Назначение и принцип действия датчика температуры двигателя
Устройство предназначено измерять температуру охлаждающей жидкости двигателя в разное время года, при различных погодных условиях и отправлять свои данные, преобразуя их в единицу напряжения, в ЭБУ. Благодаря ДТОЖ компьютер автомобиля выполняет запуск мотора, поддерживает его в рабочем состоянии, включает вентилятор для охлаждения. Сведения, полученные от датчика температуры охлаждающей жидкости, дают возможность ЭБУ определить температуру движка и используя программу рассчитать необходимое количество топлива, нужное для подачи форсункой в цилиндры.
По назначению существует несколько типов датчиков температуры охлаждающей жидкости двигателя:
- ДТОЖ для подачи сведений на указатель температуры на считке приборов.
- Датчик температуры, снабжающий данными электронный блок управления движителем.
- Прибор аварийного перегрева охлаждающей жидкости двигателя. Он отсылает свои данные на красную контрольную лампочку, расположенную на указателе температуре мотора.
- Датчик температуры охлаждающей жидкости, обеспечивающий работу вентилятора охлаждения двигателя.
- Датчик температуры воздуха, снабжающий сведениями ЭБУ об температуре в ресивере инжекторного движка.
Прибор является полупроводниковым стабилитроном, запитывающимся постоянным напряжением (5 вольт) от ЭБУ.
Выходное напряжение приборчика меняется с изменением температурки антифриза. С наращиванием тепла тосола выходящее “U” устройства растет.
Принцип работы ДТОЖ заключается в способности изменять сопротивление чувствительного элемента в зависимости от изменения температуры окружающей охлаждающей жидкости. И естественно при этом меняется выходное напряжение, поступающее из прибора на компьютер, который управляет работой мотора. Используя эти данные ЭБУ рассчитывает параметры для работы форсунок. Исходя из этого это очень важный прибор в системе управления двигателем, особенно во время его запуска.
Цоколёвка ЭБУ Микас 12.3
48-ми контактная колодка | |
A1 | Управление форсункой 4 (-) |
A2 | Управление форсункой 2 (-) |
A3 | Управление форсункой 3 (-) |
A4 | Управление форсункой 1 (-) |
B1 | Управление подогревом ДК2 (-) |
B2 | Клапан продувки адсорбера (-) |
B3 | Управление подогревом ДК1 (-) |
B4 | Вход сигнала ДТОЖ |
C1 | |
C2 | Вход датчика 2 положения ЕТС |
C3 | Вход датчика 1 положения ЕТС |
C4 | Питание датчиков 5B (ДНД, ДМРВ/ДАД) |
D1 | Аналоговая масса GNA (ETC, ДТОЖ) |
D2 | K-Line 2 (иммобилайзер) |
D3 | Масса датчика детонации |
D4 | Питание датчика ЕТС 5В |
E1 | Масса датчика кислорода 1 |
E2 | Сигнал датчика кислорода 1 |
E3 | Вход сигнала датчика детонации |
E4 | Резервный вход |
F1 | Масса датчика кислорода 2 |
F2 | Сигнал датчика кислорода 2 |
F3 | Резервный вход |
F4 | Вход ДАД |
G1 | Общая масса ДПРВ, экран ДК1/2, ДПКВ, ДД |
G2 | Датчик неровной дороги (ДНД) |
H1 | Аналоговая масса (ДАД, ДНД) |
H2 | Вход сигнала ДТВ |
H3 | Резервный вход |
H4 | Управление мотором ЕТС (-) |
J1 | Вход сигнала ДПРВ |
J2 | ДПКВ (+) |
J3 | ДПКВ (-) |
J4 | Управление мотором ЕТС (+) |
K2 | Резервный выход |
L4 | Масса зажигания |
M2 | Катушка зажигания 2-3 |
M4 | Катушка зажигания 1-4 |
32-x контактная колодка | |
A1 | Управление реле вентилятора 1 (-) |
A2 | Управление реле стартера (-) |
A3 | Лампа диагностики |
A4 | Сигнал на тахометр |
