Масло 5w-40: расшифровка и характеристики

Какое масло заливать в двигатель на зиму?

Вязкость масла

Одним из ключевых показателей рабочих характеристик зимнего масла является вязкость, которая создает тонкую смазочную пленку на поршневой группе и других элементах мотора. Слишком густая моторная смазка увеличит нагрузку на двигатель, снизив его КПД. Если пленка окажется слишком тонкой, она просто не сможет в достаточной мере защитить ДВС от притирания деталей и быстрого износа. Соответственно для того чтобы агрегат мог нормально работать на морозе, вязкость зимнего моторного масла должна быть изначально не слишком густой, а после прогрева авто – достаточно текучей.

Чтобы автовладельцам было проще подобрать нужный продукт, производители указывают на упаковках индекс вязкости смазки. Чем он ниже, тем быстрее жидкость теряет густоту. Соответственно защитная пленка становится тонкой, а ДВС изнашивается быстрее. И наоборот. Высокий индекс указывает на то, масло медленно становится текучим, обеспечивая качественную смазку каждой детали.

НА ЗАМЕТКУ!

Индекс вязкости масла говорит о степени разжижения продукта. С момента пуска двигатель постепенно прогревается, при этом смазка понемногу начинает разжижаться, теряя изначальную густоту. Степень разжижения и является индексом вязкости, который представляет собой просто числовое значение (без единиц измерения).

В зависимости от химического состава моторной жидкости, индексы отличаются между собой:

  • 110-135 – для минеральных масел;
  • 130-150 – для полусинтетики;
  • 140-170 – для синтетики.

Соответственно самую эффективную защиту агрегата зимой дает синтетический состав. Смазка на минеральной основе во время сильных морозов теряет большинство своих рабочих характеристик.

Классификация SAE

Согласно этой классификации, к зимним моторным маслам относятся жидкости с маркировкой 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Для наглядности разберемся на примере масла с маркировкой «5W30»:

  • «5» – максимальная минусовая температура, при которой жидкость сохраняет рабочие характеристики.
  • «W» – сокращение от англ. winter – зима.
  • «30» – максимальная температурная граница при плюсовой t°C.

Если Вы точно не знаете, какое масло заливать в двигатель на зиму, определиться, какая смазка подходит для Вашего региона поможет приведенная ниже таблица, где наглядно показано соответствие температур окружающей среды и вязкости масла.

Если говорить о каждом из видов, то:

  • 5W-30/5W-40 считаются самыми универсальными и наиболее распространенными среди автовладельцев благодаря хорошей температурной выдержке. Подходят для дизельных и бензиновых авто.
  • 0W-20/0W-30 подходит для центральных и северных регионов России с суровым климатом.
  • 0W-40/0w-50 можно считать всесезонным продуктом, однако он подходит не для всех ДВС.
  • 10W-30 – это вполне универсальная смазка, подходящая для областей, в которых минусовая температура не опускается ниже -25°C.
  • 10w40 считается оптимальным для мягких климатических условий южной части России.
  • 15W-40 рекомендуется заливать в дизельные и бензиновые ТС с большим пробегом.

Химический состав

По составу моторные масла делятся на три вида:

(Mineral).

Синтетическое (Fully Synthetic). Получается в процессе органического синтеза определенных химических соединений с последующим добавлением спецприсадок. Синтетика является лучшим вариантом для зимы благодаря термостабильности как при низких, так и высоких температурах.

Полусинтетическое (Semi Synthetic). Создается путем соединения минеральных и синтетических основ в определенных пропорциях. Несмотря на то, что полусинтетика довольно устойчива к температурным режимам, ее лучше не использовать при экстремально низких t°.

Отвечая на вопрос, какое масло заливать в двигатель зимой – синтетику или полусинтетику, нужно обратить внимание на несколько нюансов. Лучшим вариантом, бесспорно, является зимнее синтетическое моторное масло

Однако, нужно помнить, что его нельзя заливать сразу после смазки невысокого качества. Это приведет к отслоению нагара на деталях двигателя и засорению фильтров с последующим ремонтом ТС. Поэтому на синтетику нужно переходить постепенно.

