Почему пробивает прокладку ГБЦ
Прокладка головки блока цилиндров, или, как ее называются специалисты, ПГБЦ, – это важная деталь мотора. Она отвечает за герметизацию каналов и идеальное соединение блока с головкой. Причины повреждения прокладки могут быть следующими:
Перегрев мотора. Самый часто встречающийся вариант, особенно если проблема случилась на относительно новом двигателе. Это может быть результатом езды на очень высоких оборотах длительное время, повреждения системы охлаждения, вследствие чего жидкость ушла. Один из вариантов – пробитый поддон и отсутствие смазки. В любом случае нужно следить за датчиком температуры и лампочкой перегрева. Как только показатели поднялись выше обычных значений, нужно остановиться и заглушить двигатель.
Часто бывает и такое, что прокладка под головкой прогорела из-за недостаточного уровня охлаждающей жидкости. Автомобилисты часто знают об этом, но не относятся серьезно, так как показатели температуры в норме. Но это показатели самой жидкости. Если ее не хватает, она просто не успевает забрать излишки тепла с деталей, из-за чего они и перегреваются.
Нередко признаки пробития прокладки ГБЦ проявляются после проведения ремонта. В этом случае очень часто причиной является некачественная запчасть. Не стоит покупать в автомагазине самую дешевую из прокладок, так как подобные варианты очень часто невысокого качества. Еще один вариант – неправильный порядок закручивания болтов. Протягивают ГБЦ после замены прокладки в строго определенном порядке и с конкретным показателем усилия. У каждого мотора он свой, например, в ВАЗ 2110 он не такой, как в иномарке.
Течь или прогар прокладки ГБЦ может возникнуть из-за того, что ее толщина подобрана неправильно. В некоторых двигателях применяется несколько вариантов
Важно точно выяснить, какой нужно использовать.
К сведению!
Если при замене недостаточно хорошо зачистить остатки старой прокладки, они могут спровоцировать пробой через короткое время после ремонта.
Чаще всего именно эти причины провоцируют возникновение проблемы. Но не стоит забывать и об естественном износе. Из-за высокой температуры со временем прокладка начинает прогорать, а на дизелях на нее воздействует еще и очень высокое давление, что еще больше снижает ресурс.
Снятие и установка дроссельного узла Chevrolet Niva
Инструменты:
- Торцовый вороток Головка на 13
- Отвертка крестовая
- Пассатижи
Детали:
Прокладка дроссельного узла
Признаками не полностью закрывающейся дроссельной заслонки могут быть повышенные частота вращения коленчатого вала на холостом ходу и расход топлива, а не полностью открывающейся — двигатель не развивает полной мощности, недостаточная приемистость двигателя, рывки и провалы в работе двигателя при движении автомобиля. При данных неисправностях сначала попробуйте отрегулировать привод дроссельной заслонки или замените. Если это не приведет к положительному результату, замените дроссельный узел.
Предупреждение: Запрещается выворачивать винты 1 крепления дроссельной заслонки. Если они затем будут плохо завернуты и законтрены, вывернувшийся винт может попасть в цилиндр двигателя и вывести его из строя. Положение дроссельной заслонки отрегулировано на заводе, поэтому регулировочный винт 2 дроссельной заслонки трогать не рекомендуется.
1. Слейте жидкость из системы охлаждения двигателя.
Примечание: При известном навыке охлаждающую жидкость можно не сливать. Приготовьте подходящие по размеру пробки, которыми заглушите шланги сразу же после их отсоединения. Потеря охлаждающей жидкости при таком способе будет незначительна.
2. Ослабьте хомуты крепления к патрубкам дроссельного узла шлангов подвода охлаждающей жидкости, выньте шплинт и.
3. . снимите хомуты.
Полезные советы: Установленные на автомобиле ленточные хомуты неудобны в пользовании. Их очень трудно ослабить, кроме этого при повторной затяжке они зачастую не обеспечивают прочность соединения. Поэтому рекомендуем их при первом снятии разбирать показанным способом и при сборке узла заменять червячными хомутами.
4. Отсоедините шланги подачи охлаждающей жидкости.
5. Аналогично отсоедините шланг малой ветви системы вентиляции картера.
6. Ослабьте хомут крепления и отсоедините от правой части воздухоподводящего патрубка шланг большой ветви системы вентиляции картера.
7. Ослабьте хомуты крепления правой части воздухоподводящего патрубка к дроссельному узлу и.