B1 | Управление главным реле (-) |
B2 | Сигнал на указатель ТОЖ |
B3 | Сигнал датчика сцепления (+) |
B4 | Управление реле бензонасоса (-) |
C1 | Управление реле кондиционера (-) |
C2 | Сигнал лампы «стоп» (+) |
C3 | Сигнал датчика тормоза (+) |
C4 | Клемма 15/1 замка зажигания |
D1 | Резервный вход (+) |
D2 | Запрос на включение кондиционера (+) |
D3 | Датчик уровня топлива (резерв) |
D4 | Масса датчика 2 педали акселератора (контакт 5) |
E1 | 5В датчика 2 педали акселератора (контакт 2) |
E2 | Датчик 2 педали акселератора (контакт 6) |
E3 | CAN-L |
E4 | Масса датчика 1 педали акселератора (контакт 4) |
F1 | 5В датчика 1 педали акселератора (контакт 1) |
F2 | Датчик 1 педали акселератора (контакт 3) |
F3 | CAN-H |
F4 | K-Line |
G1 | Вход сигнала скорости, имп/м |
G2 | +12 неотключаемое |
G3 | Заправочный концевик / датчик двери |
G4 | Масса выходных каскадов |
H3 | +12 после ГР |
H4 | Резервный выход |
Особенности двигателя автомобилей ГАЗ-330232
Установленные на машинах ГАЗ-330232 моторы полностью соответствуют аналогичным силовым агрегатам на моделях «Газель». Предусмотрена возможность добавления для стандартных бензиновых двигателей газобалонного оборудования для дальнейшей эксплуатации машины на сжиженном газе. Один из самых распространенных вариантов технических характеристик ГАЗ-330232 – использование четырехцилиндрового мотора УМЗ-4216, который оснащается системой распределенного впрыска. Функциональный объем агрегата составляет 2,89 л. при номинальной мощности до 123 л.с. Предельный крутящий момент составляет 235 Нм.
В некоторых модификациях используется четырехцилиндровых, рядный, бензиновый аналог «ЗМЗ-40524», который также оснащается системой распределенного впрыска горючего. с распределенным впрыском топлива. Объем двигателя ГАЗ-330232 составляет 2,46 л, поддерживается мощность в 133 л.с. при максимальном крутящем моменте в 214 Нм. В дальнейшем основным силовым агрегатом для машин данной серии стал мотор китайского производства «Cummins ISF 2800», который также является четырехцилиндровым устройством. Оборудование отличается от отечественных аналогов использованием передовой системы питания «Коммон Рэйл» с функцией многоточечного впрыска горючего в систему. Предусмотрена микропроцессорная система зажигания. Объем данного силового агрегата составляет 2890 см 3 . Поддерживается номинальная мощность на уровне в 106,8 л.с. и предельный крутящий момент – 220,5 Нм.
Общая схема
Современные двигатели во многом ориентированы на экономичную работу с привязкой к экологическим требованиям.
Поэтому, отличаются:
- Большим количеством всевозможных датчиков;
- Увеличенной длиной проводов;
- Электронными блоками управления подсистемами и всем силовым агрегатом;
- Бортовым диагностическим модулем (компьютером).
Плакат из руководства по обслуживанию ГАЗели с двигателем ЗМЗ-40522 Соответственно, что и схема проводки на Газель 405 имеет свои особенности, большинство которых касаются обеспечения правильной работы системы впрыска, часто называемой инжектором.
Именно здесь, по мнению многих диагностов и автоэлектриков, и кроется слабое звено, оказывающее воздействие на двигатель автомобиля. И об одной такой особенности и пойдет речь в данной публикации.
Помощь электроники
На автомобилях с двигателями ЕВРО 3 схема электропроводки на 405 Газель предусматривает диагностический модуль.
