К чему приводит неисправность форсунок шевроле нивы, советы по выбору, промывке и замене

Шевроле нива форсунки двигателя

С какой периодичностью чистить инжектор, и надо ли это делать?

На фоне вышесказанного, напрашивается вывод о необходимости периодической проверки состояния и эффективности работы инжектора. Вопрос в том, в какие сроки требуется выполнение этой работы.

Выделим следующие тенденции:

  • 30000 км. Если начальный период эксплуатации автовладелец заправлял машину низкокачественным топливом, форсунки постепенно забиваются смолистыми отложениями, что приводит к ухудшению работы мотора. В такой ситуации стоит разобраться, как почистить инжектор, и когда это необходимо сделать в профилактических целях.
  • 30-50000 км. При отсутствии действий со стороны владельца эффективность работы распылителей снижается на 5-7%, и растет «прожорливость» транспортного средства (в среднем на 2-3 литра). Чтобы устранить имеющиеся загрязнения, не обойтись без чистки инжектора.
  • 50-80000 км. Далее ситуация ухудшается. Через этот период производительность распылителей снижается на 12-15%, а сам силовой агрегат начинает работать неравномерно. Со временем плунжер повреждает седло, из-за чего диаметр сопел становится больше. Одновременно с этим имеет место загрязнение системы. Как почистить инжектор в таком случае? Единственным решением считается полноценная промывка, но из-за увеличения диаметра сопел делать это не стоит. Да и в целом чистке стоит предпочесть замену детали.
  • 80000 км и более. В этом случае эффективность работы форсунок падает и распылители работают неравномерно (отклонения достигают 30-50%). Вопрос чистки инжектора становится неактуальным, и оптимальным решением является установка новых деталей, вне зависимости от состояния последнего.

Стоит отметить, что форсунка является расходным материалом, поэтому ее замены не стоит бояться. У каждого изделия имеется свой ресурс, по истечении которого требуется установка нового элемента.

Производители многих автомобилей рекомендуют делать замену с периодичностью в 100-120 тысяч километров. Это актуально даже при внешне нормальной работе изделий.

Надо ли чистить форсунки? На фоне применения низкого качества топлива, содержания серы в котором в десятки раз превышает нормы ЕС, делать это необходимо.

Главное — не затягивать с этим процессом и выполнять работу с позиции профилактики, а не «лечения».

Специалисты рекомендуют производить эту работ раз в 25-30 тысяч километров, но для получения результата важно разобраться, как почистить инжектор, какие способы существуют, и в чем их особенности

Ремонт впрыска Нивы Шевроле

Форсунки можно промыть на стенде или с помощью топливной присадки. Однако в домашних условиях эта операция выполняется при помощи шприца. Для этого придется предварительно снять детали.

Для демонтажа понадобятся такие инструменты:

  • Два ключа на 17.
  • Шестигранник на 5.
  • Ключи на 10 и 13.
  • Отвертка.
  • Емкость для охлаждающей жидкости (1-2 л).

Снятие форсунок выполняется так:

Сборка узла производится в обратном порядке. При установке новых деталей следует заменить уплотнительные кольца. После завершения работы необходимо вылить охлаждающую жидкость из емкости в расширительный бачок.

О профилактике

Здесь хочется сказать о методе очистки, при котором в бензобак добавляют специальные присадки. В отличие от других, этот способ не доказан научным путем. Кроме того, присадка, которая подходит к определенному типу двигателя к другому может и не подойти.

Присадку добавляют в бензобак, потому ее химические элементы будут воздействовать на всю топливную систему.

Если кто-нибудь все-таки решит использовать присадку в качестве средства профилактики, внимательно изучите отзывы, а также рекомендации производителя. Главное, не навредить двигателю.

И о самом надежном и недорогом способе профилактики топливной системы — это, как не странно, заливать качественное топливо, использовать такой же топливный фильтр и своевременно его менять.

Промывка топливной системы шевроле нива

Для выполнения работы нам понадобится: баллон с жидкостью для промывки карбюратора; подходящий шланг 0,5 метра; уплотнительная прокладка ресивера; головка и накидной ключ на 13; ключ на 10; плоская и крестовая отвертка; провода с наконечниками для подсоединения к форсунке

Работу проводим на холодном двигателе.

Сбрасываем давление в системе питания, статья – «Снижение давления топлива Нива Шевролет».

Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора ключом на 10.

Откручиваем крышку маслозаливной трубы и снимаем верхнюю защиту двигателя, устанавливаем крышку маслозаливной трубы на место, рисунок 1.

Если не требуется промывка дроссельного узла, то лучше дроссельный узел не снимать, чтобы не заменять прокладку под дроссельным узлом.

В автомобиле укомплектованным дроссельным узлом с тросовым приводом дроссельной заслонкой:

— с помощью отвертки отсоединяем трос от сектора привода дроссельной заслонкой, рисунок 2.

— ключом на 10 откручиваем два болта крепления кронштейна троса к ресиверу, рисунок 3.

— отжав фиксатор разъема жгута проводов системы управления двигателем, отсоединяем колодку от клапана продувки адсорбера, накидным ключом на 10 отворачиваем два болта крепления кронштейна клапана продувки адсорбера, рисунок 4;

Отверткой ослабляем хомут шланга подвода воздуха к дроссельному узлу и отводим шланг в сторону, рисунок 5.

Для автомобиля укомплектованного дроссельным узлом с электронным приводом дроссельной заслонкой:

Отсоединяем разъем жгута проводов от дроссельного узла, рисунок 6.

Отверткой ослабляем шланг подвода газов системы вентиляции картера и ослабляем хомут подвода воздуха к дроссельному узлу.

Ослабляем правый хомут подвода воздуха к дроссельному узлу и отводим шланг в сторону.

Головкой на 13 отворачиваем пять гаек крепления ресивера к впускной трубе, рисунок 9.

Снимаем со шпилек ресивер и отводим его в сторону, рисунок 10.

Извлекаем прокладку ресивера, рисунок 11.

Сжав пружинный фиксатор колодки жгута проводов, отсоединяем колодку от разъема форсунки, рисунок 12.

Аналогично отсоединяем колодки жгута проводов от других форсунок и отводим жгут проводов от рампы.

Шестигранником «на 5» отворачиваем два винта крепления рампы к впускной трубе.

Ключом «на 17» отворачиваем штуцер трубки рампы, удерживая таким же ключом за шестигранник верхний наконечник шланга подачи топлива в рампу, рисунок 14.

Тянем рампу вдоль осей форсунок и, преодолевая сопротивление резиновых уплотнительных колец форсунок, вынимаем все четыре форсунки из отверстий впускной трубы (рис. 15).

Для снятия форсунки отверткой сдвигаем фиксатор форсунки и снимаем его.

Чтобы легче вынуть форсунку из рампы, нужно побрызгать стык форсунки проникающей смазкой WD-40.

Покачивая форсунку, вынимаем ее из рампы.

Поддев отверткой с тонким лезвием, снимаем уплотнительные кольца с корпуса форсунки и распылителя.

Уплотнительные кольца форсунки одинаковые.

Аналогично демонтируем другие форсунки.

Укладываем форсунки в подходящую тару и тщательно промываем из баллончика для промывки карбюратора и форсунок наружные части форсунок (рис. 17).

Подсоединяем к форсунке провода с наконечниками и подходящий шланг длиной 0,5 метра (рис. 18).

Через воронку, подсоединенную к шлангу, заливаем промывочную жидкость.

Подсоединяем к шлангу шланг с пистолетом со сжатым воздухом и, подсоединив концы проводов к аккумулятору, прочищаем распылители форсунок (рис. 19).

Следим за качеством распыла форсунки. Если распыл плохой или форсунка «льет», то нужно форсунку заменить.

Промываем и продуваем все отверстия рампы (рис. 20).

Установка

Устанавливаем все детали в обратной последовательности.

Уплотнительные кольца заменяем, при установке наносим на них тонкий слой моторного масла.

Устанавливаем новую прокладку под ресивер.

Момент затяжки винтов крепления рампы — 9–13 Нм, а штуцера трубки рампы — 20–34 Нм

Как проверить топливные форсунки на инжекторном двигателе

Существует несколько методов того, как проверить работоспособность форсунки. Перечислим их по порядку с подробным указанием алгоритма действий.

Проверка с помощью замера сопротивления

Проверить форсунки, не снимая их можно с помощью мультиметра. Для начала уточните, какие форсунки установлены на вашем автомобиле — высокого или низкого импеданса (электрического сопротивления). Эти данные будут необходимы для выполнения точной диагностики. Для того, чтобы проверить форсунки тестером, не снимая их с двигателя, необходимо придерживаться такого плана:

Замер сопротивления обмотки форсунки

  • снять высоковольтные провода с форсунок;
  • установить мультиметр в режим замера сопротивления изоляции (омметра) в пределах от 0 до 200 Ом (в зависимости от технических параметров прибора верхний предел может отличаться, главное, чтобы омметр мог показывать значение сопротивления в несколько десятков Ом);
  • выключите зажигание и снимите “минусовую” клемму с аккумулятора;
  • отключите электрический разъем на диагностируемой форсунке (как правило, для этого отщелкивают крепежный зажим, расположенный на корпусе колодки);
  • подсоедините измерительные щупы тестера к выводам форсунки и произведите замеры.

Форсунки высокого импеданса имеют сопротивления изоляции в пределах 11. 17 Ом, а низкого — 2. 5 Ом.

Если значение измеренного сопротивления изоляции значительно отличается от указанного, это говорит о том, что форсунка неисправна. Соответственно, форсунку необходимо демонтировать и выполнить детальную диагностику.

Важно знать, что напряжение на форсунки от ЭБУ подается в импульсном, а не постоянном виде. Поэтому проводить замер сопротивления рекомендуется не только с помощью омметра, но и осциллографа, так можно увидеть какие пиковые значения принимает сопротивление и напряжение. А тестер показывает усредненное значение

А тестер показывает усредненное значение.

Промывка инжектора на Шевроле Нива

Из-за некачественного бензина у меня засорился инжектор, требуется очистка и буду я его делать самостоятельно. Для работы понадобится пластиковая бутылка, на дне и крышке которого нужно будет сделать дырки. Вставляем туда два ниппеля так, чтобы они торчали наружу. После этого из ниппеля, который у нас торчит на дне, отворачиваем золотник и вдеваем его в топливный шланг. Вдевать нужно максимально близко ко дну сосуда.

Затягиваем хомут, при это стараемся не провернуть резьбу. Из другого конца шланга режем 2- сантиметров и убираем кусок в сторону, он нам еще понадобится. Вдеваем конец шланга в новый бензиновый фильтр и затягиваем хомут. После этого идем в салон, убираем в сторону сидение заднего дивана и видим там доступ к бензонасосу.

Отворачиваем крепления, вскрываем крышку люка, выдергиваем разъем насоса. Заводим мотор и ждем, пока он сам заглохнет. Снова идет к моторному отсеку, выдергиваем старый бензиновый фильтр, убираем его. Устанавливаем на его место новый, при этом присоединяем к нему только вход. Берем снятый топливник и на выход засовываем отрезок шланга с болтом и хорошенько затягиваем оба конца хомутами. На вход засовываем шланг обратки, снятый с трубке около щитка двигателя. Не нужно отворачивать соединение на топливной рампе, потому что здесь места мало, вам вряд ли получится это сделать, только время потеряете.

Берем конструкцию с бутылкой, свободный конец фильтра всовываем в систему подачи бензина в топливную рампу. ставим адсорбер на место, запускаем компрессор, при этом сольвент заливать не нужно. Пускаем в систему давление в 3 атмосферы и проверяем функциональность системы. Если находите неисправности, то устраняете их на месте. Подвешиваем бутылку за крючок на капот. Спускаем давление через ниппель в бутылке, отворачиваем крышку и туда льем сольвент.

Присоединяем компрессор, давление должно быть в 3,% атмосферы. Заводим мотор, ждем 15 минут и глушим машину, снова ждем 15 минут. Снова заводим, ждем 15 минут. После этого спускаем давление через золотник на крышке и производим обратную сборку.

  • К топливным ресурсам относятся газ и гидроресурсы уголь и газ гидроэнергоресурсы и уголь

      

  • Паджеро спорт какой топливный фильтр лучше

      

  • Замена топливного фильтра мазда 6 gj

      

  • На что влияет топливный фильтр ваз 2112

      

  • Проверка подачи топлива марк 2

Промывка

Для работы понадобится медицинский шприц и жидкость для очистки инжектора. Также потребуется пара проводов, чтобы подать на контакты электромагнитного клапана 12 вольт.

Снятую форсунку нужно насадить на пятикубовый шприц, заполненный промывочной жидкостью.

Остается нажимать на шприц, одновременно подавая напряжения на электромагнитный клапан.

Чтобы обмотка не сгорела, следует периодически размыкать контакты.

При возможности, для открытия электромагнитного вместо 12 вольт от аккумулятора стоит подать 5 вольт от источника постоянного напряжения. В этом случае можно не размыкать контакты и сосредоточиться на промывке.

Промывка и установка – фотоотчет

Чистка форсунок может предоставить автовладельцу следующие преимущества:

  • восстановление изначальной работоспособности устройства;
  • сокращение потребления топлива;
  • оптимизация работы мотора.

То есть в случае наличия загрязнений (использование некачественного топлива), допускается возможность для промывки и чистки клапанов с целью возвращения им работоспособности.

Опытные водителю знают, что чистить форсунки на «Toyota Corolla» можно несколькими способами. При этом каждый из них имеет как свои плюсы, так и минусы.

  1. Первый вариант заключается в использовании моющей присадки — жидкость добавляется в бензин, после попадания в бензобак поступает в форсунки. Обычно одного флакончика присадки (0.5 л) хватает на целый бак топлива. В этом случае промываются абсолютно все части топливной системы. Однако недостатком такого способа считается отсутствие слива грязи — она так и останется в системе.
  2. Второй вариант подразумевает применение сольвентом. Он считается наиболее эффективным, так как промывка осуществляется на работающем двигателе. Однако необходимо сразу же после применения сольвента заменить свечи зажигания, так как они могут перестать функционировать.

Самым современным способом можно считать ультразвуковую промывку форсунок. Однако оборудование такого типа не всегда может себе позволить купить обычный автовладелец.

После промывки форсунки следует установить обратно. Для этого:

  1. Перед заменой и установкой форсунок снизьте давление в системе питания. Для этого отсоедините колодку от топливного насоса и прокручивайте двигатель стартером до тех пор, пока из форсунок не перестанет распыляться топливо. Затем отсоедините провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
  2. Нажав на пружинный фиксатор, отсоедините колодку с проводами от заменяемой форсунки.
  3. Сдвиньте фиксатор форсунки в сторону.
  4. Выньте форсунку из топливной рампы. Аналогичным образом выньте остальные неисправные форсунки.
  5. Рекомендуется проверить на всех форсунках уплотнительные кольца. Потрескавшиеся или потерявшие эластичность кольца замените.
  6. Установите форсунки в порядке, обратном снятию. Перед установкой смажьте бензином уплотнительные кольца форсунок.
  7. Для замены фиксаторов, плохо удерживающих форсунки, сдвиньте их на выемку под болт крепления рампы или на край рампы.
  8. Для замены топливной рампы отсоедините колодку жгута от форсунок и шланги подачи и слива топлива от топливных трубок. Установите рампу с форсунками в порядке, обратном снятию.

Автовладелецы «Corolla» может провести чистку и замену неисправных форсунок своими силами — главное, внимательно следить за ходом выполнения работ. Электромагнитный клапан на «Королле» считается довольно надёжным элементом топливной системы, поэтому выполнять любые виды работ с ним придётся нечасто.

Для чего надо промывать инжекторы?

В процессе сгорания топливовоздушной смеси происходит образование смоляного налета, который откладывается не только в камерах сгорания силового агрегата, но и в соплах , постепенно загрязняя их. Диаметр и форма отверстия в форсунке, через которое подается горючее, со временем меняется. Это приводит не только к недостаточной подаче, но и к изменению процесса распыления. Смесь становится неоднородной — вместо топливного тумана подаются струйки бензина. В смеси может быть избыточное количество бензина или кислорода. Это негативно влияет на производительность мотора, расход топлива и т.д. Зимой, когда топливо хуже испаряется, загрязнение происходит более интенсивно.

Для восстановления нормальной работы мотора и нужно иногда очищать форсунку, удаляя все отложения внутри их каналов.

Компонент сконструирован так, что при использовании «идеального» бензина очистка не нужна. Например, высококачественное европейское топливо избавляет автолюбителей из ЕС от работ по чистке форсунок автомобильного двигателя.

Как очистить топливные форсунки, не снимая их

(последнее обновление: 29 октября 2022 г.)

Неудачные выбросы, повышенный расход топлива и проблемы с запуском могут быть потенциальными симптомами того, что ваша топливная форсунка начинает выходить из строя. Но это не значит, что вам нужно время от времени заменять эти топливные форсунки; вместо этого вы можете очистить их без для лучшей работы ваших колес.

Если вы не знаете, как очистить топливные форсунки, не снимая их, вы попали в нужное место. В этом посте мы расскажем вам все, что вам нужно знать о топливных форсунках и о том, как их очистить без каких-либо усилий.

Во-первых, давайте рассмотрим некоторые распространенные признаки необходимости очистки топливных форсунок.

Признаки того, что ваша топливная форсунка нуждается в очистке

Могут быть случаи, когда ваш автомобиль капризничает по неизвестным причинам. Однако, если вы испытываете симптомы, описанные ниже, знайте, что виноваты топливные форсунки.

Неисправный каталитический нейтрализатор

Опасный каталитический нейтрализатор — наиболее очевидный признак того, что ваши топливные форсунки нуждаются в очистке. Что происходит здесь, так это то, что когда топливные форсунки забиты, это заставляет автомобиль работать на богатом топливе.

Следовательно, мы можем подать в систему сгорания больше топлива, чем воздуха. В конце концов, это нарушит общее соотношение воздух-топливо, что приведет к поломке каталитического нейтрализатора. Топливные форсунки начинают перегреваться и издают запах тухлых яиц.

Неисправный кислородный датчик

Всякий раз, когда топливная форсунка забивается грязью, она не может направить правильный поток кислорода и топлива. В результате избыточная энергия может попасть в выхлопную систему, что потенциально может повредить кислородный датчик. Мы можем распознать это состояние по особому запаху тухлых яиц или черному дыму из выхлопных газов.

Недостаточная мощность

Другим важным признаком необходимости очистки топливных форсунок является снижение мощности двигателя. Поначалу это постепенное снижение мощности может быть неочевидным, но если вы когда-нибудь заметите, что ваш автомобиль не имеет нужного темпа, скорее всего, вы имеете дело с забитыми топливными форсунками.

Из-за недостатка мощности цилиндры не могли должным образом запускаться на высоких скоростях. В этом положении в цилиндры будет впрыскиваться ограниченное количество топлива, что в конечном итоге приведет к повреждению двигателя вашего автомобиля.

Вибрация двигателя

Вибрация двигателя — это не то, на что следует обращать внимание. Скорее, это явный признак осечки

Всякий раз, когда топливные форсунки забиваются избыточной грязью, это вызывает дисбаланс, который может способствовать ненужным движениям двигателя.

Это состояние наиболее распространено на холостом ходу, и определить неисправную топливную форсунку несложно с помощью графического инструмента. В общем, лучше почистить все форсунки.

Сильное вздрагивание

Если у вашего автомобиля возникают трудности с запуском, это может означать, что топливная форсунка застряла в открытом положении. Топливо будет распыляться на свечи зажигания и не даст искры для запуска двигателя. Наиболее распространенным признаком здесь будут трудности с запуском вашей машины.

Белый дым, выходящий из глушителя

Цвет дыма вашего двигателя может многое рассказать о ваших топливных форсунках. Некоторые из наиболее распространенных цветов дыма — пепельно-серый или белый. Если двигатель вашего автомобиля выпускает белый дым, вы должны очистить топливную форсунку.

Белый дым может быть результатом заедания топливной форсунки в открытом положении. Из-за этого топливная форсунка распыляет намного больше бензина, чем обычно, и снижает расход топлива. С этим состоянием можно справиться, очистив топливную форсунку.

Автомобиль не заводится

Бывают случаи, когда топливная форсунка застревает настежь. В этом случае свечи зажигания могут выйти из строя из-за утечки топлива. Из-за этого свечи зажигания не смогут воспламенить горение. В результате двигатель не заводится, поможет чистка топливной форсунки.

Инструменты, необходимые для очистки топливной форсунки

Некоторые из основных инструментов, которые вам понадобятся для очистки топливных форсунок:

1.      Набор гаечных ключей

2.     Очиститель топливной системы

3.     Воздушный компрессор

Этапы работы:

  • Дать двигателю поработать для достижения рабочей температуры
  • Отключить предохранитель бензонасоса
  • Завести двигатель несколько раз, чтобы снизить давление в системе
  • Подключить внешний бензонасос к патрубку для подачи топлива, на регулятор давления повесить шланг обратки и опустить его в емкость с бензонасосом.
  • Залить жидкость для промывки в емкость
  • Включить бензонасос для проверки герметичности соединений
  • Запустить двигатель на полчаса.
  • По окончании работы снять систему для промывки и восстановить стандартное оборудование
  • Подключить предохранитель бензонасоса.
  • Поменять свечи
  • Рекомендуется после промывки поменять масло в двигателе. Жидкость для очистки форсунок может попасть через маслосъемные кольца и стечь в поддон.

Для облегчения работы в качестве профилактики можно периодически использовать специальные присадки для двигателя.

Как прочистить форсунки самостоятельно

У разных водителей методика самостоятельной чистки форсунок в домашних условиях может несколько отличаться. Все зависит от технических возможностей и наличия свободного времени. Однако в любом случае имеются некоторые одинаковые моменты. Во-первых, потребуется специальная жидкость, которая сможет химически удалить смолистые отложения. Во-вторых, форсунки придется снимать и затем ставить обратно. И, наконец, в-третьих, потребуется принудительное срабатывание электромагнитного клапана внутри устройства.

  1. Первый метод (весьма распространенный). Понадобятся ключи (для демонтажа форсунок), аккумулятор, два проводочка с клеммами на концах и очищающая жидкость. Для начала, как уже говорилось, форсунки нужно снять. Обычно водители снимают топливную рампу, а затем уже вынимают из нее форсунки. Степень загрязненности каждой из них можно будет оценить невооруженным глазом. Один из проводов подсоединяется одним из концов к автомобильному аккумулятору, а другим (с клеммой) к контакту на форсунке. Второй провод подсоединятся только к форсунке. К ней же через входное отверстие подсоединяется баллон с очистителем. Часто это делают напрямую, но некоторые водители предпочитают делать это через кусок топливного шланга. Далее, удерживая форсунку одной рукой, нужно надавливать на распылитель баллона, чтобы жидкость для чистки форсунок начала нагнетаться внутрь. Одновременно с этим нужно замыкать второй проводок на аккумуляторе, приводя в действие электромагнитный механизм клапана. Одни мастера делают это напрямую, в то время как другие выполняют процедуру, например, через лампочку (чтобы снизить напряжение, подаваемое на форсунку). Открывать клапан следует на 2-3 секунды. Процедуру проводят до тех пор, пока не будет достигнуто хорошее распыление жидкости.
  2. Второй метод напоминает процедуру в автосервисе. Для него придется собрать из подручных средств стенд для чистки форсунок. В Интернете имеется множество вариантов. Основное отличие между ними заключается в используемых материалах. В любом случае, работа его будет аналогична работе заводской установки. Принцип и основное преимущество заключается в том, что одновременно обрабатываются сразу все четыре форсунки. Кроме того, есть возможность сравнить распыление и добиться одинакового факела.
  3. Третий метод заключается в восстановлении нормальной работы форсунок без их съема. То есть, прямо на двигателе. Для этого понадобится промывочный цилиндр, который легко изготовить самостоятельно из двухлитровой пластиковой бутылки. Со стороны донышка просверливается отверстие под ниппель. Сюда будет подключаться воздушный компрессор с манометром. Со стороны крышечки монтируется шланг для подключения к топливной рампе. Чтобы прочистить форсунки не снимая двигателя, нужно в промывочный цилиндр залить специальную жидкость для чистки форсунок. Затем подключить цилиндр к системе, отсоединив предварительно топливный насос. После понадобится запустить двигатель и включить компрессор для подачи жидкости. А когда она полностью выработается, собрать все обратно. Минус этой процедуры заключается в невозможности визуально оценить ни степень загрязненности форсунок, ни степень их очистки, ни качество распыления топлива.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автобасс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: