Устройство тормозной системы
Как работают тормоза. Конструкции тормозных систем у автомобилей отличаются. Но принцип работы тормозов одинаковый.
Автомобиль останавливается благодаря механизмам, которые установлены на каждом колесе. При замедлении тормозные колодки прижимаются к тормозным дискам или барабанам. В результате диск вместе с колесом перестает вращаться и машина останавливается.
Водитель влияет на интенсивность замедления с помощью педали тормоза. Чем сильнее нажимать педаль, тем сильнее колодки будут прижиматься к дискам. И тем быстрее автомобиль остановится.
Когда водитель давит на педаль тормоза, специальная тормозная жидкость перемещается по шлангам и трубкам до поршня, который прижимает колодки к дискам. Вся эта система называется гидравлическим приводом тормозов. В нее также входит вакуумный усилитель, благодаря которому не приходится сильно нажимать на педаль, чтобы остановиться. Однако он работает только при заведенном двигателе.
Чем отличаются тормоза. На эффективность торможения влияет множество параметров, в том числе материалы, из которых изготовлены тормозные колодки и диски.
На большинстве автомобилей установлены обычные металлические тормозные диски. Они бывают вентилируемыми, то есть со специальными отверстиями, которые отводят излишнее тепло. На дорогих или спортивных машинах иногда применяют карбон-керамические тормозные диски. Они очень легкие, способны выдерживать максимальные нагрузки и сохранять эффективность при широком диапазоне температур.
Колодки. Конструкция колодок достаточно простая. У них есть металлическое основание и фрикционная накладка, которая соприкасается с тормозным диском. Поверхность накладки состоит из специального слоя, который обладает высоким коэффициентом трения и устойчив к нагреву.
Датчики. В большинстве современных автомобилей также есть электронные системы, которые помогают водителю при торможении. Они работают на основании показаний множества датчиков, данные с которых обрабатывает блок управления.
Наиболее распространенные — антиблокировочная система (ABS), система распределения тормозных усилий (EBD), противобуксовочная система (TCS), система стабилизации (ESP). Все они направлены, чтобы предотвратить потерю контроля над автомобилем и сделать вождение более комфортным и безопасным.
Ручник. Схема тормозной системы была бы неполной без «ручника».
Ручной тормоз создан для того, чтобы удерживать неподвижный автомобиль. Однако в случае отказа основной тормозной системы он поможет остановиться
Но важно помнить, что для остановки ручник используется исключительно в экстренной ситуации. Поскольку он зажимает только задние колодки, на ходу машину может занести, особенно если она не оснащена электронными помощниками
Ручник может быть выполнен не только в виде привычного рычага, который нужно тянуть вверх или вниз, но и виде педали («ножник») или в виде кнопки («электронный ручник»).
Признаки износа тормозных дисков
Определить износ дисков по косвенным признакам, то есть, по поведению автомобиля достаточно сложно. Однако имеет смысл проверить толщину дисков в следующих случаях:
- Изменения в поведении педали. В частности, сильный провал. Однако этот признак может указывать и на другие проблемы с элементами тормозной системы — износ тормозных колодок, поломка тормозного цилиндра, снижение уровня тормозной жидкости. Тем не менее проверить следует проверить и состояние тормозных дисков, в том числе их износ.
- Вибрация либо рывки при торможении. Такие симптомы могут возникнуть по причине перекоса, кривизны либо по причине неравномерного износа тормозного диска. Однако при этом нужно проверить и состояние тормозных колодок.
- Биение на руле. Одной из распространенных причин в таком случае — глубокие борозды износа, перекос диска либо его деформация. Проблемы могут быть также по причине износа или повреждения тормозных колодок.
- Свистящие звуки при торможении. Обычно они возникают при повреждении либо износе тормозных колодок. Однако при выходе из строя последних велика вероятность, что металлическая основа колодок может повредить и сам диск. Поэтому желательно проверить его общее состояние и износ.
