Методика Марии Монтессори: спорные моменты
Методика Марии Монтессории, отличающаяся многими преимуществами и достоинствами, имеет при этом определенные недостатки.
К минусам данной методики можно отнести то, что в ней не уделяется внимание сюжетно-ролевой игре, которая является основным видом деятельности малыша в дошкольный период.
Не уделяется достаточного внимания и совершенствованию фантазии, сказочным историям, физической активности.
Кроме того, при поступлении в школу ребенку может быть трудно адаптироваться к другой среде, отличной от среды Монтессори.
Учитывая это, педагоги и родители, взяв из методики Марии Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.
- В чем опасность раннего развития
- Раннее развитие: вредно, бесполезно или необходимо?
- «Я показываю ребёнку буквы, а он уползает» — ещё раз о раннем развитии
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Метод, методика, методология – в чем разница
Многие начинающие авторы путаются в понятиях, что такое методология, методы исследования в проекте и методики. Поэтому стоит обсудить, в чем заключается разница между этими терминами.
- Методы – способы и пути достижения цели максимально быстрым, точным и эффективным путем. Речь идет о конкретном количестве действий и практик, помогающих разрешить проблему.
- Методики – это целая система способов изучения и познания определенного вопроса, темы, дисциплины. К примеру, автор проводит социологическое исследование, для этого обычно применяются количественные и качественные методы. А вот комплекс этих методов и будет составлять методику конкретного труда. Сопоставить термин «методика» можно со значимостью процедуры исследования, последовательностью и алгоритмом.
- Методология – это целая наука, учение о практикуемых и уместных методах, формах и принципах исследования. Своего рода это общая ориентация и особенности подхода к изучаемому объекту, конкретный способ организации всего научного познания. Методология бывает трех иерархических уровней – философская, общенаучная и частная.
Исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что методы исследования – это способы, методика – процесс, а методология – наука, организация процесса.
Как проходит сеанс расстановок по Хеллингеру
В сеансе расстановок принимает участие клиент, который имеет конкретную проблему (панические атаки, ссоры с партнером, постоянное чувство вины и так далее), расстановщик и группа незнакомых клиенту людей. Клиент делится своей историей и назначает людей — «заместителей», которые будут выполнять роли его родственников и представлять психологические состояния, например, панику, страх. В ходе сеанса клиент с помощью расстановщика взаимодействует с людьми и физически расставляет их в пространстве так, чтобы восстановить порядок своей семейной системы. Обычно расстановочные сеансы проходят очень эмоционально для клиента.
На YouTube-канале киностудии «Татаркино» выложена запись расстановки семейного психотерапевта Владимира Шаинова. Семинар назывался «Системные расстановки: работа с психологическими травмами». К Шаинову за помощью обратилась женщина с жалобами на плохой сон, панические атаки, боль в позвоночнике.
Клиентка выбирает из присутствующих в группе людей «заместителей» — «Бабушку», «Маму», «Папу», «Панику» и «Я» (то есть себя). Она расставляет их в комнате так, как считает нужным — всех в кучу, а себя отдельно.
Психотерапевт просит всех «заместителей» идти в своем направлении и рассказывать, что они ощущают в данный момент. Каждый пытается найти свое место. Клиентка тоже задействована в процессе.
Действия и фразы «заместители» и клиентка делают и говорят по указанию психотерапевта — расстановщика.
Расстановщик прорабатывает с женщиной ее отношения с каждым родственником. Например, у нее происходит «встреча» и разговор с папой, который как будто должен был состояться в прошлом. Клиентка повторяет за ведущим: «Вот и мы, папа. Я твоя дочь. Ты навсегда в моем сердце. Ты всегда будешь иметь там самое лучшее место». «Папа» говорит в ответ: «Можешь приходить ко мне и можешь брать то, в чем ты нуждаешься». В конце сессии все «заместители» обнимают клиентку.
Спустя два месяца после сеанса клиентка сильно заболела, однако потом проблемы, с которыми она пришла, исчезли и, по ее словам, «все встало на свои места».
По запросу «расстановки» в поисковиках и Instagram выдаются десятки предложений от психотерапевтов, предлагающих услуги по расстановке. Большинство из них предлагают примерно то же, что и в описанном выше видео. В некоторых случаях на расстановках в качестве «заместителей» используются деревянные или пластиковые фигурки.
