Как заменить водяной насос на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099?
Примечание!
Когда ремень ГРМ снят с верхних шкивов будет, не в коем случае не проворачивайте шкивы, а то нарушите фазы газораспределения (Их в принципе и поставить можно, но лучше не трогайте, а ставятся они по меткам, более подробней об этих метках Вы узнаете когда прочтёте одну из статей, на которую в этой статье дана ссылка), ну даже если фазы газораспределения можно заново выставить, это не значит что шкив крутить всё же можно, просто есть некоторые движки (Они на девятки ставились), которые загибают клапана, так вот если вы шкив резко крутанёте на снятом ремне ГРМ, то клапана чуть-чуть деформируются, а это уже в круглую сумму выйдет!
Снятие:
Помпа меняется не легко, если же есть навык то всё просто, если его нет, то скорее всего даже и не одним днём замену выполнять будете, в общём начнём, сперва скинуть клемму минус нужно будет и потом слить ОЖ с двигателя (Как слить жидкость, читайте в статье: «», а о том как скинуть клемму минус, читайте в статье: «»), когда эта операция будет проделана, снимите ремень ГРМ с натяжного ролика а потом и сам ролик с автомобиля (Как снять ролик, Вы найдёте в статье под названием: «»), следом шестерню распредвала снимите (Как это сделать, читайте «») и выкрутите несколько болтов и гаек (Их около пяти, все они на фото ниже показаны) которые крепят заднюю крышку и после чего её от основания отделите, чтобы доступ к помпе был (По другому её никак не вынуть), а как только доступ появиться, отвёрткой выньте помпу подцепив для этого её шкив как это показано на маленьком фото.
Примечание!
Если помпа вынется, но кузов мешать будет или ещё что то (Вынуть Вы её полностью не можете к примеру), то в этом случае попросите помощника отвести чутка двигатель, для этого пусть он просто возьмётся за удобное место (Оно обязательно из металла должно быть выполнена) и применив силу, наклонит двигатель в нужную сторону, а Вы в это время помпу вытащите из отверстия в двигателе автомобиля!
Установка:
Новая помпа ставиться в обратном порядке снятию, перед тем как её купить обязательно маркировку сравните со старой, мы Вам рекомендуем точно такую же брать и про прокладку не забудьте которая между помпой и двигателем стоит (см. маленькое фото), обязательно посмотрите на то место где помпа к двигателю прилегала, если там останутся кусочки этой прокладки, то Вы их отвёрткой со скоблите и новую прокладку купите, положив её вместо старой на помпу.
Примечание!
Когда помпу покупать будете, рекомендуем брать ту на которой крыльчатка выполнена не из пластика а из металла, посмотрите самое верхнее фото в этой статье на нём отчётливо видна крыльчатки и отчётливо видно что она выполнена из металла и кстати, если вдруг заметите что крыльчатка поменяла свой цвет (Ржаветь например начала), то и в этом случае помпу смените новой, при установки, учтите что маркировка вверх должна быть направлена (см. фото 1), а шкив распредвала обязательно должен быть установлен выступающей частью к двигателю автомобиля (см. фото 2), ну и после этого совместите всё по меткам, натяните ремень ГРМ (Натяжным роликом он натягивается) и залейте охлаждающую жидкость в двигатель автомобиля!
Дополнительный видео-ролик:
Более подробно и наглядно увидеть процесс замены водяного насоса, Вы можете в ролике ниже:
Проблемы при демонтаже
Но иногда извлечение оборудования становится невозможным в силу возникновения различных проблем.
Насос заилился
Заиливание корпуса агрегата в обсадной трубе – это достаточно распространенная проблема при извлечении аппарата. Заиливание происходит, если аппарат для подачи воды из источника редко используется. Именно слой ила, скопившийся в обсадной трубе, мешает при извлечении устройства из скважины.
