Признаки пробитой прокладки головки блока цилиндров
Чтобы точно определить пробой ГБЦ, нет необходимости разбирать агрегат или снимать головку. Мотор сам укажет на неисправность появлением некоторых важных симптомов.
Нарушение прокладки между цилиндром и системой охлаждения
В систему охлаждения двигателя входит головка цилиндров. По специальным каналам антифриз циркулирует внутри головки и блока, затем в систему. На пробой между цилиндром и системой охлаждения укажет следующее:
- В картере двигателя существенно возрастёт объем масла из-за попавшего в него тосола. Поступившая в поршневую группу жидкость начнет испаряться, выходить вместе с рециркулируемыми газами. Будет заметно, как выхлопные газы приобретут белый цвет.
Белый дым из выхлопной системы автомобиля с пробитой прокладкой ГБЦ
- Появление масляных пятен в радиаторе или расширительном баке, наличие густой смеси на клапане радиатора. Причина в том, что горючее попало в систему охлаждения.
Все эти признаки можно определить визуально, без необходимости демонтажа головки.
Повреждение прокладки между цилиндрами
Этот пробой определяется по работе двигателя. Появляется нестабильность оборотов, плохой запуск. Компрессионный замер внутри цилиндров поможет узнать причину нестабильной работы мотора. Компрессия в двух, рядом стоящих цилиндрах, будет завышена из-за пробития прокладки между ними.
Повреждение прокладки между цилиндрами
Выход отработанных газов из-под головки блока цилиндров
Этот пробой — следствие перегрева двигателя, неравномерного натяжения гаек, скрепляющих головку и блок. Из-за высокого давления в системе сжатия выхлопные газы будут выходить в месте стыка двух узлов. Это можно определить визуально, обычным осмотром места сочленения головки с блоком.
Появление масла на стыке головки и блока цилиндров
Похожая проблема, но теперь неисправно место прохождения масла по каналу из блока в головку. Высокое давление выбивает масло через неплотно прилегающее место соединения.
Появление масла на стыке головки и блока цилиндров
Другие признаки
Если визуально не удается определить пробитие ГБЦ, значит, она неисправна не по внешнему контуру, а в центральной части. Признаки ухудшения герметичности:
- Двигатель перегревается из-за недостатка тосола в системе, без признаков его утечки.
- Печка недостаточно прогревает салон автомобиля, заметна потеря температуры. Происходит по причине появления стороннего «потребителя» антифриза в системе охлаждения. Тосол уходит еще куда-то.
- Свечи зажигания после демонтажа мокрые. При этом нет запаха бензина. Если свеча высохла, на ней присутствует рыжий или красный налет. Антифриз испарился при воздействии высокой температуры в цилиндре.
- В расширительном баке возникает пар. Эта причина указывает на попадание отработанных газов в тосол.
Пар в расширительном бачке
- На конце выхлопной трубы масляный налет. Указывает на попадание масла в цилиндры.
Масляный налет на конце выхлопной трубы
- При попадании тосола в картер двигателя повышается уровень масла и меняется его состав. Масло приобретает белый оттенок со множеством воздушных пузырей. Так как тосол имеет значительную часть воды в составе, она не смешивается с маслом, но закипает от воздействия температуры и давления.
- Наличие жидкости на конце выхлопной трубы указывает на смешивание антифриза и отработанного газа. Это признак пробоя прокладки между цилиндром и системой охлаждения.
Все эти симптомы можно выявить во время эксплуатации автомобиля. Пробой не может возникнуть сам по себе. После определения симптомов разгерметизации нужно выявить причину пробоя этого элемента двигателя.
Можно ли игнорировать проблему
Если симптомы выражены не слишком ярко, некоторые водители откладывают ремонт до лучших времен. Автомобиль едет? Значит пока все нормально. Но халатность способна привести к печальным последствиям. Прогоревшая прокладка ГБЦ может попортить немало крови.
Иногда сомнения приводят к непредсказуемым последствиям
Банальная утечка тосола вызывает следующие проблемы:
- Повреждение катализатора выхлопных газов.
- Снижение смазывающих свойств масла.
- Перегрев двигателя из‐за большой силы трения.
В такой ситуации возникают задиры на коленчатом и распределительном валах. Появляются повреждения на внутренних стенках гильз цилиндров. Смесь масла и тосола вызывает развитие коррозии в радиаторе охлаждения и отопителя. Нарушается проходимость антифриза. Проблемы идут по нарастающей.