Как написать методы в дипломной работе
Отлично! Теперь мы знаем, какие методы исследования существуют. Если повезёт, мы даже понимаем, какие методологические основы нам можно использовать в нашей работе.
Чтобы облегчить себе работу, можно использовать стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования. Например:
- в основу настоящей работы легли положения … методологии;
- работа основана на положениях … методологии;
- методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии;
- в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования — это … и так далее.
Не забывайте указывать в хронологическом порядке, какие деятели занимались изучением данной проблемы. А в истории исследования можно упомянуть исторический контекст, рассказать, что успели добавить к имеющимся данным новейшие авторы.
Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:
- изучение … восходит к …;
- в … веке … были подробно изучены и описаны …;
- проблемами … занимались …;
- огромный вклад в разработку проблемы … внёс …/внесла работа/исследование/труд …;
- большое значение имеют работы …;
- работы последних лет позволяют говорить о …;
- опыт истории … показывает, что …;
- в настоящее время господствующей точкой зрения является …;
- такой подход характерен для …;
- начало изучению этого вопроса было положено трудами …, в работах …;
- заметное место в работах … занимает положение …;
- в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …;
- ……. подробно освещено в работах …;
- связь …показана в … и так далее.
При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:
- всё вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
- логика, цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из …;
- во введении даётся общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и её социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также даётся краткий обзор разработанности проблемы;
- первая глава посвящена …,
- во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с …, затем …;
- заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и так далее.
Практические (частные) методы исследования
В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.
Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.
А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:
- наблюдение;
- сравнение;
- измерение;
- эксперимент;
- измерение;
- практическое моделирование;
- беседа и интервью;
- опрос и анкетирование;
- описание.
Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.
Наблюдение
В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.
Сравнение
Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.
Эксперимент
Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.
Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый
Измерение
Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.
Практическое моделирование
В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.
Моделирование может быть:
- предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
- знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
- мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).
Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.
Беседа и интервью
Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.
Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.
Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам
Опрос и анкетирование
Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.
Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.
Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.
Описание
Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Какие ещё методы исследования бывают
Помимо вышеуказанных методов научного исследования применяются и другие методы – философские, общенаучные и конкретно-научные, то есть специальные.
Философские методы
Самые древние и наиболее часто применимые – это диалектический и метафизический метод. Несколько реже ученые и специалисты практикуют:
- феноменологический,
- герменевтический,
- интуитивный,
- аналитический,
- эклектический,
- догматический,
- софистический и другие.
Общенаучные методы
В ходе анализа процесса познания были выявлены группа методик, присущих определенным областям исследования. Они предполагают не только научное, но и разное повседневное познание человеком. Теоретический уровень предусматривает несколько общенаучных методов:
- анализ – берется целое и расчленяется на несколько сторон, свойств, частей для детального изучения;
- синтез – берутся разные важные составляющие предмета и воссоединяются в единую систему;
- абстрагирование – рассматривается предмет, в ходе чего выделяются существенные стороны и свойства при отвлечении других признаков;
- обобщение – проект направлен на объединение в единую систему разных свойств предмета;
- индукция – берутся разные отдельные факты, а после строятся в единый общий вывод.
Конкретно-научные (специальные) методы
Каждая отдельная дисциплина предусматривает конкретные особенности и требования, на основе чего могут возникать «специальные», а именно конкретно-научные методы для исследования. Например:
- Биология – здесь чаще обычного практикуются следующие методы:
- исторический – выявляется взаимосвязь между явлениями, что длятся уже много лет;
- генеалогический – определение наследственности и родословных;
- биохимический – исследование вокруг химических процессов человеческого и другого живого организма.
- Медицина – в этой области знаний наиболее часто практикуют следующие варианты:
- диагностика лабораторная – изучение биологических жидкостей, их свойств, состава и т. п.;
- диагностика функциональная – изучение органов согласно их проявлениям (механическим, звуковым и электрическим);
- диагностика структурная – изучение и анализ изменений в строении живого организма.
- Юриспруденция – в области права, законов и нормативных актов применимы следующие методы:
- историко-правовой – теоретические сведения о юридической практике и законодательстве на базе разных временных периодов;
- сравнительно-правовой – выявление и анализ общего и различного между государственно-правовыми институтами разных стран мира;
- право социологический – оценка действительности в области родного государства и права путем методов анкетирования, опросов и др.