Его часто встречаемые названия в среде автомобилистов:
- бортовой компьютер,
- маршрутный компьютер;
- мультитроникс (по названию производителя) т.п.
Помимо своих основных информационных функций, бортовой компьютер также способен сообщить водителю:
- Положение шагового двигателя.
- Обороты двигателя.
- Коды ошибок контроллера впрыска.
- Массовый расход воздуха.
- Положение дроссельной заслонки.
- Значение бортового напряжения.
Масса автомобиля
Давайте рассмотрим пример, когда автомобиль перестает слушаться педали газа. Автомобиль отказывается ехать, при запуске держит обороты на уровне 2000 об/мин и не дает возможности двигаться.
Маршрутный компьютер нередко сообщает в таких ситуациях, что есть ошибки:
- С дросселем;
- С датчиком коленвала;
- С датчиком расхода воздуха.
На примере, приведенном на видео ниже – неустойчивая работа силового агрегата.
Заводская инструкция предписывает проведение диагностики с помощью специального оборудования, в результате которой владелец методом перебора исключает тот или иной узел из «списка подозреваемых».
Фактически же причина отказа банально проста — обрыв провода массы дросселя, который будучи прикручен к шпильке выпускного коллектора, подвергается вибрации и попросту отваливается (такая неприятность случается не только с продукцией ГАЗа — см. статью оригинальная схема проводки ВАЗ 2112).
Обзор системы управления бензиновым двигателем
Электронная система управления бензиновым двигателем
Системы управления Motronic предназначены для управления двигателем в режимах замкнутого или разомкнутого регулирования. Система Motronic (рис. » Компоненты, используемые для управления двигателем с искровым зажиганием в режимах разомкнутого или замкнутого регулирования» ) включает все датчики, необходимые для измерения значений параметров двигателя и автомобиля в целом, и исполнительные устройства, осуществляющие требуемое регулирование. Блок управления использует данные, поступающие с датчиков для определения состояния автомобиля и двигателя. Этот процесс выполняется с очень высокой частотой (с периодом в несколько миллисекунд для обеспечения регулирования в режиме реального времени). Во входных цепях происходит подавление помех и преобразование сигналов в электрическое напряжение с использованием единой унифицированной шкалы. Аналого-цифровой преобразователь затем преобразует отфильтрованные сигналы в цифровую форму. Другие сигналы принимаются через цифровые интерфейсы (например, шины CAN, FlexRay) или через интерфейсы широтно-импульсной модуляции (ШИМ).
Основным устройством блока управления двигателя является микропроцессор с программной памятью (например, флэш-ППЗУ), в которой хранятся все алгоритмы управления, т.е. алгоритмы математических вычислений, выполняемых в соответствии со специальными программами, и данные (параметры, характеристики, карты программ). Входные переменные, полученные в результате обработки сигналов датчиков, оказывают влияние на алгоритмы вычислений и, следовательно, на выходные сигналы, поступающие на исполнительные устройства. Исходя из этих входных сигналов, микропроцессор определяет требуемые реакции на команды водителя и вычисляет, например, необходимый крутящий момент, величину заряда топлива, поступающего в цилиндры, момент зажигания и подает соответствующие выходные сигналы на исполнительные устройства (например, системы контроля выделения паров топлива, турбокомпрессор и систему подачи дополнительного воздуха).
Сигналы низкого уровня, выходящие из микропроцессора, посредством задающего каскада усилителя мощности преобразуются в сигналы тех мощностей, которые требуются различным исполнительным устройствам.