Температурные режимы

Давайте разберемся, что значат маркировки SAE, и в каких температурных режимах их можно использовать. Для наглядности, возьмем несколько марок масла:

  1. Мобил Супер 5w30 – обеспечивает смазку двигателя при температуре до -30 градусов;
  2. Лукойл Genezis Polar Special 0w30 – настоящий экстрим, жидкость способна выдержать температуру в -40 градусов;
  3. Зик А+ 10w30 – универсальное всесезонное масло, обеспечит хороший холодный пуск при температурах до -25 градусов
  4. Mobil Ultra 10w40 – жидкость с более высоким значением высокотемпературной вязкости лучше использовать в теплых регионах;
  5. Кастрол GTX 15w40 – для холодных зим уже не подойдет, температура холодного пуска до -15 градусов.

Таким образом, можно без проблем определить, какое моторное масло на зиму подойдет лучше.

Индекс АРI для дизельных моторов: как выбрать зимнее масло

Для двигателей с воспламенением от сжатия используется маркировка, начинающаяся с буквы С (сокращение от Commercial).

Предусмотрено 14 категорий, первой является CE, принятая в 1983 г. Последний стандарт CJ разработан в 2006 г.

Категории описывают конструктивные особенности агрегатов и условия эксплуатации, что учитывают при подборе смазывающих материалов.

Например, смазки стандарта CF2 предназначены для 2-тактных установок, а масла категории CG4 заливаются в 4-тактные двигатели с повышенными требованиями к токсичности выхлопа.

Индекс API не позволяет определить сезонность смазки как для дизелей, так и для бензиновых моторов. Существует общий стандарт API 1509, разделяющий смазочные жидкости на 6 групп по вязкости и базовой основе.

Стандарт описывает свойства масел для автомобильной промышленности и для реактивных авиационных двигателей (например, полиэфирные смазывающие материалы 5-й группы, имеющие индекс вязкости более 180 единиц).

Типы моторного масла по SAE

Используемая во всем мире классификация моторного масла по уровню вязкости была создана Американским сообществом автомобильных инженеров:

Зимнее

Несколькими годами ранее многие автовладельцы на вопрос о том, какое масло лучше всего заливать на зиму, отвечали – зимнее. Согласно классификации SAE, его обозначением была буква W. На упаковке такого смазочного материала обычно указывалось SAE 5W, 10W, 15W и т. д.

Расположенная перед буквой W цифра сообщала о том, какую минимальную температуру может выдержать моторное масло, не нанося вреда двигателю. В зимнее время года такое средство не становилось вязким, но при повышении температуры рабочей среды быстро становилось жидким.

Летнее

Данный тип моторного масла согласно классификации SAE обозначается только цифрой. Собственно, цифра означает самую высокую температуру, при которой возможно использование смазочного материала.

Всесезонное

За последние несколько лет весьма широко распространилось всесезонное моторное масло, сместив с рынков зимние и летние аналоги. Оно обладает определенными плюсами: его не нужно менять перед каждым сезоном, оно проще в обращении.

Обозначение такого типа смазочного материала – буква W и расположенные по бокам от нее две цифры. Первая означает зимние показатели, вторая – летние. Конечно, и у всесезонного масла имеются свои температурные пороги, однако подобрать подходящий вариант намного проще.

Какое масло лить перед зимой

Один из главных параметров, учитываемый во время подбора материала, это вязкость по SAE. Если разобраться в этом вопросе, то станет очевидно, какое масло заливать перед зимой. В соответствии с принятыми нормами есть восемь зимних (от 0W до 25W) масел.

От первого числа в маркировке зимнего масла, стоящего перед буквой W (сокращенное обозначение Winter ) нужно отнять число 35. Так получим значение отрицательной температуры в градусах.

