Устройство насоса, системы смазки и принцип действия
Привод масляного насоса состоит из двух частей, это пластиковая шестеренка с червячной передачей и проволочный рычаг, передающий усилие от звездочки-барабана на червячную шестерню.
Рычаг жестко закреплен на шестеренке, и они поставляются как одна деталь. Кончик проволочного рычага имеет характерный загиб, который предназначен для лучшего сцепления с ведущим барабаном-звездочкой. На барабане выполнена специальная прорезь для установки привода.
Маслонасос Штиль 180 полностью выполнен из металла и имеет не разборную конструкцию. На корпусе насоса имеется приемное отверстие для масла и проточка-канал, по которому масло из масляного провода попадает непосредственно в насос. Устанавливается механизм в корпус бензопилы Stihl 180.
В момент увеличения оборотов двигателя, барабан — звездочка начинает вращать шестерню червячной передачи за проволочный рычаг, а она в свою очередь заставляет крутиться плунжер маслонасоса, в результате чего масло начинает перекачиваться по масляным каналам к шине бензопилы.
В работе системы, принимает непосредственное участие и маслопровод бензопилы, на конце которого имеется маслоприемник. Маслоприемник дополнительно является и фильтром. На второй стороне масляного шланга, выполнено резиновое расширение, при помощи которого шланг устанавливается в корпус бензопилы Stihl 180 сразу же за маслонасосом.
Замена масляного насоса требуется лишь в редких случаях!
Срок службы масляного насоса настолько велик, что большинству владельцев транспортных средств никогда не придется менять его (несколько сотен тысяч километров — это правило). В некоторых случаях, возможно, будет иметь место опасный дефект. Плохое качество масла, его загрязнение, из-за утечек в головке цилиндра или проникновения грязи могут привести к необходимости замены. Кроме того, конструктивные или эксплуатационные неисправности некоторых моделей автомобилей означают необходимость замены масляного насоса.
На сегодня лишь в немногих автомобилях все еще установлен манометр, однако всегда появляется предупреждающее сообщение о том, что давление масла слишком низкое. Если такое предупреждение поступает от бортовой системы диагностики или загорается индикатор уровня масла, то двигатель необходимо немедленно выключить. Если продолжить движение, можно ожидать значительных побочных повреждений по истечении очень короткого времени, что может привести к поломке двигателя. Если слишком низкий уровень масла не является причиной низкого давления, возможен выход из строя масляного насоса. Дальнейшими признаками неисправности масляного насоса могут быть необычные шумы и утечки на двигателе.
Как определить неисправность масляного насоса
Существует два типа проверки насоса — без его демонтажа и с демонтажом. Не снимая насос в его неисправности можно убедиться лишь в случае, когда он уже в «предсмертном» состоянии, поэтому лучше все же извлечь его для выполнения детальной диагностики.
Как проверить масляный насос, не снимая
Перед тем как непосредственно проверить насос, имеет смысл с помощью манометра проверить давление масла в системе. Так вы сможете убедиться в том что лампочка давления масла работает корректно и загорелась не зря. Для этого манометр вкручивается вместо датчика давления аварийной лампы.
Обратите внимание, что значение давления зачастую падает именно «на горячую», то есть, на прогретом двигателе. Поэтому тест нужно проводить на прогретом движке и холостых оборотах
Минимальное и максимальные значения давления у разных машин будет отличаться. Например, у ВАЗ «классики» (ВАЗ 2101-2107) значение минимального аварийного давления составляет 0,35…0,45 кгс/см². Именно в таких условиях и срабатывает аварийная лампа на панели приборов. Нормальное значение давления составляет 3,5…4,5 кгс/см² при скорости вращения 5600 оборотов в минуту.
На той же «классике» можно проверить масляный насос, не снимая его с посадочного места. Для этого нужно демонтировать трамблер, и извлечь приводную шестерню насоса. Далее оценить ее состояние. Если на ее поверхности имеют место многочисленные задиры на лопастях или на оси шестерни, то нужно выполнить демонтаж насоса
Также стоит обратить внимание на шлицы шестерни. Если они сбиты — значит, насос подклинивал
Обычно это происходит из-за наличия мусора и/или шлака в масле.
Другая проверка без демонтажа насоса — проверка люфта его штока. Делается это аналогично, при снятом трамблере и демонтированной шестерне. Необходимо взять длинную отвертку и попросту пошевелить ею шток. Если имеется люфт — значит, насос вышел из строя. На нормальном рабочем насосе зазор между поверхностями штока и корпуса должен составлять 0,1 мм, соответственно, и люфта практически нет.
Сетка маслоприемника
Для дальнейшей проверки необходимо демонтировать и разобрать насос. Делается это еще и для того, чтобы в дальнейшем промыть их скопившегося мусора. Вначале нужно открутить маслоприемник. При этом необходимо проверить состояние имеющегося в месте стыка уплотнительного кольца. Если оно значительно затвердело — желательно его поменять
Особое внимание уделите сеточке маслоприемника, поскольку чаще всего именно она становится причиной того, что насос плохо прокачивает масло. Соответственно, если она забита — ее нужно прочистить, а то и поменять полностью маслоприемник в комплекте с сеточкой
Проверка редукционного клапана
Следующий элемент для проверки — редукционный клапан. Задача этого элемента — сброс излишнего давления в системе. Основные составляющие — поршень и пружина. При достижении крайнего значения давления пружина срабатывает и масло через поршень выливается обратно в систему, тем самым выравнивая давление. Чаще всего неисправность редукционного клапана масляного насоса заключается в негодности пружины. Она либо теряет жесткость, либо лопается.
В зависимости от конструкции насоса клапан можно демонтировать (развальцевать). Далее нужно оценить износ поршня. Желательно почистить его с помощью очень мелкой наждачной бумаги, побрызгать аэрозолем очистителя для дальнейшей нормальной работы.
Обязательно нужно осмотреть место прилегания клапана к месту его прилегания на корпусе. Там не должно быть ни рисок, ни задиров. Эти дефекты могут привести к снижению давления в системе (понижению работы эффективности насоса). Что касается пружины клапана для той же ВАЗ «классики», то ее размер в спокойном состоянии должен составлять 38 мм.
Неисправности масляного насоса
Как правило, даже самый надежный масляной насос выйдет из строя намного раньше положенного срока, если в двигателе:
- недостаточно моторного масла;
- смазка загрязнена твердыми частицами;
- используется масло с недопустимой для данного двигателя вязкостью;
Фактически, кроме естественного износа и механических повреждений (например, от сильного удара по картеру ДВС), это и есть основные причины преждевременной поломки маслонасоса. Обычно в самом насосе изнашиваются и ломаются подвижные части, которые испытывают нагрузку.
Также выходят из строя валы шестерен, втулки, увеличиваются зазоры и т.д. Обычно к истиранию поверхностей приводит грязное моторное масло, наполненное твердыми частицами.
Также к повреждениям масляного насоса приводит активная коррозия. Например, если в масле эмульсия, антифриз попал в систему смазки, коррозии не избежать. При этом наличие ржавчины на деталях насоса указывает на необходимость его замены.
Еще одной причиной неполадок является загрязнение редукционного клапана и/или сетки маслозаборника. В этом случае «давление» масла скачет, мотор активно изнашивается, также страдает маслонасос. Чтобы решить проблему, нужно периодически чистить указанные элементы или выполнять их замену.
Итак, если суммировать, причины выхода из строя масляного насоса:
- естественный износ на больших пробегах;
- засорение масляного фильтра, когда открыт его перепускной клапан и нет фильтрации твердых частиц;
- критическое снижение уровня масла в двигателе по тем или иным причинам;
- забит фильтр маслоприемника, масло не прокачивается через него в должном объеме;
- залито масло с высокой вязкостью, масло потеряло свойства, то есть смазка сильно густеет;
- поломка редукционного клапана, его «залипание» по причине загрязнения;
- в систему смазки попала охлаждающая жидкость;
В любом случае, маслонасос нужно снимать, осматривать и дефектовать, промерять зазоры и т.д. В случае, когда зазоры в допусках, возможен ремонт масляного насоса. Если же насос изношен или сильно поврежден, его сразу меняют на новое устройство.