Еще одной важной функцией системы Motronic является мониторинг работоспособности всех систем с использованием системы бортовой диагностики (OBD). В целях выполнения дополнительных требований, предъявляемых к системе Motronic нормативными положениями, примерно половины вычислительной мощности системы Motronic расходуется на выполнение задач, связанных с диагностикой
Распиновка ЭБУ Микас 11 ет евро 3
1 | Не используется |
2 | Зажигание 2-3. Управление первичной обмоткой катушки зажигания, акт. уровень низкий. |
3 | Масса цепи зажигания |
4 | Не используется |
5 | Зажигание 1-4. Управление первичной обмоткой катушки зажигания, акт. уровень низкий. |
6 | Форсунка 2. Активный уровень низкий |
7 | Форсунка 3. Активный уровень низкий |
8 | Выход на тахометр. |
9 | Не используется |
10 | Не используется |
11 | Не используется |
12 | Вход +12В от АКБ |
13 | Вход сигнала с замка зажигания |
14 | Выход управления главным реле |
15 | Вход сигнала ДПКВ+ (контакт 2) |
16 | Вход сигнала ДПДЗ |
17 | Масса ДМРВ (контакт 2) |
18 | Вход — датчик кислорода |
19 | Вход — датчик детонации |
20 | Масса датчика детонации |
21 | Не используется |
22 | Не используется |
23 | Не используется |
24 | Не используется |
25 | Выход управления реле вентилятора 2 |
26 | Не используется |
27 | Выход управления форсункой 1 цилиндра |
28 | Выход управления РХХ (контакт 1) |
29 | Выход управления РХХ (контакт 3) |
30 | Не используется |
31 | Лампа СЕ, акт. уровень низкий |
32 | Питание ДПДЗ |
33 | Питание ДНД (контакт 1) |
34 | Вход сигнала ДПКВ (контакт 1) |
35 | Масса ДНД (контакт 2) |
36 | Масса ДПДЗ |
37 | Вход сигнала с ДМРВ (контакт 5) |
38 | Не используется |
39 | Вход сигнала с ДТОЖ (контакт 1) |
40 | Вход сигнала с датчика температуры впускного воздуха (контакт 1) |
41 | Не используется |
42 | Вход сигнала ДНД (контакт 3) |
43 | Не используется |
44 | Вход +12В от главного реле |
45 | Выход питания иммобилизатора |
46 | Выход управления клапаном продувки адсорбера |
47 | Выход управления форсункой 4 цилиндра |
48 | Выход управления нагревателем датчика кислорода |
49 | Не используется |
50 | Не используется |
51 | Масса контроллера |
52 | Иммобилизатор |
53 | Масса контроллера |
54 | Не используется |
55 | Не используется |
56 | Не используется |
57 | Не используется |
58 | Не используется |
59 | Датчик скорости |
60 | Не используется |
61 | Масса выходных каскадов |
62 | Не используется |
63 | Не используется |
64 | Не используется |
65 | Не используется |
66 | Не используется |
67 | Не используется |
68 | Выход управления реле вентилятора 1 |
69 | Выход управления реле кондиционера |
70 | Выход управления реле электробензонасоса |
71 | K-Line |
72 | Не используется |
73 | Не используется |
74 | Не используется |
75 | Вход запроса на включение кондиционера |
76 | Не используется |
77 | Не используется |
78 | Не используется |
79 | Вход сигнала датчика фаз |
80 | Масса выходных каскадов |
81 | Не используется |
Система смазки двс ЗМЗ-405 — комплектующие детали
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Система смазки двигателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь комбинированная – под давлением и разбрызгиванием.
Давление в системе создает масляный насос шестеренчатого типа, расположенный внутри поддона картера. Редукционный клапан насоса плунжерного типа, отрегулирован на заводе.
Рис.5 – Схема системы смазки двигателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь
Ведомая шестерня напрессована на полый валик привода масляного насоса двс ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь, вращающийся в расточках блока цилиндров.
В верхнюю часть отверстия ведомой шестерни запрессована втулка, в отверстие которой вставлен шестиганник. Своим нижним концом шестигранник входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса. Сверху привод масляного насоса закрыт крышкой, прикрепленной через прокладку четырьмя болтами к блоку цилиндров. При вращении ведомая шестерня своим торцем прижимается к крышке привода. Насос через приемный патрубок забирает масло из поддона картера и по каналу в блоке цилиндров подводит его к масляному фильтру. Масляный фильтр двигателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь – полнопоточный, неразборный, снабжен перепускным и противодренажным клапанами. После фильтра масло поступает в главную масляную магистраль (продольный канал) блока цилиндров, оттуда, по каналам в блоке – к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам промежуточного вала, верхнему подшипнику валика привода масляного насоса, к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов. От коренных подшипников масло через каналы коленчатого вала поступает к шатунным подшипникам и от них, через отверстия в шатунах – к поршневым пальцам и разбрызгиванием на днища поршней. От верхнего подшипника валика привода масляного насоса ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь масло через поперечные сверления и полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и торцевой поверхности ведомой шестерни привода. Шестерни привода насоса смазываются струей масла через калиброванное сверление (диаметром 2 мм), выходящее в канал главной масляной магистрали.
Рис.6 – Масляный фильтр двс ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь
Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки блока цилиндров, масло попадает на на цепи и звездочки привода распределительных валов.
В системе смазки двигателя для охлаждения масла применяется масляный радиатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения.
Рис.7 – Термоклапан двигателя ЗМЗ-405 автомобилей ГАЗ-3302 Газель Бизнес, ГАЗ-2752 Соболь
Замена масляного фильтра двигателя ЗМЗ-405
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- Блок цилиндров и головка двигателей Тойота 3S-FE, 3S-GE
- ГРМ Тойота 3S-FE, 3S-GE
- Топливная система Тойота 3S-FE, 3S-GE
- Двигатели toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE и их компоненты
- Блок управления и датчики двигателя toyota 1AZ-FE и 2AZ-FE
- Поршни, шатуны и коленвал 4A-FE, 5A-FE, 4A-GE, 7A-FE
- Проверка и регулировки двигателей Toyota 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE и 4A-GE
- Разборка и сборка блока цилиндра Тойота 4A-GE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Ремень привода ГРМ Toyota 4A-GE
- Ремень привода ГРМ Тойота 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE
- Система впрыска топлива 4A-FE, 4A-GE, 5A-FE и 7A-FE
- Замена цепи привода ГРМ Тойота 1ZZ-FE
- Блок и головка цилиндров 1ZZ-FE
- Замена ремня привода ГРМ Тойота 1G-FE
- Проверка и регулировка зазоров в клапанах двигателя 1JZ-GE/2JZ-GE
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
- Двигатель ЗМЗ-409
- Двигатель ЗМЗ-406
- Двигатель ЗМЗ-405
- Двигатель ЗМЗ-402
Особенности конструкции
Изначально в двигатель ЗМЗ 405 вошли следующие перспективные технические для 2000 года решения:
- распределенный впрыск внутрь каналов ГБЦ;
- рядная схема двигателя с двумя валами ГРМ для 4 клапанов в каждом цилиндре;
- закрытая схема вентиляции с вакуумом внутри картера;
- обновленное навесное в виде двухклапанного термостата, терморезестивного датчика ОЖ, индукционного синхронизатора, датчика Холла и магниторезестивного дроссельного модуля;
Конструкция блока цилиндров
ГБЦ ЗМЗ 405
Шатуны кованные, вкладыши подшипников коленвала сталеалюминиевые, демпферный шкив обрезиненный для гашения вредных вибраций.
Функции электрических систем автомобиля
Схема проводки Газель 405 с двигателем семейства ЗМЗ
В любом современном автомобиле электропроводка служит для передачи сигналов к исполнительным устройствам и электронным компонентам. Соответственно, что в зависимости от функциональности транспортного средства и его технических особенностей, электропроводка имеет свои уникальные особенности.
Например, схема проводки на Газель разных модификаций отличается из-за разного расположения тех или иных электронных компонентов в автомобиле, вызванного использованием разных систем:
- Карбюраторные версии силового агрегата предусматривают свою собственную независимую систему зажигания;
- В инжекторных версиях моторов система зажигания функционирует совместно с системой впрыска топлива.
Инжекторный двигатель ЗМЗ-405.22
Виды силовых агрегатов
Горьковский автозавод, освоивший выпуск автомобилей «Газель», которые впервые вывел на автомобильный рынок в 1994 году, вначале имел двух поставщиков силовых агрегатов:
- Ульяновский моторный завод поставлял силовые агрегаты семейства УМЗ (карбюраторные);
- Заволжский моторный завод, поставлявший семейство карбюраторных и инжекторных двигателей ЗМЗ.
Это особенность отечественного автопрома, которая заключалась в унификации линейки бензиновых силовых агрегатов для Газели с легковыми автомобилями Волга производства завода ГАЗ и внедорожниками УАЗ Ульяновского автозавода, на протяжении всего времени их производства, однако схема проводки была переработана под грузовую версию.
Автомобили с такими двигателями получили в среде автомобилистов собственные имена – Газель 421 (от двигателя УМЗ-4216), Газель 405 (от двигателей семейства ЗМЗ-40522.10 и 40524) и другие.
Соответственно, что разные системы управления работой двигателя требовали иной системы электропроводки:
- Инжекторные силовые агрегаты как более требовательные к системе воспламенения горючей смеси, наделены компонентами электронного зажигания, системой управления впрыском топлива, работоспособность которых зависит от качества топлива;
- Карбюраторные версии двигателя более традиционны, однако имеют свои конструктивные особенности, соответственно, электропроводка газели в моторном отсеке выполнена несколько иначе.
В 2001 году в списке модификаций появилась дизельная версия мотора семейства Горьковского автозавода (ГАЗ), которая стала предлагаться для комплектации автомобиля.
На такую Газель электропроводка также требовалась с видоизмененными характеристиками (более мощные стартер, генератор и АКБ).
Экологические требования
Приступив к выпуску автомобиля Газель, автопроизводитель использовал имеющиеся наработки схем электропроводки, в частности двигатель ЗМЗ 402, которым комплектовались автомобили семейства Волга. Естественно, что о соответствии экологическим нормативам в те годы речи не шло.
Экологический стандарт Евро 2, который появился в странах Западной Европы в 1995 году, и регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах, постепенно вынуждал и отечественных автопроизводителей видоизменять конфигурацию силовых агрегатов:
- Модернизация имеющихся двигателей внутреннего сгорания путем установки электронного впрыска топлива (инжекторная система);
- Выпуск многоклапанных двигателей (16 вместо 8-ми) позволил оснастить силовой агрегат более современной электронной системой зажигания и питания.
Модификации силовых агрегатов на Газель и их соответствие экологическим нормативам за все годы выпуска
Дополнительные меры, предпринимаемые на законодательном уровне в виде введения сертификационных требований, способствовали появлению у семейства Газелей новых силовых агрегатов, соответствующих нормам Евро-3. С 2008 года ними стали:
- ЗМЗ-40524.10;
- УМЗ-4216.
Соответственно, что и проводка на Газель 405 двигатель которой соответствовал нормам Евро-3, также как и 421-й мотор, была основательно переработана с учетом возросшей функциональности и технических особенностей работы силовых агрегатов.
Проблемы и распространенные неисправности
Силовые агрегаты серии 409 имеют ресурс до капитального ремонта в пределах 200-300 тыс. км (зависит от условий эксплуатации). Однако возникают ситуации, при которых мотор не заводится или работает некорректно. Причиной поломки является преждевременный износ деталей или неправильная эксплуатация силового агрегата и автомобиля. Владелец в силах исправить только механические поломки, для определения неисправных электронных компонентов требуется диагностическое оборудование.
Мотор не заводится
Причиной отсутствия вспышек в цилиндрах является падение давления в топливной магистрали, поломка компонентов системы зажигания или неисправность контроллера. Проверка выполняется диагностическим сканером, при отсутствии оборудования возможно только проконтролировать подачу бензина насосом и визуально оценить состояние свечей. Следует учитывать, что насос может подавать бензин к рампе, но давление в магистрали недостаточное для распыления горючего через форсунки.
Падение мощности мотора
При внезапном снижении мощности силового агрегата (не связанном с повышенной загрузкой машины) следует проверить:
- состояние воздушного фильтра;
- работоспособность дроссельного узла и сопутствующих датчиков (диагностическим прибором);
- нет ли перебоев в работе системы зажигания и подачи топлива (на панели приборов включится значок Check Engine);
- не прогорают ли прокладки под головкой блока цилиндров;
- не падает ли степень сжатия из-за износа поршневых колец или гильз.
Двигатель внезапно глохнет или работает нестабильно
Внезапные остановки мотора указывают на засорение или поломку форсунок. На машинах сборки до 2008 г. использовался датчик холостого хода. В таких автомобилях при поломке или некорректной работе устройства мотор может самопроизвольно выключаться. После 2008 г. от датчика отказались, холостой ход обеспечивается электронным блоком управления.
Низкое давление в масляной магистрали
Причины падения давления масла в двигателях ЗМЗ 409:
- Ошибочный выбор смазывающего вещества, залитого в картер двигателя.
- Попадание в картер бензина из-за повышенной производительности форсунок или поломки свечи зажигания в одном или нескольких цилиндрах. Дефект может возникнуть и при пробое прокладки под головкой, охлаждающая жидкость попадает в картер и снижает эффективность работы системы смазки.
- Проблемы с масляным насосом или редукционным клапаном.
- Поломка клапана в масляном фильтре.
- Появление вмятины на поддоне картера, что приводит к затрудненной подаче масла к приемной трубке помпы.
- Износ коренных и шатунных шеек.
- Засорение масляных каналов отложениями, которые приводят к падению пропускной способности системы смазки.
Стук коленвальных подшипников
При износе вкладышей опор коленчатого вала появляется звонкий металлический стук, частота увеличивается по мере наращивания оборотов. Одновременно на панели приборов может мигать или гореть лампа аварийно низкого давления масла. Дальнейшая эксплуатация двигателя запрещена, поскольку возможно необратимое разрушение блока цилиндров (например, из-за обрыва шатуна).
Стук из блока поршней
Стук из блока цилиндров, прослушиваемый на холостом ходу или под нагрузкой, указывает на увеличение зазора между поршнем и гильзой из-за износа трущихся поверхностей. Дальнейшая эксплуатация мотора приводит к интенсивному износу и повышенному расходу масла и топлива. Возможно разрушение колец и перемычек между канавками на поршнях, попавшие в картер обломки вызывают повреждение коренных опор и шеек коленчатого вала.
Вибрация мотора
Повышенные вибрации мотора являются следствием разрушения опор. Элементы кривошипно-шатунного механизма проходят балансировку в заводских условиях, самопроизвольного нарушения баланса при эксплуатации невозможно. Подергивания двигателя могут возникнуть из-за перебоев в системах подачи топлива и зажигания (сопровождаются миганием или включением лампы Check Engine).
Перегрев двигателя
Повышение температуры двигателя происходит в результате течи охлаждающей жидкости через поврежденные патрубки или в зазор между головкой блока цилиндров и прокладкой. Дефект возникает при засорении сот радиатора грязью после преодоления глубоких луж в лесу или поле. Возможен рост температуры при некорректной работе вискомуфты вентилятора или длительном движении с малой скоростью на повышенных оборотах.
Перегрев двигателя возникает при засорении сот радиатора грязью после преодоления глубоких луж в лесу.