При возникновении одного или нескольких из перечисленных выше дефектов необходимо обязательно проверить исправность работы тормозной системы, а также оценить состояние ее элементов, в том числе обратить внимание на износ тормозных дисков
Неисправности | Залипание дисков | Занос автомобиля при торможении | Свист тормозов | Вибрация руля в процессе торможения | Рывки в процессе торможения |
Что сделать | |||||
Заменить тормозные колодки | ✘ | ✘ | |||
Проверить работу тормозного суппорта. Проверить поршни и направляющие на коррозию и наличие смазки | |||||
Проверить толщину и общее состояние тормозного диска, наличие биения при торможении | ✘ | ✘ | |||
Проверить состояние фрикционных накладок на колодках | ✘ | ✘ | ✘ | ✘ | |
Проверить ступичные подшипники. Проверить состояние механизмов рулевого управления, а также подвески | ✘ | ✘ | ✘ | ||
Проверить шины и диски колес | ✘ | ✘ | ✘ | ✘ |
Как узнать когда пришло время менять тормозные диски?
Поведения машины вам подскажет. Увеличивается тормозной путь, педаль становится не такой информативной, автомобиль может сильно тянуть в какую-либо сторону, руль будет бить. Все это говорит о критичном износе, стоит задуматься и проверить тормозную систему.
При большом износе, более 50% поверхности, цилиндры в суппортах выдвигаются на максимальную высоту (чересчур далеко) – это может привезти к перекашиванию, заклиниванию и даже к течи суппорта (когда вытечет часть тормозной жидкости). Также тонкий изношенный диск колодки очень быстро разогреют, буквально докрасна – эффективность торможения упадет в разы, при быстром остужении (заехали в лужу), может даже потрескаться, а это очень опасно при движении.
Определить толщину можно и самому. Просто берем инструкцию по эксплуатации своего автомобиля, либо выкачиваем ее в интернете. Затем просто снимаем колесо и смотрим износ. Сделать это можно даже без особых приспособлений, просто посмотрите верхнюю «кромку», она обычно выступает (своего рода максимальная отметка) и дает вам представление об износе. Достаточно просто замерить линейкой глубину, если больше 2 мм, однозначно нужна замена.
Если вы хотите точно измерить износ — то нужно взять штангенциркуль и замерить его по бокам. Дальше сравнить с рекомендациями по эксплуатации своего автомобиля.
Менять сразу нужно оба (на одной оси), нельзя заменить один, а другой оставить, таким образом, вы разбалансируете машину при торможении.
Симптомы износа деталей
В процессе езды отмечается несколько признаков, по которым можно сориентироваться, когда пора менять колодки передних либо задних тормозов, а то и все вместе. Симптомы такие:
- металлический скрежет при нажатии на педаль говорит о полном износе накладок;
- увеличенный ход педали тормоза, ее вибрация в нажатом состоянии;
- при торможении появляется ощущение, что переднюю либо заднюю часть автомобиля уводит в сторону, а на скользкой дороге машина легко уходит в занос;
- не действует исправный ручной тормоз;
- для остановки необходимо прикладывать больше усилия на педаль.
Если при торможении со стороны колес слышится металлический скрежет и писк, то вопрос, через сколько менять негодные детали, уже не стоит. Замену необходимо сделать в срочном порядке, поскольку фрикционных накладок уже не осталось и стальное основание трется о рабочую поверхность диска.
Обнаружив один или несколько симптомов, указывающих на проблемы с колесными механизмами тормозов, проверьте состояние накладок. Рекомендации по выполнению диагностики следующие:
- Если на автомобиле установлены легкосплавные колесные диски с большими отверстиями, то для обследования передних суппортов ничего разбирать не придется. При необходимости поднимите машину домкратом, чтобы выставить проем диска напротив механизма тормозов.
- Колеса со стальными дисками нужно снимать. Осмотрите передние тормозные колодки и оцените толщину накладок. Если она составляет меньше 3 мм, детали следует заменить немедленно. С толщиной 3-5 мм можно проехать еще 1-2 тыс. км, не более.
- Задние тормоза бывают дисковые и барабанные. Первые обследуются аналогично передним, а вторые придется разобрать. Снимите колесо и отпустите «ручник», затем открутите барабан и аккуратно сбейте его со ступицы. В отличие от передних колодок, задние надо менять при толщине 1,5-2 мм.
