УАЗ Patriot › Бортжурнал › Замена ремня навесного оборудования УАЗ Патриот
Добрый день! Еще перед ПВД (кто не знает ПВД – путешествие выходного дня) на Усьвинские столбы, начитался ужасов про оборванные в дали от цивилизации ремни навесного оборудования. И что с завода ставится, как обычно, дерьморолики и дерьморемни. Поскольку я не в курсе, что происходило с этим узлом до покупки, решил закупить ролики и ремень и положил с собой в дорогу на случай, если «в лотерею мне лучше не играть». Рад, что не пригодились, но после поездки решил заменить, а старые положить в ЗИП (кто не в курсе – Запасные Инструменты и Принадлежности). Замена простая — снять старые и поставить новые). Если менять один ремень, то можно просто извратиться и сверху просунув руки между воздушным фильтром и карлсоном ключом на 15 крутануть натяжной ролик по часовой стрелке, ремень ослабнет и его можно скинуть с генератора. Пропустив его через карлсона снять и заменить в обратном порядке. Но, поскольку еще нужно заменить ролики (кстати, закупил INA, по многочисленным отзывам), поэтому залазим под машину, снимаем защиту, открутив, по-моему, 4 болта головкой на 10. Открывается прекрасный доступ к ремню и роликам снизу.
Таким же макаром, ключом на 15, повернув натяжной ролик по часовой стрелке, ослабляем ремень, скидываем его с любого шкива. Протащив вокруг карлсона и между кожухом, вытаскиваем ремень, всё – ремень снят. Потресканный, но еще бы проехал пару км). Кстати, стоявший ремень длиной 2120мм, а купленный 2100. Некоторые пишут – «не берите такой, не натянете». Всё натянулось и оделось, так что проблем в этом плане не увидел.
Дальше без проблем откручиваем 2 обводных ролика и 1 натяжной. Всё на фото для сравнения
Старые ролики не ясно что за фирма, да и не важно. Почистил, протёр и положил про запас
Был немного люфт, но не критично.
Прикрутил новые, ничего не разбирал и не мазал, вроде как они не разборные. Аналогично съему протянул ремень через карлсона, одел ремень, согласно гуляющей в сети картинки от хорошего человека.
Кстати, с натяжным роликом идет свой болт под головку на 16. Решил поставить новый болт.
Опять же покрутив его, ключом уже на 16, по часовой стрелке одел ремень на своё место. Завёл, проверил, всё отлично. Во время этой процедуры, при снятии защиты, обнаружил еще одну проблемку — мокнет поддон картера. Выкрутив болт, около которого было больше мокроты, понял, что резьба сорвана. Даже расстроился, начал думать как снять поддон, нарезать резьбу и т.д. Но потом замерил глубину посадочного места под болт – оказалось оно довольно глубокое, а вкрученный болт почему-то короткий, поэтому и сорвана резьба. Нашел длинный болт, отрезал его болгарином под нужную длину, поставил шайбу (ее тоже не было) и вкрутил на место, без фанатизма. Вытер поддон, уже поездил немного, течи вроде нет. Предполагаю, что прежний владелец менял цепь на сервисе (так уверял), и, скорей всего, там ему рукожопы вместо родного болта (может потеряли в процессе) поставили вот этот короткий, да еще и резьбу нае.нули. Красавцы. Вывод – чините сами, по-возможности, тогда будете знать и сильные и слабые стороны своего авто!
Источник
Как регулировать натяжение ремней привода водяного насоса и генератора, вентилятора и насоса ГУР двигателя ЗМЗ-5143.10 Евро-3 на УАЗ Хантер УАЗ-315148.
При растрескивании, расслоении, обнажении корда и других дефектах или при чрезмерном их растяжении, ремни привода подлежат замене. Рекомендуемая периодичность замены ремней привода – через каждые 50 000 километров пробега или 5 лет. В зависимости от того, что наступит ранее.
Натяжение приводного ремня на водяной насос и генератор должно обеспечивать стрелу прогиба 8-9 мм при приложении нагрузки 78,4 Н (8 кгс) посередине ветви между шкивами натяжного ролика и генератора или 13-15 мм при приложении той же нагрузки посередине ветви между шкивами генератора и водяного насоса. Проверку можно произвести с помощью пружинного динамометра и линейки. Недостаточное натяжение и перетяжка ремня недопустимы.
