Характеристики
Прежде чем изучить регулировку клапанов на двигателе Д-245, рассмотрим его технические параметры:
- Производитель — ММЗ (Минск).
- Тип — четырехтактный рядный дизельный мотор с рядным расположением 4 цилиндров.
- Подача топливной смеси — непосредственный впрыск.
- Компрессия — 15,1.
- Перемещение поршня — 125 мм.
- Цилиндр в диаметре — 110 мм.
- Объем рабочий — 4,75 л.
- Охлаждение — жидкостная система.
- Оборотистость — 2200 вращений в минуту.
- Средний расход топлива — 236 г/кВтч.
- Показатель мощности — 77 кВт.
- Шестерня распредвала.
- Промежуточная шестеренка.
- Зубчатый элемент коленвала.
- Колесо привода ТН.
Дизельные двигатели грузовых автомобилей и тракторов. Запасные части, регулировки и ремонт.
________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дизельный двигатель ММЗ Д-245
Дизельный двигатель (дизель) Д-245 ММЗ и его модификации, устанавливаемые на автомобили ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок, представляют собой 4-х тактный поршневой четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с рядным вертикальным расположением цилиндров, непосредственным впрыском дизельного топлива и воспламенением от сжатия. Основными сборочными единицами дизеля являются: блок цилиндров, головка цилиндров, поршни, шатуны, коленчатый вал и маховик. Для обеспечения высоких технико-экономических показателей двигателя в системе впуска применен турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Использование в устройстве наддува турбокомпрессора с регулируемым давлением наддува позволяет иметь на дизеле улучшенную приемистость, обеспеченную повышенными значениями крутящего момента при низких значениях частоты вращения коленчатого вала и высокий уровень соответствия требованиям к содержанию вредных выбросов в отработавших газах. Устройство и запасные части двигателя Д-245 автомобилей ЗИЛ-5301 Бычок, ГАЗ-3309, МАЗ-4370 Зубренок Блок цилиндров и коленвал Д-245
Газораспределение и клапаны Д-245
Система смазки Д-245
Топливная система Д-245
ТНВД Д-245
Система охлаждения Д-245 Технические параметры и рабочие характеристики дизельного двигателя Д-245 Изготовитель — ММЗ (Минский моторный завод) Тип — 4-х тактный, рядный с турбонаддувом Число цилиндров, шт — 4 Способ смесеобразования — Непосредственный впрыск топлива Степень сжатия (расчетная) — 15,1±1 Диаметр цилиндра, мм — 110 Ход поршня, мм — 125 Рабочий объем, л — 4,75 Порядок работы — 1-3-4-2 Система охлаждения — жидкостная Номинальная частота вращения, об/мин — 2200 Мощность номинальная, кВт — 77+4 Максимальный крутящий момент, Нм — 385,5 Удельный расход топлива, г/кВтч — 236 Зазор между впускным клапаном и коромыслом на холодном дизеле, мм — 0,25…0,30 Система питания дизеля Д-245 Топливный насос Тип: четырехплунжерный, рядный, с подкачивающим насосом 4УТНИ-Т Регулятор: механический центробежный, всережимный, прямого действия, с автоматическим увеличением подачи топлива при пуске дизеля. Давление начала впрыска топлива — 21,6+0,8МПа (220+8 кгс/см2) Форсунки: ФДМ-22 17.1112010-01
Воздухоочиститель Комбинированный: моноциклон (сухая центробежная очистка) и воздухоочиститель с масляной ванной
Турбокомпрессор: центростремительная радиальная турбина на одном валу с центробежным компрессором. Система охлаждения
Тип: Жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией жидкости, контролем температуры термостатом и шторкой радиатора, управляемой с места оператора. Нормальная рабочая температура от 80С до 95С. Емкость системы охлаждения 19 л. Охлаждающая жидкость ОЖ-40; ОЖ-65; Тосол А40М; Тосол А65М. Система смазки
Тип: комбинированная, с жидкостномасляным теплообменником (ЖМТ). Очистка масла: центробежный масляный и сетчатый фильтр предварительной очистки масла. Минимальное давление масла: 0,08 МПа (0,8 кгс/см2) при 600 об/мин. Рабочее давление 0,2…0,3 МПа (2…3 кгс/см2). Максимальное давление на холодном дизеле: до 0,6 МПа (6 кгс/см2). Емкость системы смазки – 15 л. Система пуска двигателя
Электростартерная, 24 В, номинальной мощности 4,0 кВт. Генератор — Переменного тока, номинального напряжения 14 В, мощностью 1150 Вт.
