Приводные валы bmw х5 (f15) с 2013 года

Особенности замены трипоидного ШРУС

Напоследок рассмотрим, как меняется внутренний трипоидный шарнир угловых скоростей на примере Ford Focus 2. Инструменты потребуются те же, что и указаны выше, а также универсальный трехлапый съемник и щипцы для снятия стопорных колец.

Сложность замены заключается в том, что придется полностью снимать приводной вал. Делается все так:

  1. Вытаскиваем из ступицы внешний шарнир (идентично ВАЗ-2110).
  2. Забираемся под авто, срезаем большой хомут внутреннего ШРУС, и стягиваем пыльник.
  3. Извлекаем вал (на нем остается внешний шарнир в собранном виде с одной стороны и трехшипная вилка – с другой, внешняя же обойма остается в КПП).
  4. Извлекаем внешнюю обойму (выталкиваем концевик при помощи монтировки, загнанной между обоймой и КПП);
  5. Снимаем щипцами стопорное кольцо, удерживающее вилку.
  6. Саму вилку стягиваем с вала съемником.
  7. Пыльник и новый элемент садим на вал и устанавливаем обратно стопорное кольцо.
  8. Ставим на место внешнюю обойму (можно аккуратно забить молотком с наставкой).
  9. Устанавливаем приводной вал.
  10. Закладываем смазку, натягиваем пыльник на внешнюю обойму и фиксируем его хомутами.
  11. Собираем все снятое в обратной последовательности.

Как видно, особой сложности в проведении замены ШРУСов нет, и все работы можно выполнить самостоятельно в гаражных условиях.

Наиболее частые ошибки, которые допускают при ремонте приводных валов

Если снять с машины один приводной вал и повернуть второй на более чем 15 градусов или завести двигатель, то велика вероятность, что планетарные шестеренки трансмиссии выпадут и потребуется дорогостоящий ремонт коробки переключения передач.

Неопытные водители и автослесари нередко используют неподходящие по толщине стопорные кольца, в результате чего сначала не могут надеть шарниры на вал, затем вставить собранный вал в планетарную шестерню коробки. Пытаясь забить шарнир и вал, они лишь повреждают наружный корпус, после чего требуется замена ШРУС.

Затягивая гайку, которая фиксирует ШРУС в ступице колеса, прикладывают излишнее усилие, в результате чего подшипники ступицы быстро выходят из строя. При слабой затяжке появляется люфт колеса, который негативно сказывается на управляемости машины. Поэтому при затяжке гайки необходимо пользоваться динамометрическим ключом. 

Устройство внутреннего ШРУСа

Внутренний шарнир равных угловых скоростей предназначен для передачи крутящего момента от трансмиссии ко внешнему ШРУСу. Он отличается от внешнего по размеру (в большую сторону) и стоимости, хотя состоит из тех же самых частей:

  1. Корпуса в виде чаши с ведомым валом.
  2. Внутренней обоймы – сферического кулака с ведущим валом.
  3. Сепаратора в виде кольца с отверстиями, чтобы удерживать шарики.
  4. Металлических шариков.

Роликовая разновидность шарнира характерна наличием опоры, которая при помощи трех роликов перемещается по дорожкам, нарезанным во внуренней части корпуса. Шарики или ролики находятся в канавках корпуса и удерживаются обоймой, которая соединяется с валом привода шлицевым соединением. При изменении угла ведущего и ведомого валов, шарики перемещаются по канавкам, непрерывно передавая усилие.

Диагностика

Приводной вал обеспечивает передачу усилий с двигателя на колеса и отвечает за их поворот. Также он гасит побочные вибрации, имеет фиксированный и плунжерный шарниры, соединяющиеся профильными валами. При возникновении неисправностей в конструкции приводного вала надо провести диагностику, чтобы найти причину поломки. Она начинается с анализа поведения автомобиля на трассе. Появление на поворотах хруста, стука сигнализирует о повреждениях наружных или внутренних ШРУСов. Для проверки их состояния и пыльников транспортное средство помещают на специальный подъемник или на яму. При трещинах, отверстиях на пыльниках, снимают вал, чтобы провести диагностику подшипников.

Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.

Механизм ВОМ входит состав трансмиссии трактора, вращение которого осуществляется от маховика двигателя или от КПП машины.

Планетарный редуктор ВОМ.

В конструкцию ВОМ входит планетарный механизм включения, функция которого заключается во включении и передачи вращения на соединительный шлицевой вал. Редуктор находится в задней части картера заднего моста трактора. В заказных конструкциях планетарного редуктора вал 28 делают универсальным, составным со сменными хвостовиками с 8-ю для скорости вращения 540 об./мин. или 21-м шлицом со скоростью 1 тыс. об./мин. вращения ВОМ.

устройство планетарного редуктора включения заднего ВОМ

Редуктор управляется двумя фрикционными лентами 35 и 34 (на рис.). Одна тормозная лента стоит на барабане водила, другая на барабане связанным с солнечной шестернёй через шлицевую муфту. Рычаг включения находится по правую сторону водителя и имеет два положения: рычаг вперёд — «ВОМ выключен», рычаг назад — «ВОМ включён». Движение от рычага передаётся тягами к пружинному усилителю, связанному через рычаг с осью управления фрикционными лентами

В процессе работы нужно обращать внимание, чтобы не было упора рычага включения в пол кабины. Это позволит избежать буксования механизма

Процедура замены наружного ШРУСа

Значительно удобнее работать с приводом (полуосью) когда он снят и закреплён на верстаке в тисках. Но можно и не выполнять лишних операций по демонтажу и сливу масла из коробки передач, сняв наружную гранату прямо под машиной, работая снизу или в арке крыла.

Без снятия полуоси

Сложность задачи заключается в том, что при сбивании наружного ШРУС важно не передавать лишних усилий через вал на внутренний. Он может разобраться или выскочить из коробки. Поэтому действовать нужно аккуратно, желательно вдвоём с помощником:

Поэтому действовать нужно аккуратно, желательно вдвоём с помощником:

  • ослабляются болты или гайки креплений колеса, а также гайка, стягивающая ступичный подшипник;
  • машина с нужной стороны поднимается домкратом и закрепляется на надёжной подставке;
  • снимается колесо, отворачивается ступичная гайка;
  • дальнейшие действия могут отличаться в зависимости от модели автомобиля, но в самом частом случае подвески типа «МакФерсон» надо отсоединить поворотный кулак от шарового соединения с рычагом или растяжками, для чего расстыковывается палец шаровой опоры или откручивается её корпус от рычага;
  • стойка отводится в сторону, при этом хвостовик наружного ШРУС выходит из шлицевого соединения ступицы;
  • с пыльника гранаты снимаются хомуты и чехол, удаляется лишняя смазка, мешающая работать со внутренней обоймой;
  • наиболее ответственный момент – удерживая вал, нанести резкий удар тяжёлым молотком через проставку в торец внутренней обоймы, при правильном выполнении граната сдвинется по шлицам или вообще отделится от привода;
  • замене подлежат пыльник, хомуты, гайка, ШРУС в сборе и стопорное пружинное кольцо, обычно всё это имеется в ремкомплекте вместе с тюбиком специальной смазки, обычная многоцелевая тут не годится;
  • в первую очередь на вал устанавливается новый пыльник;
  • новый смазанный шарнир надевается на вал и резким движением продвигается до щелчка стопорного кольца, иногда приходится нанести лёгкий удар в торец хвостовика, защитив его от деформации старой гайкой;
  • в обратном порядке собирается подвеска, гайка ступицы затягивается согласно ремонтной документации на конкретную машину.

Полезно будет заодно поменять и пыльник внутреннего ШРУС пока снят наружный. От состояния чехлов принципиально зависит ресурс узла.

Со снятием полуоси

Снять привод в сборе полезно для большего удобства работы, особенно в тяжёлых случаях заклинивающего стопорного кольца. Обычно для этого потребуется слить масло или его часть из коробки передач, не забыв залить его обратно, а ещё лучше совместить процедуру с заменой масла.