При слабом натяжении ремня привода водяного насоса и генератора во время работы двигателя ЗМЗ-5143.10 Евро-3 на высоких оборотах начинается пробуксовка ремня, излишний его перегрев и расслоение, а также перегрев двигателя, что может привести к его поломке. Чрезмерное натяжение ремня вызывает быстрый износ подшипников генератора, водяного насоса и натяжного ролика, а также вытягивание ремня.
Для регулировки натяжения ремня привода на водяной насос и генератор надо ослабить болт крепления натяжного ролика на оси и вращая болт перемещения натяжного ролика произвести требуемое натяжение ремня. Затем затянуть болт крепления натяжного ролика на оси.
Порядок действий для замены ремня привода водяного насоса и генератора следующий:
1. Снять ремень привода вентилятора и насоса ГУР. 2. Снять ремень привода ТНВД. 3. Ослабить болт крепления натяжного ролика на оси. 4. Выкручивая болт перемещения натяжного ролика, ослабить натяжение ремня привода. 5. Установить новый ремень привода на шкивы водяного насоса, генератора и натяжной ролик. 6. Произвести натяжение ремня как указано выше. 7. Завернуть болт крепления натяжного ролика на оси. 8. Установить ремень привода ТНВД, произвести натяжение ремня и установить кожухи ремня привода ТНВД. 9. Установить ремень привода вентилятора и насоса ГУР и произвести его натяжение.
Натяжение ремня привода вентилятора системы охлаждения и насоса ГУР должно обеспечивать стрелу прогиба 8-12 мм при приложении нагрузки 39,2 Н (4 кгс) посередине ветви между шкивами вентилятора и насоса ГУР.
Для регулировки натяжения ремня привода вентилятора и насоса ГУР надо выполнить следующее:
— Ослабить гайку крепления направляющего ролика. — Ослабить болт натяжного кронштейна и отвернуть на несколько оборотов контргайку. — Вращая натяжной болт, переместить насос ГУР до требуемого натяжения ремня. — Затянуть болт натяжного кронштейна и контргайку. — Затянуть гайку крепления направляющего ролика.
Как выбрать подходящий приводной ремень
В первую очередь нужно определиться с требуемой длиной. Начиная с 2012 г. при комплектовке Патриота двигателем Euro 4 стала применяться модель длиной 2120 мм.
Также в моделях, выпущенных в период с 2007 по 2012 гг. можно встретить двигатели, в которых установлено 2 ремня. В этом случае в зависимости от модификации используют комплектующие с номером:
Поэтому прежде, чем покупать новый ремень, нужно открыть капот или техническую документацию на автомобиль, для того чтобы узнать, какая версия двигателя установлена
Один из ключевых моментов — материал, из которого изготовлен ремень. Если производитель использовал дешевые отходы производства резинотехнических изделий, то его продукция не прослужит долго. Такой материал застывает на морозе, становится “дубовым”. Это приводит к тому, что на поверхности появляются трещины.
Чтобы ремень не крошился и служил долго, он должен быть сделан из EPDM. Это обобщенное международное название материалов, изготавливаемых с применением этилен-пропиленовых каучуков. Такая запчасть устойчива к старению и к температурным перепадам. Поэтому чаще всего рекомендуется отдавать предпочтение изделиям европейских или азиатских производителей.
Устройство
Сам генератор уаз Патриота состоит из нескольких частей, которые при выходе из строя можно заменить на новые, купленные в магазине. Так что не спешите покупать новый, если со старым что-то не так. Возможно получится обойтись «малой кровью», заменив какую-то одну деталь в нем. К слову, на Уаз Патриот, даже у комплектаций с кондиционером, установлена модель — «Искра» на 120А. Если разобрать его, то можно увидеть несколько основных частей:
Внутри также есть вал, к которому снаружи корпуса прикреплен шкив, а шкив приводится в движение ременной передачей от коленчатого вала двигателя. Но бывает так, что генератор вдруг перестает вырабатывать необходимое напряжение, либо перестает работать вообще. Некоторые владельцы уаз patriot жалуются на постоянный недозаряд АКБ, а все дело в том, что устройство вместо положенных 14 вольт — с трудом выдает 13. И так, в каком же случае придется прибегнуть к демонтажу генератора:
— при замене реле напряжения (щеток)
— при ремонте или замене диодного моста
— при замене подшипника
Трехуровневый регулятор
От просадок напряжения, а также для избавления от проблемы постоянного недозаряда АКБ генератором — рекомендуется установить вместо штатного регулятора (идущего с завода на уаз Патриот) другой — трехуровневый. Такой регулятор позволяет варьировать выдаваемое генератором напряжение на выходе в некоторых пределах, в зависимости от температуры окружающего воздуха. Например, в зимнее время года АКБ для нормальной подзарядки требуется повышенное напряжение — для чего на самом регуляторе вмонтирован трехпозиционный переключатель.
