Виды тяговых аккумуляторных батарей
Современная отечественная и зарубежная промышленность выпускает для потребителей разные типы тяговых аккумуляторов. По технологии, это щелочные батареи и кислотные. Последние представляют собой, по сути, свинцово-кислотные форматы, так как в них используют свинец и электролит на серной кислоте.
В щелочных применяют никель-железные пластины, на заливку которых идёт специальный раствор щелочи. Их считают очень надёжными даже в самые большие морозы, однако цена таких аккумуляторов в несколько раз превышает стоимость свинцовых, а их зарядка сопровождается едким паром. В силу этого экологического аспекта сфера их применения сейчас немного уже, чем её демонстрируют прочие батареи.
В последнее время входят в моду тяговые аккумуляторы, которые основаны на новых технологиях AGM и GEL. Они отличаются компактность, высокой энергичностью, а также, увы, огромной ценой.
Современная промышленность продолжает всячески совершенствовать такие АКБ. По мнению экспертов, уже в ближайшие десятилетия на первый план по своей надежности, эффективности и доступной цене уверенно выдвинутся литиевые аккумуляторы.
Конкуренты в гонке
BMW впервые заявила о намерении перевести свои плагин-гибриды и электромобили на твердотельные батареи ещё в 2017 г., а Nissan — в 2021 г.
Nissan обещал выпустит электромобиль с твердотельными батареями к 2025 г.
CNewes ранее писал, что Samsung хочет к 2027 г. наладить массовое производство твердотельных аккумуляторов, которые можно применять как в мобильных устройствах, так и в электромобилях.
В гонке участвует и российская компания «Рэнера», входящая в «Росатом», она обещает к 2030 г. освоить серийное производство батарей для электромобилей на основе твердотельных источников питания. Об этом сообщалось на сайте autonews.ru.
Заряд автомобильных батарей
Аккумуляторные батареи заряжают от источника постоянного тока, напряжение на выводах которого выше напряжения заряжаемой батареи.
Используют следующие методы заряда:
- постоянной силой тока,
- постоянным напряжением,
- комбинированный,
- форсированный,
- контрольнотренировочный цикл.
Заряд при постоянной силе тока.
В этом случае заряжаемые батареи соединяются между собой последовательно и подключаются к зарядному устройству.
Сила зарядного тока в этом режиме не должна превышать:
Iз ≤ 0,1·С20 (5)
Заряд при постоянной силе тока отличается сравнительной простотой и обеспечивает полный заряд батарей.
Недостатками этого способа являются повышение температуры в конце заряда и отрицательное влияние перезаряда вследствие кипения электролита.
Заряд при постоянном напряжении.
При этом способе заряда батареи подключают непосредственно к источнику питания, напряжение которого поддерживается постоянным.
Сила зарядного тока устанавливается автоматически.
Батарею можно зарядить до 90-95 % от номинальной емкости. В этом режиме заряжаются батареи на автомобиле.
Форсированный заряд.
Для быстрого восстановления работоспособности сильно разряженной батареи проводят форсированный заряд силой тока 0,7·С20 в течение 30 минут. Применять форсированный заряд можно в исключительных случаях, так как многократное повторение такого способа заметно сокращает срок службы батареи.
Смешанный режим.
Объединяет достоинства заряда постоянным током и постоянным напряжением: первоначально батарея заряжается первым способом, а затем – вторым. Это позволяет снизить время заряда батареи (по сравнению с чисто вторым способом) и исключить неблагоприятное воздействие перезаряда (свойственное первому способу).
Контрольно-тренировочный цикл.
Данный цикл включает в себя заряд батареи током 0,1·С20, разряд батареи током 0,05·С20 и окончательный заряд силой тока 0,05·С20.
Контрольно-тренировочный цикл проводят для устранения частичной сульфатации и других неисправностей АКБ.
Отличия тяговых аккумуляторов от стартерных
Разница между тяговыми и стартерными батареями в первую очередь в их назначении. Стартерная батарея должна в течение короткого времени выдать большой ток для прокрутки стартера. Тяговый аккумулятор должен выдавать энергию для привода в течение как можно более длительного времени. Отсюда основное требование к тяговой АКБ – высокая емкость при как можно меньших габаритах и весе. Достоинства стартерных батарей определяются, большей частью, токоотдачей (током холодной прокрутки), хотя и ёмкость для них также важна.
Тяговый гелевый аккумулятор
Вообще, эти два параметра определяются конструкцией батареи и связаны друг с другом, но не жестко. В общем случае, чем выше ёмкость, тем выше токоотдача, однако не всегда. Так, гелевые батареи при отличном соотношении ёмкостных и массогабаритных характеристик не способны отдать большой ток мгновенно. Связано это с низкой динамикой электрохимических реакций из-за загущенного электролита. Поэтому подобные АКБ применяются в качестве тяговых, где реализуются и остальные их достоинства
В качестве стартерных же применяют аккумуляторы с жидким электролитом, и не важно, по какой технологии они изготовлены (традиционные, AGM, EFB и т.п.)
Многообразие классов перезаряжаемых источников питания позволяет для каждой сферы применения найти оптимальный тип. Но для этого надо хотя бы по минимуму ориентироваться в них и знать их основные потребительские свойства.
Техника безопасности при работе с АКБ
Аккумуляторные батареи являются источниками повышенной опасности. Чтобы исключить возникновение опасных ситуаций, при работе с батареями необходимо следовать указаниям, которые приведены на их корпусах и в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Необученный персонал, например, ученики или практиканты, могут привлекаться к работам с автомобильными батареями только под присмотром специалиста: механика, мастера или электрика.
Электролит обладает разъедающим действием. При неосторожном обращении с батареями возникает опасность поражения персонала кислотой. Поэтому необходимо иметь под рукой средства, противодействующие вредным воздействиям кислоты
К таким средствам, относится, например, раствор мыла.
Вылившийся из батареи электролит может привести к поражению кожи человека и к коррозионному повреждению деталей автомобиля. Среди этих деталей могут оказаться такие, которые существенно влияют на безопасность пассажиров.
При заряде батареи и некоторое время после него из электролита выделяется взрывоопасный гремучий газ. При особых обстоятельствах ненадлежащее обращение с батареей может привести к ее взрыву.
Вблизи батарей запрещается производить работы, сопровождающиеся парообразованием. К таким работам относятся шлифование, сварка, резка и т.п. Запрещено также курение. Помимо этого, следует исключить разряды статического электричества. Например, такой разряд можно предотвратить, если снять статическое электричество касанием кузова перед соприкосновением с батареей.
Все работы с батареями следует проводить в хорошо проветриваемых помещениях, приспособленных для этой цели. При работе с кислотой необходимо использовать индивидуальные средства защиты.
К этим средствам относятся:
- защитные очки;
- кислотоустойчивый фартук;
- кислотоустойчивые резиновые перчатки.
Чтобы исключить поражение глаз, защитные очки рекомендуется использовать при различных работах с батареями, например, при их транспортировке.
Если, несмотря на принятые меры предосторожности, электролит попал на кожу или в глаза, незамедлительно нужно оказать первую помощь пострадавшему. При этом нужно срочно нейтрализовать участки одежды и кожи мыльным раствором и затем тщательно промыть их в течение нескольких минут чистой водой. Попавшие в глаза брызги необходимо вымывать чистой водой в течение не менее 10 минут
При этом нужно срочно нейтрализовать участки одежды и кожи мыльным раствором и затем тщательно промыть их в течение нескольких минут чистой водой. Попавшие в глаза брызги необходимо вымывать чистой водой в течение не менее 10 минут.
Для этой цели можно использовать приспособление для промывки глаз, которое подключается к водопроводу с питьевой водой. Желательно иметь место для подключения к водопроводу в мастерской вблизи помещения, где производится заряд батарей. В ином случае необходимо держать емкость для промывки глаз непосредственно на рабочем месте.
Эта емкость должна быть всегда заполнена водой, которую следует регулярно контролировать и заменять по гигиеническим соображениям. После оказания первой помощи в виде интенсивного промывания глаз или кожи следует в любом случае обратиться к врачу.
Рисунок 24 – Средства индивидуальной защиты
Устройство аккумулятора
Аккумулятор содержит два полублока отрицательных и положительных пластин, разделенных между собой сепараторами. Каждая пластина состоит из активной массы и решетки, которая служит токоотводом и основой удерживающей активную массу.
Рисунок 4 – Устройство аккумулятора
В верхней части решетки имеется ушко, с помощью которого пластины привариваются к соединительному мостику (баретке), имеющему общий вывод для соединения аккумуляторов в батарею.
Рисунок 5 – Положительная (слева) и отрицательная решетки аккумулятора
Основой материала решеток является свинец с добавками других веществ. Добавление к свинцу сурьмы увеличивает прочность, но приводит к повышенному расходу воды.
