Принцип работы СЗ
СЗ любого ДВС предназначена воспламенять ТВС в цилиндрах. Воспламеняется смесь благодаря возникновению искры, которая поступает на контакт свечи. Свеча находится в каждом цилиндре. Работа свечей осуществляется в строгом порядке в заданное время. Эффективная работа двигателя зависит не только от возникновения искры, но и от силы ее тока, что также является одной из функций СЗ.
Источником питания автомобиля является аккумуляторная батарея, которая вырабатывает ток определенной силы. Напряжения, которое поступает от аккумулятора недостаточно, чтобы воспламенить горючую смесь. Решение этой задачи возложено на СЗ. Она увеличивает напряжение, которое поступает от АКБ, и подает его в нужный момент на определенную свечу. Силы поступившего тока хватает, чтобы возникла искра, способная зажечь ТВС.
Основные этапы любой СЗ:
- накопление нужного заряда;
- преобразование низковольтного тока в высоковольтный;
- распределение заряда;
- образование искры на свечах;
- воспламенение горючей смеси.
К СЗ предъявляются такие требования:
- Подавать искру в заданное настройками газораспределительной системы время на свечу конкретного цилиндра. Работа цилиндров должна быть синхронизированной, тогда двигатель будет работать стабильно.
- Искра должна появляться в свече с точностью до десятых долей секунды в заданный настройками системы момент. Это задается в настройках. Другими словами, если искра будет образовываться раньше или позже буквально на секунду, машина не заведется.
- Для получения необходимой мощности искры СЗ должна быть так настроена, чтобы воспламенять ТВС с определенной плотностью и конкретными пропорциями топлива и воздуха.
- Обеспечивать надежность работы двигателя, функционирование которого начинается с образования искры и воспламенения топливной смеси.
Чтобы понять, как работает двигатель нужно разобраться в работе СЗ (автор видео — Александр Крупко).
Технические параметры детали
Устройства такого типа характеризуются следующими техническими параметрами:
Габариты определяются такими размерами: 32 на 18 и на 15
Такие показатели гарантируют расположение устройства без помех или неудобств доступа к нему или соседним деталям.
Стартер общим весом 9 килограмм 200 грамм можно без проблем и больших усилий перемещать, снимать и монтировать обратно к узлам машины.
Напряжение, которое потребуется для работы механизма составляет 12 В.
Для корректной и безотказной эксплуатации стартера такой модели важно обеспечить машину аккумулятором с минимальными параметрами емкости — 90 Ач.
Удерживающая обмотка обеспечивает показатели 11 ампер.
В комплекте предусматривается наличие 3-х миллиметровой шестерни.
Приводная шестерня стартера имеет 9 одинаковых зубьев для надежной и прочной сцепки с другими сопутствующими деталями.. Преимуществами и отличительными чертами стартера ЗИЛа 130 станут такие основные моменты: надежный и долговечный металлический корпус обеспечивает долговечность устройства и его компактные габариты
Проверенный редукторный механизм — это гарантия большого коэффициента производительности, что является важным условием хорошей, комфортной эксплуатации автомобиля
Преимуществами и отличительными чертами стартера ЗИЛа 130 станут такие основные моменты: надежный и долговечный металлический корпус обеспечивает долговечность устройства и его компактные габариты. Проверенный редукторный механизм — это гарантия большого коэффициента производительности, что является важным условием хорошей, комфортной эксплуатации автомобиля.
Устройство сохраняет свою работоспособность и отлично выполняет функции даже в условиях падения показателей пускового тока в аккумуляторе автомобиля.
Цветная электрическая схема электрооборудования ЗИЛ 131 и 130 с описанием проводов
Схема электрооборудования грузовиков КамАЗ Многоцелевой грузовик ЗИЛ 131 многие годы использовался в армии, и после модернизации его продолжают эксплуатировать в различных отраслях народного хозяйства. В статье рассматривается электрооборудование грузовика, основные неисправности, дается схема электрооборудования ЗИЛ 131 цветная.