- Психология – обширная дисциплина, внутри которой уместны многие методы, но чаще всего применяются следующие из них:
- эксперимент – создается искусственным путем такие обстоятельства, при которых вызываются проявления определенных психических явлений;
- наблюдение – организованное восприятие рассматриваемого явления, что объясняет психическое явление;
- биографический;
- сравнительно-генетический метод и др.
- Экономика – здесь уместны максимально точные, цифровые, математические и другие методы, например:
- экономический анализ – рассмотрение отдельных частей с целью понимания единого целого;
- статистико-экономический – анализ и расшифровка всех статистических показателей;
- социологический метод – проведение анкетирования, разных опросов, интервьюирования и др.;
- расчетно-конструктивный,
- экономическое моделирование и др.
Основываясь на таких методах, методиках, разбираясь в методологии в целом, научное исследование всегда будет результативным и эффективным.
Немного истории
Мария Монтессори (итальянский доктор, антрополог, педагог) является создателем уникальной методики воспитания, которая стала популярной в первой половине XX столетия. Свою медицинскую карьеру Мария начинала ассистентом врача, и, работая в учреждении для детей с ограниченными возможностями (в психиатрической больнице), интересовалась методами лечения таких ребят. Монтессори пришла к выводу, что их проблемы с интеллектом отчасти не только медицинские, но и педагогические.
Монтессори видела, насколько одиноки эти дети, с ними никто не занимался, у них даже не было игрушек. И тогда она стала приносить ребятам простейшие предметы: лоскуты, коробки, бусины. И малыши словно ожили.
Мария Монтессори разработала уникальную методику воспитания, которую вначале использовала в работе с детьми с ограниченными возможностями
Впоследствии Мария заняла должность директора Ортофренического института, специализирующегося на подготовке учителей для работы с больными детьми. При институте была школа, где Монтессори сама занималась с малышами. Результат был очевиден: многие ученики сдали экзамен на уровне общеобразовательной школы.
Доктор постепенно совершенствовала свою систему воспитания и обучения, и затем решила применять её и на здоровых детях — были организованы специальные детские сады для малышей 3–7 лет.
Школы Монтессори получили большую популярность в Европе (особенно в Германии, Австрии, Нидерландах), США, Японии, Северной Корее. В России же данная методика долгое время была недоступной.
Об этой педагогической системе в нашей стране не вспоминали до 90-х гг. Именно в это время начинают появляться первые пособия. Сегодня же по этой уникальной методике в России работают многие детские сады, центры раннего развития ребёнка, а мамы самостоятельно занимаются дома с детьми.
Сегодня системой Монтессори увлекаются многие мамы и применяют её в домашних занятиях с детьми
За что критикуют расстановки по Хеллингеру
Это ненаучный метод
Директор Центра психологического консультирования НИУ ВШЭ Ирина Макарова разделяет все, что связано с психологической помощью людям, на две сферы: профессиональная помощь психологов, психотерапевтов и эмпирические практики. Расстановки по Хеллингеру она относит ко второй. По словам Макаровой, ненаучные практики опасны тем, что к ним не применяются профессиональные требования. «Расстановки не опираются ни на одну из теорий и ни на один из законов, которые есть в области научного познания. Соответственно, нельзя оценить их эффективность, обоснованность применение метода в конкретном случае. Это практики вне научного поля, а значит, они никем не контролируются и осуществляются по правилам, которые формулируют сами расстановщики», — говорит она.
Ответственность переносится с клиента на семью
Как отмечает Алена Пряник, ряд психологов отрицают расстановки по Хеллингеру, потому что, по их мнению, в рамках этого метода ответственность клиента не лежит на нем самом, а распространяется на всю семью клиента, может быть, даже на весь род. «Некоторые расстановщики рассматривают несколько поколений клиента
И здесь как будто нет важного элемента — присвоения себе ответственности за свою жизнь», — объясняет она
Диктаторский подход
Само название метода «расстановки по Хеллингеру» говорит о том, что там есть жесткая иерархия — все делается по образцу, который создал Берт Хеллингер, считает Ирина Макарова. «Расстановщики, которые считают себя последователями Хеллингера, как будто знают все, что происходит в жизни у клиента, и знают, какой вывод нужно из этого сделать клиенту. Получается такая система диктатуры — во время сеанса вы делаете то и мыслите так, как решает расстановщик. Это как в секте — есть кто-то один, кто узурпируют право на правду», — говорит эксперт.