Рекомендуем: Что такое фаркоп — назначение, виды, электрика, производство
Когда в результате диагностики обнаружен износ элементов, близкий к максимальному, но замена откладывается по различным причинам, ездите аккуратно и без спешки. Случается, что изношенная накладка при резком нажатии на педаль отрывается целиком.
Проводя диагностику, обратите внимание на рабочую поверхность тормозных барабанов и дисков. Если ее выработка составляет 2 мм и больше (определяется по глубине канавки штангенциркулем), то деталь подлежит замене
Как определить износ тормозных дисков
Проверка износа тормозных дисков довольно не сложная, главное иметь под рукой штангенциркуль либо микрометр, а если таких инструментов нет, то в крайнем случае можно воспользоваться линейкой или монеткой (об этом ниже). Толщина диска измеряется в 5… 8 точках по кругу и если она меняется значит кроме износа тормозной площади имеется кривизна, либо неравномерность истирания. Следовательно необходимо не только будет менять его при пределе, но и выяснить причину из-за которой происходит неравномерный износ тормозного диска.
На сервисе толщину дисков измеряют специальным прибором — это штангенциркуль, только он имеет меньшие размеры, а также на его измерительных губах имеются специальные бортики которые позволяют охватить диск не уперевшись в борт по краю диска.
Как проверяется
Для того, чтобы узнать степень износа лучше всего демонтировать колесо так как толщину диска иначе не измерить, а если требуется проверка износа задних тормозных барабанов, то придется снимать полностью весь тормозной механизм. При проведении дальнейшей проверки необходимо учитывать, что диски изнашиваются с обеих сторон — внешней и внутренней. Причем не всегда равномерно, поэтому требуется узнать степень изношенности диска по двум сторонам диска, но об этом ниже.
Перед проверкой обязательно нужно знать информацию о том, какая толщина нового тормозного диска для конкретного автомобиля. Ее можно узнать в технической документации либо на самом диске.
Предельный износ тормозных дисков
Значение максимально допустимого износа будет зависит от начального размера диска и мощности двигателя автомобиля. Обычно общий износ всего диска для легковых автомобилей составляет порядка 3…4 мм. А для конкретных плоскостей (внутренней и внешней) около 1,5…2 мм. При таком износе уже нужно их менять. Для тормозных дисков, состоящих из одной плоскости (обычно устанавливается на задние тормоза), процедура будет аналогичной.
Проверка износа тормозных дисков подразумевает проверку толщины обеих плоскостей диска, величины буртика, а затем сравнение этих данных с номинальным значением, которое должен иметь новый диск, или рекомендуемыми параметрами. Также оценить общий характер истирания рабочей области диска, а именно, равномерность, наличие борозд и трещин (размер трещин не должен быть больше чем 0,01 мм).
При плановом осмотре необходимо смотреть величину канавок выработки и их структуру. Небольшие регулярные канавки это нормальный износ. Рекомендована замена дисков в паре с колодками если имеются глубокие нерегулярные канавки. При коническом износе тормозного диска нужно обязательно его менять и выполнить проверку тормозного суппорта. Если на диске заметны трещины или другая коррозия и изменение цвета, то обычно связано с тепловыми явлениями, возникающими из-за частых и чрезмерных изменений температуры диска. Они приводят к шуму при торможении и снижают эффективность торможения. Поэтому диск желательно также заменить и желательно ставить более качественные с улучшенным отведением тепла.
Заметьте, что при износе диска по окружности образуется некий бортик (колодки по нему не трут). Поэтому при измерении нужно мерить именно рабочую поверхность. Делать это проще с помощью микрометра, поскольку его «обхватывающие» рабочие элементы позволяют с ним не прикасаться. В случае использования штангенциркуля под его измерители нужно подложить какие-либо предметы, толщина которых совпадает с износом колодок (например, кусочки жести, металлические монеты и прочее).
Если значение толщины диска в целом либо какой-либо из его плоскостей ниже допустимой — диск нужно менять на новый. Эксплуатировать изношенный тормозной диск нельзя!