Особенности электрооборудования
С 1966 по 1086 год ЗИЛ 131 выпускался в неизменном виде (автор видео — Иван Зенкевич PRO автомобили).
Затем вышли три его модификации:
- с карбюраторным двигателем;
- с дизельным двигателем;
- с неэкранированной проводкой для гражданских нужд.
Грузовик имеет высокие эксплуатационные качества, но кроме них в его конструкции есть особенности, которые отечественные производители не применяли на других машинах:
- установлен бензиновый двигатель с 8-ю V-образным расположением цилиндров, имеющий 16 клапанов;
- традиционная система зажигания заменена на бесконтактную, оборудованную электронным коммутатором;
- использование экранированной герметичной электропроводки позволило эксплуатировать ЗИЛ 131 в любых погодных условиях.
Как определить неисправность?
Неполадки, связанные с электрооборудованием, можно определить по следующим признакам:
- Генератор: не дает зарядный ток, шум подшипников во время работы, зарядный ток большой силы.
- Стартер: не работает; не вращает коленвал двигателя; ротор вращается, но не вращает коленвал; при включении слышны частые щелчки втягивающего реле; после пуска мотора стартер не отключается.
- Аккумуляторная батарея: быстро разряжается; быстро уменьшается уровень электролита в батарее; из отверстий для вентиляции проливается электролит; во время зарядки незначительное повышение плотности электролита.
- Система зажигания: нарушены контакты в соединениях компонент системы зажигания, не запускается силовой агрегат.
Возможные неполадки проводки
Недостатком бесконтактной системы грузовика в былые времена являлось недостаточное количество электронных деталей и их надежность для эксплуатации в суровых погодных условиях.
Неполадки проводки могут возникнуть по причине:
- обрыва цепи;
- повреждения токоведущих элементов: жил, контактов, проводов;
- плохого контакта в местах соединения;
- окисление клемм и контактов;
- повреждения изоляции;
- отсутствия питания.
Обрыв в электрической цепи можно определить с помощью вольтметра или контрольной лампочки.
Оборванные провода нужно заменить целыми. Если нет возможности сделать замену, можно временно соединить оборванные концы провода, обмотав их изоляционной лентой.
Следует следить за чистотой контактов, иначе ток не сможет пробивать образовавшуюся из масла или окиси пленку.
Электрическая схема
В грузовом автомобиле ЗИЛ 131 установлена однопроводная система электрооборудования с номинальным напряжением 12 В. С корпусом машины соединены минусовые клеммы источников питания.
Фотогалерея «Схемы электрооборудования ЗИЛ»
В этом ролике рассказывается о двигателе ЗИЛ 131 с описанием его работы (автор видео — Азбука Автозапчастей Острогожск).
Исторический экскурс
Вполне логично, что прошлые наработки завода, а именно комплектующие от тяжелых грузовых авто решено было максимально унифицировать с новым классом:
- На ЗИЛ 5301 устанавливалась кабина типа 4331;
- В трансмиссии использовалась коробка передач от ЗИЛ 130.
За 1995 год была изготовлена опытно-промышленная партия из 200 авто, которая приступила к полноценным натурным испытаниям, а видео о новой модели тут же облетела все новостные телеканалы страны:
- По итогам года результат обкатки признан успешным;
- Концепция «мерседесовского шасси» одобрена в качестве платформы;
- Базовой моделью фургона стал ЗИЛ-5301 с трехсекционным кузовом объемом 15,5 м. куб.;
- Серия ЗИЛ 5301 получила собственное имя «Бычок», из-за кабины с высоким расположением фар, напоминавшим очертания животного;
- За 1996 год выпуск «Бычков» составил 1350 автомобилей.
Конструкторы пытались максимально унифицировать детали нового грузовика
Особенности модели
Основные модификации ЗИЛ 5301 по заводской документации
По данным производителя, конструкция автомобиля послужила платформой для 35 модификаций разного назначения. На фото вверху представлена заводская инструкция.