8. . промежуточному кронштейну и снимите ее с автомобиля.
9. Ослабьте хомут крепления и отсоедините от патрубка дроссельного узла шланг продувки адсорбера.
10. Отсоедините от сектора дроссельного узла трос привода дроссельной заслонки.
11. Отсоедините колодки жгутов проводов от датчика положения дроссельной заслонки и.
12. . регулятора холостого хода.
13. Отверните две гайки крепления дроссельного узла и.
14.
снимите дроссельный узел со шпилек на ресивере
Обратите внимание, под каждой гайкой установлены по две шайбы (одна плоская и одна пружинная). Снимите с ресивера прокладку (показано стрелкой)
Снимите с ресивера прокладку (показано стрелкой).
15. Если при замене дроссельного узла на новом узле не установлены датчик положения дроссельной заслонки и регулятор холостого хода, переставьте их со старого узла. Для этого отверните по два винта их крепления.
16. Замените поврежденное поролоновое кольцо, установленное под датчиком положения дроссельной заслонки.
17. Загрязненный дроссельный узел очистите жидкостью для чистки карбюраторов, предварительно сняв с него датчик и регулятор. Очистите также загрязненные регулятор и датчик (запрещается использовать для их очистки растворители).
18. Извлеките из ресивера для осмотра пластмассовый диффузор, организующий воздушный поток.
19. Удалите с диффузора и из ресивера масло и прочие загрязнения.
20. Установите диффузор и дроссельный узел в порядке, обратном снятию.
Примечяния: Лыска на диффузоре должна быть обращена к плоской поверхности ресивера. Прокладка дроссельного узла одноразовая, и ее необходимо заменить.
21. Отрегулируйте привод дроссельной заслонки.
Рис. 1.60. Запрессовка сальника в сальникодержатель: 1 — сальник; 2 —
сальникодержатель; 3 — оправка
заполнить на 2/3 полости между рабочей кромкой и пыльником резиновой манжеты смазкой ЦИАТИМ-221, установить и закрепить сальникодержатель с прокладкой к блоку цилиндров; установить маховик на задний конец коленчатого вала, совместив отверстие в маховике под штифт с установочным штифтом, запрессованным во фланец коленчатого вала; установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты моментом 72-80 Н·м (7,2-8,0 кгс·м); запрессовать втулку распорную и подшипник в гнездо маховика.
Подшипник запрессовывать, прикладывая усилие к наружному кольцу.
Очистить днище поршней и канавки для поршневых колец от нагара. Поршни в цилиндры блока должны устанавливаться группа в группу, в соответствии с таблицей 1.5. Поршни по наружному диаметру юбки и цилиндры по внутреннему диаметру сортируются на три размерные группы (таблица 1.6) и маркируются буквами — А, В, С.
Буква, обозначающая размерную группу диаметра цилиндра, наносится краской на наружной поверхности блока цилиндров справа, против каждого цилиндра.
Размерные группы диаметров цилиндров определяются при изготовлении блока цилиндров. При ремонте двигателя бывшего в эксплуатации и имеющего износ цилиндров необходимо провести повторные замеры диаметров цилиндров и определить их группу. Замеры диаметров цилиндров производить при температуре 17-23 С.
Поршни маркируются буквами на днище (см. рис. 1.63).
Наибольший диаметр юбки поршня расположен в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца на расстоянии 47,5 мм от днища поршня.
Замеры диаметров юбки поршней производить при температуре поршней
17-23 С.
Таблица 1.5
Ремонтное увеличение
Обозначение группы | Диаметр, мм | ||
Поршня (юбка) | Цилиндра | ||
– | А В С | 95,488 — 95,500 95,500 — 95,512
95,512 — 95,524 |
95,536 — 95,548 95,548 — 95,560
95,560 — 95,572 |
0,5 | АI ВI СI | 95,988 — 96,000 96,000 — 96,012
96,012 — 96,024 |
96,036 — 96,048 96,048 — 96,060
96,060 — 96,072 |
1,0 | АII ВII СII | 96,488 — 96,500 96,500 — 96,512
96,512 — 96,524 |
96,536 — 96,548 96,548 — 96,560
96,560 — 96,572 |
Пальцы по наружному диаметру и поршни по диаметру отверстия под палец сортируются на две размерные группы, которые маркируются римскими цифрами. Обозначение размерной группы на поршне выбивается на его днище, на пальце — на его торце (см. рис. 1.63).