Замена сурьмы кальцием уменьшает расход воды практически до нуля, однако снижает устойчивость батареи к глубоким разрядам. Гибридные батареи имеют в составе положительных пластин – сурьму, а в отрицательных – кальций.
Легирование серебром предохраняет свинцовую основу от коррозии и снижает деформацию решеток.
Сепаратор, изготовленный из микропористого кислотостойкого материала, служит для предотвращения замыкания разноименных пластин и обеспечения запаса электролита.
Рисунок 6 – Сепаратор-конверт из полиэтилена
Какие бывают аккумуляторные батарейки
Все выпускаемые батареи характеризуются несколькими стандартными параметрами, которые определяют сферу применения.
Некоторые из них сделаны по образу одноразовых батареек и призваны заменить их. С другой стороны, не всем батарейкам можно найти эквивалент среди аккумуляторов. Например, большинство «таблеток» вроде LR44 и тому подобных, так и остались лишь батарейками, так как перезаряжать элемент такой формы неудобно, а одноразовый стоит и так довольно дёшево.
Среди характеристик, по которым осуществляется выбор устройств типа Rechargeable, можно выделить три основные:
- Форм-фактор.
- Ёмкость.
Большинство известных производителей выпускают разные наименования товаров, среди которых можно выбрать тот набор параметров, который устроит потребителя.
Всему свое место
Но почему же простые батарейки в таком случае до сих пор не исчезли из нашей жизни?
Не все так просто, как хотелось бы. В мире существует множество приборов, которые просто не способны нормально работать от изначального напряжения 1,2В.
Им требуется строго 1,5В.
Также не забывайте, что в некоторых устройствах одновременно стоит не одна батарейка, а сразу несколько.
Условно говоря, если их там 2 штуки, то при последовательном подключении аккумуляторных моделей вы суммарно получите 2,4В, вместо 3В на обычных экземплярах.
То есть, при первом же включении нехватка будет 0,6Вольт! или целых 20%
Яркий пример – медицинская техника. Электронные тонометры при пониженном напряжении либо начинают демонстрировать некорректные показания, либо выводят на экран надпись — «replace source » и вообще не производят измерения.
Также начинают “брехать” инфракрасные термометры.
Радиомикрофоны при недостаточном U перестают работать.
А еще есть фотоаппараты, где отсечка идет не по току, а по напряжению. Там даже вспышка еле-еле заряжается, если U падает до 1,1В.
В самый неподходящий момент фотик умирает, а с обычными он бы еще работал и работал. У особо продвинутых моделей в меню есть переключатель “батарейки-аккумы”.
Вот довольно внушительный перечень того, что “плохо” реагирует на аккумуляторы 1,2В:
Также АКБ элементы нецелесообразно использовать в устройствах с очень маленьким током потребления.
Такие, как пульты управления от бытовой техники (TV, кондиционеры, музыкальный центр), электронные часы.
Здесь батарейки меняются один раз в несколько лет и покупать сюда дорогие аккумуляторы нет никакого смысла.
Ну и не забываем про саморазряд. Аккумуляторы в них сами разряжаются до минимальных значений всего за полгода, а пульт при этом работать не перестаёт.
Казалось бы, ну и хорошо. Но дело в том, что если их периодически не подзаряжать, они «сядут» ниже критического значения.
Устройство должно контролировать напряжение источника питания и само отключать его. В пультах, естественно, такого не происходит.
Поэтому одного универсального ответа на изначально поставленный вопрос, что лучше — нет. Каждая батарейка и аккумулятор должна применяться по своему назначению.
От АКБ будут нормально работать те устройства, в которых стоит стабилизатор с достаточно низким (0,9В и менее) пределом работоспособности.
Тем не менее там, где есть возможность перейти на перезаряжаемые элементы без потери точности измерений и работоспособности прибора (фонарики, игрушки), делать это безусловно можно и нужно.
https://youtube.com/watch?v=WOJk78tkHV8%3F
Li-Ion (литий-ионные)
Li-ion имеют немного другие размеры, чем все остальные. АА соответствует типоразмеру – 14500.
ААА типоразмеру – 10440. При этом будьте внимательны, напряжение в них тоже совсем другое – 3,7В.
Есть конечно литий-ионные элементы и под стандартное напряжение (1,5В) с привычными АА и ААА размерами, однако назвать их обычными аккумуляторными батарейками уже нельзя.
Это сложные устройства, в корпусе которых встроены контролер заряда и выходной понижающий преобразователь.
Такие USB-аккумуляторы из-за преобразователя имеют собственный разъем и заряжаются только через него.
Через верхние и нижние контакты в привычном заряднике их заряжать нельзя.
Поэтому для недорогих игрушек и гаджетов гораздо надежнее и разумнее покупать самые распространенные и недорогие Ni-MH.
Ссылка на хорошие, проверенные аккумы на Али – ТЫЦ
Многофункциональная и качественная зарядка к ним.
Помните, что нельзя использовать дешевые зарядники с хорошими акб. Они их просто убьют.
Чем технология EFB отличается от AGM?
Частично на этот вопросы мы ответили выше, но стоит остановиться на нем подробней.
Стандартная АКБ в режиме «Start-Stop» выдерживает несколько месяцев, после чего нуждается в замене.
Некоторые производители даже указывают, что их продукт нельзя использовать при наличии упомянутой системы. Для устранения таких проблем рекомендуется использовать один из следующих вариантов — AGM или EFB.
Устройство и принцип работы EFB рассмотрен выше, поэтому возвращаться к этому вопросу не имеет смысла. По сути, это те же свинцово-кислотные батареи, но с улучшенными характеристиками.
Внутри находится жидкий электролит. Дополнительно на пластины крепится слой стекловолокна, который защищает от осыпания.
Что касается AGM, это совершенно иной тип аккумулятора. Аббревиатура расшифровывается как «Absorbent Glass Mat». В переводе это означает «абсорбирующее стекловолокно».
Главное отличие от простых АКБ — нахождение внутри стеклоткани, которая плотно прижата к пластинам. Это обеспечивает увеличение пускового тока и небольшой саморазряд.
Особенности — большее количество циклов заряда и разряда, отсутствие страха к глубокому разряду до 30% без негативных последствий. Кроме того, AGM в два-три раза быстрей принимают заряд и служат до 10 лет.
EFB имеет похожие характеристики, но в некоторых компонентах проигрывает конкурентам.
Его главный плюс — способность быстрее принимать заряд во время движения, более низкая цена, меньшие расходы на производство и возможность лучше переносить глубокие разряды.
Основные технические характеристики аккумуляторов
Номинальная емкость аккумулятора
Номинальная емкость элемента – способность накапливать и отдавать электроэнергию постоянного тока, определяет время автономной работы ИБП. Емкость электрического аккумулятора показывает время питания подключенной к нему нагрузки.
Емкость всегда указывается на корпусе АКБ, а также на упаковке, ведь именно по этому критерию большинство пользователей выбирают нужную модель.
Пусковой ток
Величину, характеризующую параметр тока, протекающего в стартере автомобиля в момент пуска силового узла, принято считать пусковым током. Пусковой ток или стартерный возникает в момент, когда в замке зажигания поворачивается ключ и начинает проворачиваться стартер. Единица измерения величины – Ампер. Он же ток холодной прокрутки является показателем, как аккумулятор поведет себя в морозную погоду и сможет запустить двигатель при минусовых показателях. Определяется мощностью тока, которую батарея может выдать в течение первых 30 секунд при температуре -18°С. При высоких показателях пускового тока увеличиваются шансы завести машину при минусовой температуре.
Полярность
Порядок расположения на крышке аккумулятора присоединительных клемм, которые являются токовыводящими соединительными элементами, называется полярностью. Полюса всего два – положительный и отрицательный, вариантов расположения – прямое и обратное.
Прямая полярность – отечественная разработка. Чтобы ее определить, нужно повернуть аккумулятор таким образом, чтобы этикетка была перед глазами. При расположении плюсовой клеммы слева, а минусовой справа, можно утверждать, что акб с прямой полярностью. На иномарках устанавливаются аккумуляторные батареи обратной полярности.
Прямая, обратная полярность
Исполнение корпуса
Корпус большинства аккумуляторов состоит из ударопрочного полипропилена, который характеризуется как материал легкий, не вступающий в химическую реакцию с агрессивным электролитом АКБ. Полипропилен довольно стоек к перепадам температур, возникающих под капотом автомобиля, нагрев может достигать до +60 ̊С, а при морозах до -30°С. Корпус большинства АКБ состоит из ручки для переноса, пробок, индикатора заряда, клемм для подключения к электросети. Вес АКБ емкостью 55Ач около 16,5 кг. Традиционно появились американский, европейский, азиатский и российский типы корпусов.
Европейские корпусы и американские имеют идентичные габариты. Например, у батарей емкостью 60 Ач общая высота от 17,5 до 19 сантиметров. У азиатских этот показатель немного выше, до 22 сантиметров за счет верхнего расположения электродов
Именно поэтому важно корректно анализировать возможности посадочного места под капотом, чтобы надежно закрепить АКБ прижимной планкой и избежать замыкания при случайном касании токоотводами металлических частей кузова
У АКБ с европейским типом корпуса клеммы находятся в углублении, их верхний край не выступает над плоскостью крышки. Иногда клеммы дополнительно защищены от внешнего воздействия специальными крышечками. Азиатский тип корпуса – это коробка, на которой клеммы расположились на верхней крышке, верхний край клемм является самой высокой точкой аккумулятора. Какую клемму снимать с аккумулятора первой читайте здесь.
Российский стандарт акб
Обозначение | Описание букв |
А | АКБ имеет общую крышку для всего корпуса |
З | Корпус батареи залит и она является полностью заряженной изначально |
Э | Корпус-моноблок АКБ выполнен из эбонита |
Т | Корпус-моноблок АБК выполнен из термопластика |
М | В корпусе использованы сепараторы типа минпласта из ПВХ |
П | В конструкции использованы полиэтиленовые сепараторы-конверты |
Европейские корпусы и американские имеют идентичные габариты
Тип и размер клемм
Распространены аккумуляторы с клеммами трех разных стандартов: тип Euro – Type 1, и Asia –Type 3, «под болт» – американский стандарт. В типе Euro плюсовая клемма имеет диаметр 19,5 мм, минусовая клемма – 17,9 мм. В типе Asia клемма плюс имеет диаметр 12,7 мм, клемма минусовая – 11,1 мм. Клеммы «под болт» находятся на боковой стенке аккумулятора и сверху. Болт, соединённый с проводом, продевается в отверстие клеммы и фиксируется гайкой.
Американский стандарт
Особенности конструкции
Устройство автомобильной АКБ.
Ранее все аккумуляторы производились по единому принципу, по строению были похожи на автомобильные, где катоды и аноды покрыты кислотой, размещены в банках, последовательно соединённых в единую цепь. Уменьшение размеров портативных устройств потребовало разработки новой технологии, чтобы в компактном корпусе уместить не только высокотехнологичную начинку, но и ёмкий аккумулятор, полностью удовлетворяющий энергопотребностям гаджетов. Новые технологии предполагают отказ от кислоты в пользу гелеобразной жидкости, покрытие катодов алюминием, анодов – медной фольгой. В результате получается компактный источник питания с повышенной ёмкостью.
Свинцовые аккумуляторы
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи применяются в резервных, аварийных источниках энергии, в транспортных средствах. АКБ состоят из моноблочного корпуса с изолирующим материалом, стойким к воздействию кислоты, электрода, покрытого специальной пастой из свинцово-оксидного порошка, конвертора-сепаратора и прочих деталей. В перечне эксплуатационных особенностей значится чувствительность к температуре внешней среды.
Свинцово-кислотный аккумулятор
Типы свинцово-кислотных аккумуляторных батарей:
- Для обеспечения постоянного тока. Применяются, когда необходимо создать непрерывный поток электроэнергии, например, в электропогрузчиках, тягачах.
- Для подачи тока. Используются в автомобилях с целью запуска мотора — подают на стартер напряжение.
Тяговые свинцово-кислотные аккумуляторные батареи
В тяговые АКБ заливается гелеобразный, жидкий или абсорбированный электролит.
У свинцовых аккумуляторных батарей тоже есть характерные преимущества и недостатки. Из плюсов можно отметить:
- возможность обслуживания;
- низкий саморазряд;
- надежность;
- невысокую стоимость.
Минусы:
- нестабильная работа;
- выделение испарений;
- сложности при хранении;
- невысокие эксплуатационные возможности.
При неправильном заряде риски перегрева достаточно высоки.
Интересно! Как откалибровать батарею: на смартфоне, на айфоне, на ноутбуке, на планшете.
Какие бывают размеры аккумуляторов
Бытовые аккумуляторы выпускаются во многих видах форм-факторов. Наиболее распространенные из них приведены в таблице.