Причины поломки маслонасоса
Существует ряд типичных поломок, из-за которых масляный насос полностью или частично выходит из строя:
- физический износ корпуса, ротора или ведомой шестерни. Между шестернями насоса и корпусом существует зазор в 0,2 мм. Есть зазор и между зубьями насосных шестерён — 0,5 мм. По мере износа эти зазоры увеличиваются, а давление, создаваемое насосом на выходном патрубке — падает. Поскольку замена и подгонка износившихся шестерён является очень трудоёмким процессом и под силу далеко не каждому, автолюбители идут по пути наименьшего сопротивления и просто меняют маслонасос целиком;
Зазоры в маслонасосах ВАЗ проверяются специальным щупом
- засорение маслоприёмника. Если он засорился, давление в смазочной системе автомобиля резко падает, а на приборной панели загорается красная лампочка. Забитый маслоприёмник — это следствие полностью засорившегося картера. Решением является полный слив отработавшей смазки, снятие поддона, картера, маслонасоса и тщательная промывка всех этих деталей в керосине;
Засор в маслоприёмнике может полность вывести из строя масляный насос ВАЗ
- утечка масла. Иногда масло начинает вытекать прямо из-под насоса. Обычно водитель замечает утечку не сразу, определяя её по косвенным признакам, например, по резко увеличившемуся расходу смазки и по масляным пятнам под машиной. Причина утечки — нарушение герметичности насосной прокладки. Часто при замене маслонасоса автолюбители не меняют прокладку, находящуюся под ним, считая, что она ещё какое-то время послужит. Это ошибка, которая и ведёт к утечкам. Правило простое: меняя маслонасос, следует в обязательном порядке сменить и прокладку, даже если она не выглядит изношенной.
Статья в тему: Перегрев двигателя: симптомы и причины
Отдельно следует упомянуть о моторном масле. Его качество тоже оказывает существенное влияние на срок службы насоса и его исправность. Дело в том, что масляный насос — это единственный элемент двигателя, который смазывается не отфильтрованным маслом (потому что масляный фильтр установлен только на выходном патрубке насоса). И если автовладелец привык экономить на качественном масле, то на долгую и бесперебойную работу маслонасоса он может не рассчитывать.
Сторонние жидкости в поддоне
Что касается повышенного уровня масла, то проверять систему смазки не обязательно, поскольку причина срабатывания лампы – попадание технических жидкостей в поддон. И здесь следует установить, откуда они просачиваются и устранить поломку.
Если вместо масла обнаружена эмульсия асфальтного или другого цвета — это утечка антифриза. Охлаждающая жидкость обычно попадает в поддон из-за повреждения прокладки ГБЦ, которую придется заменить, чтобы решить проблему.
А вот если эмульсия отсутствует, но уровень выше нормы, а само масло сильно жидкое – в поддон проникает топливо. Основные причины этого явления таковы:
- Залегание колец;
- Пропуски зажигания;
- Износ ЦПГ.
В результате таких неисправностей, топливо, подаваемое в камеры сгорания, не сгорает, а по стенкам цилиндра стекает в поддон.
Демонтаж
Снять насос своими силами — не сложно. Да и вам вполне по силам выполнить самостоятельный ремонт.
- Обесточьте автомобиль, сняв с АКБ минусовую клемму.
- Ослабьте крепежные болты генератора, снимите ремень.
- Приготовьте чистую тару, слив в нее масло из картера. Далее потребуется снять защиту мотора и поддон картера с маслом.
- Демонтируйте зубчатый ремень привода распредвала.
- Теперь, когда ремень снят, ни в коем случае не проворачивайте коленвал и распредвал. Иначе вы повредите клапана, ударив по ним поршнями.
- Снимите шкив коленчатого вала, вооружившись двумя плоскими отвертками и стянув его с вала. Если шпонка плохо удерживается на своем посадочном месте, ее лучше тоже снять.
- Следующий на очереди демонтажа маслоприемник. Для его снятия нужно открутить два крепежных болта, расположенных на крышке коренного подшипника, а также один крепежный болт соединения маслоприемника к насосу (масляному).
- Снимите насос, удерживающийся на своем месте за счет шести болтов.
- Открутив все болты, аккуратно сдвиньте масляный насос от крышки коренного подшипника, после чего со спокойной душой снимайте масляную помпу.
Демонтируем устройство
А какое давление должно быть в системе?
Датчик служит лишь для определения падения давления, но точный показатель этого параметра он не указывает. Поэтому для замера используется обычный стрелочный манометр на 10 Бар.
Для измерений можно использовать любой прибор, приспособив его к двигателю или использовать специально предназначенный для этого манометр.