В данном случае, чтобы достать оборудование из обсадной трубы, применяется метод раскачивания. Суть метода – принудительные движения насоса вверх-вниз, благодаря которым пространство вокруг агрегата будет промываться водой и освобождаться от накопившегося ила.
Если раскачиванием не получается освободить оборудование, придется прибегнуть к помощи пожарников. Они, опустив пожарный рукав в скважину поближе к насосу, сильным напором воды размывают скопившийся слой ила.
Если скважина, в которой застрял агрегат, пробурена в известняке, то возможной причиной заклинивания оборудования может быть известковый налет на обсадной трубе.
Агрегат застрял в скважине при подъеме
Часто при подъеме оборудования из скважины из-за провисания электрического кабеля или провисания троса, оно прочно застревает в обсадной трубе. В данном случае кабель (трос) обвивает корпус агрегата и не дает ему свободно продвигаться. “Освобождается” насос по следующему алгоритму.
- Попробуйте опустить аппарат на дно. После этого следует размотать петлю, образовавшуюся вокруг аппарата, медленными раскачиваниями троса в разные стороны с одновременным подтягиванием кабеля (троса).
- Во время подъема агрегата не забывайте синхронно подтягивать все элементы, подсоединенные к насосу: шланг, кабель и трос.
- Фиксируйте все элементы с помощью хомутов через каждый метр.
- Оборудование поднимайте медленно и с максимальной аккуратностью.
Насос упал в скважину
Если при извлечении агрегата он упал в скважину, то его не всегда удается достать. Но попытаться, конечно же, стоит.
- Изготовьте из стальной проволоки крюк “кошку”.
- Приварите к крюку стальную проволоку. Длина ее должна равняться глубине скважины плюс еще 50 см.
- Опустите крюк в скважину и, когда он достигнет упавшего насоса, начинайте вращать проволоку, чтобы попробовать зацепить шланг.
- Если зацепить шланг получилось, то постарайтесь медленно и аккуратно вытянуть аппарат из скважины. Для его извлечения можно использовать лебедку или другое подъемное оборудование.
Когда извлечь насос не получается, его можно оставить в скважине при условии, что он не мешает ее заполнению водой. Иногда неизвлекаемый агрегат разрушают с помощью желонки (см. рисунок ниже)
Агрегат разбивается на мелкие куски и, либо извлекается по частям, либо оставляется в скважине.
Причины поломки
Далее будут приведены основные причины неисправности, а также способы их устранения своими руками.
Засор
О засоре свидетельствует необычное гудение, когда машинка не может слить воду. Причинами могут быть предметы, попавшие внутрь помпы или шланга, в трубу, канализацию, или при подаче воды.
Существует два вида засоров. Механический возникает, когда в шланг попадают сторонние предметы: пуговицы, монеты и другое. Они закрывают проход воды в систему. Естественный засор — это когда в фильтр попадают волосы, пух и другой мелкий мусор.
Первый вид засора легко предупредить. Необходимо перед стиркой тщательно проверять все карманы, застегивать все пуговицы и использовать специальные сетчатые мешки для одежды. Второй вид возникает со временем, его сложно предотвратить полностью, поэтому раз в месяц или реже, в зависимости о частоты использования машинки, необходимо прочищать шланг и фильтр.
Фильтр для механической очистки воды предупредит засор шланга подачи, главное — менять его периодически, в зависимости от используемого типа фильтра.
Износ детали
К износу насоса приводит попадание в него сторонних предметов и мусора, при этом машинка начинает сильно шуметь. Средний срок службы насоса 10-12 лет. Время эксплуатации может варьироваться и зависит от частоты использования.
Жесткая и грязная вода приводят к образованию накипи и уменьшают срок службы насоса. При каждом цикле стирки рекомендуется использовать средства для смягчения воды.