Следует отметить, что большинство модификаций заказывались:
- государственными компаниями;
- коммунальными службами;
что позволяло заводу загрузить производственные мощности. На представленном видео представлена лишь часть модификаций данной модели, встречающихся на отечественных дорогах.
В то же время, для удешевления автомобиля, производителем применялись узлы и агрегаты с других моделей, например электропроводка ЗИЛ 4331, поскольку высокая цена автомобиля с оригинальными деталями, разрабатываемыми с «нуля» не позволила бы ему конкурировать в рыночных условиях.
В частности, на «Бычок» устанавливались:
- Кабина с модели 4331. Вместе с ней перекочевала и проводка ЗИЛ 4331, и гидроусилитель рулевого управления;
- Коробка передач ЗИЛ 130.
Все особенности электросхемы описаны в руководстве по эксплуатации
Силовые агрегаты
Успехом модели ЗИЛ 5301 автопроизводитель в первую очередь обязан дизельному двигателю Д-245, представлявшего собой модификацию тракторного 4-цилиндрового силового агрегата объемом 4750 см³ производства Минского моторного завода.
С поисками хорошего мотора для своих автомобилей сталкивались и другие отечественные производители. Об этом вы можете прочесть в статье — Москвич 2141: обсуждаем особенности.
За годы выпуска на автомобиль «Бычок» устанавливались:
- До 2005 года — модернизированные ММЗ Д-245.9 и ММЗ Д-245.12С, соответствующие ЕВРО-0;
- С 2005 года — дизельный силовой агрегат ММЗ Д-245.9 соответствующий ЕВРО-2;
- С 2008 года — ММЗ Д-245.9, отвечающий требованиям ЕВРО-3.
Двигатель Д245.12С-231 ММЗ
Для такой работы потребуется схема электропроводки ЗИЛ 131, которую вы можете найти в одноименном разделе сайта.
Электрооборудование
Схема электропроводки ЗИЛ Бычок применена классическая. Ниже дана цветная иллюстрация, разделенная на 2 части для удобства печати. Подобным образом выложена и нужная схема электропроводки КАМАЗ 5511, которую вы также можете скачать и распечатать.
Цветная оригинальная схема электрооборудования ЗИЛ 5301
Следует отметить, что в большинстве случаев схема проводки ЗИЛ Бычок при бережной эксплуатации не вызывала нареканий, хотя этот факт нередко подкреплялся заботой владельцев, обслуживавших автомобиль самостоятельно.
Часть вторая схемы электрооборудования ЗИЛ 5301
Особенности электрооборудования
На автомобиле использовалась традиционная для отечественного автопрома:
- Однопроводная схема, где роль второго провода выполняет металлический кузов автомобиля;
- Все электрооборудование рассчитано на напряжение 12 В;
- Стартер работает от напряжения 24 В (для этого устанавливается второй аккумулятор);
- Основные цепи защищены плавкими предохранителями;
- В качестве основы согласно унификации деталей использовалась электропроводка ЗИЛ 4331 – преемника ЗИЛ 130.
Заводская инструкция указывала каталожные индексы применяемых деталей
Особенности проводки кабины
Унаследовав от «больших» собратьев высокую кабину, конструкторами без особых изменений была задействована и внутрисалонная схема проводки ЗИЛ Бычок.
Это позволило:
- удешевить расходы на сборку;
- а для потребителей – предложена приемлемая цена на «развозной» городской грузовик.
Фото кабины, унифицированной со старшими моделями прошлых лет
Старая кабина унаследовала и некоторые «особенности» предшественника.
В связи с чем, эксплуатирующие данный автомобиль владельцы вынуждены были своими руками дорабатывать недочеты, а именно:
- мощности электрического насоса омывателя не хватало, поскольку вода вначале подавалась на правую щетку, затем на среднюю и только потом на щетку стеклоочистителя со стороны водителя;
- дополнительная врезка в капот двух распылителей решала проблему.