При замене тормозного диска всегда нужно менять тормозные колодки, причем вне зависимости от их износа и технического состояния! Использование старых колодок с новым диском категорически запрещено!
Если у вас нет под рукой микрометра, а с помощью штангенциркуля проверять неудобно по причине наличия бортика, то можно воспользоваться металлической монетой. Например, по официальным Центрального Банка России толщина монеты номиналом 50 копеек и 1 рубля составляет 1,50 мм. Для других стран соответствующую информацию можно найти на официальных сайтах центральных банков соответствующих стран.
Для проверки толщины тормозного диска с помощью монеты необходимо приложить ее к рабочей поверхности диска. В большинстве случаев критический износ одной поверхности диска находится в пределах 1,5…2 мм. С помощью штангенциркуля таким образом можно узнать толщину износа как одной половины диска, так и общую толщину всего диска. Если бортик не износился измерять можно прямо от него.
Переустановка поршня (суппорт со стопорным механизмом)
- Установить поршень тормозного суппорта со стопорным механизмом и при помощи специнструмента закрутить под давлением вращательными движениями до упора.
- Вывернуть поршень на ¼ – ½ оборота, чтобы отметки на поршне выровнялись по отметкам на корпусе суппорта.
- Проверить положение пылезащитного уплотнения.
- Нанести на контактные поверхности поршня и суппорта смазку Superfit.
Внимание!
- Во время установки поршня автомобиль следует снять со стояночного тормоза, а стопорные рычаги зафиксировать до упора.
- В автомобилях с электромеханическим стояночным тормозом система должна находиться в режиме обслуживания. Для этого понадобится тестер KTS.
Зачем протачивают тормозные диски
Тормозные диски протачивают, чтобы выровнять их рабочую поверхность. Это необходимо, чтобы новые тормозные колодки прилегали к диску по всей плоскости.
Вот когда есть смысл это делать.
Рабочая поверхность диска ржавая. Так бывает на машинах, которые долго стоят на улице без движения либо ездят преимущественно на короткие расстояния. Иногда коррозия настолько сильная, что поверхность диска работает как терка и стачивает накладки тормозных колодок. А значит, их придется заменить гораздо раньше.
Рабочая поверхность неравномерно изношена — результат неисправности тормозного механизма: например, закисла направляющая или перекосило колодку в скобе суппорта. Одна из колодок может прижиматься хуже, или неравномерно, или вовсе не давить на диск.
Следов коррозии нет, но есть глубокие борозды. Между колодками и тормозным диском может попадать грязь, песок и мелкие камни. Они царапают поверхность диска, создают борозды. Новая колодка из-за возникших неровностей будет прилегать недостаточно плотно, тормозная система будет работать неэффективно.
Руль вибрирует или бьет водителя по рукам. Из-за коробления тормозного диска появляются отклонения от первоначального размера, формы или контура. В таком случае обычно говорят «диски повело». Коробление может возникнуть после резкого перепада температуры. Например, если раскаленные от интенсивного торможения диски попадут в лужу или сугроб.
Все эти признаки могут как совмещаться, так и проявляться по отдельности.
Также диски протачивают, чтобы сэкономить. Приведу пример. Пара хороших неоригинальных дисков на переднюю ось Ауди Q7 осенью 2022 года стоит примерно 50 000 рублей, дешевые аналоги из Китая обойдутся в 8—10 тысяч. Проточить оригинальные диски на хорошем оборудовании — 3000 рублей за пару. Также в расходах стоит учесть комплект тормозных колодок — примерно 13 000 рублей, а также работы. В любом случае нужно будет обслуживать суппорты и менять колодки. Если диски новые, к стоимости прибавится их замена.
Дешевые тормозные диски обычно делают из мягкого материала, поэтому они могут износиться уже на первом комплекте колодок, если не раньше. Поэтому диски во втором случае придется менять.
Как проверить выработку (износ) тормозных дисков
В процессе торможения авто тормозные колодки фрикционным слоем прижимаются к металлу ротора диска. Поэтому данная часть детали неизбежно подвергается эксплуатационному износу. О нормальном эксплуатационном износе свидетельствует равномерное истирание поверхности металла в местах его соприкасания с колодками. Как результат, постепенно уменьшается толщина ротора.