Предпосылки методики и мировая практика
Еще в 60-е годы прошлого века американский педагог Фрэнк Бильгоу заметил интересную закономерность: ученики, которые на переменах играли в игры, связанные с балансировкой (качели, карусели, ходьба по бордюрам или бревнышкам), быстрее других усваивали школьную программу и обладали более развитыми навыками общения по сравнению с другими школьниками.
Бильгоу предположил, что существует связь между физической активностью и интеллектуальным развитием ребенка. В качестве эксперимента он разработал балансировочную доску (удержание равновесия на неустойчивой поверхности) и простую программу двигательных упражнений. Дальнейшие исследования доказали ее высокую эффективность, и изобретение стало прорывом в работе с детьми с речевыми проблемами.
В. Ф. Базарный считал изыскания в направлении развития интеллекта через движение важными. Свою систему он описывает так:
В 2001 году группа ученых из Германии под руководством ортопеда, эксперта в области эргономики, профессора Дитера Брейтхеккера вернулась к исследованиям на тему движения и интеллекта и запустила эксперимент в одной из школ Ганновера. В течение четырех лет ученые наблюдали за учениками начальных классов.
Гипотеза была такова: если совместить естественную потребность в движении с учебным процессом, то это значительно улучшит здоровье, физическое развитие и уровень успеваемости школьников. Поэтому детям на уроках предоставили возможность делать все то, за что выступал и Базарный: максимально активно двигаться, ходить по классу, стоять и даже лежать на полу.
Для чистоты исследования в соседней школе была создана контрольная группа из учеников начальных классов того же возраста. Эти дети занимались по стандартной системе.
К концу четвертого класса у половины детей из обычной школы медики обнаружили деформации позвоночника, тогда как в тестовой группе подобных проблем со здоровьем не наблюдалось. Уровень успеваемости в экспериментальной группе тоже был выше: дети быстрее справлялись с заданиями и демонстрировали лучший результат.
Таблицы Зайцева
Таблицы Зайцева — это наглядные обучающие пособия высокой системности, на которых смоделирован весь учебный материал.
Таблицы подают сразу весь материал и вывешиваются на стены.
Они создают обучающую информационную среду. Таблицы являются многофункциональными посредниками между учениками и наставниками:
- учат;
- дают информацию;
- являются путеводителями по учебному материалу;
- отрабатывают нужные навыки;
- помогают взаимообучению.
По содержанию таблицы делятся:
- на складовые (для сопоставления качеств звуков — мягкости, глухости, звонкости, твердости, мягкости и для составления слов);
- на стосчетовые (для обучения счету в пределах 100 — это 4-хцветная лента с числами от 0-99, группами квадратов и кружков для изучения десятков, четности-нечетности);
- на математические (показывает, из чего состоят числа, их свойства, действия над ними, происхождение цифр, дробей, степеней).
Таблицы и кубики неразъединимые части обучающего процесса.
Роль родителей
Методика Зайцева является частью педагогики сотрудничества. Главным в ней является создание обучающей среды и наставник.
- Образовательная среда создается совместно с родителями, что дает мощный импульс к развитию ребенка.
- Родители также должны поддерживать авторитет наставников у детей.
- Если из системы ребенок-наставник-родители, выпадает хоть одно звено, обучение становится бесполезным.
- Родители должны сами увлечься обучением, помогать ребенку с удовольствием. Это будет залогом успеха их ребенка.
- Если родители решили обучать своего ребенка по методике Зайцева дома, они должны создать творческую развивающую среду, разобраться в основах системы, а потом начинать системные занятия. Только тогда можно надеяться на успех. Надо помнить, что кубики Зайцева — это не просто игрушки, а учебные пособия.
Могут ли родители, не будучи педагогами, заинтересовать ребенка?
Самый животрепещущий вопрос для всех родителей: «Как заставить ребенка заниматься?» Если говорить откровенно, это знает любой хороший педагог: если сам взрослый выполняет какие-то действия с удовольствием и энтузиазмом, выражая заинтересованность, то большинству детей захочется попробовать проделать эти же действия. Дома с этим дела обстоят даже лучше, чем в школе или детском саду, потому как сама система Монтессори предоставляет ребенку не цель развития, а лишь способы. А адекватные цели воспитания и обучения могут и, по мнению специалистов различных подходов, должны быть поставлены только самим ребенком в союзе с родителями, настроенными на понимание нужд своего чада и спокойную помощь ему во всех начинаниях.