Для использования обычного манометра, придется его немного усовершенствовать, чтобы была возможность подсоединиться к мотору. Для этого потребуется сам манометр, отрезок толстостенной резиновой трубки, хомуты и штуцер с резьбой под отверстие для установки датчика давления.
Все это соединяем в одну конструкцию, а места стыка трубки с манометром и штуцером надежно зажимаем хомутами.
Со специальным манометром для замера давления масла на двигателях такая процедура не требуется, поскольку он уже оснащен штуцером и переходниками для подключения к мотору.
Замер выполняется по такой технологии:
- Отсоединяем провод и выкручиваем датчик давления;
- В посадочное место датчика вкручиваем манометр и хорошо затягиваем (но не переусердствуем, поскольку резьба в отверстии – алюминиевая и легко срывается);
- Кратковременно запускаем двигатель (небольшое время работы мотора ущерба не принесет);
- Смотрим показания прибора.
Если манометр показывает давление выше 1 Бар – система смазки функционирует нормально и причину следует искать в датчике или проводке.
Диагностика АКПП
Ремонт автоматических коробок передач просто так, наобум, невозможен. Для его качественной организации придётся проводить диагностику узла. Даже если АКПП после ремонта и снова вышла из строя, заново грешить на ранее поломавшийся узел будет нерационально, ибо в конструкции автомата более сотни элементов. Каждый из них вполне может поломаться в самый неподходящий момент.
Определение того, что именно вышло из строя в коробке, проходит в несколько неразделимых между собой этапов:
Первый этап – анализ работы узла как «на холодную», так и «на горячую»
Если при заводе автомобиля АКПП не переключает передачи или работает некорректно как-то иначе, а при прогреве всё проблемы пропадают, стоит обратить внимание на гидроблок и уровень, качество масла, залитого в коробку. Подобный характер работы нередко указывает на проблемы в смазочной системе автомата
В ситуации же, когда шум в АКПП или её дерганья, пинки повторяются на всех режимах работы мотора и в течение всего времени эксплуатации узла, с большой долей вероятности можно сказать, что виной всему могут быть не только проблемы в маслообеспечении;
Второй этап – проверка коробки через панель управления и бортовой компьютер
Тут, пожалуй, всё предельно просто. Ни для кого не секрет, что большинство современных автомобилей полностью электронизированы, поэтому поломки тех или иных узлов диагностируются самостоятельно при помощи специальных датчиков. Обслуживание АКПП – не исключение, поэтому появление поломок трансмиссии тоже отображается в электронных устройствах. Часто информация из таковых очень полезна при организации ремонта автомата;
Третий этап – полная или частичная разборка коробки. Без этого, к сожалению, не обойтись, особенно если признаки неисправности АКПП проявляются довольно-таки сильно и обычной заменой масла, промывкой коробки не устраняются. Если конкретно ваш автомат имеет съёмный поддон, то для начала следует снять его и провести оценку видимых узлов. Неполадок нет? Тогда придётся снимать коробку полностью, разбирать её и, анализируя признаки неисправности автоматической коробки передач, искать поломанный элемент.
В ситуации же, когда шум в АКПП или её дерганья, пинки повторяются на всех режимах работы мотора и в течение всего времени эксплуатации узла, с большой долей вероятности можно сказать, что виной всему могут быть не только проблемы в маслообеспечении;
Второй этап – проверка коробки через панель управления и бортовой компьютер. Тут, пожалуй, всё предельно просто. Ни для кого не секрет, что большинство современных автомобилей полностью электронизированы, поэтому поломки тех или иных узлов диагностируются самостоятельно при помощи специальных датчиков. Обслуживание АКПП – не исключение, поэтому появление поломок трансмиссии тоже отображается в электронных устройствах. Часто информация из таковых очень полезна при организации ремонта автомата;
Третий этап – полная или частичная разборка коробки. Без этого, к сожалению, не обойтись, особенно если признаки неисправности АКПП проявляются довольно-таки сильно и обычной заменой масла, промывкой коробки не устраняются. Если конкретно ваш автомат имеет съёмный поддон, то для начала следует снять его и провести оценку видимых узлов. Неполадок нет? Тогда придётся снимать коробку полностью, разбирать её и, анализируя признаки неисправности автоматической коробки передач, искать поломанный элемент.