Привод в коробке удерживается аналогичным стопорным пружинным кольцом круглого сечения, которое сжимается после резкого удара в наружную обойму шарнира через проставку.

Иногда удаётся отжать привод монтировкой. Снятие шарниров с вала выполняется в тисках аналогично уже описанной процедуре.

Не стоит пытаться выдернуть полуось за вал. Закончится это саморазборкой внутреннего шарнира, имеющееся там упорное кольцо не выдержит.

Звуки и симптомы поломки

Существует несколько признаков неисправности шарнира:

  • Разрыв пыльника. Достаточно отправиться на СТО, где неисправный элемент заменят, и потребность в ремонте самого ШРУСа отпадет.
  • Свист «гранаты». Звук очень напоминает трение сносившихся до металла тормозных колодок.
  • Рывки. Когда автомобиль трогается, водитель может ощутить несильные толчки. Такое поведение свидетельствует о разбитых канавках гранаты.
  • Щелчки. Проявляются в момент движения, при этом их количество варьируется от 2 до 5. При движении неприятный звук пропадает, но при следующей попытке сдвинуться с места снова возникает. Это также указывает на неисправность «гранаты».
  • Хруст. Если звук проявляется непосредственно при движении, то это тревожный сигнал. ШРУС не просто износился, его вот-вот заклинит. Ехать с таким повреждением опасно, поэтому лучше всего вызвать эвакуатор и отправить автомобиль в мастерскую.

Если появился хоть один из перечисленных симптомов неисправности, то лучше отправить автомобиль на диагностику. Опытные водители могут самостоятельно осмотреть шарнир и выявить источник проблемы.

ВНЕШНИЙ ШРУС

Обнаружить возможные неисправности во внешнем (наружном) ШРУСе можно двумя способами:

  • визуально обнаружить нарушение целостности и герметичности пыльника: трещины, изломы, следы смазки снаружи;
  • по характерным звукам (характерные треск, хруст) при повороте руля, вхождение в поворот и т. д.

Если вы разобрали наружный ШРУС и обнаружили износ одного из его компонентов, то есть возможность значительно продлить срок жизни шарнира без его замены. В первую очередь если вы обнаружили износ сепаратора в местах контакта с шариками, то нет смысла паниковать. Тела качения устанавливаются в него с зазором, причем значительным, так что выработка в местах контакта совершенно неопасна. Другое дело, если износ появился на самих телах качения либо в другом месте сепаратора.

Если изношены только тела качения, то их ремонт не представляется возможным. Зато найти такие же на ближайшем авторазборе, авторынке или автомагазине не составит труда. Главное, подобрать шарики нужного диаметра.

Если же изношен сепаратор, то существует два основных способа ремонта:

  1. заменить весь наружный ШРУС;
  2. заменить сепаратор;
  3. поменять ШРУСы местами.

Первый способ более простой и наиболее предпочтительный, хотя он и окажется дороже, чем второй. О том, как правильно заменять наружный ШРУС написано очень много статей и снято много видеоуроков. Особенностей и тонкостей, связанных с каждой конкретной моделью автомобиля, может быть много.

Второй способ заключается в приобретение ремонтного комплекта (которые выпускаются в основном для отечественных автомобилей) или найти на разборе наружный ШРУС для вашего автомобиля, снять оттуда сепаратор и установить в старый ШРУС. Естественно, прежде чем установить б/у сепаратор, необходимо убедиться в отсутствии видимых следов износа. Далее, погрузите его в преобразователь ржавчины, если на нем есть хоть какие-то следы коррозии. Нелишним будет после этого зачистить его наждачной бумагой.

Суть третьего способа ремонта заключается в перестановке гранат левой и правой полуосей местами. Это поможет, потому что изменится направление вращения тел качения (будут задействованные неизношенные участки). Однако это приведет к появлению хруста при движении задним ходом.

Еще один «хитрый» способ, позволяющий не тратиться на приобретение всего ШРУСа или его комплектующих. Однако «отремонтировать» таким способом получится не каждый автомобиль. Его суть в том, чтобы заменить сепаратор внешней обоймы на сепаратор внутренней обоймы. Здесь, само собой, два условия:

  • Во-первых, сепараторы должны быть идентичны друг другу.
  • Во-вторых, износ наружных не должен быть слишком сильным, а внутренние (в идеале) должны почти не иметь износа.

Так как данные два условия выполняются не на всех моделях автомобилей, поэтому и произвести такой ремонт можно не на любом авто.

Обработка поверхностей деталей со слоем металла, нанесенным металлизацией

Детали могут быть восстановлены металлизацией с нанесением слоя металла на изношенную поверхность, который по своим свойствам может значительно отличаться от исходного металла, из которого изготовлена деталь. Хрупкость, твердость, неоднородность структуры, недостаточная прочность сцепления нанесенного слоя с основным металлом детали и другие факторы ограничивают скорость резания по сравнению со скоростью резания основного металла.

Кроме того, в слое имеются поры, шлаковые включения и окислы. Такая неоднородность структуры в процессе резания вызывает интенсивный износ инструмента.

При точении слоя металла, нанесенного металлизацией, наибольший износ резца происходит по задней поверхности резца. Наиболее пригодны для точения резцы с пластинками сплава Т15К6, но могут быть рекомендованы и пластинки сплава ВКЗ. Оптимальная геометрия режущей части инструмента: для чернового точения γ= –5°; α=12°; для чистового точения γ=5°; α=12°. Рекомендации по режимам резания приведены в табл. 3.

Таблица 3. Режимы резания для точения металлизационного слоя

Подача, мм/об Чистовое точение Черновое точение
Глубина резания, мм
0,3 0,4 0,5 0,5 0,7 1,0
Скорость резания, м/мин
0,1

0,15

0,20

0,25

0,30

0,40

0,50

43,0

34,5

26,0

19,0

42,0

33,5

24,0

18,0

41,5

33,0

22,0

17,0

25,0

15,0

11,0

7,0

23,0

13,0

10,0

6,5

21,0

12,0

9,0

6,0

При твердости металлизированного слоя до 300 HB деталь обтачивают резцами с пластинками из твердого сплава ВК6. Профиль резца рекомендуется следующий: передний угол γ, град…5– 7°, задний угол α…10–12°, главный угол φ в плане, 60°, вспомогательный угол φ1 в плане, 10–15 , радиус при вершине 1,5 мм.

Несмотря на некоторую хрупкость металлизированного слоя, резец при точении изнашивается больше, чем при обработке основного металла детали. Для повышения стойкости резцов металлизированный слой пропитывают маслом.

Для металлизированных покрытий с содержанием углерода до 0,3% при черновой обточке рекомендуется скорость резания 25–30 м/мин, глубина резания до 2 мм, подача до 0,25 мм/об. При чистовой обработке подачу уменьшают до 0,10 мм/об.

Металлизированные покрытия с содержанием углерода 0,3–0,6% обрабатывают при скорости резания 20 м/мин, подаче 0,10 мм/об.

При обработке закаленных сталей твердостью 60 HRC следует применять резцы с пластинками из металлокерамических сплавов марок ВК8 и Т5К10. Резцы с пластинками из сплава Т15К6 используют только при чистовой обработке.

Углы резцов, применяемых при обтачивании закаленных сталей, приведены в табл. 4. Радиус закругления вершины резца следует делать равным 1–1,5 мм. Передний угол резцов с пластинками сплава Т15К6 увеличивают иногда до –25°. Рекомендуют применять резцы с двойной передней гранью, напаивая пластинку под положительным передним углом γ=10° и снимая на ней фаску шириной 1–1,5 мм под требуемым отрицательным углом.

Таблица 4. Углы резцов (град) с металлокерамическими пластинками для обтачивания закаленных сталей

Твердость стали HRC,

Н/мм2

Передний угол

γ

Задний угол

α

Главный угол

в плане

φ

Вспомогательный

угол в плане

φ1

Угол наклона главной

режущей кромки

λ

400 – 500 — 10 12 – 14 40 15
500 – 600 — 10 12 – 14 30 12 10 – 15
600 – 650 -15ч-20 12 – 14 25 – 20 10

Шрус правый Рено Логан

Правый приводной вал переднего колеса также продается в сборе, хотя в продаже можно встретить и отдельно наружные «гранаты» (неоригинального производства). Вал с наружным ШРУСом считается неразъемной конструкцией, но есть немало мастеров, которые могут снять и установить наружную «гранату» на вал. Можно сэкономить – купить отдельно наружный шарнир и поменять его, он будет стоить значительно дешевле. Но следует учитывать, что изнашивается не только ШРУС, но еще и шлицы самого вала, поэтому экономия может оказаться неоправданной. Из этого можно сделать вывод – менять отдельно гранату целесообразно, если у приводного вала небольшой пробег, а ШРУС захрустел. Если привод уже старый, его лучше менять весь целиком.

Регулировка вала отбора мощности

Регулировка ВОМ МТЗ (вала отбора мощности):

  1. Установить транспортное средство на специальную смотровую платформу.
  2. Установить ось центрального диска основной системы в исходную позицию.
  3. Нанесенная риска должна быть расположена с правой стороны в вертикальном положении, т.е. о будет находиться справа.
  4. Зафиксировать риску при помощи стопорных пластинок и винтов.
  5. Отсоединить тягу.
  6. Открутить винты стакана, чтобы освободить пружинный механизм.
  7. Демонтировать крышку люка заднего ведущего мостового механизма, чтобы получить доступ к головке натяжного болта.
  8. Перевести рукоятку муфты в нейтральный режим и зафиксировать стопорным болтом М10*60. Он вкручивается в отверстие на рычаге, который должен находиться на задней части корпуса ведущего моста. После этого стопорную пластинку снимают, снять ее можно, демонтировав фиксирующую рукоятку.
  9. Завернуть упорный болт в наружный стакан до о (27-31 мм в глубину).
  10. Переставить рукоятку в положение «Включено».
  11. Установить на место тяговый механизм. Затем отрегулируйте люфт рукоятки, установив необходимую зону качания рукоятки в среднее отверстие прорези управляющего пульта.
  12. Проверить вращение скорости на оборотах переключения заднего ВОМ.

После проверки вал обратно устанавливается на трактор МТЗ-82.

Нюансы регулировки

Дополнительно может потребоваться регулировка ленточного тормозного механизма в тех случаях, когда:

  • вал начинает буксировать;
  • рукоятка упирается в прорезь во время переключения;
  • для активации ВОМ необходимо усилие более 16 КГС;
  • наблюдается нестабильная фиксация в крайних положениях;
  • ВОМ включается неравномерно (он то не работающий, то работает).

Процедура регулировки ленточного тормозного механизма:

  1. Установить рукоятку в синхронный режим. Зафиксировать позицию рукоятки.
  2. Вывернуть гайку и снять пластину со шлица хвостовиков.
  3. При помощи ключа рожкового типа провернуть осевой механизм по часовой стрелке до момента выбора промежутка между коробкой передач и ВОМ.
  4. Установить пластинку в исходное положение и закрутить все гайки на место.
  5. Вытащить из рукоятки стопорящий болт.
  6. Выполнить регулировку.
  7. Провернуть ось против часовой стрелки.
  8. Провести сборку механизма в обратном порядке.

В таком случае нужно провернуть эксцентрик против часовой стрелки, вернув его в начальную позицию. После этого заново проводят регулировку вала.

Срок службы и обслуживание

Граната в легковушке – это расходник. Менять ее придется достаточно часто. Благо стоимость узла и ремонта обычно не самая высокая.

Сколько отходит заводская деталь зависит от трех факторов:

  • Манеры вождения;
  • Модели машины;
  • Своевременного обслуживания.

Первый фактор имеет решающее значение. Особенно сильно гранаты боятся наваливания гашетки при вывернутом в крайнее положение руле. В такие моменты узел испытывает максимальные нагрузки.

Если вы в основном двигаетесь спокойно, то ресурс для вашей машины можно поискать на тематических форумах. Есть авто, в которых штатное изделие может отходить больше ста тысяч.

Под своевременным обслуживанием подразумевается периодический осмотр пыльников, своевременная их замена и набивка смазкой. Если в резинке появится трещина, то смерть шруса наступит всего через пару недель. А в дождливую погоду это может случиться еще быстрее. Виной всему вода, которая, попадая в узел, приводит к коррозии и вымыванию защитной смазки.

Пыльники, кстати, стоят совсем недорого. Смазка тоже дешевая и называется банально – «ШРУС». Во время покупки не забудьте проверить, чтобы в комплекте с пыльниками шли хомуты для их затяжки.

  1. Не давить педаль в пол на повороте, особенно при трогании
  2. Вовремя менять пыльники и смазку

Ресурс внешней и внутренней гранат сильно отличается. Первая подвержена большим усилиям, так как вынуждена поворачиваться на значительные углы, а потому чаще дает о себе знать.

Внутренняя деталь вполне может не беспокоить весь срок службы автомобиля.

Замена поврежденного элемента

Поскольку внешний ШРУС у Рено Логан неразборной, то замена его пыльника производится со стороны внутреннего шарнира. Чтобы добраться до него, понадобиться снимать трипоид с вала, для чего надо воспользоваться съемником для снятия стопорного кольца.

Как правило специального съемника для демонтажа трипоида под рукой не, поэтому в данном случае можно воспользоваться подручным инструментом, к примеру, зубилом.

Чтобы кольца трипоида не разлетелись, оберните последний тряпкой или скотчем.

Угол смены позиций зубила после двух, трех ударов – 120 градусов.

Затем снимается внутренний пыльник, предварительно послабив хомут его крепления.

Далее придется снять пластмассовый пыльник.

И подшипник с сальником.

Если у вас нет съемника для подшипника, то придется снова браться за зубило.

Сила удара средняя. Бить нужно по кругу в верхнюю кромку подшипника.

Поврежденный внешний пыльник можно, конечно, просто разрезать, сняв его хомуты, но без разборки внутреннего ШРУСа одеть новый элемент не получится.

После удаления поврежденного элемента внешний ШРУС тщательно промывается в бензине и обтирается ветошью.

Новый пыльник протянуть по валу, возможно, будет сложновато, поэтому допускается небольшое нанесение смазки ШРУС-4 на вал, чтобы облегчить одевание.

Перед натягиванием нового пыльника на шарнир, в него закладывается смазка для ШРУСа. После одевания его нужно закрепить при помощи хомутов, которые идут в комплекте.

Произведя замену внешнего элемента, желательно заменить сразу же и внутренний, а также и сальник с пылеотражающей втулкой.

Это убережет от возможной скорой разборки привода из-за поврежденного внутреннего пыльника или пропускания масла сальником.

Наружная и внутренняя граната (ШРУС): отличия и особенности

Итак, перед тем, как проверить ШРУСы, необходимо отдельно учитывать ряд особенностей. Первое, шарниры могут быть внутренними или наружными. Так вот, они редко выходят из строя одновременно. На деле, чаще ломается наружный ШРУС. Однако никак нельзя исключать, что проблемной не является, например, граната левая внутренняя или же правый внутренний шарнир.

При этом неопытному автолюбителю как внутренние, так и наружные ШРУСы могут показаться одинаковыми. На самом деле, они отличаются в плане конструкции, испытывают разные нагрузки, имеют различные режимы работы, а также сами признаки их неполадок несколько отличны друг от друга. Давайте разбираться.

Устройство наружного и внутреннего ШРУСа несколько отличается по причине разных режимов работы этих шарниров. Наружный ШРУС соединяется со ступицей, при этом его основной задачей является необходимость передать крутящий момент под любыми углами поворота или наклона колеса

В свою очередь, для внутреннего шарнира важно компенсировать несоосность трансмиссии и приводного вала, тем самым частично разгружая наружный ШРУС. Параллельно внутренний шарнир обеспечивает полную «цельность» вала при условии большого хода подвески

Другими словами, именно внутренний ШРУС обеспечивает возможность приводному валу становиться немного длиннее или короче при определенных условиях. Если сравнивать шарниры визуально, корпус внутреннего ШРУСа больше, чем наружного. За счет этого внутренняя обойма ШРУСа может перемещаться вместе с валом и шариками внутри корпуса по дорожкам. Также внутренний шарнир может поворачиваться под углом, хотя и меньшим, чем наружный шарнир. Если же рассмотреть наружный ШРУС, он жестко зафиксирован на валу и больше отвечает за возможность поворота. На некоторых авто наружная граната так прочно крепится к валу, что ее нужно срезать для снятия.

Еще добавим, что в полость шарнира закладывается особая смазка для ШРУС. Такая смазка защищает элемент от влаги и ударных нагрузок

Обратите внимание, в ШРУС нельзя закладывать смазку, неподходящую по свойствам и типу. В этом случае шарнир равных угловых скоростей быстро выйдет из строя

Также отметим, что авто с передним приводом имеют двигатель с поперечным расположением, то есть коробка смещается влево. Результат- левый вал привода будет короче правого. Так вот, более длинный правый вал не всегда бывает цельным. Встречаются варианты, когда он сделан из двух частей, которые соединены при помощи подвесной опоры (подвесной подшипник).

Отдельного внимания заслуживает и тот факт, что на некоторых авто в качестве внутреннего шарнира используется трипод, а не рассматриваемый в статье ШРУС привычного типа. В любом случае, принцип работы трипода все равно похож и принципиальных отличий нет.

Устройство привода генератора

Главным условием корректного функционирования генератора является правильная передача вращения от силовой установки. Для выработки необходимого количества электроэнергии элемент должен вращаться с большой скоростью.

Приводной ремень генератора должен натягиваться чтобы передача осуществлялась должным образом. Если ремень будет провисать, то он начнет проскальзывать на шкивах. Если ремень перетянуть, то появится риск преждевременного износа подшипников, рабочих поверхностей шкива и ремня.

Чтобы избежать этих неприятностей, в конструкцию включили регулировку натяжения ремня.

В современных автомобилях количество навесного оборудования велико. Это оборудование также получает привод посредством шкива коленчатого вала, в том числе насос гидроусилителя и компрессор кондиционера.

Привод этих двух узлов и генератора осуществляется с помощью одного ремня. Из-за этого организация регулировки натяжения приводного элемента с помощью генератора невозможна. Такие автомобили имеют сложную конфигурацию положения ремня. Оборудование, приводимое в действие ремнём, расположено на разных уровнях.

Как поменять ролик натяжителя ремня генератора? Для этого надо разобраться в его устройстве. Ролик натяжителя ремня генератора представляет собой подшипник, у которого на внешней его обойме расположена накладка из пластика. У накладки имеется рабочая поверхность, по которой перемещается ремень. Внутри ролика расположена посадочная втулка. Существуют ролики двух типов:

  1. Эксцентриковый. Конструкция такого ролика довольно проста. В ней присутствует только подшипник, пластиковая накладка и втулка. Через втулку проходит сквозное отверстие, смещенное в сторону от центра ролика. Ролик через отверстие надевается на шпильку, которая устанавливается на двигатель. Для натяжки ролик необходимо повернуть относительно болта.
  2. Ролик с кронштейном. В этой конструкции ролик закрепляется неподвижно на кронштейн. С помощью болтов конструкция прикрепляется к силовой установке. Перемещение кронштейна относительно двигателя регулирует натяжение. Производители порой используют ролики с пружинным кронштейном. Пружина позволяет самостоятельно регулировать натяжение.

Подшипник является главным слабым местом ролика. Эта деталь вынуждена постоянно испытывать нагрузки. Износ детали порой даже заканчивается полной её поломкой.

Рекомендуется менять подшипник каждый раз во время замены ремня.

Установка вала на автомобиль

При установке собранного приводного вала на автомобиль, сначала, насколько получается, вставляют внутренний шарнир (главное, чтобы совпали шлицы), затем внешний. После чего к тормозному диску или ступице прикладывают деревянный, медный или алюминиевый брусок и ударяют по нему молотком. Если стопорные кольца шарниров подобраны правильно, то ШРУС полностью входит в коробку переключения передач с 1 – 2 ударов. Если он не зашел с 3 – 4 удара, необходимо убедиться, что шлицы шарнира и планетарной шестерни совпали и снова попытаться утопить ШРУС. Утопив ШРУС в коробке, установите на место шаровую опору, растяжки и рулевую тягу. Установите и закрепите колесо, затем снимите машину с подъемника или домкрата. Установите шайбу подшипника передней ступицы и закрутите гайку, момент затяжки 220 – 250 ньютон на метр. Данный параметр для различных автомобилей может отличаться, поэтому проверьте его с помощью руководства по ремонту вашего автомобиля. Затянув гайку, обязательно закерните ее.

Замена подшипников на рубанке Макита

Для замены подшипников ножевого барабана электрорубанок разбирается практически полностью (располовиновается). Как это делается, можно посмотреть на видео:

На этом видео электрорубанок Макита разбирался просто от нечего делать, чтобы почистить внутренние детали и помыть корпус водой с мылом. Но при этом открывается доступ к подшипникам. Их стаскивают с валов съемником подходящего размера, на их место ставят новые и собирают инструмент в обратном порядке.

Подшипники барабана выходят из строя чаще, так они вращаются на более высоких оборотах и стоят на барабане с ножами, который испытывает достаточно большие нагрузки при работе. Доступ к этим подшипникам на разных моделях открывается по-разному. На одних требуется располовинить весь рубанок. На других можно снять шкив, крышки кареток (держателя подшипников) и вытащить их из посадочных гнезд.

Прежде чем снять подшипник, снимают шкив. Здесь следует быть внимательнее. Сначала откручивается контргайка. Классически шкивы сажают на голые валы со шпонкой, сидящей в пазу, чтобы шкивы не проворачивались. На электрорубанках шкивы закручиваются на резьбах и фиксируются сверху контргайкой. При этом резьба может быть как правой, так и левой. Определить направление резьбы обязательно, иначе вместо откручивания будет затягивание.

Определяют направление резьбы двумя способами:

  1. По ходу первого начального витка, который может быть виден перед контргайкой.
  2. По направлению вращению шкива. Как правило, резьбы на таких узлах работают «на самозатяг», чтобы гайки не раскручивались по ходу вращения при работе. То есть, если шкив при работе вращается по часовой стрелке, то и откручивать его нужно тоже по часовой стрелке. Хотя могут быть исключения.

Как снять приводные валы с автомобиля

Методика снятия валов на большинстве автомобилей схожа. На переднеприводных для этого необходимо открутить гайку, которая фиксирует ШРУС в ступице колеса. Затем поднять автомобиль на подъемнике или домкрате, снять колесо, открутить крепление шаровой опоры и отсоединить рулевую тягу. После чего потянуть ступицу колеса на себя, чтобы сдвинуть всю стойку. В результате ступица сойдет с наружного ШРУС. После чего необходимо монтировкой или мощной плоской отверткой вытащить внутренний ШРУС из коробки переключения передач. Эта методика одинакова на автомобилях с механической, вариаторной, автоматической и роботизированной коробкой переключения передач.

Для демонтажа приводных валов заднеприводных автомобилей необходимо открутить гайку фиксации ШРУС в ступице колеса. Затем поднять автомобиль с помощью подъемника или домкрата, снять колесо, открутить нижнее крепление ступицы, отсоединить реактивные тяги. После чего потянуть ступицу на себя, чтобы снять ее с шарнира приводного вала. В последнюю очередь извлечь внутренний ШРУС из редуктора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автобасс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: