleframe с сильными вертикальными хромированными планками. Как и любой концепт-кар Audi (Ауди), Shooting Brake (Съемки Тормоза) продемонстрировали целый ряд технических новинок для Токио: активная подвеска Audi magnetic ride (Ауди магнитный ездить), обновленную навигационную систему с сенсорным экраном и распознаванием письма и новую технологию передних фар на светодиодах.
Кузов автомобиля
Производитель установил на УАЗ 39094 металлический кузов. Задний и боковые борта кузова открываются. Это позволяет осуществлять погрузку разгрузку с любой стороны. Пол платформы металлический с деревянным покрытием. Дополнительно на кузов можно установить тент. Для этого предусмотрен съемный каркас из труб. Такая конструкция позволяет защитить груз от влияния атмосферных осадков.
Тент привязывается к кузову при помощи шнурков. Для этого, на бортах кузова установлены специальные крючки.
- Длина кузова УАЗ фермер – 2040 миллиметров;
- Ширина – 1.87 м;
- Высота борта – 40 см;
- Высота кузова с каркасом – 1.4 метра.
Устройство тормозной системы коммерческих грузовиков ГАЗ
Малотоннажные коммерческие грузовики «ГАЗель» (ГАЗ-2705, 3221 и 3302) и «Соболь» (ГАЗ-2217, 2310 и 2752) создавались на основе не только современных, но и традиционных технологий и решений, давно используемых инженерами Горьковского автозавода. В частности, данные автомобили имеют смешанную тормозную систему, построенной на основе современных дисковых и классических барабанных тормозов.
Тормозная система этих моделей грузовиков состоит из следующих основных частей:
- Тормозная педаль;
- Вакуумный усилитель тормозов;
- Двухпоршневой главный тормозной цилиндр;
- Трубопроводы;
- Тормозные механизмы передних колес;
- Тормозные механизмы задних колес;
- Регулятор давления тормозной жидкости в контуре задних колес.
При этом тормозная система «ГАЗелей» и «Соболей» разделена на два независимых контура — контур передней оси и контур задней оси. Для реализации двухконтурной схемы используется двухпоршневой главный тормозной цилиндр. Данное решение повышает надежность и безопасность автомобиля, так как при отказе одного из контуров продолжает работать второй, обеспечивая управляемость автомобиля. Хотя, конечно, торможение на одном контуре, особенно на заднем, менее эффективно, чем на двух.
Как уже было сказано, на передних колесах коммерческих грузовиков ГАЗ устанавливаются дисковые тормоза, на задних — более традиционные для грузовых автомобилей тормоза барабанного типа. О барабанных тормозах расскажем более подробно.
УАЗ-39094 «Фермер»
Каким должен быть чисто мужской автомобиль, чтобы он стал верным другом и помощником и в работе, и на отдыхе? Прежде всего, надежным, выносливым, функциональным и неприхотливым. Именно подобными качествами обладает одна из моделей Ульяновского автозавода – УАЗ-39094 «Фермер».
Это универсальный грузопассажирский полноприводный автомобиль-внедорожник с колесной формулой 4х4. Он оборудован просторной 5-местной кабиной и компактной, но вместительной грузовой платформой, поэтому идеально подходит как для перевозки людей, так и для транспортировки всевозможных грузов весом до 1075 кг.
Название «Фермер» говорит само за себя: эта машина предназначена для предпринимателей, ведущих свой бизнес в сельскохозяйственной сфере. Она «не боится» грунтовых дорог и бездорожья, отличается хорошими ходовыми характеристиками и невысокой ценой.
Замена тормозной жидкости
Далеко не все автовладельцы знают, что тормозная жидкость нуждается в замене каждые два года эксплуатации машины в умеренном режиме. Главной ошибкой зачастую является то, что многие просто доливают смазку до необходимого уровня, а не меняют ее полностью.
Каждые 60 тыс. км пробега требуется именно замена тормозной жидкости. Жидкость для тормозов автомобиля выдерживает очень серьезные нагрузки. При интенсивной езде и резких остановках диапазон температур может колебаться от 170 до 2000°С. Менять полностью ее нужно потому, что в процессе движения в жидкость попадает вода и разбавляет ее. А меньшая концентрация негативно сказывается на качестве вещества. Слишком разбавленная жидкость при кипении может заблокировать тормоза паром и в дальнейшем привести к аварийной ситуации.
В наше время автомобильные компании разработали специальное устройство, которое определяет температуру кипения тормозной жидкости. Прибор диагностирует вещество и выводит на дисплей соответствующие рекомендации. Он может показать состояние жидкости на данный момент и то, насколько необходима ее скорейшая замена. На всю процедуру требуется не больше минуты, но это освобождает автовладельцев от ненужных хлопот.