На просторах сети можно встретить множество жалоб от владельцев УАЗ Патриот с двигателем ЗМЗ 409 на то, что летом, во время пробок, кондиционер еле охлаждает салон, то есть генератор выдает слишком низкое напряжение. Тут может помочь замена генератора на более производительный, зачистка контактов от окислов, либо замена штатного регулятора напряжения на многоуровневый.
Сам регулятор лучше всего закрепить на «массу» в удобном месте под капотом уаз Патриот, предварительно почистив место крепления от грязи. Кроме того, так он будет лучше охлаждаться, ведь в процессе работы регулятор достаточно ощутимо нагревается.
При смене или ремонте диодного моста также необходимо снимать генератор с автомобиля, сделать работу на месте не представляется возможным. Вообще, диодный мост предназначен для выпрямления тока из переменного в постоянный, за счет диодов — которые пропускают ток только в одном направлении. Диодный мост хорошо защищен от попадания пыли и грязи и достаточно просто меняется.
Снятие генератора
Для снятия генератора Искра 120А на УАЗ Патриот с кондиционером и 409 мотором необходимо выполнить следующие действия:
Установка производится в порядке, обратном снятию.
Подшипник генератора
Для УАЗ Патриот генераторов существует большое количество, но у всех из них непременно в конструкции есть такой элемент, как подшипник. При его поломке или просто сильном износе генератор начинает как бы «выть», однако, выть он может и при чрезмерной натяжке ремня. На УАЗ Патриот в конструкции генератора присутствует аж два подшипника, на виду находится тот, что находится на крышке. Подшипник меняется вместе с крышкой, либо извлекается отдельно (так дешевле).
Сделать диагностику подшипника просто: необходимо запустить двигатель и если со стороны генератора будет исходить посторонний звук (свист, скрип), тогда надо остановить мотор, снять ремень привода, после чего попытаться покрутить шкив рукой. Тактильные ощущения очень хорошо помогут диагностировать неисправность. Бить тревогу имеет смысл тогда, когда наблюдается люфт при покачивании шкива, либо вал вращается рывками — с переменным усилием.
Замена ремня
Через некоторое количество км пробега на любом автомобиле ремень генератора изнашивается, причем износ может проявлять себя как растяжение ремня, так и его растрескивание. Бывает так, что диапазона регулировок для натяжки ремня может оказаться мало, чтобы хорошо натянуть растянутый от времени ремень. Для замены приводного ремня необходимо иметь под рукой гаечные ключи размером 10 и 12. Порядок действий таков:
Однако, существует способ, позволяющий проделать данную операцию с гораздо меньшими затратами по времени. Подробнее об этом в видео:
Одна из причин поломки генератора заключается в небрежной эксплуатации транспортного средства. Предупредить о поломке может неприятный звук, который будет исходить со стороны генератора во время поездки.
Замена роликов
Вращение генератора, а, значит, и его функционирование осуществляется посредством ременной передачи. Натяжение его обеспечивается за счет одного/трех роликов: обводного и натяжного. Как и все движущиеся механизмы, они со временем выходят из строя и начинают шелестеть, появляется люфт, что связано в первую очередь с износом подшипников скольжения. Причиной выхода их из строя является выработка смазки, посредством которой облегчается вращение подшипников в конструкции изделия. Замена данных устройств проводится в следующем порядке:
- Для начала необходимо купить новые запчасти на УАЗ Патриот: обводной (2 штуки или меньше) и натяжной (1 штука). В зависимости от комплектации авто, ведь на некоторых установлено два обводных устройства, а на некоторых- не одного.
- Чтобы заменить изделия (обводной и натяжной), нужно снять воздухан и сам ремень привода навесных агрегатов.
- После этого появляется доступ для замены верхней детали.
- Для снятия верхней детали надо вывинтить крепежный болт, который имеет левостороннюю резьбу.
- После удаления верхнего ролика, можно увидеть расположение нижнего.