Похожие:
Руководство по эксплуатации м 036. 000. 00-01 рэРуководство по эксплуатации предназначено для ознакомления с устройством и принципом работы, основными правилами эксплуатации, обслуживания…
Руководство по эксплуатации мп 01. 00. 00. 000 РэНастоящее руководство – это пособие по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту мотопомпы мп 16/80
Руководство по эксплуатации Газонокосилки
Внимание: Перед каждым запуском прочитайте и соблюдайте Руководство по эксплуатации!
Руководство по эксплуатации комнатный кондиционер оконного типаДля правильной и безопасной эксплуатации кондиционера внимательно изучите данное руководство и храните его в доступном месте
Руководство по эксплуатации комнатный кондиционер оконного типаДля правильной и безопасной эксплуатации кондиционера внимательно изучите данное руководство и храните его в доступном месте
Руководство по эксплуатации 4823-001-57292710-08РЭРуководство предназначено для изучения конструкции принципа действия машины и предъявляет требования к ее монтажу, эксплуатации и…
Руководство по эксплуатации 4823-001-57292710-08РЭРуководство предназначено для изучения конструкции, принципа действия машины и предъявляет требования к ее монтажу, эксплуатации…
Руководство по эксплуатации тестера диагностического аскан-10 и его модификаций. Настоящее Руководство по эксплуатации (далее Руководство) предназначено для изучения принципа работы,Настоящее Руководство по эксплуатации (далее Руководство) предназначено для изучения принципа работы, устройства, правил эксплуатации…
Руководство по эксплуатации Косметологическая стойка 3021 Руководство по эксплуатации многофункционального косметологического комбайна «3021» Основные характеристики
Руководство пользователя и инструкция по эксплуатации Лебедка 3629 кгМы старались, чтобы информация в настоящем руководстве была точной и полной. Мы оставляем за собой право вносить изменения и усовершенствования…
Частые проблемы и их предотвращение.
Наиболее часто встречающейся проблемой ТНВД выступает неравномерная и уменьшенная подача топлива. Это вызывает износ большой группы элементов механизма, таких как плунжерные пары, клапаны, рейки и венца втулки. По этой причине также снижается пропускная способность форсунок. Следствие всего этого — потеря мощности и повышенный расход ДТ.
Механизм износится еще при запаздывающем моменте впрыска топлива. Если же произошла поломка кулачкового вала, его подшипников и шпонки — это приводит к абсолютному отказу ТНВД либо, как минимум, ведет к заметным отклонениям
Поэтому важно следить за достаточной затяжкой гайки кулачкового вала во избежание подобных проблем, а также в целом за герметичностью всех узлов
Кабина грузовика ГАЗ-3309
Кабина у автомобиля ГАЗ-3309 является такой же, как и у всех прочих моделей среднетоннажного семейства Горьковского автозавода. Она цельнометаллическая, двухместная, с простым и лаконичным дизайном как внешнего вида, так и интерьера. Во внутреннем и внешнем облике определяющими являются прямые контуры с резкими гранями.
Кабина снабжена дверями с широким проёмом, крупным остеклением с высокой обзорностью; двумя большими боковыми зеркалами заднего вида с ручной регулировкой. Капот крупный, аллигаторного типа, обеспечивающий удобный доступ в моторный отсек с трёх сторон.
Сиденья водителя и пассажира – раздельные, удобные, с высокой спинкой, имитацией боковой поддержки и регулировкой в горизонтальном и вертикальном направлениях (у водительского). Оба кресла оборудованы трёхточечными ремнями безопасности. В кабине предусмотрены специальные крючки для одежды. У ГАЗ-3309 достаточно мощный отопитель (жидкостный, с радиатором, включённым в систему охлаждения двигателя).
Двигатель Д 245
Дизельные двигатели Д-245
и их модификации являются4 -х тактными, поршневыми, четырехцилиндровыми двигателями внутреннего сгорания, с однорядным, вертикальным расположением цилиндров, оборудованными системой непосредственного впрыска топлива и возгоранием топливной смеси от сжатия. Для достижения наивысших технико-экономических параметров дизеля, в систему впуска воздуха добавлен турбонаддув, с промежуточным охлаждением наддувного воздуха.
Применение в системе наддува турбокомпрессора, с регулируемым давлением подаваемого воздуха, позволяет достигнуть на дизеле лучшей приемистости, которая обеспечивается повышенным значением крутящего момента, при минимальной частоте вращения коленвала и высоким уровенем соответствия требований к содержанию вредных выбросов в отработанных газах. Все модели данной серии рассчитаны на нормальную эксплуатацию при температуре окружающей среды в диапазоне −45°C … +40°C
Областью применения Д-245Д 245
Д-245-06
Рядный, 105
-ти сильный, четырехцилиндровый, четырехтактный дизель, с водяным охлаждением и свободным воздушным впуском. Применяется на тракторахМТЗ серий100/102 .
СТ142Н-3708
(24В ), генераторомГ9635.3701-01 (28В) , пневмокопрессоромА29.05.000-БЗА , шесеренчатым насосом10Ж-3-04Л , топливным насосомТНВД 4УТНИ-Т-1111007-400 (НЗТА г.Ногинск), водяным насосом, маслянным насосом,2 -х дисковой муфтой сцепления.
Д-245.9-336
Рядный, 136
-ти сильный, четырехцилиндровый, четырехтактный дизель, с водяным охлаждением и турбонаддувом. Применяется на автомобиляхМАЗ-4370 «Зубренок» .
В заводской комплектации двигатель оборудован стартером 7402.3708 (24В)
, генераторомГ9945.3701-1 (28В) , турбокомпрессоромТКР 6.1-03-05 (БЗА г.Борисов), пневмокопрессоромА29.05.000-А-06 (БЗА г.Борисов), шесеренчатым насосом10Ж-3-04Л , топливным насосомPP4M10U1F-3483 («РААЗ» г.Рославль), водяным насосом, маслянным насосом, однодисковой муфтой сцепления, без картера сцепления.
Д-245.12С-231
Рядный, 108
-ми сильный, четырехцилиндровый, четырехтактный дизель, с водяным охлаждением и турбонаддувом. Применяется для переоборудования автомобилейЗИЛ-131, ЗИЛ-130 .
В заводской комплектации двигатель оборудован стартером 74.3708 (12В)
, генераторомГ9645.3701-01 (14В) , турбокомпрессоромТКР 6-00.02 (БЗА г. Борисов), пневмокопрессоромА29.05.000-А-06-БЗА , шесеренчатым насосом10Ж-3-04Л , топливным насосомPP4V101f-3486 (РААЗ г. Рославль), водяным насосом, маслянным насосом, однодисковой муфтой сцепления, с картером сцепления.
Замена фильтра тонкой очистки топлива
Срок службы фильтра тонкой очистки топлива зависит от чистоты применяемого топлива
Замену фильтра производите через каждые 25 тыс. км пробега или по результатам диагностики системы “COMMON RAIL” в соответствии с рисунком 1, для чего:
— отверните фильтр 1 со штуцера 7 в корпусе 2 и установите вместо него новый фильтр Mann & Hummel WDK962, поставляемый в сборе с прокладкой 6, которую предварительно смажьте моторным маслом;
Рисунок 1- Замена фильтра тонкой очистки топлива.
- — после касания прокладки 6 установочной площадки А на корпусе 2 доверните фильтр еще на ¾ оборота. При этом, доворачивание фильтра производите только усилием рук;
- — откройте краник топливного бака и заполните систему топливом.
Заполнение топливной системы
Проворачивание дизеля стартером при незаполненной топливом системе питания запрещено. Топливный насос высокого давления выйдет из строя.
Для заполнения топливной системы необходимо удалить из нее воздух (прокачать систему) для чего:
Рисунок 2 — Удаление воздуха из топливной системы.
Отверните пробку 5 (Рисунок 2), расположенную на корпусе фильтра предварительной очистки топлива, на 2..3 оборота.
Прокачайте систему с помощью подкачивающего насоса 4, расположенного на корпусе фильтра предварительной очистки топлива 3, заверните пробку 5 (момент затяжки 15…20 Нм) после появления топлива без пузырьков воздуха.
Отверните пробку 6, расположенную на болте крепления отводящего штуцера фильтра тонкой очистки топлива, на 2..3 оборота.
Продолжите прокачку системы с помощью подкачивающего насоса, заверните пробку 6 (момент затяжки 15…20 Нм) после появления топлива без пузырьков воздуха.
Отверните болт поворотного угольника 8 крепления дренажных трубок на корпусе насоса высокого давления 1 на 2…3 оборота и продолжите прокачку с помощью подкачивающего насоса до появления топлива без пузырьков воздуха.
Заверните болт 8 (момент затяжки 30…40 Нм).
Обслуживание воздухоочистителя
Обслуживание воздухоочистителя с бумажными фильтрующими элементами из специального высокопористого картона проводите через каждые 80 тыс. км пробега или, при необходимости, по показаниям сигнализатора засоренности.
Обслуживание воздухоочистителя заключается в продувке основного фильтрующего элемента, который задерживает пыль, поступающую в воздухоочиститель.
Загрязнение контрольного фильтрующего элемента указывает на повреждение основного фильтрующего элемента (прорыв бумажной шторы, отклеивание донышек). В этом случае необходимо продуть контрольный фильтрующий элемент, а основной — заменить.
Обслуживание воздухоочистителя в соответствии с рисунком 21 выполняйте в следующей последовательности:
- — снимите поддон 6;
- — снимите основной фильтрующий элемент 1.
Вынимать из корпуса контрольный фильтрующий элемент 2 не рекомендуется.
Обдуйте основной фильтрующий элемент сжатым воздухом сначала изнутри, а затем снаружи до полного удаления пыли.
Во избежание прорыва бумажной шторы давление воздуха должно быть не более 0,2-0,3 МПа.
Рисунок 3 — Воздухоочиститель
Струю воздуха следует направлять под углом к поверхности фильтрующего элемента.
Во время обслуживания необходимо оберегать фильтрующий элемент от механических повреждений и замасливания.
Запрещается продувать фильтрующий элемент выпускными газами или промывать в дизельном топливе.
Очистите подводящую трубу, внутренние поверхности корпуса и поддона воздухоочистителя от пыли и грязи.
Перед сборкой воздухоочистителя проверьте состояние уплотнительных колец.
При сборке убедитесь в правильности установки фильтрующих элементов в корпусе и надежно затяните гайку-барашек от руки.
Инструкция для ООО Автозавод ГАЗ ГАЗ ГАЗ-3308 Садко (2008), ГАЗ ГАЗ-33081 Садко (2008)
8.14. ЭЛЕМЕНТЫ, ЗАМЕНЯЕМЫЕ НА АВТОМОБИЛЕ
ПРИ ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
8.14.1. Автомобиль ГАЗ-33081
При обслуживании автомобиля подлежат замене следующие элементы: 1. Неразборный фильтр тонкой очистки топлива. Обозначение фильтра – ФТ020-1117010. Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива состоит в периодиче-
ском сливе отстоя.
Для слива отстоя необходимо отвернуть пробку фильтра и слить отстой
до появления чистого топлива, после чего завернуть пробку.
Для удаления воздуха необходимо: — отвернуть пробку 3 (рис. 8.12) на корпусе топливного насоса и отвер-
нуть на 1-2 оборота штуцер 1 на фильтре тонкой очистки топлива
— прокачать систему с помощью подкачивающего насоса 2, при появле-
нии топлива завернуть вначале штуцер 1, затем пробку 3.
Рис. 8.12. Удаление воздуха из системы
топливоподачи:
; 2 – насос подкачивающий;
2. Фильтрующий элемент воздушного фильтра. Обозначение элемента – 4301-1109013-10 или 4301.1109013-20. 3. Неразборный масляный фильтр. Обозначение фильтра – ФМ009-1012005. При установке фильтра на корпус резиновую уплотнительную проклад-
ку необходимо смазать моторным маслом и завернуть фильтр на корпус.
После касания прокладкой корпуса довернуть фильтр ещё на 3/4 оборо-
та. Установку фильтра производить только усилием рук.
Вместо фильтра ФМ009-1012005 допускается установка фильтров-
— по диаметру – 92 – 96 мм
— по высоте – 140 – 153 мм
— по посадочной резьбе 3/4 — 16UNF. 4. Фильтрующий элемент 4310-3407359-10 бачка ШНКФ 453473.300
системы ГУР (для металлического бачка). При установке пластмассового неразборного бачка ЯМЗ.993.003 системы ГУР, бачок заменяется в сборе.
Всем привет!Вот наконец то началась весна, правда у нас сегодня идет снег)но сезон начался и пришло время пробудить газон)Пришлось позаряжать аккумуляторы, подсели за зиму,после зарядки все это дело водрузил на место и завел машину, стояла всю зиму не разу не заводилась, и запустилась с пол оборота)
После пуска прогрел хорошенько и приступил к замене масла.
Недавно нам в хозяйство как раз завезли хорошее масло для тракторов производства repsol
, решил перейти на него, по допускам подходит и вероятность подделки меньше чем у SHELL которое было до этого залито.прикупил фильтр mann w11102/36Слил старое, заменил фильтр и налил нового, по мануалу в мотор заливается 12 литров, но этого маловато, и я как всегда перелил немного)ну не беда)))После замены масла решил сразу поменять топливные фильтры, закупился фильтрами уже год назад по этому достал из закромов) тонкой очистки WDK940/1 и грубой PL270x
Фильтр грубой очистки заколебался откручивать, прилип намертво, согнул кронштейн даже)
а потом еще отстойник тоже еле отвернул, тот вообще чуть не расколол.пришлось протыкать фильтр и вдвоем ключом отворачивать.
Прокачивать немного тоже подзаколебался, пол часа качал ручным насосом.потом плюнул и крутил стартером мотор, все запустилось и отлично заработало)))Вот в общем пока что все)чуть позже будут еще новые записи)
8.10. Виды техничкского обслуживания автомобиля
Установлены следующие виды технического обслуживания:
- Ежедневное обслуживание (ЕО).
- Первое техническое обслуживание (ТО-1) — через 5000 км пробега.
- Второе техническое обслуживание (ТО-2) — через 20000 км пробега.
- Сезонное техническое обслуживание (СО).
Сезонное техническое обслуживание выполняется один раз в год, совместно с проведением очередных работ по ТО-1 или ТО-2.
Периодичность первого и второго технических обслуживании устанавливается в зависимости от следующих условий эксплуатации автомобиля.
Категория условий эксплуатации | Условия работы автомобиля | Периодичность ТО, км | |
ТО-1 | ТО-2 | ||
I | 1. Автомобильные дороги I, И, III технических категорий за пределами пригородной зоны на равнинной, слабохолмистой и холмистой местности, имеющие цементобетонные и Асфальтобетонные покрытия. | 5000 | 20000 |
II |
1. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой местности, а Также в малых городах и пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. 2. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны (во всех типах рельефа, кроме горного), а также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной местности с покрытием из битумоминеральных смесей. |
4500 | 18000 |
3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны, имеющие щебеночные и гравийные покрытия во всех видах рельефа, кроме гористого и горного. | 4500 | 18000 | |
III |
1. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах, имеющие цементобетонные и асфальтобетонные покрытия. 2. Автомобильные дороги I, II, III Технических категорий за пределами пригородной зоны (горная местность), Автомобильные дороги в малых городах и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельефа, кроме горного), имеющие покрытия из битумоминеральных смесей. 3. Автомобильные дороги III, IV технических категорий за пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (все типы рельефа, кроме гористого и горного), имеющие щебеночные и гравийные покрытия. 4. Автомобильные дороги III, IV, V технических категорий за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов, улицы больших городов (равнинная местность), имеющие покрытия из булыжного и колотого камня, а также покрытия из грунтов, обработанных вяжущими материалами. 5. внутризаводские автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием. 6. зимники. |
4000 | 16000 |
IV |
1. улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей (горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и горная местность), покрытия из булыжного и колотого камня и из грунтов, обработанных вяжущими (все типы рельефа, кроме равнинного) материалами. 2. Автомобильные дороги V технической категории за пределами пригородной зоны, автомобильные дороги в пригородной зоне и улицы малых городов (равнинная местность), имеющие грунтовые неукрепленные или укрепленные местными материалами покрытия. 3. Лесовозные и лесохозяйственные грунтовые дороги, находящиеся в исправном состоянии. |
3500 | 14000 |
V | 1. Естественные грунтовые дороги, внутрихозяйственные дороги в сельской местности, внутрикарьерные и отвальные дороги, временные подъездные пути к различного рода строительным объектам и местам добычи песка, глины, камня и Т. п. в периоды, когда там возможно движение. | 3000 | 12000 |
Почему возникает необходимость прокачать топливную систему дизельного ДВС и как это сделать
Как уже было сказано выше, топливо в дизеле подается под высоким давлением. Указанное давление создает ТНВД (топливный насос высокого давления). В том случае, если происходит подсос воздуха, давление в насосе не достигает нужных значений для реализации эффективного впрыска топлива в цилиндры дизельного двигателя.
Естественно, в подобной ситуации дизельный мотор плохо заводится, работа в режиме холостого хода и под нагрузкой может быть нестабильной (дизель троит), обороты начинают плавать, силовой агрегат может глохнуть прямо в движении и т.д. Отметим, что не только завоздушивание проявляется в виде указанных симптомов, однако также вполне может являться одной из причин.
Далее нужно пригласить помощника, который стартером будет крутить двигатель. Главное, определить, поступает или не поступает горючее из трубопроводов. Если подачи нет, в системе может быть воздух и она нуждается в прокачке.
Отметим, что не все дизеля имеют насос ручной подкачки. На таких моторах прокачать топливный фильтр дизеля будет несколько затруднительнее, так как топливоподкачивающий насос в случае завоздушивания фильтра также не работает.
Для решения задачи винт на корпусе фильтра откручивается, далее стартером помощник крутит мотор
Обратите внимание, процедура может занять много времени и существует риск полностью разрядить аккумулятор. По этой причине рекомендуется проводить прокачку стартером в условиях гаража или задействовать бустер (пуско-зарядное устройство), чтобы минимизировать разряд АКБ
Как прокачать ТНВД
После того, как фильтр топлива был прокачан, далее нужно приступать к удалению воздуха из топливного насоса высокого давления.
В ситуации, когда топливо не появляется в отверстии, высока вероятность выхода из строя подкачивающего насоса, который интегрирован в ТНВД. Как в первом, так и во втором случае, ТНВД необходимо снимать, после чего в сервисе производится диагностика и ремонт насоса высокого давления.
Убедившись в том, что топливо пошло через открученный штуцер, указанный штуцер закручивается, после чего аналогичные действия поочередно выполняются с другими штуцерами. Успешным результатом можно считать такой, когда дизтопливо подается из всех штуцеров в то время, когда стартер вращает коленвал.
Теперь можно вернуть накидные гайки топливопроводов на штуцеры ТНВД, после чего производится затяжка. Двигатель нужно продолжать крутить стартером, параллельно накидные гайки топливопроводов ставятся на форсунки.
Также отметим, что стартеру каждые 15 сек. непрерывной работы рекомендуется давать передышку около 60-120 сек. Игнорирование данной рекомендации может привести к поломкам стартера или значительному сокращению его ресурса.
Кривошипно-шатунный механизм
На стальном коленчатом валу имеется 5 коренных и 4 шатунные шейки. В шатунных шейках коленвала есть полости для дополнительно-центробежной очистки масла. Полости шеек прикрываются резьбовыми заглушками.
Осевое усилие коленвала воспринимают 4 биметаллических(или из алюминиевого сплава) полукольца, которые установлены в расточках БЦ и крышки 5-го коренного подшипника.Чтобы компенсировать нагрузки сил инерции на коренные подшипники, на 1-й, 4-й, 5-й и 8-й щеках коленчатого вала сделаны противовесы. Спереди и сзади коленвал уплотнён манжетами. На переднем его конце установлены шестерни привода газораспределения, маслонасоса, шкив привода водяного насоса и генератора. На заднем фланце вала закреплён маховик.
Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. В днище поршней находятся камеры сгорания, смещённые относительно их осей. В верхней части поршня имеется3 канавки — в 2-х из них установлены кольца компрессионные, в 3-ей–кольцо маслосъёмное. В бобышках поршней имеются отверстия под поршневые пальцы. Поршневые пальцы полые, изготовлены они из хромоникелевой стали.
Шатун стальной, двутаврового сечения, с втулкой, запрессованной в верхнюю головку. Верхняя головка шатуна и втулка имеют отверстия для смазки поршневого пальца. Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленвала выполнены из биметаллической полосы. Маховик изготавливается из чугуна и крепится к фланцу коленвала болтами.
Особенности тормозов ЗИЛ-5301
На автомобилях ЗИЛ-5301 установлен комбинированный пневмогидравлический тормозной привод с двумя независимыми гидравлическим и пневматическим контурами, разделенными по двум контурам На автобусах АМО ЗИЛ установлен комбинированный пневмогидравлический тормозной привод с двумя независимыми гидравлическим и пневматическим контурами и системой АБС.
По заказу покупателей АБС устанавливается и на автомобили ЗИЛ-5301.
Рис.1. Схема тормозного привода автомобиля ЗИЛ-5301: 1 — компрессор; 2 — регулятор давления пневмопривода; 3 — влагомаслоотделитель; 4-регенерационный баллон; 5, 8, 12, 23, 24, и 29 — клапаны контрольного вывода; 6 — тройной защитный клапан, 7- компенсационный баллон; 9 — одинарный защитный клапан; 10 — кран стояночной тормозной системы;, 11 и 13 — воздушные баллоны; 14 — пружинный энергоаккумулятор привода стояночной тормозной системы; 15 — клапан быстрого оттормаживания; 16 — пневмоэлектрические датчики падения давления; 17- двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы; 18 — краны слива конденсата из воздушных баллонов; 21 — двухсекционный кран рабочей тормозной системы; 22 — выключатели сигнала торможения; 25 — скоба с гидроцилиндрами тормоза переднего моста; 26 — главный тормозной цилиндр передней оси; 27- пневмокамера передней оси; 28-регулятор тормозных сил пневмопривода; 30 — рабочие гидроцилиндры тормоза заднего моста; 31 — пневмокамера колес заднего моста; 32 — главный тормозной цилиндр колес заднего моста.
Голубая линия — контур подготовки сжатого воздуха: желтая линия — контур тормозного привода передней оси; зеленая линия — контур тормозного привода задней оси; розовая линия — контур стояночного тормоза; красная линия — гидропривод рабочих тормозов
Рис. 2. Схема тормозного привода автобуса и автомобилей ЗИЛ-5301 с АБС: 1 — компрессор2-регулятор давления пневмопривода, 3 — влагомаслоотделитель, 4 — регенерационный баллон; 5, 15, 32, 33, 34,35,36,37,38,39 и 40 — клапаны контрольного вывода, 6 — компенсационный баллон, 7- краны спина конденсата; 8 — тройной защитный клапан, 9 — одинарный защитный клапан, 10 — кран стояночной тормозной системы; 11 и 13 — воздушные баллоны, 12 — пневмоэлектрические датчики падения давления, 14 — пружинный энергоаккумулятор привода стояночной тормозной системы; 16 — двухстрелочный манометр рабочей тормозной системы, 17 — двухсекционный кран рабочей тормозной системы, 18 — выключатели сигнала торможения, 19 — скоба с гидроцилиндрами тормоза переднего моста, 20 — главный тормозной цилиндр передней оси, 21 — пневмокамера передней оси, 22 — модулятор передней оси; 23 — регулятор тормозных сил, 24 — модулятор правого колеса заднего моста; 25 — модулятор левого колеса заднего моста, 26 — пневмокамера правого колеса заднего моста; 27-вневмокамера правого колеса заднего моста, 28 — главный тормозной цилиндр правого колеса заднего моста, 29 — главный тормозной цилиндр левого колеса заднего моста; 30 — рабочие гидроцилиндры тормоза заднего моста, 31 — клапан быстрого оттормаживания
11.3. Моменты затяжки ответственных резьбовых соединений
Наименование соединений | Момент затяжки, даН×м (кгс×м) | |
ГАЗ-3309 | ГАЗ-3307 | |
Болты крепления: | ||
головки цилиндров | 21—23 | — |
крышек коренных подшипников | 20—22 | — |
маховика | 24—26 | — |
противовесов коленчатого вала | 12—14 | — |
шкива коленчатого вала | 24—28 | — |
форсунок | 2—2,5 | — |
фланцев карданной передачи | 12—16 | 5,0—6,2 |
крышек кронштейнов рессор: | ||
передних | 5—7 | |
задних | 8—11 | |
редуктора и муфты подшипников ведущей шестерни главной передачи | 9—11 | |
стартера | 5—6,2 | 8—10 |
Гайки крепления: | ||
головок блока | — | 7,7–8,2 |
крышек коромысел | — | 1,0—1,5 |
впускной трубы | — | 2,0—2,5 |
болтов шатунных подшипников | 18—20 | 6,8—7,6 |
крышек коренных подшипников | — | 10—11 |
маховика | — | 7,6—8,3 |
картера сцепления к блоку | 4,4—6,2 | 4,4—5,6 |
коробки передач к сцеплению | 7—10 | |
фланца вторичного вала коробки передач | 28—36 | |
шпилек полуосей | 12—14 | |
рулевого колеса | 6,5—8,0 | |
стремянок рессор: | ||
— передних | 18—20 | |
— задних | 22—25 | |
колес | 45—50 | |
рулевого механизма и его кронштейна | 4,4—6,2 | |
фланца ведущей шестерни главной передачи | 28—4 0 | |
сошки | 10—14 |
Примечание: моменты затяжки даны для контроля при ремонте и техническом обслуживании.
8.4. Проверка уровня электролита в аккумуляторной батарее
Уровень электролита в аккумуляторной батарее должен быть между метками МIN и МАХ (рис. 8.4), нанесенными на полупрозрачном корпусе батареи, а при их отсутствии — по нижнюю кромку заливного отверстия.
Если уровень электролита ниже нормы, необходимо снять крышку 1, отвернуть пробки 2 и через отверстия 3 долить в элементы батареи до нормы дистиллированную воду; затем завернуть пробки 2, предварительно проверив чистоту вентиляционных отверстий в них и установить крышку 1. После этого необходимо протереть наружные поверхности батареи чистой ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или питьевой соды.
Рис. 8.4. Аккумуляторная батарея:
1— крышка; 2 — пробка; 3 — заливное отверстие
Необходимо постоянно следить за чистотой клемм батареи и зажимов проводов, а также за надежностью их соединений.
При установке батареи на автомобиль необходимо следить за тем, чтобы провода были соединены в соответствии с полярностью, указанной на их наконечниках и клеммах батареи (положительная клемма больше отрицательной).
Перед установкой на автомобиль батареи заряжаются до плотности 1,25—1,27 г/см3. В зависимости от климатического района эксплуатации автомобиля плотность электролита должна быть скорректирована (см. Инструкцию по эксплуатации аккумуляторных батарей).
При длительной стоянке автомобиля отсоединить батарею от корпуса автомобиля для обеспечения пожарной безопасности.
Выключатель батареи (устанавливается на части автомобилей). Для отключения аккумуляторной батареи при длительной стоянке или при ремонте электрооборудования справа от сиденья водителя установлен выключатель 12 (см. рис. 5.1) батареи.
Во избежание выхода из строя некоторых изделий электрооборудования не допускается отключать аккумуляторную батарею при работающем двигателе.
Замена топливного фильтра на газ 3309 дизель
По опыту эксплуатации желательно менять фильтр тонкой очистки через 3 – 4 тыс. км
Но это конечно, смотря на каком топливе эксплуатировать систему!
Для замены фильтра нам понадобиться ключи «на 13», «на 19», «на 17», кисть, емкость для слива топлива из корпуса 1л.
Ключом на 19 ослабляем пробку слива топлива из корпуса фильтра.
Ключом на 17 ослабляем пробку стравливания воздуха на крышке корпуса фильтра.
Подставляем емкость для слива топлива из корпуса фильтра.
Для этой цели можно использовать пластиковую бутылку, заранее обрезанную.
Окончательно откручиваем пробку слива и сливаем топливо из корпуса фильтра.
Ключом на 13 откручиваем гайки крепления крышки корпуса фильтра.
Обращаем внимание, как установлена крышка корпуса фильтра, устанавливать нужно в таком же положении. Вынимаем старый фильтроэлемент
Вынимаем старый фильтроэлемент.
Промываем кистью внутреннюю поверхность корпуса фильтра.
Убираем наклейку с фильтроэлемента.
Устанавливаем фильтроэлемент в корпус фильтра, прижав ладонью для правильной установки.
Сверху фильтроэлемента, для более плотной установки подкладываем резинку со старого фильтроэлемента.
Устанавливаем крышку корпуса фильтра, в таком же положении как она была установлена.
Закручиваем пробку корпуса фильтра.
Ручным насосом накачиваем топливо в фильтр до момента выхода топлива из сливного отверстия.