Практические рекомендации для предотвращения износа помпы стиральной машины:
- Тщательно очищать от кусочков грязи одежду
- Проверять карманы перед стиркой
- Установить фильтр на входе
- Использовать при стирке смягчающие средства для воды
Перед стиркой подстилок для животных следует их хорошо очистить от шерсти (особенно это касается владельцев длинношерстных собак и кошек). Именно шерсть и волосы становятся одной из причин быстрого износа помпы.
- После конца цикла стирки сливать воду из бака до конца
- Периодически чистить внешний фильтр
- Соблюдение рекомендаций увеличивает срок службы насоса как минимум на 4-5 лет.
Замена водяного насоса
Работа по установке новой помпы на классическую модель ВАЗ состоит из несколько этапов.
- Выбор и покупка новой детали.
- Подготовка инструментов и места для работы.
- Демонтаж старого насоса и определение возможности его ремонта.
- Установка новой помпы и проверка её работоспособности.
При выборе нового насоса следует ориентироваться на известные бренды
Заранее приобретать новую помпу имеет смысл только в том случае, если есть уверенность в неисправности старой или срок её службы подходит к концу. Если же недалеко от места работ есть автомагазин, приобрести насос можно и в процессе разборки.
Бензиновые двигатели 1.2, 1.4 и 1.6 л
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
2. Слейте охлаждающую жидкость в чистую емкость и сразу же наденьте шланг обратно и закрепите его.
3. Снимите зубчатый ремень (см. Главу Двигатели).
4. На двигателях OHC 1.2 и 1.4 л снимите заднюю крышку зубчатого ремня (см. Главу Двигатели), для чего выверните болты крепления и снимите крышку постели распределительного вала, зубчатые колеса распределительного и коленчатого валов, а также натяжной ролик с корпуса масляного насоса.
5. Выверните болты крепления и снимите водяной насос (показан двигатель OHC 1.2 или 1.4 л).
Болты крепления водяного насоса
6. Очистите сопрягаемые поверхности насоса и блока цилиндров.
7. Чтобы исключить коррозию водяного насоса, смажьте сопрягаемую с ним поверхность блока цилиндров, а также уплотнительное кольцо в корпусе насоса силиконовой смазкой, например, OPEL 19 70 206 (90 167 353).
8. Установите водяной насос с новым уплотнительным кольцом (2) в блоке цилиндров и затяните болты его крепления с усилием 8 Нм.
На двигателях DOHC 1.4 и 1.6 л установите насос так, чтобы метка (2) на насосе совпадала с меткой (1) на блоке цилиндров
Уплотнительное кольцо водяного насоса
Установочные метки
9. На двигателях OHC 1.2 и 1.4 л установите заднюю крышку зубчатого ремня, затяните болты ее крепления с усилием 12 Нм, и установите зубчатое колесо коленчатого вала, следя за совпадением меток ВМТ (см. Главу Двигатели).
10. На двигателях OHC 1.2 и 1.4 л установите натяжной ролик зубчатого ремня. Следите за положением установки: лапка (1) планки ролика должна входить в отверстие (2) корпуса масляного насоса Лапка должна зайти в отверстие до упора вправо. Затяните болт с усилием 20 Нм.Установите зубчатое колесо распределительного вала (см. Главу Двигатели).
Установка натяжного ролика зубчатого ремня
12. Наденьте зубчатый ремень и натяните его (см. Главу Двигатели).
13. На двигателях OHC 1.2 и 1.4 л установите крышку постели распределительного вала с новой уплотнительной прокладкой и затяните болты крепления с усилием 8 Нм.
14. Заправьте систему охлаждения.
Снятие и установка водяного насоса
Последовательность операций:
- Слить жидкость из системы охлаждения двигателя.
- Расшплинтовать и ослабить две гайки болтов крепления генератора к его кронштейну.
- Отвернуть гайку крепления регулировочной планки и снять ее.
- Придвинуть генератор к блоку цилиндров и снять ремень привода вентилятора.
- Отвернуть болты 3 крепления вентилятора и его шкива к фланцу валика водяного насоса, снять вентилятор и шкив.