Тип элемента | Напряжение, В | Форма | Типоразмер | Габариты, мм | Емкость, мА*ч |
---|---|---|---|---|---|
Ni-Cd | 1,38 | цилиндр | SC | d=23, l=43 | 1900..3000 |
4/5 SC | d=23, l=34 | 1400..2100 | |||
АА | d=14,5, l=55,5 | 600..1000 | |||
диск | Д-0,55 | d=34,6, h=9,8 | 550 | ||
Д-0,26 | d=25,2, h=9,3 | 260 | |||
Д-0,125 | d=20,0, h=6,6 | 125 | |||
Ni-MH | 1,25 | Цилиндр | SC | d=23, l=43 | 1900..3000 |
4/5 SC | d=23, l=34 | 1400..2100 | |||
АА | d=14,5, l=55,5 | 1700..2900 | |||
ААА | d=10,5, l=44,5 | 800..1000 | |||
18650 | d=18, l=65 | 600..1000 | |||
Li-ion | 3,6 (4,2) | Призматические («кирпич», плоские) | До 5000 | ||
Цилиндр | d=18, l=65 | 800-5000 | |||
Li-FePo | 3,2 | Цилиндр, призма | До 10 000 |
Ni-MH источник питания типоразмера SC
Сгорим или взорвемся?
Один из многочисленных случаев. Подробнее в статье: Пожар из-за электровелосипеда в Сиднее
Литий является легковоспламеняющимся металлом. В зависимости от типа элементов они могут без каких-либо проблем нагреваться от 150 °C до 250 °C. Если этот предел превышен, литий вступает в реакцию с другими химическими компонентами выделяя еще больше тепла. При температуре около 300 °C начинка элемента начинает гореть. Чтобы этого не случилось, аккумуляторные батареи на литий-ионных элементах имеют встроенную электронную схему, так называемую систему управления батареями (БМС или BMS) о которой я писал выше.
Несмотря на то, что воспламенение качественных батарей крайне редки, а производители батарей гарантируют качество своего продукта и используемых компонентов, рекомендуется придерживаться нескольких общих рекомендаций:
- Используйте только те аккумуляторные элементы и зарядные устройства, которые сертифицированы в соответствии с определенным стандартом безопасности (стандарт CE). Элементы, BMS и зарядное устройство — это не то, на чем можно экономить.
- Не подвергайте аккумулятор воздействию экстремальных температур. Идеальный диапазон температур составляет от 10 °C до 30 °C.
- Избегайте глубокой разрядки: если вы не используете свой электровелосипед в течение длительного времени, вы должны снять аккумулятор с электровелосипеда и хранить его в соответствии с рекомендациями изложенными в статье: Долговременное хранение литий-ионных аккумуляторов.
- Если батарея долгое время хранилась в холодном месте, перед зарядкой ее следует сначала медленно вернуть к комнатной температуре. Не оставляйте аккумулятор без присмотра при первой зарядке.
- Не заряжайте батарею на легковоспламеняющихся предметах или вблизи легковоспламеняющихся веществ (бензин и т.п.). Лично я заряжаю батарею в армейском железном ящике.
- Не используйте батарею, если она повреждена. Не все BMS могут обмениваться данными со всеми электромоторами, есть нюансы. Если BMS не подходит, это может привести к осложнениям.
Текст: Дмитрий КонстантиновКартинки от производителей
История возникновения и развития АКБ
Изобретение получило название «батареи Вольта». Несколькими годами позже физик Джоан Вильгельм из Германии создал сухой гальванический элемент и АКБ. Эти изобретения не имели непосредственного отношения к автомобильным аккумуляторам, но были важным шагом на пути к ним.
Спустя полвека Вильгельм Зинстеден обнаружил и исследовал электрохимический процесс, который лег в основу будущих автомобильных АКБ. Он выяснил, что если через свинцовые пластины, погруженные в серную кислоту, пропускать электрический ток, то на положительно заряженном электроде образуется двуокись свинца. При этом отрицательно заряженный электрод никак не изменяется. При замыкании этого устройства возникал ток, и он присутствовал до момента полного растворения двуокиси свинца в кислоте. Но Зинстеден лишь изучил данное явление и никак не воплотил его на практике.
И вот в 1859 году Гастон Планте создает на базе этого процесса первый образец свинцово-кислотного аккумулятора. Можно сказать, что это и был прародитель аккумулятора для автомобиля. Эта батарея включала в себя 2 пластины из свинца, которые были надеты на цилиндр из дерева и разделены прокладкой из ткани. Эта конструкция помещалась в емкость с подкисленным раствором и подключалась к электрической батарее. После проведения заряда АКБ некоторое время выдавала электрический ток постоянного значения.
Аккумулятор Гастона Планте