Нельзя сказать, какое из этих зимних материалов будет лучше. Необходимо опираться на климатические особенности региона. Например, жидкость 0W30 подойдет для Севера, где температура опускается до -35 градусов по Цельсию

При выборе технической жидкости не стоит опираться только на показатель низкотемпературной вязкостью. Необходимо учитывать все требования, которые производитель выдвигает к моторному маслу, подходящему двигателю вашего транспортного средства.

Еще один вечный вопрос — синтетика или полусинтетика. Единого мнения нет. Принято считать, что синтетический материал обеспечивает лучшую защиту ДВС. Поэтому такой материал рекомендуется заливать в новый, относительно новый двигатель, а также в мотор, который прошел капитальный ремонт. Как правило, владельцы стареньких, бюджетных автомобилей не желают переплачивать за ТО, поэтому покупают полусинтетику.

Таблица масел для автомобилей по температуре

Пока же давайте посмотрим, какая маркировка по системе SAE соответствует различным температурным режимам.

Помните мы просили не путать число маркировки с температурой среды при которой допускается использование масла? В приведенной таблице наглядно видно, какое из значений соответствует определенному порогу.

Первые четыре масла относятся к чисто-зимним, использование летом запрещено. Следом четыре их товарища, но уже по соседнему – летнему «цеху». И первая и вторая группы в наше время используются разве, что совсем уж дотошными автолюбителями.

Большинство же предпочитает, так называемое,  всесезонное моторное масло. И как видим, некоторые из них способны составить серьезную конкуренцию своим «чистым» собратьям. Да и, что не говори – это удобно. Поэтому в дальнейшем речь пойдет именно о всесезонных маслах.

Видео — какое моторное масло заливать в двигатель:

Так какое моторное масло лучше лить зимой? Ответ на данный вопрос очень просто найти в руководстве по эксплуатации к автомобилю. Там производитель достаточно категорично на него отвечает. Но тут две проблемы. Первая – менталитет. Практически любой житель нашей страны заглянет в инструкцию только, когда что-нибудь сломает. Вторая – подобной книжечки элементарно нет под рукой.

Поэтому будем разбираться сами и пришло время вспомнить об упомянутых выше параметрах: проворачиваемость и прокачиваемость.  Суть понятна из самих названий. Прокачиваемость – возможность масла пройти через систему двигателя под воздействием масляного насоса, а проворачиваемость, соответственно, отвечает за холодный пуск при низких температурах окружающей среды.

Но как они соотносятся с вязкостью? Таблица нам в помощь.

И что же из нее видно? Упомянутые параметры, наложенные на температурную шкалу, ощутимо отличаются от показателей вязкости.

Рассмотрим масло с маркировкой 5W40. Минимальная прокачиваемость —  минус тридцать пять градусов, максимальная — плюс сорок. Проворачиваемость —  минус двадцать семь. А что у нас в таблице вязкости? Допускается эксплуатация при минус тридцати. Вот он первый подводный камешек. Смотрите, только масло с числом ноль имеет лучшие показатели по данным показателям.

Следовательно, можно подвести предварительный итог.

Как выбирать моторное масло?

Основными критериями при выборе технические показатели:

  • тип – синтетические, полусинтетические и минеральные;
  • сертификация моторных масел по степени вязкости (SAE);
  • классификация по эксплуатационным качествам (API и ACEA);
  • классификация по стандартам качества ILSAC.

В нашей статье вы подробно узнаете об особенностях и преимуществах жидкостей различных категорий и научитесь читать этикетку смазочного материала правильно.

Синтетические моторные масла считаются одними из лучших, а минеральные – более доступными. Полусинтетические сочетают в себе сильные стороны масел двух предыдущих категорий

Но при выборе важно учитывать не известность бренда и стоимость, а другие, более важные технические параметры

Сравнительная таблица классификации смазочных материалов поможет разобраться, какой вариант подходит именно вашему автомобилю:

Минеральные Полусинтетические Синтетические
Получены из базовых масел, обогащены химическими присадками для повышения производительности двигателя.  Смесь минеральных и синтетических материалов с повышенной стойкостью к окислению. Работают в сложных температурных условиях. Получены в результате переработки или в условиях лабораторий с добавлением присадок высокого качества. 
Подходят для автомобилей, которые используются ежедневно для регулярных поездок за пределы города на умеренной скорости.  Подходят автомобилям и всем типам транспортных средств, работающих в городской среде и в условиях скоростной езды. Разработаны для улучшения защиты и продления срока службы двигателя. Снижают трение и понижают расход топлива. 