Оценить степень износа достаточно просто: каждый производитель указывает допустимую толщину поверхности ротора, при которой диск все еще пригоден для эксплуатации. Значение обычно указывается двумя способами:
- стандартной надписью на ободке детали;
- меткой, нанесенной на внутреннюю торцевую часть изделия.
Норму износа определяют такие факторы как размер колес, габариты авто, мощность двигателя. Также нужно учитывать, что диски передних колес примерно в 2 раза толще, чем диски задних колес.
Для авто каждой марки и модели показатель нормальной выработки разный. К примеру, для популярного в Украине бюджетного автомобиля Chevrolet Lacetti нормальная толщина дисков передних колес составляет 24 мм, минимально допустимая — 22 мм. Если диск такого автомобиля имеет толщину менее 22 мм, деталь требует незамедлительной замены. У автомобиля Renault Megan 3 нормальная толщина диска передних колес составляет 25 мм, а минимально допустимая — 23 мм. Точные данные для каждого автомобиля можно найти в руководстве по эксплуатации и ремонту.
Примерные значения нормальной и критической толщины для легковых авто с разными характеристиками двигателей показаны в таблице.
Тип оси | Передняя | Передняя | Передняя | Задняя | Задняя | Задняя |
Тип двигателя | 4 цилиндра | 5 цилиндров | 6 цилиндров | 4 цилиндра | 5 цилиндров | 6 цилиндров |
Толщина нового тормозного диска, мм | 25 | 28 | 28 | 9 | 10 | 12 |
Минимально допустимая толщина тормозного диска, мм | 22,5 | 25,4 | 25,4 | 7,3 | 8,3 | 9,8 |
Для самостоятельной проверки износа вам понадобится балонный ключ, домкрат, фиксаторы для колес и механический штангенциркуль со шкалой нониуса (погрешность измерений — не более 0,1 мм).
Как измерить толщину каждой детали, чтобы определить степень износа ее металла:
- Пока автомобиль стоит на ровной поверхности, ослабьте болты крепления, используя гаечный баллонный ключ необходимого размера.
- С помощью домкрата поднимите машину, зафиксируйте все колеса и снимите колесо, на котором будете проверять диск.
- В разных участках детали измерьте толщину металла, отступив 15 мм от края обода. Для этого найдите специальные упоры на измерительных губках штангенциркуля. Измерьте толщину на разных, желательно 10-15 участках окружности. После зафиксируйте нониус инструмента винтом.
- Прокрутите ходовой винт, чтобы аккуратно отвести подвижную измерительную губку от диска. Это позволит максимально точно измерить толщину металла рабочей части.
- Полученные значения сравните с нормами от производителя.
При проверке износа уделяйте внимание не только толщине рабочей поверхности, но и общему характеру выработки. О нормальном износе свидетельствуют неглубокие регулярные канавки
Если канавки крупные, а истирание ротора имеет конический характер (рабочая поверхность заметно истончается по направлению от обода к центральной части), такой износ может свидетельствовать о неполадках тормозного суппорта и, как результат, неравномерном давлении колодок.
После проверки колесо нужно установить и закрепить болтами. Проверив надежность фиксации колес, опустите авто с домкрата и затяните крепежные болты гаечным ключом. После уберите фиксаторы и приступайте к проверке другого колеса по аналогичной инструкции.
Что делать если уже «попал»?
Мой вердикт однозначен — снять испорченные диски, закинуть их в ближайший мусорный бак, купить и установить новые. Но давайте я объясню почему я так думаю. Многие на этом моменте подумали: «Вот дурак, можно же сэкономить и просто проточить начавшие «бить» искривленные диски!». Как бы не так.
Проточка тормозных дисков без снятия с автомобиля. Быстро и легко, лишь бы вы по быстрее уехали со станции и оставили деньги. Желательно еще и приехали потом снова. Впрочем, это актуальная услуга для «перекеупов»
Станок для проточки действительно может выдержать ровность плоскости с точностью до 0,0005 мм и диски действительно будут практически идеально ровными после проточки. Но не забывайте, что «ведет» их чаще всего от перегрева, пусть и вследствие разных технических причин. Изготавливаются тормозные диски из чугуна, который не любит перегревы и быстро меняет свои свойства вследствие этого. Проточка снимет поверхностный слой металла, но буквально 1-2 хороших торможения и диски снова можно будет снимать и нести на проточку. Стоит ли оно того?
Убрать борозды, исправить износ с одной стороны проточка также может. Но тут другой вопрос — насколько много придется «срезать» металла и сколько его останется после проточки? Сколько километров можно будет проехать после такого ремонта? Может все же лучше не пытаться сэкономить?
К тому же, если у вас установлены заведомо некачественные диски — это отличный повод их поменять. Да, удовольствие не из дешевых, но лучше купить опыт таким образом, нежели потом попасть в серьезное ДТП.
Определение степени износа
Про максимальный и допустимый износ базовую информацию вы получили. Теперь нужно узнать, как именно определяется износ детали и что для этого потребуется.
Ни один специалист и ни один производитель автозапчастей не сможет на 100% сказать, сколько именно прослужит диск торможения, и сколько километров он сможет пройти. Существует лишь расчетный ресурс, на который влияет очень много дополнительных факторов. Да, для начала стоит сделать акцент на качестве самого диска, используемом сырье и соблюдении технологии. Это вопрос к производителю. Экономить на тормозных дисках точно не стоит. Лучше отдать предпочтение более дорогостоящим, но надежным и проверенным деталям от ведущих изготовителей.
Но есть и другие факторы, провоцирующие постепенное или быстрое стирание диска, превышающего расчетные показатели. Это стиль вождения, состояние тормозного узла, износ колодок, климатические условия, состояние дорожного покрытия и пр.
Все это говорит о том, что диагностика дисков является задачей самого автовладельца.
Провести точную диагностику, не снимая колеса, вряд ли получится. Можно лишь визуально через колесный диск попытаться присмотреться к состоянию элемента и примерно оценить его текущее состояние. Но так проверить диск на кривизну или точно узнать степень износа не удастся.
Причем не важно, о какой машине идет речь. Тормоза изнашиваются везде, будь то:
- ВАЗ 2110;
- Мерседес Е-класса;
- Шкода Октавия;
- Субару Форестер;
- Дэу Ланос;
- Шевроле Авео;
- ВАЗ Нива;
- Шевроле Нива;
- Ниссан Кашкай;
- Митсубиси Галант;
- Шевроле Каптива;
- Лада Калина;
- Опель Астра и пр.
Первым делом все же придется снять колесо с той стороны, где имеется потенциально проблемная деталь.
Еще одна особенность заключается в том, что замену рекомендуется выполнять одновременно на двух колесах, даже если второй диск находится в лучшем состоянии и полностью не износился.
Сначала проводятся измерения, а затем выполняется визуальный осмотр. После принимается соответствующее решение. Возможно, потребуется проточка дисков , которую можно в теории осуществить своими руками.
Как определить износ тормозных дисков
Проверка износа тормозных дисков довольно не сложная, главное иметь под рукой штангенциркуль либо микрометр, а если таких инструментов нет, то в крайнем случае можно воспользоваться линейкой или монеткой (об этом ниже). Толщина диска измеряется в 5… 8 точках по кругу и если она меняется значит кроме износа тормозной площади имеется кривизна, либо неравномерность истирания. Следовательно необходимо не только будет менять его при пределе, но и выяснить причину из-за которой происходит неравномерный износ тормозного диска.
На сервисе толщину дисков измеряют специальным прибором — это штангенциркуль, только он имеет меньшие размеры, а также на его измерительных губах имеются специальные бортики которые позволяют охватить диск не уперевшись в борт по краю диска.
Как проверяется
Для того, чтобы узнать степень износа лучше всего демонтировать колесо так как толщину диска иначе не измерить, а если требуется проверка износа задних тормозных барабанов, то придется снимать полностью весь тормозной механизм. При проведении дальнейшей проверки необходимо учитывать, что диски изнашиваются с обеих сторон — внешней и внутренней. Причем не всегда равномерно, поэтому требуется узнать степень изношенности диска по двум сторонам диска, но об этом ниже.
Перед проверкой обязательно нужно знать информацию о том, какая толщина нового тормозного диска для конкретного автомобиля. Ее можно узнать в технической документации либо на самом диске.
Предельный износ тормозных дисков
Значение максимально допустимого износа будет зависит от начального размера диска и мощности двигателя автомобиля. Обычно общий износ всего диска для легковых автомобилей составляет порядка 3…4 мм. А для конкретных плоскостей (внутренней и внешней) около 1,5…2 мм. При таком износе уже нужно их менять. Для тормозных дисков, состоящих из одной плоскости (обычно устанавливается на задние тормоза), процедура будет аналогичной.
Проверка износа тормозных дисков подразумевает проверку толщины обеих плоскостей диска, величины буртика, а затем сравнение этих данных с номинальным значением, которое должен иметь новый диск, или рекомендуемыми параметрами. Также оценить общий характер истирания рабочей области диска, а именно, равномерность, наличие борозд и трещин (размер трещин не должен быть больше чем 0,01 мм).
При плановом осмотре необходимо смотреть величину канавок выработки и их структуру. Небольшие регулярные канавки это нормальный износ. Рекомендована замена дисков в паре с колодками если имеются глубокие нерегулярные канавки. При коническом износе тормозного диска нужно обязательно его менять и выполнить проверку тормозного суппорта. Если на диске заметны трещины или другая коррозия и изменение цвета, то обычно связано с тепловыми явлениями, возникающими из-за частых и чрезмерных изменений температуры диска. Они приводят к шуму при торможении и снижают эффективность торможения. Поэтому диск желательно также заменить и желательно ставить более качественные с улучшенным отведением тепла.
Заметьте, что при износе диска по окружности образуется некий бортик (колодки по нему не трут). Поэтому при измерении нужно мерить именно рабочую поверхность. Делать это проще с помощью микрометра, поскольку его «обхватывающие» рабочие элементы позволяют с ним не прикасаться. В случае использования штангенциркуля под его измерители нужно подложить какие-либо предметы, толщина которых совпадает с износом колодок (например, кусочки жести, металлические монеты и прочее).
Если значение толщины диска в целом либо какой-либо из его плоскостей ниже допустимой — диск нужно менять на новый. Эксплуатировать изношенный тормозной диск нельзя!
При замене тормозного диска всегда нужно менять тормозные колодки, причем вне зависимости от их износа и технического состояния! Использование старых колодок с новым диском категорически запрещено!
Если у вас нет под рукой микрометра, а с помощью штангенциркуля проверять неудобно по причине наличия бортика, то можно воспользоваться металлической монетой. Например, по официальным Центрального Банка России толщина монеты номиналом 50 копеек и 1 рубля составляет 1,50 мм. Для других стран соответствующую информацию можно найти на официальных сайтах центральных банков соответствующих стран.
Для проверки толщины тормозного диска с помощью монеты необходимо приложить ее к рабочей поверхности диска. В большинстве случаев критический износ одной поверхности диска находится в пределах 1,5…2 мм. С помощью штангенциркуля таким образом можно узнать толщину износа как одной половины диска, так и общую толщину всего диска. Если бортик не износился измерять можно прямо от него.
Этапы и особенности диагностики
Измерительный этап проверки предусматривает использование штангенциркуля, который поможет сделать замеры толщины. Примерно в 5-8 точках, двигаясь по кругу диска, измерьте толщину. Если она меняется по радиусу детали, есть признаки кривизны и неравномерного износа.
Сверяйтесь с информацией от производителя, чтобы понять, наступил уже предельный износ или нет. Я не могу сказать, какие показатели правильные, а какие нет, поскольку у разных дисков своих пределы по износу.
Потом проводится визуальный осмотр. Диск следует изучить на предмет наличия на его поверхностях порезов, сколов, вмятин, царапин и иных дефектов. Если они есть, запчасть придется менять.
Не забывайте о правиле попарной замены на одной оси. То есть когда меняется левый передний диск, одновременно меняется и передний правый.
Если хотите дать оценку состояния элементов без снятия колес, это можно сделать путем проверки на ходу. При сильном износе появляются характерные признаки:
- машина тормозит с рывками;
- появляется скрежет;
- наблюдается скрип при нажатии на тормоз;
- доносятся иные посторонние звуки;
- водитель ощущает биение на руле;
- биение также чувствуется в педали газа;
- когда нажимается педаль тормоза, тормозная система блокируется.
Настоятельно не рекомендую ждать появления подобных симптомов. Лучше периодически делайте у себя в гараже простую диагностику путем визуального осмотра и измерения. Обычно это делают каждые 10-15 тысяч километров, если симптомы износа не появляются раньше.
На этом у меня все.
Спасибо всем, кто нас читает! Подписывайтесь, оставляйте комментарии и задавайте актуальные вопросы!
25,00
Как протачивать тормозные диски на токарном станке
Важно найти опытного специалиста, который занимается проточкой тормозных дисков. Не все токари готовы к работе, где имеет значение погрешность в одну сотую миллиметра
Возможно, хороший токарь специализируется, например, на изготовлении гаражных петель для ворот. Он возьмется за работу, проточит тормозной диск и выполнит работу, на его взгляд, качественно.
После неумелой обработки диск будет бить иногда даже на ровном диске, с которого решили снять ржавчину.
Чем выше обороты станка и меньше допустимое биение, тем качественнее обработка. Допустимое биение токарных станков зависит от модели. Обычно это сотые доли миллиметра. Если станок не откалиброван и его погрешность в обработке составляет десятые доли миллиметра, то даже абсолютно ровный и новый тормозной диск будет испорчен.
Вот что важно сделать, чтобы проточить тормозной диск на токарном станке:
Если дело не в ржавчине или бороздах и необходимо избавиться от биения, важно убедиться, что дело не в ступице, а именно в диске. Перед установкой диска на станок важно очистить от ржавчины и неровностей плоскость, которая примыкает к кулачкам токарного станка
Если оставить поверхность необработанной, это повлияет на точность проточки. Выставить диск ровно относительно плоскости, которая прилегает к ступице. Возможно, потребуется специальная оправка — деталь, совпадающая по размерам со ступицей колеса. Приступить к обработке диска. Сначала срезают буртики, затем приступают к обработке поверхности диска. Может потребоваться несколько проходов, чтобы добиться идеально ровной поверхности.
Диск важно проточить сразу с обеих сторон. Если выставить его, проточить только с одной стороны, потом выставить заново и проточить с другой, то плоскости могут не совпасть и диск будет бить
Проточить диск своими руками в гаражных условиях невозможно. Если попытаться сделать это с помощью наждачной бумаги, шлифовальных машин или напильника, геометрия диска нарушится. Визуально он будет выглядеть как новый, но тормоза автомобиля станут небезопасными. Поэтому для проточки тормозных дисков на ступице лучше обратиться в автосервис со специальным оборудованием.
Мастер протачивает тормозной диск на токарном станке. Фото: Karasev Viktor / Shutterstock
Отличия в модификациях тормозных дисков
- Невентилируемые: самый простой тип ТД, которыми оснащают бюджетные модели автомобилей. А также, ряд других технических средств, не нуждающихся в высоких скоростных режимах. Преимуществ у такого типа практически нет. Недостаток — недлительный ресурс использования;
- Вентилируемые: по всей площади ТД нанесены сквозные отверстия для оперативного отвода избыточного тепла, газов, влаги. Что существенно увеличивает ресурс использования механизма, предотвращает перегрев, заклинивание. Идеальное решение для езды на бездорожье, пескам, болотистой местности;
- С насечками: на поверхности ТД нанесены эксцентричные канавки, глубиной не более 2,0 мм. Они могут быть в сочетании со сквозными отверстиями. Главное предназначение — забор воздушного потока извне в процессе движения машины для охлаждения, поддержания оптимальной, рабочей температуры ТД.