- Освободить стяжные хомуты и снять шланг с подводящего патрубка 22 водяного насоса.
- Отвернуть четыре болта крепления водяного насоса к блоку цилиндров и снять насос с пластиной. Чтобы не потерять гайку, ее следует навернуть на болт крепления насоса к пластине.
Устанавливают водяной насос на двигатель в обратной последовательности. При этом нужно проверить состояние бумажных уплотнительных прокладок, располагаемых по обе стороны пластины водяного насоса. Поврежденные прокладки заменяют новыми.
После установки насоса и закрепления вентилятора регулируют натяжение приводного ремня.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/to-i-tr/snyatie-i-ustanovka-vodyanogo-nasosa/
Установка новой помпы
Прежде чем установить новый насос охлаждающей жидкости, оцените его состояние – не должно быть на корпусе никаких повреждений, задиров. Чтобы обеспечить максимальную герметичность, необходимо всю поверхность на блоке двигателя, к которой прилегает корпус помпы, зачистить до блеска и обезжирить. На прокладку с обеих сторон нанесите тонкий слой белого герметика. Слишком толстый делать не стоит – дольше сохнуть будет, да и надежность от этого пострадает, так как часть герметика может попасть внутрь системы охлаждения.
После этого устанавливаете прокладку и помпу на место, наживляете гайки, но не затягиваете их. Необходимо дождаться, когда герметик начнет застывать – для этого потребуется 15-25 минут. Только после того как он застынет, можно затянуть все резьбовые соединения крест-накрест для равномерности. На этом ремонт ВАЗ-2106 не окончен – потребуется установить на место все патрубки. Хомуты желательно использовать новые, замените и прокладку под трубкой, идущей к крану отопителя.
Виды посадки диска на ось
Крыльчатка на станцию присоединяется различными способами.
- Коническая.
- Шестигранная.
- Цилиндрическая.
- Крестообразная.
- Конусное крепление импеллера используют, если колесо и лопасти пластиковые. Процесс замены прост, именно поэтому конус применяют для пластика. Лопасти часто ломаются и требуют замены. Конусное колесо садится на вал очень плотно, и вращать его без включенного двигателя нельзя. Такой вид крепления используют в помпах с открытыми лопастями. В дополнение в ступичном валу просверливают резьбу. Надев на штырь, нагнетатель притягивают болтом. Весьма неэффективный способ. В данный момент уже редко кто использует такой вид крепежа.
- Шестигранная посадка импеллера – более надежный вид установки колеса на вал. В центре диска вырезаны отверстия по кругу в форме шестигранника. Бывает и восемь граней, и четыре. Сам вращательный элемент двигателя также выполнен в форме шестигранника. Посадка очень плотная без уплотнительного кольца.
- Цилиндрическое крепление. Чтобы колесо не вращалось отдельно от вала, на нем выделены стопорные кольца и выступы. Сверху закручивается контргайка. Минус цилиндра – необходимость точной подгонки вала и отверстия в крыльчатке, а также достаточно сложный процесс снятия.
- Крестообразное крепление самое прочное. Используется для перекачки тяжелых жидкостей. Имеет вид креста с четырьмя или шестью лучами. Применяется в насосах с вертикальной и горизонтальной крыльчаткой. Крепление дублируется гайкой или болтом.
Снятие, установка, разборка и сборка водяного насоса
Снятие, установка, разборка и сборка водяного насоса
Водяной насос (элементы конструкции)
1 — Прокладка 2 — Водяной насос 3 — Гайка 20 Нм 4 — От радиатора 5 — Приводной ремень 6 — Трубка
7 — Винт,10 Нм 8 — Уплотнительное кольцо 9 — Пробка сливного отверстия 10 — От автоматики запуска (карбюратор) 11 — От отопителя
Водяной насос (продольный разрез)
1 — Упругая шайба 2 — Упругий штифт 5х36 3 — Шкив 4 — Подшипник
5 — Корпус насоса 6 — Ротор 7 — Осевое уплотнительное кольцо
Компоненты сборки водяного насоса/кронштейна опоры силового агрегата дизельного двигателя
1 — Болт шкива 2 — Шкив 3 — Крепежный болт 4 — Водяной насос 5 — Уплотнительное кольцо
6 — Болт ТНВД 7 — Сборка кожуха насоса с кронштейном опоры 8 — Крепежный болт 9 — Термостат 10 — Крышка термостата
Общая информация
Центробежный водяной насос приводится в действие ременной передачей от коленчатого вала двигателя и обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости. Жидкость, находящаяся между лопастями вращающегося ротора, выталкивается наружу под действием центробежной силы. Корпус отлит из алюминия и дополнительно служит корпусом для резиновой подушки опоры подвески силового агрегата. Посредством четырех гаек М8 корпус крепится на шпильках, посаженных в переднюю стенку блока цилиндров.
Между корпусом насоса и блоком устанавливается уплотнительная прокладка.
Внутри корпуса расположен вал ротора , являющийся составной частью подшипника типа PLC 75-1. Подшипник установлен в корпусе насоса при помощи штифта диаметром 5 мм и длиной 35 мм. Подшипник набивается смазкой на заводе-изготовителе и в регулярном обслуживании не нуждается.
На цапфу вала, выступающую из корпуса насоса напрессован приводной шкив. Герметизация посадки цапфы в корпусе обеспечивается сальником, состоящим из керамического кольца, и надетого на него подпружиненного профильного кольца.
Модели с бензиновым двигателем 1.3 л
Источник
Как проверить своими руками
Существует простой способ диагностики водяной помпы. При этом нет необходимости снимать изделие с двигателя. Чтобы проверить помпу на подавляющем количестве моделей авто, необходимо:
-
Завести мотор, прогреть его до штатной рабочей температуры (обычно этот показатель варьируется от 87 до 100 градусов).
-
После этого пережать рукой в перчатке верхний патрубок, который идёт от радиатора. Если помпа исправна, то вы сразу же почувствуете давление антифриза внутри патрубка. Если же патрубок прожимается без труда — циркуляция в системе охлаждения отсутствует, то есть помпа не работает.
Проверить работоспособность помпы можно за минуту, особенно если под капотом чисто и отсутствуют потёки жидкостей
5.9 Снятие и установка водяного насоса
Снятие и установка водяного насоса
Бензиновые модели
М111
Детали установки водяного насоса двигателя серии 111
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
М112/113
Детали установки водяного насоса двигателей серий 112 и 113
1 — Сборка крыльчатки с вязкостной муфтой |
11 — Болты |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
Дизельные модели
М612
Детали установки водяного насоса двигателя серии 612
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|
М628
Детали установки водяного насоса двигателя серии 628
1 — Вентиляторная сборка |
5, 6 — Шланги охладительного тракта |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||
|
Как устранить неисправности
Вплоть до конца прошлого века помпы на многих машинах можно было отремонтировать. Узел снимался и распрессовывался на отдельные детали, после чего обычно заменяли подшипник и сальник. Сейчас уже никто этим не занимается. В настоящее время ремкомплект помпы представляет собой часть корпуса с сальником, подшипником, валом, шкивом и прилагаемую прокладку. Как правило, один и тот же типоразмер с известным из каталога заводским номером изготавливается множеством фирм.
Качество здесь прямо зависит от цены. Не стоит надеяться, что деталь неизвестного производителя сможет обеспечить приемлемый ресурс. Стоит остановиться на фирмах, специализирующихся на многолетних поставках проверенных насосов. В том числе и на конвейеры автопроизводителей. Замена помпы не представляет особых сложностей. Поэтому обычно её меняют в составе комплекта ремня ГРМ. Существуют наборы от одного и того же производителя, как с включением насоса, так и без него.
Покупка такого набора наиболее целесообразна, поскольку солидная фирма не станет комплектовать ремень и ролики некачественной помпой, а при комплексной замене цена работ значительно ниже, поскольку большинство сборочно-разборочных операций совпадают, останется только слить часть антифриза и отвернуть крепёж насоса. Новая деталь ставится с имеющейся в ремкомплекте прокладкой, после чего уровень охлаждающей жидкости доводится до нормы.
Долгий срок службы деталей обеспечится правильной натяжкой приводного ремня, исключающей перегруз подшипников. Обычно применяется динамометрический ключ, который позволяет избежать ошибок при регулировке. Надо только выставить нужное усилие в соответствии с инструкцией.
Диагностика неисправностей
Неисправности водяного насоса на переднеприводных моделях ВАЗ проявляются следующим образом.
- С правой стороны двигателя возникает посторонний шум, нарастающий с увеличением оборотов.
- Рядом с узлом ГРМ и под ним образуются следы ОЖ (не путать с моторным маслом).
- Под автомобилем появляется лужица, а уровень тосола в расширительном бачке заметно падает.
- Электрический вентилятор радиатора охлаждения включается чаще обычного в любую погоду.
Защитный кожух крепится к двигателю тремя болтами
Чётко идентифицировать звук изношенных подшипников водяного насоса на фоне работающего мотора довольно трудно. Проблема усугубляется шумом других неисправных узлов, например, стучащих клапанов. Поэтому при первом подозрении следует снять пластиковый кожух ГРМ, открутив гаечным ключом на 10 три болта, и провести диагностику помпы следующим образом.
- Тщательно осмотрите пространство вокруг шестерни водяного насоса и ремень ГРМ на предмет наличия следов ОЖ.
Следы ОЖ под насосом свидетельствуют об утечке тосола
- Посмотрите на положение зубчатого шкива относительно других шестерён и плоскости стального кожуха. Он не должен быть перекошен.
После полного износа подшипника вал насоса может перекоситься
- Попробуйте покачать шестерёнку вдоль оси вала при натянутом ремне. Если это удалось, помпу нужно демонтировать.
- Ослабив натяжной ролик и ремень ГРМ, покачайте вал. При обнаружении люфта сдвиньте ремень и покрутите шкив рукой. Он должен вращаться легко и бесшумно.
Указанные симптомы могут проявляться как по отдельности, так и одновременно. Можно обнаружить износ сальника при рабочих подшипниках (следы тосола есть, а люфта вала нет), и наоборот. В любом случае помпу следует снять, а при необходимости — разобрать или заменить.
Почему ломается помпа на автомобиле
Что такое помпа и почему она может сломаться? Этот вопрос задают многие начинающие автовладельцы на тематических форумах в сети. Так называется насос, который создаёт циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Конструкционно помпа представляет из себя корпус с помещённым в него насосом невысокого давления
Сама по себе деталь является очень простым устройством, поэтому и ломается крайне редко. Если владелец надлежащим образом следит за своей машиной и своевременно проходит все необходимые процедуры и ТО, то вероятность поломки сводится к нулю. Однако заботливый автовладелец — это редкость. Поэтому помпа без ухода и контроля её состояния в один «прекрасный» день может сломаться и перестать прогонять антифриз по системе охлаждения.
Причин выхода из строя всего три:
-
Выработка ресурса (сильный износ узлов, в том числе физическое старение сальника).
-
Изначальный брак (низкое качество изделия по вине производителя).
-
Замена детали или её ремонт, выполненный с пренебрежением или некачественно.
Признаки неисправности
Главное в работе системы охлаждения мотора — это её герметичность. Если система разгерметизировалась, то даже работоспособная помпа не сможет справиться с необходимостью циркуляции антифриза.
Однако определить неисправность можно и без специальных приборов или исследований. Водителю достаточно внимательно следить за качеством работы двигателя и показаниями приборов на панели в салоне.
Свист
Первый признак, который свидетельствует о поломке водяной детальки — это характерный свист. Звук образуется потому, что в системе охлаждения резко понижается давление жидкости из-за отсутствия постоянной циркуляции.
Свист издаёт выработанный подшипник. Чтобы убедиться, что свистит действительно помпа, а не генератор или ГРМ, нужно ослабить натяжку ремня и проверить люфт, то есть покачать за шкиф насоса. Если свистящие звуки не прекращаются, значит, он вот-вот выйдет из строя. Единственный вариант — сразу её заменить на новую.
Течёт антифриз
Это одна из самых частых проблем, которую автовладелец может исправить своими руками. При осмотре места посадки помпы можно увидеть подтёки охлаждающей жидкости. Если антифриз выделяется небольшими порциями, то причин для паники пока нет. Вполне возможно, что сальник (уплотнительная резинка) сильно износился и нуждается в замене.
Автомобиль можно некоторое время эксплуатировать, однако рекомендуется как можно быстрее заменить сальник, так как в случае его полного повреждения выйдет из строя и сама деталь. Замена сальника — одна из самых простых операций, которая под силу даже новичку. Для этого необходимо выкрутить помпу из посадочного гнезда, убрать старый сальник, чистой тряпочкой протереть место посадки, установить новую резинку и установить помпу обратно. Процедура занимает от силы две-три минуты.
Есть люфт
На глаз люфт определить невозможно. Однако можно услышать характерный вой — значит, проблема системы охлаждения двигателя кроется в люфте подшипника насоса. Замена подшипника — операция довольно сложная, так как требует точного «вбивания» нового подшипника в корпус помпы. Гораздо проще сразу заменить всю деталь, так как стоимость нового подшипника практически такая же, как и у новой помпы.
При замене теплообменника потекла помпа
Теплообменником называют радиатор. Часто после установки нового радиатора помпа начинает вести себя весьма «капризно» – например, из-под неё начинает подтекать антифриз. Это связано с неправильной установкой прокладок. Под радиатором располагаются прокладки разного рода, если одну из них укрепить не той стороной или пренебрежительно зафиксировать, то течь помпы неизбежна.
Назначение и функции водяного насоса
Следует заметить, что термин «водяная помпа» или «водяной насос» является не совсем корректным. Дело в том, что на первых автомобилях в качестве охлаждающей жидкости использовалась обычная вода. Сегодня же в системе охлаждения циркулирует специальная жидкость, называемая тосолом или антифризом. Вода же заливается в систему лишь в исключительных случаях.
В системе охлаждения двигателя циркулирует специальная жидкость, называемая тосолом или антифризом
В процессе работы двигателя внутреннего сгорания в цилиндрах происходит воспламенение топливно-воздушной смеси. Выделяющееся при этом тепло быстро нагревает корпус мотора. Если своевременно не остановить рост температуры, металл может очень сильно разогреться и даже деформироваться. Во избежание этого внутри блока цилиндров и клапанной головки проточены каналы, по которым циркулирует охлаждающий состав.
Современная охлаждающая жидкость (ОЖ) – это смесь воды, антифризов и специальных антикоррозийных ингибиторов (присадок), придающих раствору антипенные, флуоресцентные и антикавитационные свойства. Такой состав позволяет эксплуатировать авто при температурах от -40 до +40оС. Кроме этого, ОЖ выполняет функции смазки, что заметно увеличивает срок службы трущихся элементов системы охлаждения.
Схема движения охлаждающей жидкости в двигателе ЗМЗ 40524
Водяной насос состоит из корпуса и рабочего вала с крыльчаткой. Вал установлен на подшипнике и приводится в движение зубчатым ремнём от коленчатого вала.
Устанавливается помпа в штатное отверстие блока цилиндров. Оно представляет собой полость, где и происходит разгон ОЖ по каналам системы охлаждения. В автомобилях ВАЗ 2108/09 помпа крепится тремя болтами, расположенными на её корпусе.
Система охлаждения двигателя является замкнутой и нерегулируемой. Кроме водяного насоса, в неё входят следующие элементы:
-
радиатор;
-
термостат;
-
расширительный бачок.
Все элементы соединены между собой трубами и шлангами различного диаметра. Отличительной чертой автомобилей семейства ВАЗ является доступность системы охлаждения для обслуживания и ремонта.
Снятие и установка водяного насоса
Последовательность операций:
- Слить жидкость из системы охлаждения двигателя.
- Расшплинтовать и ослабить две гайки болтов крепления генератора к его кронштейну.
- Отвернуть гайку крепления регулировочной планки и снять ее.
- Придвинуть генератор к блоку цилиндров и снять ремень привода вентилятора.
- Отвернуть болты 3 крепления вентилятора и его шкива к фланцу валика водяного насоса, снять вентилятор и шкив.
- Освободить стяжные хомуты и снять шланг с подводящего патрубка 22 водяного насоса.
- Отвернуть четыре болта крепления водяного насоса к блоку цилиндров и снять насос с пластиной. Чтобы не потерять гайку, ее следует навернуть на болт крепления насоса к пластине.
Устанавливают водяной насос на двигатель в обратной последовательности. При этом нужно проверить состояние бумажных уплотнительных прокладок, располагаемых по обе стороны пластины водяного насоса. Поврежденные прокладки заменяют новыми.
После установки насоса и закрепления вентилятора регулируют натяжение приводного ремня.
Источник
Порядок снятия и разборки водяного насоса
- Ослабив крепление натяжного устройства ремня водяного насоса снять ремень со шкива водяного насоса.
- Слить с двигателя и радиатора охлаждающую жидкость.
- Снять подводящий патрубок с водяного насоса.
- Отвернув крепление снять с двигателя водяной насос аккуратно не повредив прокладку.
- Отвернуть гайки 14 ( рис. 96 ) патрубка 8.
- Слегка постукивая в выступающие части патрубка 8 в направлении стрелок Б, извлечь указанный патрубок из корпуса 1 насоса.
- Зафиксировать крыльчатку 2 (или шкив 10) от вращения с валом 5.
- Вывернуть заглушку 7 из резьбового отверстия крыльчатки 2.
- Завернуть в резьбовое отверстие (М22х1,5) крыльчатки 2 гайку 17 съемника ( рис. 97, 98 ) и, вворачивая болт 18, спрессовать крыльчатку 2 с вала 5.
- Отогнуть «усы» Д корпуса 19 торцового уплотнени (рис. 97) и извлечь манжету 20, втулку 21 и манжету 22 с пружиной и каркасами в сборе.
- Используя съемник, спрессовать шкив 10.
- Извлечь из канавки корпуса 1 насоса стопорное кольцо 9.
- Выпрессовать из корпуса 1 вал 5 с водосбрасывателем 6 и подшипниками 13 ( см. рис. 96 ).
- Если латунный корпус 23 торцового уплотнения не имееп повреждений, его из корпуса 1 можно не извлекать и на этом разборку насоса можно считать законченной ( см. рис. 97 ).
Рис. 96. Водяной насос: 1 — корпус; 2 — крыльчатка; 3 — торцовое уплотнение; 4 — втулка; 5 — вал; 6 — водосбрасыватель; 7 — заглушка; 8 — подводящий патрубок; 9 — стопорное кольцо; 10 — шкив; 11, 12 — уплотнительные кольца; 13 — подшипники; 14, 15 — гайки крепления и пружинные шайбы.
Рис. 97. Разборка водяного насоса: 2 — крыльчатка; 9 — стопорное кольцо; 10 — шкив; 17 — гайка съемника; 18 — болт съемника; 19 — корпус торцового уплотнения; 20 — манжета втулки; 21 — втулка уплотнения; 22 — манжета с пружиной в сборе; 23 — латунный корпус втулки уплотнения.
Источник