В целом, в ответе на вопрос о том, как проверить АКПП, особых сложностей не возникает. Диагностика коробки проводиться посредством организации отмеченных выше этапов. Конечно, некоторые шаги не столь просты к осуществлению, но без их проведения не обойтись, поэтому к трудностям стоит быть готовым. Если же своими руками проверять автомат вы не готовы, то лучше не экспериментируйте и доверьте эту работу профессионалам. Такой подход не только упростит ремонт узла, но и в разы ускорит его течение.
Симптомы неисправности масляного насоса
Первое, что будет свидетельствовать о возникновении проблем с маслонасосом — это загоревшаяся лампочка давления масла. В этом случае элемент указывает на то, что в системе смазки мотора возникли неполадки. Насколько они серьёзны — предстоит выяснить автовладельцу
Помимо проверки давления, внимание следует уделить расходу масла. При снижении давления в системе смазки силового агрегата, эксплуатировать транспортное средство не следует до тех пор, пока не будет установлена причина и произведён ремонт
Основные симптомы возникновения проблем в системе — загоревшаяся лампочка или появление стука в моторе.
Действия, которые следует предпринять в случае возникновения поломки:
- остановиться и заглушить двигатель;
- подождать некоторое время, чтобы масло стекло в картер двигателя, после чего проверить его уровень с помощью щупа. Если уровень минимальный, нужно долить до нормы;
- завести мотор;
- если лампа давления масла продолжает гореть, из двигателя все так же доносятся посторонние шумы, то это может указывать на возможные неполадки с маслонасосом.
Одной из причин загорания лампочки давления масла может быть низкий уровень смазки в моторе
Как проверить масляный насос
Для тестирования механизма необязательно проводить его демонтаж. В целях диагностики требуется измерить давление в системе смазки и сравнить с теми показаниями, которые соответствуют норме конкретного автомобиля. Исходя из полученных результатов, можно делать выводы: есть ли повод для беспокойства или нет. В случае необходимости замены масляного насоса на ВАЗ 2108/2109 рекомендуется использовать только оригинальные детали. Объясняется это тем, что комплектующие на машины отечественного автопрома на сегодняшний день производят многие. Однако их качество оставляет желать лучшего.
При замене маслонасоса рекомендуется приобретать оригинальную деталь, чтобы избежать проблем из-за низкого качества изготовления
Проверка маслонасоса на стенде
Если есть возможность, проверить работоспособность масляного насоса можно на специальном стенде. Суть такой проверки состоит в том, чтобы оценить производительность и создаваемое давление устройством, а также давление, при котором срабатывает редукционный клапан. При проведении испытаний насоса при помощи стенда применяют специальное масло с температурой +20 ˚С. Для маслонасоса на двигатель ВАЗ 2108/2109, производительность должна находиться в пределах 34 л/мин, противодавление — 5 кг/см². Редукционный клапан должен открываться при давлении 5,5–7,5 кг/см². Если проверка клапана осуществляется на моторе с помощью манометра, который установлен вместо датчика давления масла, клапан должен срабатывать при давлении не менее 4,5 кг/см².
Снимать масляный насос с двигателя нужно в следующем порядке:
- Снять крышку распределителя и повернуть коленчатый вал в положение, при котором шарик 2 на маховике (метка «МЗ») установится против острия штифта 1, закрепленного в смотровом люке картера сцепления, а пластина ротора распределителя будет направлена на клемму корпуса, к которой присоединен провод низкого напряжения от катушки зажигания.
- Отвернуть накидную гайку и отсоединить вакуумную трубку от штуцера камеры регулятора распределителя зажигания. Отсоединить провод низкого напряжения от клеммы на корпусе распределителя, ослабить болт хомута, крепящего распределитель в гнезде головки цилиндров, и вынуть распределитель.
- Снять масляный картер.
- Отвернуть два болта, крепящие фланец корпуса насоса к нижней плоскости блока цилиндров, и вынуть насос. Установку масляного насоса в двигатель производят в обратном порядке. При этом нужно учитывать, что приводную шестерню масляного насоса следует ввести в зацепление с винтовой шестерней распределительного вала в строго определенном положении.
Это необходимо для обеспечения правильного взаимного соединения приводного вала распределителя зажигания с валом насоса, так как от этого зависит положение корпуса вакуум-регулятора распределителя относительно кожуха головки цилиндров.