Панель приборов
Основные трудности в эксплуатации возникают в работе:
- замка зажигания;
- выключателя массы (расположен за аккумуляторным ящиком).
В панели приборов использовалась модернизированная проводка ЗИЛ 4331
Разборка стартера
Стартер нужно разбирать в следующем порядке.
- Отвернуть гайку и отсоединить вывод от выводит болта реле стартера.
- Отвернуть три винта и снять кожух.
- Отвернуть винты крепления ярма реле к крышке стартера и снять реле.
- Вынуть щетки из щеткодержателя.
- Отвернуть стяжные шпильки стартера.
- Снять крышку со стороны коллектора, предварительно отсоединив изолированные щетки от щеткодержателей.
- Снять корпус стартера.
- Отвернуть гайку, крепящую ось рычага, вывернуть ось и вынуть рычаг.
- Вынуть якорь с приводом в сборе из крышки со стороны привода.
- Снять с вала якоря упорную шайбу и, отодвинув вправо упорное кольцо, снять с вала с помощью отвертки замковое кольцо, затем снять якорь с вала.
- Для осмотра контактов тягового реле отвернуть гайку с выводного болта обмоток реле и гайку с контактного болта; отвернуть три винта, крепящие контактную крышку, и вынуть плунжер вместе с контактным диском.
Политика модификаций
Имея столь серьезную поддержку и признание, автозавод с 1967 года получил заказы на модификацию ЗИЛ 130. Особо следует выделить 2 направления:
- Выпуск моделей, способных нести службу в Заполярье (при температуре ниже -45С). Эти автомобили производились для осваивания месторождений в Сибири и на Дальнем востоке;
- Выпуск моделей, предназначенных для работы в тропиках (при 100% влажности). Их производили для зарубежных стран, которым помогало советское правительство.
Фото плаката 60-х: ЗИЛ-130 в тропическом исполнении
Модификация ЗИЛ 130С
В 70-е годы в Сибири были открыты многие месторождения полезных ископаемых. Цена добычи была низкой, и для их разработки требовались грузовые автомобили, способные работать в суровых климатических условиях.
Для Севера инструкция ЗИЛа предусматривала оранжевый цвет – для большей заметности во время снегопадов
О том, с какими трудностями сталкивались автомобили в условиях Крайнего Севера, вы можете судить по видео, представленному в нашей статье. Это черно-белая копия, воссозданная из архивных материалов Завода имени Лихачева, наглядно демонстрирует возможности грузового автомобиля ЗИЛ 130 С.
Тематическое видео смотрите в конце статьи.
Среди комплектации ЗИЛ 130С (Сибирь) следует отметить особенности электрооборудования:
- Предпусковой обогреватель с автономным источником питания;
- Кабина с двойным остеклением и дополнительным автономным отопителем, оснащенным электрическим вентилятором повышенной мощности;
- Противотуманные фары и прожектор-искатель с управлением из кабины;
- Два независимых бензобака с указателем уровня топлива на приборной панели;
- Указатель температуры электролита аккумуляторной батареи.
Предпусковой обогреватель обеспечивал запуск двигателя при отрицательных температурах
Специальные версии
Также грузовые модификации различались по заказчикам:
- Для министерства обороны (МО);
- Для аварийно-спасательных служб (в основном пожарных);
- Для гражданских предприятий.
В частности, для армейских нужд автозавод приступил к выпуску автомобиля ЗИЛ-130Е, на который:
- устанавливалась экранированная электропроводка ЗИЛ 130;
- генератор переменного тока Г-51 (450 Вт мощности и силой тока 40А);
- реле-регулятор напряжения РР-51;
- прерыватель-распределитель зажигания Р-102;
- высоковольтная катушка зажигания Б-102Б;
- электрический стартер СТ-2;
- свечи зажигания СН-307.
Памятник на территории Управления МЧС в Белгороде, установленный своими руками
Электрическая схема Nr.2 ЗИЛ-5301
39 и 86 — боковые средние маркерные фонари 43.3731; 40 — прерыватель РС950С указателей поворота; 41, 43, 44 45 и 47 — кнопочные термобиметаллические предохранители на 10 А 292.3702; 42 — кнопочный термобиметаллический предохранитель на 15 А293.3702; 49 и 50 — блоки термобиметаллических кнопочных предохранителей 13.3722-01 на 7,5 Ах2; ; 46 — кнопочный термобиметаллический предохранитель на 20 А 129.3722; 48 — кнопочный термобиметаллический предохранитель на 30 А 291.3722; 52 — электронный блок сигнализатора уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя СКУ1.МС; 53, 54, 55, 56, 71, 77, 102 и 119 — соединительные клеммы; 57, 110 и 113 — соединительные панели; 58 — реле автоматического отключения стартера 111.3747-10 или 90.3747-22 или 853.3747; 59 — реле управления стеклоочистителем 111.3747 или 90.3747; 60 — реле отключения обмотки возбуждения генератора 111.3747 или 90.3747; 61 — реле включения свечи электрофакельного устройства 111.3747 или 90.3747, или 851.3747; 62 — реле противотуманных фар и заднего противотуманного фонаря 111.3747, или 90.3747, или 851.3747; 63 — реле сигналов торможения 111.3747, или 90.3747, или 851.3747; 64 — реле отопителя 111.3747, или 90.3747, или 851.3747; 65 — термореле электрофакельного устройства 12.3741; 66 — прерыватель сигнализатора стояночного тормоза РС492; 67 — переключатель отопителя кабины 11147-04.11; 68 — выключатель противотуманных фар 3802.3710-02.03 (при их установке); 69 — сигнализатор состояния генераторной установки; 70 — комбинация приборов 36.3801; 72 — сигнализатор засорения воздушного фильтра 2202.3803-20; 73 — сигнализатор критического уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; 74 — сигнализатор падения давления масла 2202.3803-23; 75 — сигнализатор включения электрофакельного устройства 2202.3803-17; 76 — блок контрольных сигнализаторов тормозной системы 2302.3803-21; 78 — сигнализатор указателей поворота 2202.3803-07; 79 — сигнализатор резервного остатка топлива 2202.3803-19; 80 — зуммер неисправности тормозной системы 733.3747-01; 81 — выключатель аварийной световой сигнализации 24.3710; 51, 82 и 83 — плавкие предохранители соответственно 2 А ПР118Б-01, 6 А ПРII9-01 и 10АПР119Б-01; 84 — переключатель габаритных огней и фар головного света П147-07.04; 85 — дистанционный выключатель аккумуляторных батарей 11.3704; 87 — спидометр 48.3802; 88 — сигнализатор дальнего света фар; 89 — тахометр 2541.3813; 90 — блок управления электрокорректора БУК021; 91 — электронный блок управления стеклоочистителем и омывателем 92.3761 (устанавливается на автобус); 92 — розетка переносной лампы 47К-0; 93 — комбинированный переключатель света 1112.3769; 94 — переключатель стеклоочистителя 9912.3709; 95 — выключатель 20.3704 приборов и стартера; 96 — выключатель электрофакельного устройства 11.3704-01; 97 — переменный резистор ВК41 6-Б-01; 98 — выключатель противотуманного заднего фонаря 3832.3710- 02.04; 99 — выключатель нагревательных элементов зеркал заднего вида 3802.3710-02.23; 100 — аккумуляторные батареи 6СТ-11ОАЗ; 101 — плафон кабины 111.3714 или 0026.02.3714; 103 — фонарь кабины ПК142; 104 — выключатель фонаря заднего хода В3Х-1 или ВК403 или 5217.3710 или В12.3710; 105 — дистанционный выключатель аккумуляторных батарей 1312.3737; 106 — датчик температуры электролита; 107 и 120 — боковые задние маркерные фонари 43.3731; 111 — розетка переносной лампы ПС400; 112 — фонари освещения номерного знака ФП134; 108 и 118 — задние габаритные фонари 35.3731; 109 и 114 — соответственно левый и правый задние фонари 1711.3716 или 1102.3736; 115 -датчик сигнализатора включения стояночного тормоза ММI 24д или 2702.3829; 116 — выключатель сигнализатора критического падения уровня тормозной жидкости в бачке гидропривода тормозов заднего моста; 117 — датчик указателя уровня топлива 5302.3827;121 — реле противоугонного устройства 111.3747, или 90.3747, или 851.3747
Выводы
ЗИЛ 130 — автомобиль с богатой историей, ставший родоначальником многих современных спецтехники. Его конструкция оказалась удачной для постройки новых модификаций, а основные узлы и электрооборудование позволяли эксплуатировать автомобиль в любую погоду.
Много вопросов задают по монтажу схемы подключения катушек бычка ЗИЛ. Поэтому пришлось слепить жгут поворотников от старого жгута
По цвету ниток легко понять, куда он идет, какая нить.
Сами поворотники вставлять не стали и можно догадаться, что они подключены к разъемам.
Рис. 1. Электрическая схема указателей поворота и сигнализации ЗИЛ-5301 (Бычок).
Схема включает:
1. Реле 572.37777 Аналог 12В RS 950P.
Устанавливается с правой стороны панели приборов с тыльной стороны рядом с биметаллическими предохранителями
2. Включить рулевую колонку ТУ 37.003 1336-87.
3. Тревожная кнопка 245.3710
4. Слева за приборной панелью установлен предохранитель ПР119-01 тип 6А.
При выходе из строя поворотников в первую очередь нужно посмотреть на этот предохранитель
1.10, 23 и 48 — соединительные панели; 2 — маяк; 3 — фара; 4 — боковой повторитель указателя поворота; 5 — генератор; 6 — свеча с шумоподавляющим резистором; 7 — датчик-распределитель; 8 — датчик сигнализатора аварийного перегрева жидкости; 9 — электрический сигнал; 11 — закуска; 12 — реле стартера; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 — дополнительное сопротивление катушки зажигания; 15 — лампа моторного отсека; 16 — кабели высокого напряжения; 17 — катушка зажигания; 18 — опознавательные огни автопоезда; 19 — предохранитель; 20 — биметаллический предохранитель; 21 — блок биметаллических предохранителей; 22 — переключатель реле указателей поворота; 24 — выключатель зажигания и стартера; 25 — спидометр; 26 — указатель дальнего света; 27 — манометр тормозной системы; 28 — регулятор напряжения; 29 — электродвигатель отопителя; 30 — сопротивление электродвигателя отопителя; 31 — выключатель отопителя; 32 — выключатель опознавательных огней грузовика; 33 — потолочный выключатель; 34 — центральный выключатель света; 35 — потолок; 36 — сигнализатор аварийного падения давления масла; 37 — панель приборов; 38 — сигнализатор указателей поворота; 39 — контактные устройства звукового сигнала; 40 — переключатель указателей поворота; 41 — сигнализатор аварийного перегрева жидкости; 42 — патрон переносной лампы; 43 — ножной выключатель фар; 44 — транзисторный ключ; 45 — аккумуляторная батарея; 46 — выключатель тормозного сигнала; 47 — датчик указателя уровня топлива; 49 — задний фонарь; 50 — розетка прицепа
Архивы
Генератор пены для нанесения активной пены на авто, цена 5
Простой способ заточки сверла
Свяжите веревку петлей. Мы разорвем его на части, чтобы проверить его на прочность.
Токарные станки. Цены.
Выбери машину в России
Выбери машину в Украине
Подарки для настоящих мужчин
Практическое руководство по дуговой сварке. Научитесь готовить красивые прочные швы
2 тонны за 8 долларов
Сделайте пиролизный котел своими руками. Инструкции, чертежи, помощь.
Здесь рождаются профессионалы. Хобби, токарные станки, теплицы. Поделитесь тем, в чем мы состыкованы