Шатуны по диаметру отверстия втулки под палец сортируются на четыре размерные группы, которые маркируются краской на стержне в зоне поршневой головки.
Шатун с пальцем и поршнем должны быть собраны в соответствии с таблицей 1.6. Шатуны с белой или зелёной маркировкой размерной группы отверстия под палец должны соответствовать размерной группе I пальца, а с жёлтой или красной — размерной группе II.
Замеры поршней, пальцев и шатунов производить при температуре
17-23°С.
Таблица 1.6
Диаметр, мм | Маркировка | |||
Пальца | Отверстия | Шатуна | Поршня и пальца | |
В бобышке поршня | Во втулке шатуна | |||
21,990-21,995 | 22,000-22,005 | 22,0045-22,0070 22,0020-22,0045 | белый зеленый | I |
21,985-21,990 | 21,995-22,000 | 21,9995-22,0020 21,9970-21,9995 | желтый красный | II |
Шатуны по массе сортируются на три группы и маркируются краской на крышке шатуна (рис. 1.63). Цвет маркировки:
— белый — соответствует массе шатуна 900-905 г;
— зеленый — 895-900 г;
— желтый — 890-895 г.
Для установки на двигатель следует брать шатуны одной группы по массе.
Поршни по массе не сортируются.
Проверить разницу масс подобранных комплектов поршень, палец, шатун и кольца, которая не должна превышать 10 г.
При большей разнице масс комплектов с целью исключения повышенных вибраций двигателя следует выровнять массу комплектов. Для этого снять металл у шатунов более тяжелых комплектов с весовых бобышек поршневой или кривошипной головок, в зависимости от массы головок, до размера, не менее указанного на рисунке 1.61.
Признаки пробитой прокладки головки блока цилиндров
Дефектные элементы подразделяют на прогоревшие и пробитые. Считается, что пробитая прокладка — это более общее понятие, а прогоревшая — это та, которая утратила свои уплотняющие свойства в результате воздействия раскаленных газов. Это вполне правомерно, но практически суть неисправности и ремонт сводятся к одному: деталь потеряла герметичность и требует замены. Определить тип повреждения прокладки ГБЦ можно по сопутствующим ему признакам.
Масло или антифриз вытекают наружу
Перед тем, как исправить неполадку, убедитесь, что течет именно из-под головки, а, например, не из-под клапанной крышки. Течи лечат сверху вниз. Уровень масла и наличие в нем антифриза или эмульсии проверяются обязательно.
Вода (или охлаждающая жидкость) пошла в масло
Типичные симптомы неисправности:
- Падение уровня в расширительном бачке.
- Образование водомасляной эмульсии (она появляется сначала на крышке маслозаливной горловины, потом на щупе).
- Увеличение уровня масла.
- Может наблюдаться парение из выхлопной трубы или из сапуна, если его отсоединить.
Вода пошла в цилиндр
Газы в камере сгорания прожгли металлическое кольцо прокладки и прорвались в полость рубашки блока. При этой неисправности вода и газы взаимно проникают друг в друга:
- В расширительном бачке булькает, а если открыть его пробку или горловину радиатора — пахнет гарью.
- Свеча зажигания дефектного цилиндра чистая, как новая.
- При пуске уровень в расширительном бачке поднимается, так как газы идут в рубашку охлаждения.
- При выключении зажигания вода уходит в цилиндр и уровень падает, а в процессе работы он нестабилен.
- Появляется выхлоп белого цвета.
- В зависимости от количества охлаждающей жидкости и состояния цилиндро-поршневой группы, вода из цилиндра через лабиринт колец просачивается в поддон, где попадает в масло. Далее, в процессе работы мотора, она смешивается со смазкой, образуя эмульсию.
- Мотор может работать неравномерно.
- При недостаточном уровне охлаждающей жидкости температура двигателя будет расти, а печка работать все слабее. В салоне похолодает.
Масло пошло в воду
Неисправность, которая встречается реже других. Для того чтобы это произошло, нужно чтобы подающий масляный канал соединился с зарубашечным пространством. Площадь его очень мала по сравнению с размерами отверстий под цилиндры или полости системы охлаждения. Кроме того, он часто снабжен металлическим кольцом. Таким образом, вероятность его участия невелика. И все же случается, что масло идет в воду. Появления масляной пленки следует ждать в расширительном бачке.
Переход газов из цилиндра в цилиндр
Если между цилиндрами прогорела прокладка ГБЦ, газы перетекают из одного цилиндра в другой. Обычно это случается между вторым и третьим (посередине головки блока, где искривленная поверхность приподнимается и прилегает хуже всего). Неисправность характеризуется потерей компрессии, нарушением равномерности работы и ухудшением пуска.
Симптомы и признаки пробитой прокладки ГБЦ
Когда пробита прокладка ГБЦ, признаки этой неисправности проявляются по-разному, но основные симптомы выглядят следующим образом:
- Повышение температуры двигателя происходит из-за пробоя окантовки камеры сгорания. Горящие газы попадают в систему охлаждения и быстро нагревают антифриз. При попадании выхлопных газов в систему охлаждения в расширительном бачке наблюдается бурное газообразование.
- Смешивание моторного масла с антифризом, попадание топлива в охлаждающую жидкость также становятся следствиям повреждения прокладки ГБЦ. Появление маслянистых пятен в расширительном бачке системы охлаждения должно насторожить. Без промывки системы охлаждения в этом случае уже не обойтись.
- Сложно бывает сразу выявить неполадку в моторе, когда происходят перебои в работе цилиндров. Если прогорела прокладка ГБЦ между камерами сгорания, то происходит перемешивание топливной смеси в одном цилиндре с выхлопными газами другого цилиндра. При этом проблемы возникают при запуске двигателя, а после разогрева мотор начинает устойчиво работать.
- Иногда происходит разрыв внешней оболочки прокладки ГБЦ. Тогда на поверхности двигателя в районе стыка блока цилиндров и головки можно наблюдать маслянистые потеки.
- Часто пробой прокладки ГБЦ можно определить по внешнему виду выхлопных газов. Белый дым из глушителя свидетельствует о том, что в камеру сгорания попадает влага или антифриз. Это происходит тогда, когда появляется разрыв в прокладке между каналом рубашки охлаждения и камерой сгорания.
Напоминаем, что самый простой способ проверить прокладку головки блока цилиндров продемонстрирован на видео в конце статьи.
Блок цилиндров, головка, кривошипно-шатунный механизм УМЗ-4216
Блок цилиндров двигателя УМЗ-4216 отлит из алюминиевого сплава заодно с чугунными гильзами цилиндров. Номинальный диаметр гильз 100 мм. Для более равномерного охлаждения гильз в межцилиндровых перемычках блока предусмотрены протоки для прохода охлаждающей жидкости.
Головка блока цилиндров двигателя УМЗ-4216 из алюминиевого сплава со вставленными седлами и направляющими втулками клапанов. Блок цилиндров и головка блока разделены прокладкой из асбестового полотна, армированного металлическим каркасом. Толщина прокладки в сжатом состоянии 1,5 мм. Для совмещения отверстий подвода масла на блоке цилиндров и прокладке, она должна устанавливаться выступом в сторону картера сцепления.
Каталожные номера деталей и узлов блока цилиндров двигателя УМЗ-4216.
После обкатки автомобиля, через 2000 километров пробега, и после каждого снятия головки блока цилиндров необходимо производить подтяжку гаек крепления головки с использованием динамометрического ключа. Подтяжку надо производить только на холодном двигателе.
Для обеспечения равномерного и плотного прилегания прокладки к головке блока и на блок цилиндров, затяжку гаек производить в последовательности указанной на рисунке ниже, в два приема. Первый раз — предварительно с меньшим усилием, момент затяжки 5,0-6,5 кгсм, второй раз — окончательно, момент затяжки 9,0-9,5 кгсм.
Порядок подтяжки гаек головки блока цилиндров двигателя УМЗ-4216.
Каталожные номера деталей и узлов головки блока цилиндров двигателя УМЗ-4216.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя УМЗ-4216, устройство.
Коленчатый вал двигателя УМЗ-4216 пятиопорный, отлит из высокопрочного чугуна. В шатунных шейках имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла. Моторное масло от коренных шеек в полости шатунных подводиться через сверленые каналы. К коренным шейкам масло поступают из каналов блока цилиндров. Передний конец коленчатого вала уплотняется самоподжимным сальником, работающим по наружной поверхности ступицы шкива коленчатого вала.
Передний конец коленчатого вала двигателя УМЗ-4216.
Усилие, направленное вдоль оси коленчатого вала при выключении сцепления, воспринимается упорными подшипниками, установленными на передней опоре коленчатого вала. Задний конец коленчатого вала также уплотняется самоподжимным сальником, работающим по цилиндрическому хвостовику диаметром 80 мм.
Уплотнение заднего конца коленчатого вала двигателя УМЗ-4216 с элементами уплотнения картера сцепления.
Каталожные номера деталей и узлов кривошипно-шатунного механизма двигателя УМЗ-4216.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.
Вкладыши подшипников коленвала изготовлены из стальной ленты, залитой антифрикционным сплавом на основе алюминия.
Маховик.
Маховик двигателя УМЗ-4216 чугунный, со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером, крепиться к торцу коленчатого вала семью самостопорящимися болтами. Коленчатый вал отбалансирован в сборе с маховиком и сцеплением.
Шатуны.
Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения. В верхние головки шатунов запрессованы тонкостенные втулки из оловянистой бронзы. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна имеется отверстие, совпадающее с отверстием во втулке. Стопорение гаек шатунных болтов и шпилек крепления крышек коренных подшипников выполнено анаэробным герметиком. В случае разборки указанных соединений необходимо тщательно удалить нанесенный герметик. При сборке на резьбовые части болта следует нанести свежий герметик и произвести затяжку соединения.
Поршни двигателя УМЗ-4216.
Поршни выполнены из алюминиевого сплава. В верхней части поршня имеется три канавки для поршневых колец. Юбка поршня в горизонтальном сечении имеет овальную форму. Большая ось овала перпендикулярна оси бобышек под поршневой палец. В вертикальном сечении юбка имеет так называемый бочкообразный профиль.
Поршневые кольца.
Устанавливаются по три на каждом поршне. Два компрессионных и одно маслосъемное. Кольца изготовлены из специального чугуна. Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца имеет бочкообразный профиль и хромовое покрытие. Второе компрессионное кольцо имеет фосфатное покрытие темного цвета. На верхнем торце кольца имеется метка TOP. Рабочая поверхность кольца коническая с большим диаметром у нижнего торца кольца. Угол наклона образующей конуса 1 градус -1 градус 50 минут.
Маслосъемное кольцо с двумя хромированными выступами на рабочей поверхности. Маслосъемное кольцо имеет радиальный расширитель в виде браслетной пружины. При установке колец на поршень стыки колец должны быть разведены по отношению друг к другу на 120 градусов.
Перечень модификаций ДВС
С семейство движков 409 изготовителем включено шесть версий.
Базовый мотор 409.10 под стандарт Евро-2 с характеристиками 143 л. с., степень сжатия 9, крутящий момент 230 Нм. Зажигание модульное с пучком высоковольтных проводов, имеется датчик дроссельной заслонки.
ЗМЗ 409.10
Улучшенная модификация 40904.10 отличается от предыдущего варианта системой зажигания – индивидуальная катушка для каждой свечи, ДПДЗ здесь отсутствует, вместо него использован дроссельный узел для обеспечения Евро-3. Имеется автоматический натяжитель ремня генератора, который в 409.10 не предусмотрен.
ЗМЗ 40904.10
Модификация 40905.10 имеет стандартные характеристики, предназначена для внедорожников Хантер, Патриот и грузовиков Карго, Пикап производителя УАЗ.
ЗМЗ 40905.10
Силовой привод маркировки 40911.10 обладает моментом 219,5 Нм и мощностью 125 л. с. Соответствует регламенту Евро-4, предназначен для полноприводных грузовиков УАЗ с формулой 4х4 (не отключаемая).
ЗМЗ 40911.10
Мотор 4092.10 не вошел в серию, создан специально для автомобилей ГАЗ Волга и УАЗ 3160 (вседорожник полноприводный). Крутящий момент в районе 225 – 235 Нм, мощность около 135 – 138 л. с.
ЗМЗ 4092.10
С завода моторы имели лишь самое необходимое навесное, без ГУРа и прочего. Этим оборудованием их комплектовал уже автопроизводитель на конвейере. В механизме ГРМ используются не одинаковые распредвалы:
- 40904 и 4905 профиль кулачков впускного и выпускного вала одинаковый, приподнимает клапаны на 9 мм;
- 40911 профиль кулачков разный, подъем 8 мм на впуске и 9 мм на выпуске.
Замена прокладки головки цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406
Обычно прокладку головки блока меняют при следующих повреждениях:
– Прорыв газов в систему охлаждения;
– Попадание в систему охлаждения масла;
– Недостаточная компрессия в одном или нескольких цилиндрах (менее 1 МПа).
Снятие
Головку блока можно снять с ресивером и выпускным коллектором.
Если головку блока снимают с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно выполнить следующие операции:
Отсоединить топливопроводы подачи и слива топлива.
Снять аккумуляторную батарею.
Снять капот.
Слить жидкость из системы охлаждения двигателя.
Снять катушки зажигания.
7. Отсоединить штекерную колодку датчика фазы от жгута проводов.
Отвернуть винты и отсоединить провода от датчиков указателя давления масла 1 и аварийного давления масла 2.
Отсоединить штекерные колодки от датчиков температурного состояния двигателя 5, указателя температуры охлаждающей жидкости 4, сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости 3.
Ослабить затяжку хомута и снять со штуцера 6 термостата шланг к расширительному бачку.
Ослабить затяжку хомута 1 и снять со штуцера шланг 2 к обратному клапану вакуумного усилителя тормозов.
Отсоединить штекерную колодку 3 от датчика положения дроссельной заслонки.
Отвернуть гайку 1 и снять «массовый» провод голубого цвета со шпильки на переднем конце ресивера.
Отвернуть гайку 4 и вытащить трос 3 акселератора из сектора привода воздушной дроссельной заслонки.
Отсоединить от жгута проводов штекерную колодку 2, расположенную между впускными трубами двигателя, датчика частоты вращения и синхронизации коленчатого вала, установленного около зубчатого венца шкива коленвала.
Сдвинуть сальник 3 троса с резьбового наконечника 2 оболочки троса, отвернуть гайку 1 крепления наконечника троса и вытащить наконечник 2 из кронштейна, закрепленного на впускной трубе двигателя, сдвинув его назад.
Затем вынуть трос акселератора из кронштейна вверх.
Отогнуть держатель троса акселератора и вынуть из него трос.
Отвести трос акселератора в сторону от двигателя.
Отсоединить провода от генератора.
Отсоединить штекерную колодку 1 от регулятора холостого хода.
Отвернуть гайку 2 и снять «массовые» провода со шпильки на заднем конце ресивера.
Отсоединить штекерную колодку 1 от датчика температуры воздуха.
Ослабить затяжку хомута 2 и снять шланг подачи охлаждающей жидкости со штуцера крана отопителя
Отсоединить штекерные колодки 1 от форсунок.
Разогнуть держатели 2 жгута проводов и вынуть жгут из держателей.
Отвести жгут проводов в сторону от двигателя.
Затем отсоединить приемную трубу глушителя от выпускного коллектора, отсоединить шланг от корпуса дроссельной заслонки, снять подводящую трубу радиатора, снять генератор.
Дальше порядок снятия головки блока с двигателя, снятого с автомобиля и с установленного на автомобиле, одинаковый.
1. Снять распределительные валы (описано в статье – Замена распредвалов двигателя ЗМЗ-406)
Ослабить затяжку хомутов 1 и снять со штуцеров корпуса дроссельной заслонки шланги 2 и 3
Шестигранным ключом «на 12» ослабляем затяжку десяти болтов, после чего отворачиваем и…
Вынимаем болты
Извлекаем шайбы
Снимаем головку блока цилиндров…
Отделяем и снимаем прокладку под головкой
Установка
Устанавливают головку блока в порядке, обратном снятию.
Перед установкой нужно очистить прилегающие поверхности головки и блока от остатков герметика и прокладки.
Провести общую дефектацию головки цилиндров.
Проверить с помощью металлической линейки и щупов, не нарушена ли плоскостность поверхности головки, прилегающей к блоку.
Для этого линейку поставить ребром на поверхность головки, посередине вдоль, а затем поперек и щупами измерить зазор между плоскостью головки и линейки.
Если зазор превышает 0,1 мм, головку нужно заменить.
Порядок затяжки болтов крепления головки блока показан на рисунке.
Болты крепления головки блока затянуть в два этапа:
– 1-й этап — 40–60 Нм (4,0–6,0 кгс·м);
– 2-й этап — 130–145 Нм (13,0–14,5 кгс·м).
Момент затяжки ГБЦ двигателя модели ЗМЗ 406 следует менять. Это делается в зависимости от того, какой этап используется для затяжки головки блока цилиндров. Существует два этапа. Но опытные механики советуют разбить затяжку ГБЦ не на два этапа, а на несколько.