На верхнем конце ведущего вала насоса имеется хвостовик 1, который входит в прорезь вала распределителя. При правильной установке насоса хвостовик 1 должен располагаться перпендикулярно оси 2 коленчатого вала, когда поршень первого цилиндра находится в в.м.т. такта сжатия. Чтобы правильно установить насос, нужно повернуть его ведущий вал так, чтобы хвостовик 1 был приблизительно параллелен оси а, соединяющей два отверстия крепления насоса к блоку цилиндров, как показано линией.
Устанавливая насос на место, нельзя поворачивать при этом его корпус. Когда шестерня привода насоса войдет в зацепление с шестерней распределительного вала и повернется при этом на некоторый угол, хвостовик вала насоса займет правильное положение. При установке насоса на двигатель необходимо ставить новую бумажную прокладку между фланцем корпуса насоса и нижней плоскостью блока цилиндров. После установки на место масляного насоса и распределителя регулируют начальный момент зажигания и закрепляют корпус распределителя в требуемом положении с помощью стяжного болта хомута. Если масляный насос и начальный момент зажигания были установлены правильно, то после фиксации распределителя его вакуумный регулятор займет положение показанное на рисунке.
- Установить на место масляной картер.
Ремонт масляного насоса
Обычно неисправный масляный насос меняется на новый. Однако вышедший из строя насос можно попробовать отремонтировать.
Для ремонта масляного насоса ВАЗ 2106/07 потребуются:
- ключи на 10;
- линейка;
- набор плоских щупов;
- тиски.
Разборка масляного насоса
Разборка насоса осуществляется в следующем порядке:
-
Открутив три болта, снимите приёмную трубку. Для этого удобнее зажать насос в тиски.
-
Снимите трубку, пружину и шайбу редукционного клапана.
- Отогнув края сетки маслоприёмника, снимите её с насоса и тщательно очистите.
-
Выньте из насоса шестерни.
Все детали разобранного насоса промываются в керосине и протираются чистой ветошью. Затем проводят осмотр всех составных частей и заменяют износившиеся элементы. Сборка насоса производится в обратной последовательности.
Ремонт и замена элементов масляного насоса
После разборки, чистки и осмотра элементы насоса проверяются на износ. Для этого делают ряд замеров и сравнивают с допустимыми значениями:
- максимально допустимый зазор между ведомой шестерёнкой и осью не должен превышать 0,1 мм;
- зазор между зубьями шестерёнок после их установки в корпус не должен превышать 0,25 мм;
- зазор между корпусом и наружным диаметром каждой из шестерёнок не должен превышать 0,25 мм;
- зазор между плоскостью крышки и верхней поверхностью шестерёнок не должен превышать 0,2 мм;
- высота пружины редукционного клапана без нагрузки должна составлять 3,8 см, а под нагрузкой 60–65 Н — 2 см.
Одним из шагов при диагностике масляного насоса является проверка зазоров между зубьями шестерней
При прокручивании насоса рукой не должно чувствоваться даже малейшее заедание. Если какие-либо из перечисленных зазоров превышают показатель, заменяют либо отдельные детали, либо насос полностью
Очень важно, чтобы не было никаких дефектов на поверхности редукционного клапана и его пружине. В противном случае клапан не сможет нормально работать
Видео: проверка масляного насоса на износ
https://youtube.com/watch?v=ZSR-r4FF5mQ
Замена шестерни привода масляного насоса
В процессе эксплуатации изнашивается шестерня привода маслонасоса. Если её не заменить своевременно, она начинает проскальзывать, снижая производительность насоса. Как следствие, в системе смазки может образоваться недостаток масла. Располагается шестерня под валом распределителя зажигания (под трамблёром) и снимается в следующем порядке:
- На инжекторном двигателе снимите заглушку, на карбюраторном — распределитель зажигания, предварительно пометив его положение. Для этого открутите одну гайку.
- В шестерне привода маслонасоса по центру есть отверстие. В это отверстие с небольшим усилием (можно несильно постучать) вставьте деревянную палочку с заточенным концом и извлеките шестерню.
Шестерню осматривают и при обнаружении износа внутренних шлицов меняют на новую. Сборку выполняют в обратной последовательности.
Для извлечения шестерни привода масляного насоса используют деревянную палочку с заостренным концом
Таким образом, самостоятельный ремонт и замена масляного насоса на классических моделях ВАЗ не представляет большой сложности. Для этого потребуется лишь желание, немного свободного времени, стандартный набор слесарных инструментов и тщательное следование рекомендациям специалистов.
Как снять и установить масляный насос на ВАЗ 2113, 2114, 2115
Для выполнения работ по снятию масляного насоса вам потребуются: штангенциркуль, микрометр, металлическая линейка.
Снимаем масляный насос
- Первым делом снимаем зубчатый шкив коленчатого вала.
- Снимаем маслозаборник.
-
При помощи торцового ключа на 10 откручиваем 6 болтов крепления масляного насоса к блоку цилиндров.
- Снимаем масляный насос.
Разбираем масляный насос
- При помощи шестигранного ключа на 5мм откручиваем крышку масляного насоса.
- Снимаем крышку насоса.
- Достаем из крышки ведущую шестерню.
- Достаем из корпуса ведомую шестерню.
- Промываем все детали масляного насоса дизтопливом или керосином начисто. Вытираем детали и смазываем их моторным маслом.
Проверяем масляный насос
- Внимательно осматриваем все детали масляного насоса. На них не должно быть трещин, сколов, наволакивания металла и сильного износа.
- При помощи штангенциркуля проверяем диаметр посадочного места ведомой шестерни в корпус насоса. Проверяем толщину перегородки между ведущей и ведомой шестернями. При этом диаметр посадочного места не должен превышать 75,1 мм. А толщина перегородки не должна быть меньше 3,4мм.
- Затем микрометром измеряем толщину ведущей и ведомой шестеренок. Толщина ведомой шестерни должна быть не меньше 7,35мм, а толщина ведущей — 7,41мм. Если толщина меньше, то шестерни подлежат замене.
- Укладываем ведущую шестерню в корпус насоса.Прикладываем слесарную линейку ребром к привалочной поверхности масляного насоса и набором плоских щупов проверяем толщину зазора. Таким же образом замеряем ведомую шестерню. Если зазор между линейкой и ведущей шестерней больше 0,12мм, (для ведомой больше 0,15мм), то необходимо заменить шестерни.
Установка масляного насоса
- Собираем насос в обратной последовательности. При сборке нужно устанавливать ведомую шестерню стороной с фасками и меткой к корпусу насоса. Ведущую шестерню устанавливаем также меткой и фасками на зубьях в сторону корпуса насоса.
- Устанавливаем насос на место в обратном порядке. При установке нужно заменить прокладку между насосом и блоком цилиндров.
Распространенные поломки агрегата
- эксплуатационный износ компонентов узла: выходят из строя корпус или шестерни насоса: в процессе рабочего цикла увеличивается зазор между ведомой и ведущей шестернями. В нормальном состоянии он не превышает 0,25 мм. Износ приводит к тому, что расстояние между деталями увеличивается до 0,5 мм: шестеренки перестают зацепляться. Описываемая поломка делает масляный насос не пригодным к текущему ремонту — легче купить новую деталь, чем устанавливать новые шестерни и регулировать их;
- нарушение герметичности: из-под насоса начинает течь масло. Виной тому — прохудившаяся прокладка маслонасоса. Замена прокладки решает проблему;
- засор маслоприемника: маслоприемник забивается из-за того, что засорился картер. В этом случае нужно демонтировать поддон картера, проводить очистку механизма.
В большинстве случаев необходимо покупать новый маслонасос. Цена новой детали в онлайн-магазинах находится в диапазоне 1700 — 2500 рублей. Устройства совместимы с «Самарами» первого поколения.
Признаки и причины неисправности маслонасоса Lada 2114
Существует несколько маркеров, появление которых позволит заподозрить дефекты в насосе:
- Горит соответствующая лампочка на приборной панели;
- Под машиной регулярно образуются масляные лужицы;
- Образуется задымление во время работы ДВС.
Причины возникновения неисправностей агрегата:
- применение моторного масла, которое не соответствует рекомендациям автопроизводителя;
- засорение масляного фильтра;
- перманентно низкий уровень смазывающей жидкости в картере;
- нерабочее состояние приборов контроля уровня масла;
- поломка клапана системы смазки двигателя;
- попадание примесей в моторное масло (чаще всего к нему примешивается охлаждающая жидкость).