Выбор прокладки
В завершении стоит затронуть вопрос выбора подходящего уплотнителя ГБЦ. Их изготавливают на основе металла и паронита. Потому закономерно автомобилистов интересует, какой из представленных материалов лучше, и что стоит использовать.
У каждого вида прокладки есть свои сильные и слабые стороны. При выборе нужно ориентироваться на рекомендации вашего автопроизводителя. Если в руководстве сказано, что использовать нужно именно металлические или же паронитовые изделия, действовать наперекор рекомендациям категорически нельзя.
Металлические уплотнители обладают повышенной прочностью по сравнению с конкурентом. Их обычно устанавливают на моторы с повышенной мощностью и при использовании турбокомпрессора. Если же ваша машина имеет средние показатели мощности, и вы эксплуатируете её без чрезмерной нагрузки, паронит прекрасно справится с поставленными задачами.
Одновременно большую роль играет качество изделия и правильность его установки. Прокладки лучше покупать от проверенных производителей через сертифицированных продавцов, чтобы избежать приобретения подделки
Затем так же важно правильно установить изделие. Когда уплотнитель стоит неровно, он быстро прогорит вне зависимости от того, насколько прочным был материал изначально
В ситуациях, когда на машине пробивает прокладку головки блока и водитель наблюдает соответствующие признаки, продолжать длительную поездку нельзя. Вы в теории можете добраться до пункта назначения, но к тому моменту двигатель пострадает настолько сильно, что в лучшем случае потребуется дорогостоящий или капитальный ремонт.
Заметив первые признаки, обязательно отправляйтесь к гаражу или в автосервис
Важно не просто обнаружить факт повреждения прокладки, но и понять причину, из-за чего это произошло
Почему происходит повреждение детали
Чаще всего прокладка ГБЦ выходит из строя по двум причинам:
- Несоблюдение технологии, предписанной в руководящей документации (например, пренебрежение использованием динамометрического ключа или установка старого крепежа). Легкомысленное отношение к исправлению кривизны поверхности тоже к хорошему не ведет — если установить кривую ГБЦ на блок, прокладка потечет не сразу, а может быть и в отдаленном будущем. Деталь, установленная таким образом, прослужит обязательно меньше, чем могла бы.
- Неправильная эксплуатация — также частая причина, по которой возникает пробой прокладки ГБЦ. В первую очередь, это перегрев или даже постоянная езда с предельной температурой. Заливать холодную охлаждающую жидкость при закипании антифриза в раскаленный двигатель — недопустимо: это ведет к выходу из строя ГБЦ, а вместе с ней и прокладки. Неправильная настройка или неисправность системы зажигания, либо топливной аппаратуры приводит к нарушению температурного режима и детонации. Постоянная езда в форсированном режиме, перегрузка или применение бензина, не соответствующего по октановому числу техническим характеристикам также наносят вред детали.
Признаки прогара прокладки головки блока цилиндров
Прогар прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ) на легковых автомобилях, если это случится, доставит немало хлопот автовладельцам.
Главное печальное известие — эксплуатация машины становится недопустимой.
Будьте внимательны! Отнеситесь к нижеперечисленным признакам со всей серьезностью, и если они проявятся, то вам стоит прекратить эксплуатацию вашего авто и принять меры к квалифицированному ремонту:
- если повышается температура охлаждающей жидкости, и тосол (антифриз) начинает кипеть;
- двигатель начинает троить, пропадает тяга;
- салон перестает прогреваться отопительной системой, так как происходит завоздушивание системы и моторчик печки гонит холодный воздух.
Но есть еще надежда, хотя и мизерная, что признаки прогара прокладки головки блока цилиндров не подтвердятся.
Как разобраться, как выяснить истинную причину возникшей неисправности?
Почему пробивает прокладку головки блока цилиндров
Прокладки ГБЦ изготавливаются из стали, алюминия, паронита. Эта деталь имеет определенные характеристики устойчивости к температуре, давлению, разрыву. Пробой элемента может возникнуть по причине некачественного ремонта, неправильной эксплуатации двигателя. Последствия приводят к нарушению герметичности, дорогостоящему ремонту.
Прогорание из-за перегрева двигателя
Материал прокладок ГБЦ рассчитан на определенную рабочую температуру. При повышении нормы прокладка выгорает. Она находится под давлением затянутых болтов, увеличение температуры приводит к расширению материала. Расширяясь, прокладочный материал прикипает к посадочному месту, воздействуя на металл головки. Возникают неровности, шероховатости, прогибы. Нарушается герметичность места стыка. После перегрева поверхность головки обязательно шлифуется для удаления сколов, неровностей.
Неправильная затяжка болтов
Головка блока цилиндров крепится к блоку болтами или шпильками. Они расположены по всему периметру детали. Прочное, равномерное соединение и герметизация достигается путем затягивания болтов в определенной последовательности и под необходимым усилием. Нарушение последовательности затяжки приводит к перекосу головки. Слабое усилие недостаточно сжимает прокладочный материал, прижимая его к поверхности блока или головки.
Низкокачественный материал
Некачественные ремонтные комплектующие очень просто определить визуально: они более тонкие. Паронитовые ремкомплекты с металлическими краями часто не совпадают по размеру, имеют не точно пробитые отверстия, кривые края. Такие детали использовать нельзя. Прокладки из металла должны быть идеально ровными, с точно пробитыми отверстиями, без трещин, царапин на поверхности. Для замены лучше использовать оригинальные ремонтные комплекты. Подделки стоят намного дешевле, но становятся причиной дорогого ремонта.
Методы диагностики
При обнаружении прямых или косвенных признаков перед автовладельцем возникает новая задача. Ему необходимо разобраться в том, как проверять прокладку ГБЦ на предмет пробоя.
Всего существует несколько методов. Причём диагностика достаточно простая, и её можно применять в гаражных условиях. Опыт здесь не играет ключевой роли, поскольку с поставленной задачей справятся и начинающими автомобилисты.
Если вам интересно и необходимо знать, как проверить, была ли пробита на двигателе автомобиля прокладка ГБЦ, выполните следующие манипуляции. Любой из представленных методов подходит для получения точного ответа касательно целостности и текущего состояния уплотнителя между блоком и головкой.
- Визуальный осмотр. Наиболее простой вариант, как самому можно определить, что на двигателе пробита или изношена прокладка ГБЦ. Здесь нет определённого и строгого алгоритма действий. Неисправность определяют просто путём визуального наблюдения. Сначала нужно запустить двигатель, открыть капот и присмотреться к области соединения блока и головки. Если через щели выходит даже небольшой объём дыма, проблема есть. Также можете прислушиваться к поведению мотора, который может начать выдавать нехарактерные звенящие звуки.
- Проверка радиатора и расширительного бачка с ОЖ. Ещё обязательно проверяется горловина, с помощью которой в рамках планового ТО заливается новое моторное масло. Метод тоже визуальный. Просто открутите все крышки и внимательно на них посмотрите. Не забудьте заглянуть внутрь бачка. Если жидкость охлаждения проникла в мотор, на крышке маслозаливной горловины, вы увидите характерную рыжую эмульсию. Если масло оказалось в антифризе, тогда маслянистые пятна появятся на крышке радиатора или же расширительного бачка.
- Наблюдение за выхлопной трубой. Запустите двигатель. Можете попросить помощника немного погазовать, чтобы увеличить объём выходящего дыма из выхлопной трубы. Если вы видите на выходе дым белого цвета, фактически являющийся паром, проблема с пробитой прокладкой наверняка есть. При использовании антифриза через трубу обычно выходит дым белого цвета с характерным сладким оттенком. Дополнительно загляните в расширительный бачок с ОЖ. Если уровень постепенно падает, тогда вы вероятно диагностировали пробой прокладки. Хотя признак считается косвенным.
- Проверка наличия выхлопа в системе охлаждения. Чтобы сделать это, можно воспользоваться одним из 2 методов. Первый способ предусматривает откручивание крышки на радиаторе или расширительном бачке. Если внутри наблюдается активное бурление, это плохой признак. Второй метод заключается в применении воздушного шарика или обычного презерватива. Изделие натягивается на горловину бачка, сняв перед этим крышку. Затем запускается двигатель при оборотах около 3-5 тысяч в минуту. Если шарик или презерватив надувается (быстро или медленно), произошла разгерметизация. То есть в ближайшее время потребуется заменить прокладку.
Все методы используются уже не один десяток лет, но продолжают оставаться эффективными, простыми и достаточно точными. Да, вы можете потратить лишние деньги и отправиться на диагностику в автосервис. Но чтобы сэкономить, лучше самому определить неисправность, а далее уже поручить замену мастерам или сделать всё своими руками.
Самостоятельная замена прокладки потенциально сложна и тяжело выполнима без наличия соответствующего опыта и специального инструмента. Также не стоит доверять гаражным СТО, не имеющим лицензии. Тут лучше потратить больше денег, но отдать машину в надёжные руки специалистам, которые предоставят гарантии на выполненную работу.
Как проверить пробита ли прокладка ГБЦ
Двигатель автомобиля имеет две важные детали: блок цилиндров и головку блока цилиндров (ГБЦ). А уплотняется их соединение друг с другом прокладкой ГБЦ. Ее основной задачей является герметизация камер сгорания и каналов, по которым циркулирует антифриз. Когда пробита прокладка ГБЦ, в моторе появляются неполадки, о которых мы расскажем в этой статье.Прокладки ГБЦ, как правило, изготавливаются из тонкого листового металла или из армированного паронита с металлической окантовкой отверстий под камеры сгорания. Между некоторыми отверстиями в прокладке достаточно тонкие стенки, поэтому малейшая ошибка при установке или замене приведет к их быстрому прогоранию.
Вторым важным моментом для продления жизни прокладки будет соблюдение определенного порядка закручивания болтов крепления ГБЦ. Для этого производители моторов, а также изготовители прокладок прилагают схему заворачивания крепежных деталей с указанием момента затяжки.
Симптомы и признаки пробитой прокладки ГБЦ
Когда пробита прокладка ГБЦ, признаки этой неисправности проявляются по-разному, но основные симптомы выглядят следующим образом:
Повышение температуры двигателя происходит из-за пробоя окантовки камеры сгорания. Горящие газы попадают в систему охлаждения и быстро нагревают антифриз. При попадании выхлопных газов в систему охлаждения в расширительном бачке наблюдается бурное газообразование.
Смешивание моторного масла с антифризом, попадание топлива в охлаждающую жидкость также становятся следствиям повреждения прокладки ГБЦ. Появление маслянистых пятен в расширительном бачке системы охлаждения должно насторожить. Без промывки системы охлаждения в этом случае уже не обойтись.
Сложно бывает сразу выявить неполадку в моторе, когда происходят перебои в работе цилиндров. Если прогорела прокладка ГБЦ между камерами сгорания, то происходит перемешивание топливной смеси в одном цилиндре с выхлопными газами другого цилиндра. При этом проблемы возникают при запуске двигателя, а после разогрева мотор начинает устойчиво работать.
Иногда происходит разрыв внешней оболочки прокладки ГБЦ. Тогда на поверхности двигателя в районе стыка блока цилиндров и головки можно наблюдать маслянистые потеки.
Часто пробой прокладки ГБЦ можно определить по внешнему виду выхлопных газов. Белый дым из глушителя свидетельствует о том, что в камеру сгорания попадает влага или антифриз. Это происходит тогда, когда появляется разрыв в прокладке между каналом рубашки охлаждения и камерой сгорания.
Напоминаем, что самый простой способ проверить прокладку головки блока цилиндров продемонстрирован на видео в конце статьи.
Что делать, если пробило прокладку ГБЦ
Если по результатам проверки прокладка головки блока цилиндров оказалась пробитой, то у вас не остается никаких вариантов, кроме её замены на новую.
Прокладка ГБЦ не является слишком дорогой деталью. В зависимости от модели авто, материала и фирмы-производителя её цена колеблется в пределах 300-3000 руб. Но это лишь верхняя часть «айсберга».
При замене прокладки ГБЦ придется менять и болты крепления. Когда болт выкручивается, его параметры уже не соответствуют необходимым требованиям, и при повторном заворачивании с нужным усилием велика вероятность разрыва тела болта
Стоимость новых болтов колеблется в районе 350-1000 руб.
Перед установкой новой прокладки ГБЦ важно проверить поверхность сопрягаемых плоскостей на блоке цилиндров и головке блока. Если требуется дополнительная шлифовка, тогда приобретать прокладку необходимо с учетом толщины снятого слоя металла
Шлифовка ГБЦ обойдется в пределах 450-900 руб.
Снять головку блока цилиндров в некоторых двигателях достаточно сложно
Требуется отсоединить много деталей и узлов, слить технические жидкости. Поэтому выполнение этой ответственной работы лучше доверить квалифицированным специалистам. Замена прокладки на автосервисе оценивается в сумму 1200-4000 руб.
Шлифовка ГБЦ обойдется в пределах 450-900 руб.
Снять головку блока цилиндров в некоторых двигателях достаточно сложно. Требуется отсоединить много деталей и узлов, слить технические жидкости. Поэтому выполнение этой ответственной работы лучше доверить квалифицированным специалистам. Замена прокладки на автосервисе оценивается в сумму 1200-4000 руб.
После выполнения замены прокладки ГБЦ автомобилист должен некоторое время следить за поведением мотора. Если двигатель работает устойчиво, выхлопные газы прозрачны, а температура не превышает норму, то прокладка хорошо справляется с возложенной на нее задачей и проблема решена успешно.
Какая прокладка ГБЦ лучше: правила выбора
При выборе прокладки ГБЦ необходимо ориентироваться на следующие критерии: стойкость к коррозии, высоким температурам, давлению и сроку эксплуатации. Выше мы рассматривали виды таких изделий. Теперь подробнее остановимся на их особенностях.
Металлические
Прокладки ГБЦ, изготовленные из металла, пользуются высокой популярностью у автовладельцев.
Их преимущества:
- повышенная прочность;
- равномерность нагрузки;
- большой срок службы;
- наличие уплотнительных элементов, защищающих от разгерметизации.
Металлические изделия рекомендуется применять на машинах с турбиной или оборудованных форсированными моторами.
Асбестовые
Прокладки на основе асбеста пользуются большим спросом у автовладельцев.
Их преимущества:
- Стойкость к высокой температуре.
- Доступная стоимость.
- Небольшая усадка.
- Наличие металлических элементов в местах, где это необходимо.
Из минусов:
- Ухудшение качества при продолжительном применении.
- Чувствительность к вибрациям и температурным скачкам.
- Опасность асбеста для здоровья (больше актуально для людей, участвующих в производстве).
Безасбестовые
К этой категории относятся изделие, изготавливаемые из современных композитных материалов.
Они имеют ряд преимуществ:
- Почти полное отсутствие усадки.
- Долгий срок службы.
- Эластичность, гарантирующая хорошее прилегание к поверхности.
- Стойкость к высокой температуре.
- Отсутствие боязни перепадов давления.
- Усиление основных участков металлическими компонентами.
Важно учесть, что ресурс прокладки ГБЦ зависит не столько от материала, сколько от правильности установки. Если не попасть в усадочное место, проблемы будут даже с самым дорогим изделием, поэтому к такому вопросу необходимо подходить со всей ответственностью
Главным признаком неправильной установки является ее быстрое повреждение и появление признаков, которые упоминались в начале статьи.
На дизельных двигателях неправильный монтаж может проявиться стуком поршневой системы из-за того, что движущийся элемент задевает край прокладки.
Как узнать, что пробита прокладка ГБЦ
Существует несколько способов определения неисправности этой детали.
Самый надёжный – обратиться в профессиональный автосервис, где квалифицированные работники с большим стажем выполнения подобного обслуживания при наличии диагностического оборудования оперативно выяснят причину дефекта.
Следует иметь в виду, что стоимость новой детали на замену не потребует солидных расходов от хозяина.
А вот за оказание услуги «замена прокладки головки блока цилиндров в двигателе автомобиля» придётся отдать значительную сумму.
Чтобы заменить данный компонент мастера сервис должны снять головку, разобрать газораспределительный механизм.
Однако, если хозяин машины не желает тратить деньги на оплату услуг станций технического обслуживания автомобилей, он сам может выполнить диагностику.
Для этого нужно иметь несложные подручные средства.
Самый простой способ – осмотр состояния силового агрегата автомобиля.
Визуально можно увидеть следующие признаки повреждения прокладки ГБЦ:
- Наличие эмульсии в системе охлаждения. Для этого нужно открутить крышку маслозаливной горловины и посмотреть состояние жидкости. Сметанообразная масса укажет на смешение моторного масла и антифриза. Также следует осмотреть внутреннюю сторону крышки радиатора. На ней не должно быть маслянистых следов.
- Проверить цвет продуктов отработки, выходящих из выхлопной системы. Наличие белесого или белого цвета свидетельствует о проникновении в систему охлаждающей жидкости.
- Нужно открыть капот при включенном двигателе и осмотреть пространство моторного отсека на наличие задымлённости в месте соединения ГБЦ и блока цилиндров. Если дым есть – прокладка точно прогорела.
Проверка прокладки ГБЦ с помощью шарика (презерватива)
Проверить исправность прокладки можно с помощью одного из этих предметов, с которыми многие из нас имеют дело в повседневной жизни:
- Воздушный шарик.
- Презерватив.
- Медицинская перчатка.
Оптимальным вариантом будет презерватив. Оно имеет подходящий входной диаметр, его часто можно найти в бардачке автолюбителя.
Рассмотрим алгоритм проверки дефекта прокладки с помощи презерватива:
- На холодном силовом агрегате откручивается крышка расширительного бачка с жидкостью охлаждения.
- На горловину ёмкости натягивается противозачаточное средство.
- Запускается двигатель, его обороты доводятся до 3 – 5 тыс. об/мин., мотор работает в течение 5 – 8 минут.
- Если презерватив надувается, значит в системе имеются газы, прокладка повреждена.
Степень неисправности детали зависит от скорости заполнения противозачаточного средства.
Однако независимо от скорости наддува её следует заменить, процесс разгерметизации налицо.
Проверка с помощью бутылки
Приведённый выше способ проверки не всегда может показать наличие пробоя при незначительном повреждении.
В этом случае используют другой метод – с помощью пластиковой бутылки небольшой ёмкости 0,5 – 1,0 л.
На многих машинах имеется сапун, установленный на расширительном бачке.
С помощью такого приспособления, трубки, внутри резервуара поддерживается равнозначное с атмосферным давление в ёмкости.
Данную трубку нужно опустить в приготовленную пластиковую бутылку, заполненную наполовину водой.
После этого нужно завести мотор, дать ему немного поработать.
Появление воздушных пузырьков сигнализирует о пробое прокладки ГБЦ, необходимости её замены.
Если пузырьков не видно или в бутылке стал появляться антифриз, значит, деталь в порядке.
При отсутствии сапуна в машине такой «диагностический» прибор можно сделать самостоятельно.
Нужно взять пластиковую крышку под размер горловины бачка, просверлить в ней дырку под диаметр имеющейся трубки.
После следует накрутить конструкцию на бачок и провести операцию диагностики.
С реагентом CO2
Для этого способа проверки необходимо приобрести в магазине набор с реагентом двуокиси углерода (CO2).
Набор CO2 необходимый для проверки ГБЦ.
Назовём последовательность действий при помощи такого набора:
- Заливается в камеры для смешивания жидкостей имеющуюся в наборе индикаторное вещество.
- Соединяется данное устройство с помощью адаптера с горловиной радиатора или бачка расширения.
- Запускается силовой агрегат автомобиля.
- Производится прокачка ручным насосом воздуха через установленную проверочную конструкцию.
- Если двуокись попала в систему охлаждения, реагент окрашивается, если нет – значит прокладка в исправном состоянии.
Проверка ГБЦ при помощи реагента CO2.
Этот метод позволяет наверняка определить наличие CO2 в антифризе. Однако минусом такой диагностики считается стоимость набора.
Прогар прокладки между двумя соседними камерами сгорания
Прогар прокладки между 2 и 3 цилиндром. Ожидаемо, так как компрессия в них упала.
Отдельно стоит отметить случай, когда прокладка прогорает между двумя соседними камерами сгорания. Явных, визуальных признаков такого прогара нет.
Зато есть симптомы, говорящие о прогаре такого характера — снижение мощности двигателя, высокий расход топлива, трудный пуск при полностью исправных системах зажигания, питания и отрегулированном газораспределительном механизме.
Диагностика
Замер компрессии
В случае пробоя прокладки компрессия в двух соседних цилиндрах будет на порядок ниже номинальной, что говорит о пробое.
В этом случае при замене прокладки стоит внимательно изучить место прогара, возможно, там появилась раковина или микротрещина, а она и дальше будет вызывать прогар прокладки именно в этом месте.
Рекомендуем: Как выбрать антифриз для автомобиля?
https://youtube.com/watch?v=TXmnGAA_p0g