- Вывинтить болт нижнего агрегата можно только снизу, что собственно и следует сделать. На фото ниже представлены два ролика — один старый с изношенным подшипником, а второй новый.
Процедура замены несложная и совершенно свободно выполняется своими руками. Для выполнения данного мероприятия потребуется около часа.
Натяжка ремня
После замены обязательно потребуется натяжка ремня привода навесных агрегатов, так как без этого двигатель нормально работать не будет. Имеется два способа натяжки:
Проверку натяжения ремней нужно производить при каждом техническом обслуживании
Ремень нужно заменить, если при осмотре ремня обнаруживаются:
— следы износа зубчатой поверхности, трещины, порезы, складки или отслоения ткани от резины;
— следы масла на поверхности ремня.
Если обнаруживаются следы масла на ремне, нужно выяснить причину (обычно это нарушение герметичности сальников) и устранить причину замасливания ремня.
Проверка и регулировка натяжения ремня привода генератора и водяного насоса
Нужны ключи на 10 и на 13
Ослабляем болт крепления натяжного ролика
Регулировочным болтом регулируем натяжение ремня
Добиваемся прогиба ремня привода генератора и водяного насоса, равного 13-15 мм при нагрузке 80 Н (8 кгс), приложенной посередине ветви ремня между генератором и водяным насосом.
Натяжение можно контролировать, оттягивая ветвь ремня пружинными весами типа безмен.
После регулировки, затягиваем болт крепления натяжного ролика.
Ремонт системы охлаждения двигателей Cummins
Ремень привода агрегатов двигателей Камминз Камаз — Замена
Шарнирный ключ с квадратным хвостовиком 3/8 дюйма
Для снятия и установки ремня оттяните ключом шкив натяжного устройства с рычагом вверх. Механизм натяжения ремня подпружинен. Натяжное устройство подпружинено в том направлении, в которое загнут выступающий язычок пружины. Для того, чтобы ослабить натяжение ремня, поворачивайте устройство таким образом, чтобы сильнее затянуть пружину.
Во избежание повреждения рычага устройства не следует прилагать чрезмерные усилия в направлении, противоположном намотке пружины или после того, как устройство повернуто до нормального упора.
Натяжное устройство ремня на двигателе Cummins — Замена
Подготовительная операция:
1. Снимите ремень привода агрегатов.
Ключ 13 мм
2. Снимите натяжное устройство с кронштейна.
Ключ 13 мм
3. Установите натяжное устройство.
Крутящий момент затяжки: 43 Н • м
Шкив вентилятора на двигателе Cummins — Замена
Подготовительная операция:
1. Снимите ремень привода агрегатов.
ПРИМЕЧАНИЕ: Болты крепления шкива ослабьте до снятия ремня, а затягивайте их с требуемым крутящим моментом после установки ремня.
Ключи 10 мм и 13 мм2. Выверните четыре болта, снимите вентилятор и прокладку. Замените шкив вентилятора.
Крутящий момент затяжки:
Болты 8 мм — 24 Н • м
Болты 10 мм — 43 Н • м
Водяной насос на двигателе Камминз — Замена
Подготовительные операции:
1. Слейте охлаждающую жидкость.
2. Снимите ремень привода агрегатов. Ключ 10 мм
3. Снимите водяной насос.
4.
5.
Ключ 10 мм
6. Установите водяной насос.
Крутящий момент затяжки: 24 Н • м
7.
Внимание ! При заполнении системы охлаждения жидкостью обеспечьте выпуск воздуха во избежание образования воздушных пробок. Для этого откройте вентиляционный кран, расположенный на водяном охладителе наддувочного воздуха, если таковой имеется
Номинальная скорость заполнения системы охлаждающей жидкостью составляет 19 литров в минуту , которую не следует превышать. Заполнив систему, подождите 2-3 минуты для выхода воздуха из системы, затем долейте жидкость до верхнего уровня.
Вместимость системы охлаждения | в nnTpaxfU.S. Quarts] (только двигатель) | ||
---|---|---|---|
4В3.9 | 6В5.9 | ||
4ВТ3.9 | 4ВТА3.9* | 6ВТ5.9 | 6ВТА5.9* |
7,0 | 7,9 | 9 | 9,9 |
* В двигателях 4ВТА и 6ВТА применяются водяные охладители наддувочного воздуха. Если используются воздушные охладители, вместимость системы охлаждения такая же, как только у двигателей без турбонадува.