Все описанные поломки сопровождаются активацией контрольной лампы, поэтому не затягивайте с ремонтом, начинайте сервисные манипуляции после активации контрольного индикатора.
Назначение масляного насоса на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115
Главная задача масляного насоса — создавать избыточное давление в смазочной системе двигателя и обеспечивать непрерывную циркуляцию масла в смазочных каналах.
На ВАЗ 2114 устанавливаются только роторные маслонасосы
Любая поломка маслонасоса ведёт к падению давления смазки, после чего трение между подвижными частями мотора резко возрастает. В результате практически все узлы двигателя оказываются повреждены, и восстановить их можно только после дорогостоящего капитального ремонта.
Типы маслонасосов на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115
Конструкция двигателей ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 одинакова. Поэтому маслонасосы на этих машинах тоже совершенно одинаковые. Это регулируемые насосы роторного типа, оснащённые редукционным клапаном.
Основные элементы конструкции роторного регулируемого маслонасоса ВАЗ 2114
На более ранних моделях ВАЗ устанавливались шестеренные маслонасосы, но постепенно инженеры ВАЗ отказались от этих устройств, поскольку роторный маслонасос обладает важными преимуществами:
- роторные маслонасосы, в отличие от насосов шестеренных, практически никогда не вспенивают моторное масло в системе;
- если на машине установлен регулируемый роторный маслонасос, то автовладельцу не придётся слишком часто менять моторное масло (поскольку проблема вспенивания решена, рабочий ресурс смазки увеличивается в среднем в 2,5 раза);
- из-за особенностей конструкции масляный роторный насос существенно облегчает работу двигателя. При использовании маслонасосов этого типа мощность мотора возрастает на 35%.
Расположение маслонасосов на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115
Масляный насос на ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 находится под двигателем автомобиля. Он закрыт масляным поддоном, а поддон, в свою очередь, закрыт картерной защитой. Поэтому для того чтобы добраться до маслонасоса, автовладельцу придётся снять эти детали, предварительно загнав машину на эстакаду или смотровую яму.
Чтобы добраться до маслонасоса, с ВАЗ 2114 придётся снять поддон и картер
Виды неисправности маслонасоса на Ланосе и Шансе 1.5
Ресурс у маслонасосов достаточно большой, и вероятность их выхода из строя — один случай на 100 машин. Однако чем больше пробег на авто, тем выше вероятность, что этот механизм может дать сбой. Главная причина быстрого износа маслонасоса — использование некачественного масла, а также несвоевременная его замена. Как осуществляется замена моторного масла на Ланосе и Шансе 1.5, и что для этого понадобится, можно почитать .
Теперь разберемся с возможными видами неисправностей механизма. К ним относятся:
- Износ шестерней. При их выработке снижается производительность агрегата, поэтому начинают появляться проблемы с закачкой масла в каналы.
- Выход из строя редукционного клапана. Это важная деталь, которая служит для стравливания избыточного давления масла, возникающего в системе. Состоит деталь из пружины определенной жесткости и самого клапана. Жесткость пружины со временем снижается, поэтому не исключается падение давления в системе. Вырабатывается не только пружина, но еще и перепускной клапан. На нем появляются задиры, которые становятся причиной возникновения заклиниваний.
- Засор фильтрующего элемента маслоприемника. Масло в насос из поддона всасывается через маслоприемник, на котором установлен фильтр из металлической сеточки. Эта сеточка со временем засоряется, что становится причиной поступления смазки в ограниченном количестве.
- Ослабление крепления фильтра маслонасоса. В таком случае не исключается проникновение к шестеренчатому механизму крупных металлических частиц, которые повреждают поверхность, и выводят из строя деталь. Крепление ослабляется по причине нарушения целостности уплотнительного кольца маслоприемника.
- Износ прокладки масляного насоса. Очень часто владельцы Ланосов сталкиваются именно с этим видом неисправности, когда со временем повреждается уплотнитель, и возникает течь масла. В дополнение к уплотнителю маслонасоса используется специальный силиконовый герметик высокой плотности.
Хотя маслонасос на автомобилях является надежным механизмом, но и он также может давать сбои. Эксплуатация автомобиля с неисправным механизмом категорически противопоказана, иначе в лучшем случае понадобится капремонт двигателя, а в худшем — его замена. Определить точную поломку маслонасоса можно только после проведения самостоятельного ТО.