У синтетических масел однородные молекулы, а у минеральных – неоднородные. В случае с первыми трение умеренное, а в случае со вторыми – повышенное. Вот как работает синтетическое моторное масло в двигателе и какие преимущества обеспечивает механизму:

Особенности  Свойства  Преимущества 
Повышенный индекс вязкости Оптимальная толщина масляной пленки при высоких и при низких температурах. Снижение преждевременного износа деталей ДВС даже при экстремальных температурах. 

Низкотемпературные

эксплуатационные

характеристики

Сохранение текучести при пуске ДВС в условиях максимально низких температур. Быстрое поступление смазочного материала к важным частям ДВС. Снижение износа при пуске. 
Низкая испаряемость  Минимальный расход масла. Экономия на доливках смазочного материала.
Низкий коэффициент трения Равномерная молекулярная структура. Снижение внутреннего коэффициента трения. Повышение эффективности ДВС и снижение температуры смазочного материала.
Усиленное термоокисление Замедление процесса старения масла при контакте с молекулами кислорода. Стабильные параметры вязкости и температуры. Минимальное образование нагара и отложений.

Также, для примера приведены сравнительные графики, с учетом течения времени в моточасах, некоторых параметров для синтетических и минеральных масел (кинематическая вязкость, щелочное и кислотное число):

Перечисленные особенности, свойства и преимущества синтетических смазочных материалов делают их наиболее востребованными как для новых, так и для б/у двигателей автомобилей разных производителей. Выбирать полусинтетические либо минеральные масла следует в том случае, если они рекомендованы производителем. 

Промывка двигателя при смене смазочных материалов

Смена смазочных материалов может потребовать полной промывки масляной системы автомобиля.

Как правило, такое очищение силового агрегата проводится, если масло меняется первый раз или неизвестно, каким именно средством пользовались до этого; если меняется марка смазочного материала, его вязкость либо двигатель автомобиля очень сильно загрязнен.

Что же касается остальных случаев, то многие специалисты говорят, что делать промывку двигателя при каждой замене масла не нужно. Японские профессионалы, к примеру, советуют проводить промывку каждые 40 тысяч километров пробега.

Главным минусом промывочных средств является то, что во время своего действия они оседают на узлах и деталях автомобиля. Поскольку в их состав нередко входят едкие вещества, благодаря которым и разъедаются все загрязнения, то с заливкой нового масла они смешиваются с ним, значительно понижая его эксплуатационные характеристики. В итоге такое снижение качества смазочного материала может отрицательно сказаться на состоянии двигателя и привести к его ремонту – в худшем случае.

https://youtube.com/watch?v=IShFtaE-UuY

Важные нюансы

Некоторые моторы подразумевают применение смазки исключительно на синтетической основе. При использовании прочих аналогов бортовой компьютер может выдавать ошибки, а также блокировать работу силового агрегата

Большая часть износа ДВС происходит во время холодного запуска, а потому особое внимание необходимо уделять характеристикам моторных масел, которые отвечают за их свойства под воздействием низких температур

В данном случае «синтетика» однозначно лучше «минералки». Изношенные смазки на минеральной основе окисляются быстрее, нежели полусинтетические и синтетические моторные масла. Этот аспект также следует брать в расчет.