Термостат на двигателе Cummins Камаз — Замена
Подготовительные операции:
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Слейте 2 литра охлаждающей жидкости.
3. Снимите шланг радиатора с выходного патрубка.
4. Снимите ремень привода агрегатов.
Ключи 14 мм, 16 мм
5. Ослабьте нижний болт крепления натяжной планки к генератору.
6. Снимите верхний крепежный болт генератора.
7.
Ключ 10 мм
8. Снимите коробку термостата, подъемную скобу, термостат и уплотнение.
9.
ПРИМЕЧАНИЕ: При очистке поверхностей под прокладку следите за тем, чтобы грязные частицы не попали в полость термостата.
Внимание ! Никогда не эксплуатируйте двигатель без термостата или с не соответствующим данному двигателю термостатом. Применение несоответствующего термостата может вызвать перегрев или недостаточную рабочую температуру двигателя
Двигатель перегревается, если работает без термостата, поскольку охлаждающая жидкость поступает в водяной насос, а не в радиатор для охлаждения.
1. К радиатору. 2. Термостат 3.Обходной канал радиатора
10. Установите снятые детали в обратном демонтажу порядке.
Проследите, чтобы отверстия прокладки в точности совпадали с отверстиями крепежных болтов. Вставьте два болта крепления коробки термостата и затяните их от руки.
Тот торец резинового уплотнения термостата, на котором имеется желобок, направьте в сторону от головки цилиндров.
11.
Крутящий момент затяжки: 24 Н • м
12. Установите на место генератор и крепежные болты.
Крутящий момент затяжки:
(A) 24 Н • м
(B) 43 Н • м
Ключ 13 мм
13. Установите ремень привода агрегатов.
ПРИМЕЧАНИЕ: После того, как натяжное устройство поднято, чтобы снять или установить ремень, проверьте момент затяжки болтов крепления устройства.
Крутящий момент затяжки: 43 Н • м
14.
Внимание ! Во время заполнения необходимо обеспечить выпуск воздуха из двигателя и водяного охладителя наддувочного воздуха во избежание образования воздушных пробок в системе охлаждения, в противном случае двигатель будет перегреваться. Надпись на рисунке: 50% воды, 50% антифриза
Надпись на рисунке: 50% воды, 50% антифриза.
Видео «Диагностика и ремонт генераторного устройства»
Как своими руками произвести проверку и ремонт агрегата – в ролике ниже представлена подробная инструкция с обозначением основных моментов этого процесса (автор видео – 13 канал).
Схемы генераторов 9422, 5102 одинаковы.
При включении зажигания, ток от аккумулятора идет через контакты замка зажигания, далее через предохранитель 3 и через лампочку в щитке приборов попадает на точку D генератора. Эта точка является выходом дополнительных диодов. Далее ток идет на вход регулятора напряжения. Напряжение действующее на в этой точке открывает транзистор регулятора и ток проходит через щетки в обмотку возбуждения и далее через открытый транзистор на массу.
Генератор возбуждается и при вращении ротора, на выходе генератора появляется напряжение. Генератор сам становится источником, начинает заряжать аккумулятор и питать все приборы. Ток к нагрузке идет от генератора.
Часть тока генератора отводится через дополнительный выпрямитель в обмотку возбуждения, то есть генератор сам обеспечивает себя током возбуждения.
Лампочка на панели приборов выполняет две функции. Она своим сопротивлением ограничивает ток возбуждения от аккумулятора до 100 мА. и показывает работает генератор или нет. При включении зажигания она загорается, потому что через неё идет ток первоначального возбуждения – это сообщение о том, что генератор готов к работе. При запуске генератора, лампочка гаснет – это сигнал о том, что все в порядке, генератор заработал.
Если лампочка загорится во время движения – «Внимание, генератор перестал работать». Параллельно лапочке включен вольтметр, который показывает напряжение при включенном зажигании, это полезно для контроля за работой генератора, аккумулятора и нагрузок
. Диодный мост генератора
Для 90 амперного генератора 3222.3771 применяется диодный мост на 8 диодов
Выпрямитель (диодный мост), состоит из шести (восьми) диодов. Три дополнительных маленьких диода предназначены для выпрямления тока возбуждения. Схема с дополнительными диодами в отличии от простой схемы, позволяет исключить случайную разрядку аккумулятора если двигатель не заработал, а зажигание включено.