Виды присадок

Присадки — это компоненты, которые добавляют к смазочным материалам в
небольших количествах для улучшения эксплуатационных свойств. Есть много видов
присадок:

  1. Антифрикционные.
    Снижают трение между деталями двигателя, повышают его эффективность. Они
    образуют на поверхностях тонкий защитный слой из веществ, таких как
    дисульфид молибдена или керамика.
  2. Диспергирующие. Предотвращают
    образование отложений, нагара в моторе. Они удерживают в себе частицы
    грязи и продуктов окисления, не давая им оседать на стенках цилиндров,
    клапанах.
  3. Противозадирные. Защищают
    силовой агрегат от износа при высоких нагрузках, температурах. Они
    содержат химические элементы, которые реагируют с металлом и образуют
    пленку, уменьшающую скольжение, зажевывание деталей.
  4. Противопенные. Предотвращают
    образование пены при интенсивной работе двигателя. Пена ухудшает
    смазывающие свойства, может привести к перегреву, заклиниванию мотора.
    Противопенные присадки разрушают пузырьки воздуха в смазке.
  5. Противоокислительные.
    Замедляют деградацию масла под воздействием кислорода, большого нагрева.
    Они убирают свободные радикалы, которые вызывают окисление смазки,
    уменьшение ее вязкости.
  6. Противозамерзающие.
    Понижают температуру застывания масла на морозе. Они предотвращают
    образование кристаллов парафина, которые могут забить фильтры, каналы
    системы смазки.

Присадки помогают продлить срок службы мотора, повысить его
производительность, экономичность. Но не все добавки совместимы друг с другом
или с определенными типами масел. Поэтому перед использованием присадок
необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации автомобиля,
рекомендациями производителей.

Пара слов о взаимозаменяемости масел 5w30 и 5w40.

Если в руководстве пользователя указаны оба масла, то и выбирать можно любое из целесообразности использования. А вот можно ли заливать 5w30 вместо 5w40 и наоборот?Рассмотрим, чем это может грозить для мотора:

  • рекомендовано 5w30, залили 5w40 – из-за повышенной вязкости масло может не «продавиться» по всем каналам, что заставит работать внутренние комплектующие двигателя в условиях «голодания», и скорее всего приведёт к преждевременному износу, увеличению рабочей температуры движка, уменьшению моторесурса;
  • рекомендовано 5w40, залили 5w30 – на трущихся поверхностях внутренних деталей остаётся слишком тонкая плёнка из-за повышенной текучести смазки, что может привести к износу поршневых колец и цилиндров.

Вязкость при высоких температурах имеет показатель минимальной и максимальной вязкости при конкретной скорости сдвига, оговоренной в таблице SAE. Так для масла 5w40 его минимальное значение достигает 3,5, а для 5w30 К — 2,9. Максимальная (кинематическая) вязкость для 5w40 составляет 12,5-16,3 сСт, а у 5w40 – 9,3-12,5 сСт. К вышесказанному можно добавить, что есть ещё один критерий по которому можно сравнить – это интервал замены масла. Чем больше разлёт между крайними цифрами (зимним и летним параметром), указанными на маркировке, тем чаще придётся менять. Из чего следует, что интервал замены масла 5w40 короче.

В заключении хочу пожелать всем, кто за рулём, что бы его «железный конь» был всегда исправен и приносил хозяину только радость. И думаю Вы об этом обязательно позаботитесь.

Универсальные советы по приобретению и эксплуатации масла

Применение всесезонных составов значительно упрощает жизнь автовладельцу. Если температурный диапазон используемой масляной смеси соответствует климату, заморачиваться тем, какое масло лить в двигатель зимой, не придётся.

Вам остаётся сверить полученную из мануала информацию с той, что пишут производители масел на этикетке канистры. Потому как параметры SAE являются одним из главных критериев выбора, вязкость состава должна быть оптимальной. При этом нужно понимать, что не каждая смесь подойдёт конкретной модификации мотора, идеально подходящий продукт для вашего агрегата будет своим, и совсем необязательно ему занимать верхние строчки рейтингов.

Читать далее: ТОП 7 наушников для плавания 2020 года

Если характеристики мотора позволяют, лучше не экономить на смазочном материале и выбирать синтетику. Ввиду того, что популярные бренды с мировым именем часто подделывают, приобретать масло стоит только у проверенных дилеров, имеющих сертификаты на реализуемую продукцию, чтобы исключить возможность покупки фальсификата.

Каждому автомобилисту следует регулярно проверять уровень и доливать масло при необходимости. Пренебрегая этим правилом, вы рискуете заполучить такую неприятность, как «масляное голодание», чреватое тяжёлыми последствиями для мотора. Крайне не рекомендуется смешивать разные составы, а при переходе на другое масло лучше промыть систему специальным составом или той смазкой, которая будет использоваться в дальнейшем.

Необходимо помнить, что в процессе сгорания дизельного топлива образуется достаточно много сажи, да и давление в камерах сгорание значительно выше, чем у бензиновых собратьев. Вследствие этого происходит более быстрое окисление моторной смазки и ухудшение всех его характеристик, поэтому перед зимой не следует оставлять в двигателе старую жидкость, прошедшую большую часть своего ресурса.

Наиболее подходящим смазкой является синтетика с нижним показателем вязкости 0W или 5W.

Возьмите себе за правило, что замену моторной жидкости лучше всего осуществлять перед началом зимнего периода.

Самым важным делом является замена старой смазки на новую, чтобы быть полностью уверенным в том, что она содержит все необходимые рабочие качества. Перед тем как влить новую жидкость — промойте силовой агрегат специальным моющим средством.

Кроме этого, приведите в надлежащее состояние все основные узлы автомобиля, отвечающие за нормальный запуск.

В общем — проведите полную проверку своего авто и его подготовку к зимнему периоду.

Схема изучения этикетки автомасла

прокладок, сальников, уплотнительных резинок и т.д. Кроме того, в результате ежедневной эксплуатации масел в условиях перегрева и охлаждения повышается расход ГСМ. Вышеописанные ситуации могут спровоцировать снижение ресурса силового агрегата: низкий уровень масла не сможет обеспечивать должный уровень защиты деталей

Поэтому важно регулярно проверять количество расходного материала в моторе

Оценивая результат при измерении масла, имейте ввиду: его оптимальный уровень располагается между о и «max».

Оптимальный уровень масла

Использовать масла, предназначенные для всесезонной эксплуатации, гораздо проще, ведь они избавляют автовладельца от лишней головной боли. Но что, если вы только что купили автомобиль, и не знаете, какая жидкость в него залита? В этом случае необходимо поменять ГСМ, причем замена масла в двигателе должна включать его обязательную промывку.

Выбор автомасла

Подбирать машинную смесь необходимо с учетом ее структуры. Если выбрать масло слишком вязкое, то оно не сможет образовать защитную пленку на элементах привода, не заполнит зазоры в узлах трения. Плюс очень плотная жидкость создаст дополнительную нагрузку на мотор — это уменьшит его ресурс. Слишком жидкая смесь не заполнит зазоры в узлах трения должным образом, а образованная ею защитная пленка при нагрузке разорвется.

Определить нужную вязкость автомобильного масла для вашего авто, можно исходя из рекомендаций дилера машины (этот параметр указан в сервисной книге автомобиля). Если мотор прошел половину своего ресурса, то рекомендуется заливать более густую смесь, это объясняется увеличением зазоров в узлах трения мотора

Также необходимо обратить внимание на температуру за бортом машины, чем она выше, тем гуще нужно масло. Зависимость текучести моторной жидкости от температуры указана в таблице 2 и изображена на рисунке 2

Рисунок 2. Диапазон рабочих температур для моторных смесей.

Определить наиболее подходящее масло можно с учетом пробега авто, технических характеристик мотора, диапазона рабочих температур, рекомендаций производителя машины.

Если вы подбираете автомасло для современного мотора, рассмотрите вариант энергосберегающих жидкостей. Они имеют очень низкую вязкость, уменьшают расход топлива, но лить их можно не во все типы моторов.

Выбирайте оптимальный параметр вязкости, при котором смесь выдержит нагрузку в экстремальных условиях работы мотора, защитит силовой агрегат от перегрева и не кристаллизуется при минусовых температурах за бортом машины в вашем регионе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автобасс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: